Внеклассное мероприятие по экологии с презентацией. Конференция для младших школьников "Живые барометры"
Конференция «Живые барометры» для учащихся начальной школы
в рамках областного педагогического проекта «Формирование экологического мировоззрения учащихся путем изучения истории взаимоотношений человека с природой»Автор сценарной разработки: педагог дополнительного образования Ясенецкая Светлана Вадимовна.
Цель: знакомство с растениями и животными, с помощью которых можно предсказывать изменения погоды.
Задачи:
Обучающая – научить учащихся предсказывать погоду, наблюдая за животными и растениями.
Развивающая – познакомить с профессиями людей, которые занимаются изучением погоды.
Воспитывающая - воспитывать любовь к окружающему миру.
Форма организации мероприятия: конференция
Методы обучения: словесный, наглядный, игровой.
Материально-техническое обеспечение мероприятия: мультимедийная установка, презентация «Живые барометры», подборки загадок о природных явлениях, животных и растениях, иллюстрации по теме.
План мероприятия
1. Вступительное слово педагога
2. Конференция «Живые барометры»
3. Загадки про животных и растениях -синоптики
4. Заключительное слово педагога
Ход мероприятия
1. Вступительное слово педагогаПедагог:
-Здравствуйте ребята! Сегодня мы собрались с Вами, чтобы поговорить о погоде. Мы часто слышим такие слова - «погода», «синоптики», «гидрометцентр», но часто не понимаем, о чем идет речь. Сегодня я и учащиеся объединения по интересам «Экологический туризм: следопыты» расскажут вам о погоде и о том, как несложно предсказать ее изменения, используя лишь свои наблюдательные способности.
Педагог:
- Сейчас давайте попробуем отгадать загадки.
(Отгадки записываются на доске)
Летит по небу —
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча)
Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает? (Дождь)
Он с утра уже метет,
Бьется в окна спаленки.
Ваня погулять идет –
Надевает валенки. (Снег)
Он спустился утром рано,
Белый-белый и густой.
Воздух вымазал сметаной.
Отгадай, кто он такой. (Туман)
Страшно выйти на крылечко –
Он сегодня просто лют.
Льдом сковал и нашу речку,
И большой соседний пруд.
А теперь задам вопрос –
Кто зимой нам щиплет нос? (Мороз)
Летний гость все раскалил,
Стал асфальт, как печка.
"Ох, скорей бы дождь полил!" –
Просит наша речка.
"Сохнуть я уже устала,
Из-за гостя мельче стала!" (Зной)
С крыши льет, как из ведра,
Но не дождик это.
Уходи, зима, пора!
Ждем весну и лето!
Мне ответит и малыш -
Что же в марте льется с крыш? (Капель)
С зимним ветром прилетела
И снежинки завертела.
Закружилась каруселью
Белая особа.
И машину еле-еле
Видно из сугроба. (Метель, вьюга, пурга)
Ох, сегодня очень скользко!
Поскользнулся бедный Колька!
И барахтался на льду
У девчонок на виду.
Чтоб никто не падал с ног,
Сыпят дворники песок. (Гололед)
Град она крупой бросает,
И грохочет, и гремит,
Снопы молний выпускает,
Словно в небе динамит. (Гроза)
Он на лужах, посмотри,
Выдувает пузыри.
Хочет, чтобы я и ты
Не забыли про зонты. (Дождь)
Он усилился сегодня,
Начался - вчера.
Очень белый, новогодний
Облик у двора. (Снегопад)
Сад в июле припорошен
Белым крошевом горошин.
Все горошки изо льда.
Кто забросил их сюда? (Град)
Он вчера совсем не дул,
Флигель даже отдохнул.
А теперь он просто шквал!
Как бы флигель не сломал! (Ветер)
Он в любое время года
Может предсказать погоду.
Зонтик брать или не брать?
Нужно ль шапку надевать?
Круглый год, зимой и летом,
Слушайте его советы! (Метеоролог, синоптик)
Это важный показатель,
Градусник - ее приятель.
Если жарко - высока,
А в мороз она низка. (Температура)
Ты повесь его снаружи -
И узнаешь, зной иль стужа.
Тонкий столбик спиртовой
В нем гуляет, как живой. (Термометр)
Меряет его прибор,
Родственник термометра.
Людям служит с давних пор
Стрелочка барометра.
Если низкое оно,
То стучится дождь в окно.
Если вверх оно идет,
То дождя никто не ждет. (Атмосферное давление)
- Каким, словом можно объединить все слова написанные на доске?
Ответы ребят.
Педагог:
- Погода - это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.
Каждый из нас периодически сталкивается с проблемой необходимости точного прогноза погоды. Ребята, расскажите, как мы узнаем, какая будет погода?
Ответы ребят.
Педагог:
-Обычно мы слушаем прогноз погоды. Прогнозирование погоды интересует всех людей. И в наше время, когда большинство населения живет в городах, зависимость людей от погоды только увеличивается. Даже незначительное изменение погоды влияет на самочувствие многих людей.
Первыми предсказателями об изменениях погоды были знахари, шаманы, колдуны и жрецы – люди талантливые и наблюдательные.
Считается, что философ Аристотель был основоположником научного прогнозирования. Изобретение в 17 веке барометра дало новый толчок в более точных научных обоснованиях будущей погоды.
Профессиональные «предсказатели» погоды – это специалисты, исследователи атмосферных явлений, выпускники вузов по специализации «Метеорология». Специалистов, которые занимаются прогнозированием погоды, называют метеорологами и синоптиками.
В чём разница между метеорологом и синоптиком? Дело в том, что внутри метеорологической специальности есть множество специализаций: синоптическая, аэрологическая, морская метеорология, авиационная, спутниковая, метеорологического приборостроения и др. По сути, синоптик – это метеоролог, который занимается анализом полученных данных и составлением прогнозов погоды.
Наблюдая за животными и растениями тоже можно составить достаточно достоверный прогноз погоды.
В древности люди узнавали об изменениях погоды по определённому поведению растений и животных, солнцу, звездам, облакам, направлению ветра и т.д.
Ребята, скажите, как называют ученых занимающихся изучением животных и растений?
Ответы ребят.
Педагог.
Правильно. Животных изучают зоологи, а растения – ботаники.
Знаете ли вы, что погоду предсказывают около 400 растений и 600 животных? Растения и животные в процессе развития выработали множество приспособлений, в том числе и таких, которые могут служить сигналами о предстоящем изменении погоды. Многие люди и сегодня пользуются наблюдениями, чтобы узнать какая будет погода.
Например:
Перед дождем закрываются цветки у белой кувшинки.
Сильно стрекочут кузнечики - в ближайшие сутки хорошая погода.
2. Конференция «Живые барометры»
Педагог.
Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми растениями и животными и узнаем, как по ним можно предсказать погоду.
Учащиеся объединения по интересам «Экологический туризм: следопыты» будут выступать в роли ученых.
Губчик Ольга - Синоптик
Сумар Ангелина – Метеоролог
Грицкевич Дарья – Зоолог
Клещукевич Полина – Ботаник
Педагог.
Слово предоставляется синоптику.
2.1 Выступление синоптика
Здравствуйте! Я очень давно наблюдаю за животными, в особенности за их реакцией на изменение погоды. И сегодня я поделюсь с вами своими наблюдениями.
Посмотрите, это улей.
Демонстрируется иллюстрация улья.
В нем живут трудолюбивые пчелы. Пчелы — верные предсказатели погоды. Утром, перед дождем, они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, значит, будет хороший день.
Демонстрируется иллюстрация бабочки-крапивницы.
Узнаете это насекомое? Это бабочка-крапивница. Она очень точно предсказывает дождь. Днем перед дождем бабочка начинает готовиться к ночлегу — прикрепляется к потолку сарая, свесив крылья.
Вы когда-нибудь наблюдали за муравьями?
Ответы учащихся
Демонстрируется иллюстрация муравейника
Синоптик:
-Муравьи перед дождем или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник: ведь если вода попадет в него, муравьи погибнут.
Ребята, а кто плетет тонкое кружево в лесу?
Ответ учащихся:
-Пауки.
Демонстрируется изображение пауков и паутины.
Синоптик:
-Оказывается, пауки — тоже синоптики, особенно крестовик и домашний паучок. Если пауки появляются ранним утром, значит, приближается ненастье: они боятся сырости, а перед ненастьем росы нет. В жаркий полдень, боясь зноя, пауки предпочитают «отсиживаться дома». Если же паук появился в жару, значит, он запасается кормом, следовательно, смело можно предсказывать грозу. Наблюдая за поведением паука, сложились такие народные приметы:
Паук усиленно плетет сети — к сухой погоде.
Паук забился в угол — к ветру.
Синоптик:
-Рыбаки предсказывают погоду наблюдая за клевом рыбы. Оказывается, в засуху перед дождем рыба в водоемах перестает клевать.
Вы знаете, кто это?
Демонстрирует иллюстрация пиявок
Ответы ребят.
Синоптик:
-Пиявки издавна используются в медицине, облегчая страдания людей, помогая снижать давление. Умеют пиявки и предсказывать погоду. Их помещают в стеклянную банку, заполненную водой, с песком на дне. В ясную погоду пиявки спокойно лежат на дне, перед дождем держатся у стенок банки, чуть высунувшись из воды, а беспокойное и быстрое плавание пиявок предвещает сильный ветер. Особенно тревожно ведут себя пиявки перед грозой.
Педагог:
-А сейчас своими наблюдениями поделится зоолог – человек, изучающий животных.
3.2. Выступление зоолога
Зоолог:
-Наши домашние любимцы – кошки и собаки – тоже отличные синоптики. Приходилось ли вам наблюдать за своей домашней кошкой?
Ответы ребят.
Педагог:
-Кошка предупреждает своих хозяев о трескучих морозах: она как бы заранее начинает мерзнуть - заберётся куда-нибудь повыше, свернется калачиком, прикроет мордочку лапой, а хвостом себя как бы обнимет.
Народные приметы:
Кошка крепко спит - к теплу и жаре.
Во время сна закрывает лапкой мордочку - к холоду.
Свертывается клубком - к морозу, при чём чем сильнее мороз – тем больше свертывается.
Лижет лапу, моется - к потеплению.
Точит когти о ножку стола - погода переменится.
Носится туда–сюда, как угорелый, и не находит себе места – к грозе и молниям.
Собаки тоже могут предсказывать погоду.
Охотники, лесники, сельские жители и вообще любители природы замечали, что:
Если зимней ночью звезды обвиты туманом, а пес кувыркается в снегу, — будет метель. И зачастую довольно продолжительная.
Собака сворачивается и лежит клубочком — к холоду.
Вытягивается на земле и лежит или спит, раскинув лапы, животом кверху — к теплу.
Летом собака качается по земле, много спит и мало ест — к дождю.
Если собака зимой залезает на мягкое кресло или диван, прячет нос между лапами, сворачивается калачиком и дремлет — ждите скорого похолодания.
Также известны случаи, когда домашние питомцы спасали своих хозяев от стихийных бедствий, таких как землетрясения, цунами, наводнения.
Случай из России - дворняга спасла от землетрясения сразу несколько семей, подкармливавших ее. Она так истошно выла под дверями домов, что люди были вынуждены выйти, и в это время стены обрушились.
1944 год. Италия. Последнее извержение Везувия произошло 80 лет назад, и никто не боится потухающего вулкана. Двое стариков спокойно спали в своем доме, и только их кот Тото не мог угомониться. Он не ел и не хотел оставаться в доме. Ночью он начал царапать хозяину лицо. Жена уговорила мужа уйти из дома, воспринимая как знак судьбы поведение кота. В конце концов, тот согласился. Старики погрузили на тележку самое необходимое, взяли кота и пошли к сестре жены, которая жила в недоступном для лавы месте. Через час Везувий взорвался, их дом снесло потоком лавы.
Педагог:
-Слово предоставляется ботанику.
Выступление ботаника
Ботаник:
-А я давно наблюдаю за растениями и могу с уверенностью сказать, что и они тоже могут предсказывать погоду.
Отгадайте загадку: о каком растении идет речь?
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый,
Потом померк, потух
И превратился в пух.
На нем платок пуховый,
Всегда слететь готовый. (Одуванчик)
Ответы ребят.
Ботаник:
А сейчас послушайте сказку
Сказка А. Лопатина «Отзывчивый одуванчик».
Проснулось утром солнышко, посмотрело на луг и засверкало: «Здравствуйте, цветы!» Цветы подняли головки навстречу свету, а бутон одуванчика звонко крикнул в ответ:
- Здравствуй, прекрасное солнышко!
- Спасибо за добрые слова, - ответило солнышко и бросило бутону сноп золотых лучей.
Превратился сноп одуванчика в маленькое солнышко.
Тут пришла на луг старушка и нарвала целую корзину листьев одуванчика.
- Бедный ты, все листочки у тебя оборвали, - пожалели его цветы.
- Я рад помочь бабушке, - засмеялся одуванчик. – Она мои листья замочит в солёной воде, чтобы горечь из них убрать, и целебный салат сделает.
- Как же ты без листьев будешь жить?- спросили цветы.
- В моём толстом и длинном корне столько питательных сил прячется, что новые листья очень быстро вырастут, - спокойно ответил одуванчик.
Прибежала на луг девочка, села в траву рядом с одуванчиком и заплакала.
- Не плачь, пожалуйста, - попросил одуванчик. – Слёзки твои как дождик. Я с солнышком дружу, а от дождика сразу головки свои закрываю.
- Мальчишки меня из-за веснушек конопатой обозвали, - всхлипнула девочка.
- Глупые они, не понимают, что веснушки – это солнышка подарки, - засмеялся одуванчик. – Сорви мои цветы и сплети из них золотой венок.
Успокоилась девочка, сплела венок из золотистых одуванчиков. Мальчишки, как увидели её с золотой короной на голове, от удивления рты раскрыли и обо всех дразнилках позабыли.
- Неужели тебе не жалко своих золотых головок?- удивились цветы.
- Не волнуйтесь, другие вырастут, - сказал одуванчик.
Вскоре у одуванчика выросли новые цветы, и он каждый день угощал своей вкусной пыльцой пчёлок. К середине лета головки одуванчика превратились в белые пушистые шарики. Видишь, ты весь свой золотой цвет истратил! – сказали одуванчику цветы.
Одуванчик ничего не ответил, потому что в этот момент рассматривал котёнка, в траве. Малыш побежал за бабочкой и заблудился. Пожалел одуванчик котёнка и попросил:
- Ветерок, дунь на мои пушинки, чтобы полетели они в ту сторону, где котёнок живёт.
Дунул ветерок, полетели пушинки. Котёнок помчался за ними и вскоре увидел свой дом. - Легкомысленный этот одуванчик: все свои головки потерял, - заметили цветы.
- Не легкомысленный он, а отзывчивый, - объяснило плывшее мимо облачко. – И не потерял он головки, а рассеял семена, чтобы доброго золотого цвета на земле больше стало.
Ботаник:
-Ребята, а как одуванчики реагируют на дождь?
Ответ учащихся:
Ботаник:
-Поникает перед дождем мальва, сгибает стебелек фиалка, наклоняется и опускает листья клевер. Акация и жимолость за 15—20 часов до дождя усиленно выделяют нектар.
А есть растения, которые перед дождем «плачут» — выделяют лишнюю влагу. К таким растениям относится клен, который предсказывает сильное ненастье за трое-четверо суток. «Льют слезы» при хорошей погоде овес, пшеница.
Педагог:
-Слово метеорологу.
Выступление метеоролога
Метеоролог:
-О каком растении идет речь?
Демонстрируется слайд с изображением различных цветов, среди которых учащиеся должны выбрать подходящее под описание растение
Встретить его можно на пустырях и лугах, по берегам рек, среди кустарников, близ изгородей. Растение опушено жесткими волосками, стебель у него твердый, как у кустарника, цветки похожи на стайку голубых мотыльков, которая присела отдохнуть в зеленом кустарнике.
Ответы учащихся
Метеоролог:
Это цикорий. Цветки его раскрываются рано утром, а после полудня смыкают лепестки и к 15 часам полностью закрываются. Цикорий — лекарственное растение, а порошок из его корневищ добавляют в кофейные напитки.
Нельзя не любоваться красотой белой кувшинки. В народе ее ошибочно называют лилией. Все красиво в ней — круглые, как блюдца, листья и белоснежные цветки. Это растение стало редким и занесено в Красную книгу, поэтому рвать ее нельзя. Без воды оно быстро увядает.
Цветок белой кувшинки - своеобразная метеостанция. Белая кувшинка весной распускает на поверхности воды зеленый лист - заморозкам пришел конец. Цветки раскрываются около 7-8 ч и закрываются в 17-18 ч - к ясной погоде.
Бывает, что лилия опаздывает с выходом на поверхность. Начало девятого, а она едва-едва поднимается над водой. Значит, во второй половине дня будет дождь. А уж если вовсе не поднялась из воды, возвращайтесь-ка лучше домой: будет затяжной ливень либо наступит похолодание.
Цветки собирают свои белые лепестки вместе, полузакрыты или полностью закрываются среди дня - близок дождь. Цветки закрываются, уходят под воду и на поверхности водоема их не видно - к ненастью. Цветки не появляются из воды - к ненастью с продолжительными дождями.
По листьям этого растения можно составить долговременный прогноз: если они весной густо укрыли поверхность воды, - заморозков уже не будет.
3. Игра «Животные и растения-живые барометры»
Педагог:
-Ребята, а сейчас я предлагаю познакомиться с другими живыми –барометрами. Я буду вам загадывать загадки, а вы поднимать руки и говорить ответ.
1. Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На стволе золотом.
(Колос)
В пасмурную погоду колоски обвисают.
2. Стоит дуб, полон круп,
Пятачком покрыт.
(Мак)
Цветки мака закрываются перед дождем
3. Хоть я не молоток —
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел)
Если дятел облюбует деревянную изгородь, лето будет богатым на червяков.
4. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)
Если слышится галдеж воробьиной стаи, чириканье воробьев на деревьях, то это верный признак длительной хорошей погоды.
5. Летит – воет,
Сядет – землю роет.
(Жук)
В предгрозовую погоду жуков не увидишь. Они прячутся, пережидая ненастье в укромных уголках.
6. Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.
Кто его убьёт,
Тот кровь свою прольёт.
(Комар)
Если комары сильно докучают человеку или роем кружатся над домашними животными, то вероятность появления дождя довольно велика.
7. Спереди шильце,
Сзади вильце,
Снизу полотенце.
(Ласточка)
Ласточки низко летают перед дождем.
8. Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
( Картошка)
Перед наступлением ненастной погоды цветоножки картофеля наклоняются, и цветки поникают.
9. В одежде богатой,
А сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видит он солнца.
(Крот)
Крот делает высокую кучу или выход из-под земли - к дождю.
10. Эта птица всем знакома -
Важно ходит возле дома
Кар-Кар-Кар вдруг закричит,
И спокойно улетит.
Очень хитрая персона,
А зовут её (Ворона)
Вороны играют воздухе к ясной погоде.
5. Заключительное слово педагога.
Педагог:
-Ребята, сегодня вы узнали много нового о живых барометрах. Конечно, мы не призываем вас заводить в качестве домашнего синоптика паука, курицу или корову, а предлагаем быть ближе к природе и учиться распознавать ее подсказки. Так собираясь утром в школу, обратите внимание на поведение вашей кошки или собаки, а пробегая по улице, бросьте взгляд на птиц и вдохните аромат цветов.
А сейчас игра. Я буду произносить фразу, если вы со мной согласны, вы должны хором сказать «Мы не спорим!», а если не согласны «Спорим – спорим!»
Осенью идут дожди. (Мы не спорим!)
Ждёт зима нас впереди. (Мы не спорим!)
Ландыш белый расцветает. (Спорим – спорим!)
Яблоки в саду поспели. (Спорим – спорим!)
В роще соловьи запели. (Спорим – спорим!)
Дни становятся длиннее. (Спорим – спорим!)
Скоро будет холоднее. (Мы не спорим!)
Лужи стали замерзать. (Мы не спорим!)
Птицы стали улетать. (Мы не спорим!)
Без конфет нам трудно очень. (Мы не спорим!)
Скоро осень, между прочим. (Спорим – спорим!)
Обману я вас сейчас. (Спорим – спорим!)
Педагог:
До новых встреч!
Презентация на тему: Конференция «Живые барометры»
Рекомендуем посмотреть:
Экологическая кругосветка в начальной школе. Сценарий Рассказы для учащихся начальной школы. Берегите природу Экологический семейный проект в начальной школе с презентацией Экологический проект с презентацией, 1 класс. Красная книга Тверской областиПохожие статьи:
Внеклассное мероприятие по экологии, 2 класс. Сценарий
Экологические игры для младших школьников
Конспект внеклассного занятия на тему Осень, 1 класс
Участник №3 творческого конкурса «Кладовая природы» с 3 марта по 3 июня 2017 года
← Внеклассное мероприятие для школьников 5 класса. Цветок василёк | Экологическое исследование для учащихся с презентацией →
Автор: Светлана Вадимовна Ясенецкая
Опубликовано: 2822 дня назад (4 марта 2017)
Просмотров: 17945
Рубрика: Конференции
|
+69↑ Голосов: 69 |
Комментарии (66)
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|