Внеклассное мероприятие для школьников 5 класса. Цветок василёк
Внеклассное мероприятие для школьников: Творческая мастерская «Василек»
Описание. Издавна цветок василек является неофициальным символом нашей родины – Беларуси. Образ василька присутствует в белорусском орнаменте, воспет писателями и поэтами, изображение этого цветка присутствует на полотнах художников. Это необходимо донести до учащихся. Занятие, кроме теоретического материала, включает и практическую часть – изготовление открытки с изображением василька. Конспект занятия может быть полезен для классных руководителей 5 классов, учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования.
Цель занятия: способствовать изучению образа василька в творчестве белорусов.
Задачи:
Обучающая – способствовать расширению знаний учащихся о васильке, его символическом значении для белорусов.
Развивающая – способствовать развитию логического мышления и творческих способностей у учащихся.
Воспитывающая – способствовать воспитанию патриотизма, любви и уважения к родной культуре, к традициям и обычаям своего народа.
Специфика занятия: учебно-развивающее занятие.
Форма организации учебного занятия: индивидуально - групповое, практико-ориентированное занятие.
Методы обучения, используемые на учебном занятии:
- словесный метод (объяснение, беседа);
- наглядный метод (демонстрация иллюстраций);
- игровой (загадки о растениях, игровая программа «Верю - не верю», конкурс загадок «Вася-вася-василек»);
- практический (создание сюжетной композиции «Василек»).
Материально-техническое обеспечение учебного занятия: бумага, ручки, цветная бумага, иллюстрации василька, василькового орнамента, картин с изображением васильков, магнитная доска, магниты; мультимедийное оборудование, загадки о растениях, игровая программа «Верю - не верю», синквейн «Родная сторона».
План занятия
1. Организационный этап(5минут).
Приветствие. Сообщение темы, цели и задач занятия.
2. Ориентировочно-мотивационный этап (10 минут).
Конкурс загадок «Цветущие травы».
3.Операционно-познавательный этап (30 минут).
3.1. Мини-лекция «Образы василька».
3.2. Физкультминутка.
3.3. Игровая программа «Да - Нет».
3.5. Конкурс загадок «Вася-вася-василек».
4. Контрольно-коррекционный этап (40 минут).
4.1. Практическая работа «Сюжетная композиция «Василек».
4.2. Мини-выставка творческих работ учащихся «Василек».
5. Рефлексия.(5 минут)
5.1.Синквейн «Родная сторона»
Подведение итогов занятия.
Приветствие. Сообщение темы, цели и задач занятия.
2. Ориентировочно-мотивационный этап
Чтобы подвести учащихся к теме занятия, им предлагается отгадать загадки о растениях.
Конкурс загадок «Цветущие травы».
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето.
Коровам без неё - беда:
Она их главная еда.
(Трава)
Лист - трилистник, словно веер
Тонкий гибкий стебелёк,
Шапка красная - цветок
Сладкий в тех цветочках сок
Шмель летит за ним на …
(Клевер).
Хоть сил немного,
У дороги он торчит.
У него согнулись ноги,
Неприметен он на вид.
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его серёжки.
На земле лежат листки -
Маленькие лопушки.
Нам он - как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
(Подорожник)
Среди зелени травы,
Цветом неба ярким,
Голубеют те цветы,
А зовут их …
(Васильки)
Мне зелёный кипяток
Ноги голые обжёг.
У заборов он бывает,
Никогда не остывает.
(Крапива)
Травка та растёт на склонах
И на холмиках зелёных.
Запах крепок и душист,
А её душистый лист
Нам идёт на чай.
Что за травка, отгадай?
(Душица)
На полях среди пшеницы,
Как небесные осколки,
Нежно-синим цветом моря,
Распускаются цветы,
Поскорей их назови!
(Васильки)
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул лёгкий ветерок -
И остался стебелёк.
(Одуванчик)
Был тугим он кулачком,
А разжался - стал цветком.
(Бутон)
Запылало поле ярко,
Нежно-синими цветами,
Подскажи скорей дружок,
Как цветы те назывались?
(Василек)
Эй, звоночки,
Синий цвет, -
С язычком,
А звону нет!
(Колокольчик)
Как зовут меня, скажи:
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый?...
(Василек)
Стоят в поле сестрички -
Жёлтый глазок,
Белые реснички.
(Ромашка)
Педагог:
Скажите, а о каком растении загадки повторялись наиболее часто?
Учащиеся:
Василёк.
Педагог:
Верно, и на сегодняшнем занятии речь будет идти тоже о нем.
3.Операционно-познавательный этап.
3.1. Мини-лекция «Образы василька».
И среди колосьев ржи,
Где кружатся мотыльки,
Да кузнечики играют,
Взгляд приветливый бросают
Голубые васильки.
С. Дрожжин
Василек – солнцелюбивое, холодостойкое и засухоустойчивое растение. Существуют однолетние, двулетние и многолетние виды. Он принадлежит к роду травянистых растений семейства сложноцветных.
В Беларусь василек попал из Азии. Часто встречаются два вида васильков: луговой (с розовым цветком) и полевой (с синим цветком). Полевой василек считается сорняком. Произрастает среди посевов ржи, люцерны, пшеницы, овса и прочих пропашных культур и кормовых трав, иногда его можно встретить на склонах оврагов.
Василек знали с древних времен, об истории его происхождения существует несколько легенд. Вот одна из них. Красивую девушку полюбил король ужей, и она согласилась выйти за него замуж. Родственники не хотели отдавать ее за ужа, но пришлось это сделать. Уж забрал свою молодую жену на дно озера, где она жила в красивом хрустальном дворце и родила двоих детей: сына Василька и дочь Горпину. Через несколько лет жена попросила мужа-ужа отпустить ее повидаться с родными. Он согласился, только просил и ее, и детей ничего не рассказывать ни о нем, ни о том, каким путем они попадут в дом родителей. Обернулся он деревянным мостом, и жена с детьми в золотой карете выехала по нему из озера и прибыла домой. Ее отец попросил дочь прилечь отдохнуть, а сам вывел внуков в сад и стал расспрашивать их об отце. Василек помнил наказ отца и молчал, а Горпина проболталась о том, что отец, обернувшись мостом, до сих пор стоит над озером и ждет, когда они поедут обратно. Тогда дед взял топор, пошел к озеру, разрубил мост на куски, а сам вернулся назад, ничего не сказав ни дочери, ни внукам. Когда те сели в карету и приехали к берегу озера, то увидели, что моста нет, а вода вся красная от крови. Поняла тогда женщина, что отец убил ее мужа, и спросила детей, кто из них рассказал деду об отце. Когда она узнала, что это Горпина погубила отца, она повелела ей стать крапивой и причинять людям такую же боль, какую она причинила своей матери. А сына она обратила в цветок василек, сказав, что люди будут брать его для букетов и освящать в церкви.
Издавна мастера-ремесленники и рукодельницы использовали образ василька в своих ремеслах, а народные песни - воспевали красоту василька.
Очаровательная скромность синего цветка воодушевляла поэтов и художников всех времен. Такие мастера как Поль Гоген, Сальвадор Дали, Исаак Левитан, Константин Маковский писали с них натюрморты и «украшали» васильками портреты.
Васильки, васильки, васильки,
Словно юности нашей деньки…
Познаем мы мир большей частью через зрительные образы. Получаем и передаем информацию. Как передать послание, если нет ни сотового телефона, ни клочка бумаги (который быстро порвется и потеряется)? Древние славяне с помощью цветов передавали свои мысли и чувства.
В старину многие растения и животные служили людям оберегами. Одним из оберегов был полевой василек.
Василек - мужское начало. Одежду с его изображением носили только неженатые мужчины. В обережной вышивке этот цветок наделен способностью укреплять зрение человека, являлся олицетворением красоты, молодости, силы и здоровья.
Женщины вышивали полотенца для мужей, отцов и сыновей, идущих в дальний путь. Вышивка была и на одежде, и на поясах, которые ценились и носились повсеместно.
Считалось, что василек обладает особой магической силой и может защищать от злых духов, а еще умеет изгонять демонов. Он выступает сильным оберегом и может защитить от негативного воздействия окружающей среды, а также убережет от сглаза и порчи.
Этот цветок, растущий во ржи, еще и символ человека, который занят сельскохозяйственным трудом. Там, где в меру растет василек, - быть урожаю.
В народной медицине еще древние славяне использовал василек для лечения от змеиных укусов. И, правда, василек является замечательным противоядием от яда змеи. Промывания настоем васильков помогают в лечении воспаления глаз.
Всеми этими особыми свойствами обладает, казалось бы, обычный василек.
А теперь давайте посмотрим на василек как на символ нашей родины! Послушайте стихотворение, написанное Максимом Богдановичем.
Ад родных ніў, ад роднай хаты
У панскі двор дзеля красы
Яны, бяздольныя, узяты
Ткаць залатыя паясы.
І цягам доўгія часіны,
Дзявочыя забыўшы сны,
Свае шырокія тканіны
На лад персідскі ткуць яны.
А за сьцяной сьмяецца поле,
Зіяе неба з-за вакна —
І думкі мкнуцца міма волі
Туды, дзе расьцвіла вясна,
Дзе блішча збожжа ў яснай далі,
Сінеюць міла васількі,
Халодным срэбрам ззяюць хвалі
Між гор ліючайся ракі.
Цямнее край зубчаты бора...
І тчэ, забыўшыся, рука
Заміж персідскага узора
Цьвяток радзімы васілька.
Максим Богданович безупречно отобразил василек в своем творчестве, придав ему символическое значение. В стихотворении «Слуцкие ткачихи» василек отождествляется с далекой, прекрасной родиной.
Василек сливается с образами Родины, становится символом народного творчества. Васильки растут в поле, где работал крестьянин. Он видел этот красивый и нежный цветок и понимал, что не все в жизни измеряется материальными ценностями, а есть и культура, поэзия. Кстати, полевые васильки растут только на вспаханной земле.
Мы часто называем Беларусь синеокой, но не только из-за обилия озер на ее территории, но и за синий цветок, встречающийся во ржи, как синие глазки.
Некоторые поэты, восхвалявшие Беларусь в своих произведениях, брали себе псевдоним «Василек». Например, Михаил Костевич подписывался как Михась Василек.
У славян даже есть два праздника, связанных с васильками: «пошел колос на ниву» и «именинный сноп».
Первый отмечался при появлении колосьев на поле, второй проходил в конце лета перед сбором урожая. Что уж говорить о венках, которые были так популярны у славян!
Василек является символом родины не только в Беларуси.
В геральдике василек является символом преданности родной земле и встречается на гербах и в Прибалтике, и в Германии:
Герб города Кейла (Эстония)
3.2. Физкультминутка
Представьте, что вы на лугу и повторяйте движения за мной:
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
Молодцы!
3.3. Игровая программа «Да - Нет»
Педагог задает вопросы по пройденному материалу о васильке, учащиеся отвечают, подняв руку.
1. Верите ли вы, что название каких скромных полевых цветов – васильков - в переводе с греческого означает «царский» или «царственный»? (Да, васильки от «басилевс» — царский)
2. Верите ли вы, что имя белорусского писателя, писавшего под псевдонимом «Василек» Михаил Костевич? (Да, он подписывался как Михась Василек)
3. Верите ли вы, что автор этих строк М. Богданович
Цямнее край зубчаты бора...
І тчэ, забыўшыся, рука
Заміж персідскага узора
Цьвяток радзімы васілька? (Да, М.Богданович)
4. Верите ли вы, что речь идет о васильке «Цвета – неба голубого, Не встречал, ещё такого! Я цветка не стану рвать, Завтра встретимся опять!» (Да)
5. Верите ли вы, что василек наделяли такими магическими качествами, как защита от злых духов, изгнание демонов? (Да)
6. Верите ли вы, что василек является официальным символом нашего государства? (Нет)
7. Верите ли вы, что василек и аист – неофициальные символы Беларуси? (Да)
8. Верите ли вы, что согласно одной из легенд, в василек был превращен юноша с ярко-синими глазами и цветок назвали по имени юноши. (Да)
9. Верите ли вы, что на территории Беларуси насчитывается шесть областей? (Да, шесть областей: Минская, Витебская, Гомельская, Могилевская, Гродненская, Брестская)
10. Верите ли вы, что Полоцк – самый древний город Беларуси? (Да)
11. Верите ли вы, что Витебскую область называют озерным краем? (Да)
12. Верите ли вы, что горючее полезное ископаемое, образующееся на болотах, широко используемое в промышленности Беларуси в качестве топлива и в других целях называется торфом? (Да)
13. Верите ли вы, что самая высокая точка Беларуси - Дзержинская гора? (Да)
14. Верите ли вы, что первым городом Беларуси, где был выпущен первый трамвай был Витебск? (Да)
15. Верите ли вы, что василек называют северным шёлком, золотом Беларуси? (Нет, лён)
16. Верите ли вы, что аист символизирует счастье? (Да, аист – птица символ счастья)
17. Верите ли вы, что праздники «пошел колос на ниву» и «именинный сноп» связаны с гречихой? (Нет, с васильками)
3.4. Конкурс загадок «Вася-вася-василек».
Учащимся предлагается сочинить загадку о васильке. На сочинение дается 10 минут, затем загадки зачитываются, и определяется победитель лучшей загадки. Строки загадок не обязательно должны рифмоваться между собой, главное – признаки василька должны быть описаны таким образом, чтобы другие учащиеся смогли отгадать, о чем идет речь. Учащиеся могут использовать для своих загадок новый материал и свои знания.
Варианты загадок могут быть следующие:
1. Синенький цветочек растет среди полей, на тоненькой ножке, его образ сердцу нашему больше всех милей.
2. Это растение защищало от демонов и злых духов.
3. В творчестве Максима Богдановича это растение символизирует родину.
4. Контрольно-коррекционный этап.
1. Перед началом работы необходимо определиться, какого размера будет наша открытка. Предлагается сделать ее небольшой, размером 9х13 см. С помощью линейки и простого карандаша чертится на цветной бумаге зеленого цвета прямоугольник 9х13 см и вырезается. Это основа нашей открытки.
2. Далее на бумаге белого цвета обводится трафарет с контурами карты Беларуси.
Вырезается по контуру карта.
3. Получившаяся карта наклеивается на основу.
4. Затем берется бумага синего цвета и на ней обводятся шаблоны лепестков василька. Необходимо обвести 15 лепестков, расположив их на листе в форме трех цветков для удобства при вырезании.
5. Получившиеся цветочки вырезаются (с сохранением формы цветка)
и наклеиваются на открытку. Цветы размещаются внутри контура карты.
6. Обводятся и вырезаются по трафарету листочки для цветов из зеленой бумаги.
Листья наклеиваются на открытку.
Открытка готова.
Такую открытку можно подписать и кому-нибудь подарить.
4.2. Выставка творческих работ учащихся «Василек».
6. Рефлексия.(5 минут)
6. Синквейн «Родная сторона»
А сейчас у нас синквейн на тему «Родная сторона».
Синквейн – это короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.
В первой строке пишется существительное – тема синквейна, во второй – два прилагательных, характеризующих существительное, в третьей строчке – три глагола, в последней строчке – ещё одно существительное, с которым ассоциируется первое существительное. Например, лето – главное существительное. Вот что может получиться:
Лето
Красное, прекрасное
Цветут, растут, зеленеют
Цветок
Учащимся для синквейна дается семь существительных: Родина, мама, зубр, береза, ромашка, василек, аист. После подготовки все учащиеся зачитывают получившиеся варианты.
Предполагаемый результат занятия.
Знать:
- значение василька в жизни человека;
- символический образ василька для нашей родины;
- использование василька в творчестве белорусов.
Уметь:
- сочинять загадки на заданную тему;
- составлять синквейн;
- выполнять аппликацию.
Описание. Издавна цветок василек является неофициальным символом нашей родины – Беларуси. Образ василька присутствует в белорусском орнаменте, воспет писателями и поэтами, изображение этого цветка присутствует на полотнах художников. Это необходимо донести до учащихся. Занятие, кроме теоретического материала, включает и практическую часть – изготовление открытки с изображением василька. Конспект занятия может быть полезен для классных руководителей 5 классов, учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования.
Цель занятия: способствовать изучению образа василька в творчестве белорусов.
Задачи:
Обучающая – способствовать расширению знаний учащихся о васильке, его символическом значении для белорусов.
Развивающая – способствовать развитию логического мышления и творческих способностей у учащихся.
Воспитывающая – способствовать воспитанию патриотизма, любви и уважения к родной культуре, к традициям и обычаям своего народа.
Специфика занятия: учебно-развивающее занятие.
Форма организации учебного занятия: индивидуально - групповое, практико-ориентированное занятие.
Методы обучения, используемые на учебном занятии:
- словесный метод (объяснение, беседа);
- наглядный метод (демонстрация иллюстраций);
- игровой (загадки о растениях, игровая программа «Верю - не верю», конкурс загадок «Вася-вася-василек»);
- практический (создание сюжетной композиции «Василек»).
Материально-техническое обеспечение учебного занятия: бумага, ручки, цветная бумага, иллюстрации василька, василькового орнамента, картин с изображением васильков, магнитная доска, магниты; мультимедийное оборудование, загадки о растениях, игровая программа «Верю - не верю», синквейн «Родная сторона».
План занятия
1. Организационный этап(5минут).
Приветствие. Сообщение темы, цели и задач занятия.
2. Ориентировочно-мотивационный этап (10 минут).
Конкурс загадок «Цветущие травы».
3.Операционно-познавательный этап (30 минут).
3.1. Мини-лекция «Образы василька».
3.2. Физкультминутка.
3.3. Игровая программа «Да - Нет».
3.5. Конкурс загадок «Вася-вася-василек».
4. Контрольно-коррекционный этап (40 минут).
4.1. Практическая работа «Сюжетная композиция «Василек».
4.2. Мини-выставка творческих работ учащихся «Василек».
5. Рефлексия.(5 минут)
5.1.Синквейн «Родная сторона»
Подведение итогов занятия.
Содержание занятия.
1. Организационный этапПриветствие. Сообщение темы, цели и задач занятия.
2. Ориентировочно-мотивационный этап
Чтобы подвести учащихся к теме занятия, им предлагается отгадать загадки о растениях.
Конкурс загадок «Цветущие травы».
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето.
Коровам без неё - беда:
Она их главная еда.
(Трава)
Лист - трилистник, словно веер
Тонкий гибкий стебелёк,
Шапка красная - цветок
Сладкий в тех цветочках сок
Шмель летит за ним на …
(Клевер).
Хоть сил немного,
У дороги он торчит.
У него согнулись ноги,
Неприметен он на вид.
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его серёжки.
На земле лежат листки -
Маленькие лопушки.
Нам он - как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
(Подорожник)
Среди зелени травы,
Цветом неба ярким,
Голубеют те цветы,
А зовут их …
(Васильки)
Мне зелёный кипяток
Ноги голые обжёг.
У заборов он бывает,
Никогда не остывает.
(Крапива)
Травка та растёт на склонах
И на холмиках зелёных.
Запах крепок и душист,
А её душистый лист
Нам идёт на чай.
Что за травка, отгадай?
(Душица)
На полях среди пшеницы,
Как небесные осколки,
Нежно-синим цветом моря,
Распускаются цветы,
Поскорей их назови!
(Васильки)
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул лёгкий ветерок -
И остался стебелёк.
(Одуванчик)
Был тугим он кулачком,
А разжался - стал цветком.
(Бутон)
Запылало поле ярко,
Нежно-синими цветами,
Подскажи скорей дружок,
Как цветы те назывались?
(Василек)
Эй, звоночки,
Синий цвет, -
С язычком,
А звону нет!
(Колокольчик)
Как зовут меня, скажи:
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый?...
(Василек)
Стоят в поле сестрички -
Жёлтый глазок,
Белые реснички.
(Ромашка)
Педагог:
Скажите, а о каком растении загадки повторялись наиболее часто?
Учащиеся:
Василёк.
Педагог:
Верно, и на сегодняшнем занятии речь будет идти тоже о нем.
3.Операционно-познавательный этап.
3.1. Мини-лекция «Образы василька».
И среди колосьев ржи,
Где кружатся мотыльки,
Да кузнечики играют,
Взгляд приветливый бросают
Голубые васильки.
С. Дрожжин
Василек – солнцелюбивое, холодостойкое и засухоустойчивое растение. Существуют однолетние, двулетние и многолетние виды. Он принадлежит к роду травянистых растений семейства сложноцветных.
В Беларусь василек попал из Азии. Часто встречаются два вида васильков: луговой (с розовым цветком) и полевой (с синим цветком). Полевой василек считается сорняком. Произрастает среди посевов ржи, люцерны, пшеницы, овса и прочих пропашных культур и кормовых трав, иногда его можно встретить на склонах оврагов.
Василек знали с древних времен, об истории его происхождения существует несколько легенд. Вот одна из них. Красивую девушку полюбил король ужей, и она согласилась выйти за него замуж. Родственники не хотели отдавать ее за ужа, но пришлось это сделать. Уж забрал свою молодую жену на дно озера, где она жила в красивом хрустальном дворце и родила двоих детей: сына Василька и дочь Горпину. Через несколько лет жена попросила мужа-ужа отпустить ее повидаться с родными. Он согласился, только просил и ее, и детей ничего не рассказывать ни о нем, ни о том, каким путем они попадут в дом родителей. Обернулся он деревянным мостом, и жена с детьми в золотой карете выехала по нему из озера и прибыла домой. Ее отец попросил дочь прилечь отдохнуть, а сам вывел внуков в сад и стал расспрашивать их об отце. Василек помнил наказ отца и молчал, а Горпина проболталась о том, что отец, обернувшись мостом, до сих пор стоит над озером и ждет, когда они поедут обратно. Тогда дед взял топор, пошел к озеру, разрубил мост на куски, а сам вернулся назад, ничего не сказав ни дочери, ни внукам. Когда те сели в карету и приехали к берегу озера, то увидели, что моста нет, а вода вся красная от крови. Поняла тогда женщина, что отец убил ее мужа, и спросила детей, кто из них рассказал деду об отце. Когда она узнала, что это Горпина погубила отца, она повелела ей стать крапивой и причинять людям такую же боль, какую она причинила своей матери. А сына она обратила в цветок василек, сказав, что люди будут брать его для букетов и освящать в церкви.
Издавна мастера-ремесленники и рукодельницы использовали образ василька в своих ремеслах, а народные песни - воспевали красоту василька.
Очаровательная скромность синего цветка воодушевляла поэтов и художников всех времен. Такие мастера как Поль Гоген, Сальвадор Дали, Исаак Левитан, Константин Маковский писали с них натюрморты и «украшали» васильками портреты.
Васильки, васильки, васильки,
Словно юности нашей деньки…
Познаем мы мир большей частью через зрительные образы. Получаем и передаем информацию. Как передать послание, если нет ни сотового телефона, ни клочка бумаги (который быстро порвется и потеряется)? Древние славяне с помощью цветов передавали свои мысли и чувства.
В старину многие растения и животные служили людям оберегами. Одним из оберегов был полевой василек.
Василек - мужское начало. Одежду с его изображением носили только неженатые мужчины. В обережной вышивке этот цветок наделен способностью укреплять зрение человека, являлся олицетворением красоты, молодости, силы и здоровья.
Женщины вышивали полотенца для мужей, отцов и сыновей, идущих в дальний путь. Вышивка была и на одежде, и на поясах, которые ценились и носились повсеместно.
Считалось, что василек обладает особой магической силой и может защищать от злых духов, а еще умеет изгонять демонов. Он выступает сильным оберегом и может защитить от негативного воздействия окружающей среды, а также убережет от сглаза и порчи.
Этот цветок, растущий во ржи, еще и символ человека, который занят сельскохозяйственным трудом. Там, где в меру растет василек, - быть урожаю.
В народной медицине еще древние славяне использовал василек для лечения от змеиных укусов. И, правда, василек является замечательным противоядием от яда змеи. Промывания настоем васильков помогают в лечении воспаления глаз.
Всеми этими особыми свойствами обладает, казалось бы, обычный василек.
А теперь давайте посмотрим на василек как на символ нашей родины! Послушайте стихотворение, написанное Максимом Богдановичем.
Ад родных ніў, ад роднай хаты
У панскі двор дзеля красы
Яны, бяздольныя, узяты
Ткаць залатыя паясы.
І цягам доўгія часіны,
Дзявочыя забыўшы сны,
Свае шырокія тканіны
На лад персідскі ткуць яны.
А за сьцяной сьмяецца поле,
Зіяе неба з-за вакна —
І думкі мкнуцца міма волі
Туды, дзе расьцвіла вясна,
Дзе блішча збожжа ў яснай далі,
Сінеюць міла васількі,
Халодным срэбрам ззяюць хвалі
Між гор ліючайся ракі.
Цямнее край зубчаты бора...
І тчэ, забыўшыся, рука
Заміж персідскага узора
Цьвяток радзімы васілька.
Максим Богданович безупречно отобразил василек в своем творчестве, придав ему символическое значение. В стихотворении «Слуцкие ткачихи» василек отождествляется с далекой, прекрасной родиной.
Василек сливается с образами Родины, становится символом народного творчества. Васильки растут в поле, где работал крестьянин. Он видел этот красивый и нежный цветок и понимал, что не все в жизни измеряется материальными ценностями, а есть и культура, поэзия. Кстати, полевые васильки растут только на вспаханной земле.
Мы часто называем Беларусь синеокой, но не только из-за обилия озер на ее территории, но и за синий цветок, встречающийся во ржи, как синие глазки.
Некоторые поэты, восхвалявшие Беларусь в своих произведениях, брали себе псевдоним «Василек». Например, Михаил Костевич подписывался как Михась Василек.
У славян даже есть два праздника, связанных с васильками: «пошел колос на ниву» и «именинный сноп».
Первый отмечался при появлении колосьев на поле, второй проходил в конце лета перед сбором урожая. Что уж говорить о венках, которые были так популярны у славян!
Василек является символом родины не только в Беларуси.
В геральдике василек является символом преданности родной земле и встречается на гербах и в Прибалтике, и в Германии:
Герб города Кейла (Эстония)
3.2. Физкультминутка
Представьте, что вы на лугу и повторяйте движения за мной:
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
Молодцы!
3.3. Игровая программа «Да - Нет»
Педагог задает вопросы по пройденному материалу о васильке, учащиеся отвечают, подняв руку.
1. Верите ли вы, что название каких скромных полевых цветов – васильков - в переводе с греческого означает «царский» или «царственный»? (Да, васильки от «басилевс» — царский)
2. Верите ли вы, что имя белорусского писателя, писавшего под псевдонимом «Василек» Михаил Костевич? (Да, он подписывался как Михась Василек)
3. Верите ли вы, что автор этих строк М. Богданович
Цямнее край зубчаты бора...
І тчэ, забыўшыся, рука
Заміж персідскага узора
Цьвяток радзімы васілька? (Да, М.Богданович)
4. Верите ли вы, что речь идет о васильке «Цвета – неба голубого, Не встречал, ещё такого! Я цветка не стану рвать, Завтра встретимся опять!» (Да)
5. Верите ли вы, что василек наделяли такими магическими качествами, как защита от злых духов, изгнание демонов? (Да)
6. Верите ли вы, что василек является официальным символом нашего государства? (Нет)
7. Верите ли вы, что василек и аист – неофициальные символы Беларуси? (Да)
8. Верите ли вы, что согласно одной из легенд, в василек был превращен юноша с ярко-синими глазами и цветок назвали по имени юноши. (Да)
9. Верите ли вы, что на территории Беларуси насчитывается шесть областей? (Да, шесть областей: Минская, Витебская, Гомельская, Могилевская, Гродненская, Брестская)
10. Верите ли вы, что Полоцк – самый древний город Беларуси? (Да)
11. Верите ли вы, что Витебскую область называют озерным краем? (Да)
12. Верите ли вы, что горючее полезное ископаемое, образующееся на болотах, широко используемое в промышленности Беларуси в качестве топлива и в других целях называется торфом? (Да)
13. Верите ли вы, что самая высокая точка Беларуси - Дзержинская гора? (Да)
14. Верите ли вы, что первым городом Беларуси, где был выпущен первый трамвай был Витебск? (Да)
15. Верите ли вы, что василек называют северным шёлком, золотом Беларуси? (Нет, лён)
16. Верите ли вы, что аист символизирует счастье? (Да, аист – птица символ счастья)
17. Верите ли вы, что праздники «пошел колос на ниву» и «именинный сноп» связаны с гречихой? (Нет, с васильками)
3.4. Конкурс загадок «Вася-вася-василек».
Учащимся предлагается сочинить загадку о васильке. На сочинение дается 10 минут, затем загадки зачитываются, и определяется победитель лучшей загадки. Строки загадок не обязательно должны рифмоваться между собой, главное – признаки василька должны быть описаны таким образом, чтобы другие учащиеся смогли отгадать, о чем идет речь. Учащиеся могут использовать для своих загадок новый материал и свои знания.
Варианты загадок могут быть следующие:
1. Синенький цветочек растет среди полей, на тоненькой ножке, его образ сердцу нашему больше всех милей.
2. Это растение защищало от демонов и злых духов.
3. В творчестве Максима Богдановича это растение символизирует родину.
4. Контрольно-коррекционный этап.
4.1. Практическая работа «Сюжетная композиция «Василек».
В качестве сюжетной композиции «Василек» учащимся предлагается сделать открытку, на которой показана связь василька с нашей родиной.1. Перед началом работы необходимо определиться, какого размера будет наша открытка. Предлагается сделать ее небольшой, размером 9х13 см. С помощью линейки и простого карандаша чертится на цветной бумаге зеленого цвета прямоугольник 9х13 см и вырезается. Это основа нашей открытки.
2. Далее на бумаге белого цвета обводится трафарет с контурами карты Беларуси.
Вырезается по контуру карта.
3. Получившаяся карта наклеивается на основу.
4. Затем берется бумага синего цвета и на ней обводятся шаблоны лепестков василька. Необходимо обвести 15 лепестков, расположив их на листе в форме трех цветков для удобства при вырезании.
5. Получившиеся цветочки вырезаются (с сохранением формы цветка)
и наклеиваются на открытку. Цветы размещаются внутри контура карты.
6. Обводятся и вырезаются по трафарету листочки для цветов из зеленой бумаги.
Листья наклеиваются на открытку.
Открытка готова.
Такую открытку можно подписать и кому-нибудь подарить.
4.2. Выставка творческих работ учащихся «Василек».
6. Рефлексия.(5 минут)
6. Синквейн «Родная сторона»
А сейчас у нас синквейн на тему «Родная сторона».
Синквейн – это короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.
В первой строке пишется существительное – тема синквейна, во второй – два прилагательных, характеризующих существительное, в третьей строчке – три глагола, в последней строчке – ещё одно существительное, с которым ассоциируется первое существительное. Например, лето – главное существительное. Вот что может получиться:
Лето
Красное, прекрасное
Цветут, растут, зеленеют
Цветок
Учащимся для синквейна дается семь существительных: Родина, мама, зубр, береза, ромашка, василек, аист. После подготовки все учащиеся зачитывают получившиеся варианты.
Предполагаемый результат занятия.
Знать:
- значение василька в жизни человека;
- символический образ василька для нашей родины;
- использование василька в творчестве белорусов.
Уметь:
- сочинять загадки на заданную тему;
- составлять синквейн;
- выполнять аппликацию.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарии классного часа на 1 сентября в 5 классе Внеурочное занятие для 4-5 класса «Развитие фотографии в информационном пространстве» Конспект занятия в детской школе искусств. Секреты игры в ансамбле Конспект открытого занятия с презентацией в дополнительном образовании для детей среднего школьногоПохожие статьи:
Сценарий театрализованного представления для 1, 2, 3, 4, 5 классов
Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4, 5 класс. Поговорим о шляпах
Сценарий мероприятия к 23 февраля в 5-6 классе
Участник №35 творческого конкурса «Кладовая природы» с 3 октября 2016 года по 3 февраля 2017 года
← Внеклассное мероприятие про кошек для школьников с презентацией | Внеклассное мероприятие по экологии с презентацией. Конференция для младших школьников "Живые барометры" →
Автор: Светлана Вадимовна Ясенецкая
Опубликовано: 2886 дней назад (27 декабря 2016)
Просмотров: 12390
Рубрика: Творческие мастерские
|
+51↑ Голосов: 51 |
Комментарии (46)
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|