Конспект открытого занятия с презентацией в дополнительном образовании для детей среднего школьного возраста
План-конспект занятия. Курс «Уроки красоты»
Тема: Марья краса – длинная коса.
Шилова Наталья Михайловна педагог дополнительного образования высшей категории. Руководитель студии театра моды "Натали"Цель занятия:
Познавательная - познакомить с историей и традициями, связанными с косой. Научиться подбирать причёску из кос, используя русские народные традиции, мотивировать девочек отращивать длинные волосы и ношению кос;Воспитательная - воспитать чувство прекрасного, чувство патриотизма и интерес к русским традициям;
Развивающая - развивать эстетический вкус, аккуратность, терпение в достижении поставленной цели.
Тип занятия – изучение и закрепление знаний на практике.
Вид занятия - интегрированное.
Оснащение занятия для учителя - компьютер, проектор, жетончики-косички, табло для жюри, дипломы для победителей, музыкальное сопровождение, презентация.
Оснащение для учащихся – презентация (домашнее задание), инструменты и материалы для практической работы – зеркало, расческа, щетки, аксессуары – ленты, резинки, бусины, бисерные ленты, костники (украшения для волос).
Техническое средства обеспечение: мультимедийная установка в кабинете.
Программное обеспечение:
• Microsoft PowerPoint,
• Microsoft Word.
Ход занятия
1. Организационно-подготовительный момент подготовка к началу работы.Слайд 1
Приветствие. Проверка явки учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию. Сообщение темы и цели занятия. (Приложение1).
Учитель. Добрый день красны девицы и добры молодцы! Именно так обращались в древней Руси. А почему красны, да потому что красивые. А самым красивым украшением древней девушки считалась её гордость. Отгадав мои загадки, вы узнаете тему нашего занятия.
Не сеют, не сажают, сами вырастают.
Ношу их много лет, то одну, то две.
От одного холма идут во все стороны дороги. (Косы)
Конечно, это косы. И тема занятия у нас необычная - «Марья-краса – длинная коса!»
(Примечание педагога. Учитель в роли Марьи - красы в русском сарафане, в головном уборе, с косами)
Слайд 2
Цель занятия: научиться подбирать причёску из кос, используя русские народные традиции. А судить нас будет строгое, но справедливое жюри, мы пригласили мальчиков в качестве судей нашего путешествия в этот удивительный мир девичей красоты. А награждать за интересные ответы наше жюри будет маленькими косичками (косички выполнены из ниток).
2. Теоретическая часть.
Слайд 3
Долгое время женщины всех возрастов и всех сословий на Руси и в Московском государстве знали одну-единственную прическу – косу. Девушки украшали косы лентами или косником (лента или шнурок, вплетаемые в косу, или чаще — украшение, привязываемое к концу косы) Однако коса была не просто прической. Девичья коса считалась не меньшим символом чести, чем борода у мужчин, и отношение к ней было точно таким же. Дёрнуть за косу значило оскорбить.
Слайд 4
До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел ее кос.
Слайд 5
Маленьким девочкам заплетали так называемые трехлучевые косы, которые символизировали триединство. Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Не случайно при замужестве женщинам заплетали две косы: одна коса питала жизнью ее, а другая – будущее потомство.
Слайд 6
По пряди волос гадали, ворожили и даже могли навести порчу. Завладеть прядью волос недруга означало завладеть его душой. Коса была не просто прической. Она могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске». В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, – все, «сушите весла», или, как говорится, кто не успел, тот опоздал: у девицы появился жених, официальный, потому что ленты означали еще и полученное от родителей благословение на брак.
Слайд 7
Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее 40 раз. Малышам могли расчесывать их волосенки только родители, а затем человек уже сам проделывал эту ежедневную процедуру. Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу. Косу состригали в знак печали и скорби по близким родственникам или когда уходили в монастырь.
Слайд 8
В Древней Руси девушки берегли косу до замужества, и ее отрезание считалось позором, приравненным к потере девичьей чести. С древнейших времен длинные волосы считаются символом красоты и женственности. Коса толщиной в руку считалась эталоном женской красоты. Здоровые и блестящие волосы лучше слов могли сказать о будущей жене.
Слайд 9
Головной убор являлся символом добропорядочности: показаться «простоволосой» было верхом неприличия, а чтобы опозорить женщину, достаточно было сорвать с ее головы убор. Это было самым тяжелым оскорблением.
Слайд 10
Самым простым и распространенным в древности считали плетение в три плетешка — “русскую косу”, но плели и объемные тонкие колосовидные косички, широкие плоские косы в несколько плетешков. Девочкам плели одну прядь поверх другой, женщинам — одну прядь под другой. Плели косы из четырех и более прядок — такие прически назывались бесчисленницей.
Техника плетения классической косы
Для начала расчешите волосы. После этого соберите все волосы в пучок и разделите их на три одинаковые и ровные пряди. Первую прядь уложите поверх второй центральной, поправьте выбившие волоски и натяните. Левую прядь также уложите поверх центральной, чтобы она оказалась между центральной и правой прядью. Теперь повторяем этот алгоритм. Посмотрите насколько ровным и красивым получилось Ваше творение. В конце косу закрепляем резинкой или лентой.
И в наше время коса очень модная и красивая причёска. Появилась много её разновидностей, которые мы с вами изучили и знаем, как сделать оригинальную и яркую причёску из кос. Поэтому длинные волосы ценились не только на Руси, но и на современном этапе считаются эталоном женственности и красоты.
3. Практическая часть.
Слайд 11
1 станция. «Длинная коса – значит ты краса»
(Примечание педагога. Заранее необходимо класс разлиться на 2 группы и дать задание учащимся подготовить работы на темы «Коса – символ девичей красоты на Руси», «Косы против коротких причёсок», это могут быть, презентаци, сообщение.)
Учитель. Вы заранее разделились на 2 команды, придумали название, связанное с темой нашего занятия. А теперь мы попутешествуем и ещё много интересного узнаем. Первая наша станция «Длинная коса – значит ты краса» Вы заранее получили задание и теперь должны представить свои работы. Представление командами своих мини-проектов.
(примерное название команд «Русая коса», «Золотые косы» «Варвара-краса»)
Учитель. А теперь слово предоставляется нашему жюри. До 5 косичек. (Приложение 3 )
(Приложение 4)
Учитель. Благодарю участниц команд за интересные работы. А мы отправляемся дальше.
Слайд 12-20
2 станция. «Косы и история»
Учитель. Сейчас я буду задавать вопросы о символ девичьей красы, а команды посовещавшись, дают ответ. Выслушиваются оба мнения. Жюри оценивает.
1.Что считалось символом чести у женщин древней Руси?
Ответ: Коса являлась символом чести у женщин, как и борода у мужчин.
2. Сколько кос носили замужние женщины
Ответ: Две косы.
3. Что означает слово «опростоволоситься»?
Ответ: «опростоволоситься» - значит выглядеть неприлично, не по правилам показаться без головного убора считалось верхом неприличия, а чтобы опозорить женщину, достаточно было сорвать с ее головы убор
4. У кого были длиннее волосы в древности?
Ответ: У женщин – они свидетельствовали о её доброте, женственности.
5. Что считалось эталоном женской красоты?
Ответ: Коса толщиной в руку.
6. Какая процедура для девушек являлась священным ритуалом, и сколько раз нужно было её проводить?
Ответ: Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, требовалось провести по волосам гребнем не менее 40 раз.
7. Почему иногда женщины состригали косы, что это означало.
Ответ: Косу состригали в знак печали и скорби или когда уходили в монастырь
8. Чем украшали девушки свои косы в праздники?
Ответ: украшали косы лентами или косником (лента или шнурок, вплетаемые в косу, или чаще — украшение, привязываемое к концу косы).
Предоставляется слово нашему справедливому жюри. За правильный ответ даётся 1 косичка.
Слайд 21
3. Станция. «Причёска из косы – лучше нет красы!»
Учитель. «Причёска из косы – лучше нет красы!» Сейчас мы с вами перенесёмся в древнюю Русь, и попробуем сделать причёски, как делали наши прапрабабушки.
Вводный инструктаж.
1. Необходимо сделать причёску из кос.
2. Представить её на суд зрителей.
3. Придумать название и описание.
4. Можно ли использовать причёску на современном этапе.
Учащиеся работают в группах.
Основа прически – коса, для украшения используются ленты, бусины, бисерные ленты, костники.
Проводится техника безопасности при работе с расческой.
Дефиле и защита своей модели:
1) название прически;
2) описание причёски (количество кос и что это означает, чем украшали);
3) где можно использовать.
Даётся время на создание причёсок из кос в командах. Затем идёт демонстрация моделей причёсок. Во время подготовки и демонстрации можно поставить музыку в народном стиле.(Приложение 2)
А теперь жюри подводит итоги и награждает победителей дипломами от Марьи-красы. (Приложение 5)
4. Подведение итогов, награждение.
Учащиеся: Самоанализ проделанной работы.
Самооценка.
Уборка рабочих мест.
Педагог: Анализ характерных ошибок.
Оценка работы учащихся.
Подведение итогов.
Слайд 22
Учитель. А теперь подведём итоги нашего путешествия. На слайде представлены фразы, которые вам нужно закончить. (Опрос учащихся)
И хотелось бы мне закончить русской пословицей «Хорош соловей голосом, а девица волосом». Благодарю за занятие, поаплодируем себе. Прощайте, красны девицы и добры молодцы до новых встреч!
5. Подведение итогов занятия педагогом. Обобщение замечаний и оценка
Методическая литература:
1. «Первая книга домашнего парикмахера» З. Марина, Т. Барышникова, Е. Голубева ООО «Изд «Эксмо» 2009 ;
2. «Если хочешь быть красивой» Г. Л. Ледина и др. Красноярское книжное изд 1998 г.;
Интернет-ресурсы
3. «Учимся делать причёски» Снегирёва А.- М.: «Рипол Классик» 2006;
Самоанализ.
Я, Шилова Наталья Михайловна, являюсь руководителем студии театра моды «Натали» более 15 лет. Чтобы активизировать учебную деятельность учащихся, заинтересовать в своём предмете, необходимо использовать нетрадиционные формы проведения занятий. Представленная здесь разработка занятия может быть использована на занятии для изучения и закрепления материала по теме «Причёска из косы - символ русской культуры». Цель занятия: познакомить с историей и традициями, связанными с косой. Научиться подбирать причёску из кос, используя русские народные традиции, мотивировать девочек отращивать длинные волосы и ношению кос. Считаю, что данная цель была достигнута.
Нетрадиционное занятие с использованием инновационных технологий позволяют намного расширить кругозор детей, даёт возможность наглядно и доступно объяснить материал и стимулирует самостоятельную и творческую активность детей. Особенностью данного занятия является вовлечение всех детей в самостоятельную, творческую деятельность, которая в итоге помогает лучше усвоить пройденный материал и закрепить его в ходе игровых моментов. Нетрадиционная форма этого занятия помогает воспитать чувство прекрасного, знакомит с нашей историей и развивает интерес к русским традициям.
Презентация на тему: Марья-краса-длинная коса!
Рекомендуем посмотреть:
Внеурочное занятие для 4-5 класса «Развитие фотографии в информационном пространстве» Конспект занятия в детской школе искусств. Секреты игры в ансамбле Конспект занятия по хореографии "Повторение движения Criss Cross" для детей 10-14 лет Конспект занятия по экологии в экологическом центре дополнительного образованияУчастник №25 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 января по 15 апреля 2017 года
← Проект для школьников по сказкам | Конспект занятия с презентацией для младших школьников в студии театра моды →
Автор: Наталья Михайловна Шилова
Опубликовано: 2835 дней назад (16 февраля 2017)
Просмотров: 6848
Рубрика: Конспекты занятий
|
+11↑ Голосов: 11 |
Комментарии (12)
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|