Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект занятия в детской школе искусств. Секреты игры в ансамбле

Открытый урок на тему: «Секреты игры в ансамбле».
Дидактический проект урока
Учебное заведение: Троснянская школа искусств.

Предмет: музыкальный инструмент (аккордеон).

Продолжительность урока: 45 минут

Общая тема: "Работа над ансамблем, как одна их форм общего музыкального развития ребенка".

Тема урока: "Секреты игры в ансамбле".

Тип урока: Урок повторения и закрепления пройденного материала.

Компетенция: Совершенствование исполнительского мастерства учащихся, через привлечение их к совместному музицированию.
Цель:
1. Стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
2. Формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
3. Решение коммуникативных задач;
4. Развитие чувства ансамбля;
5. Обучение навыкам чтения с листа в ансамбле.

Операциональные цели:
Знания:
01-Знать виды ансамблей (смешанный, однородный, дуэт, трио и т.д.);
02-Знать роль ведущей и сопровождающей партии в ансамбле;
03-Знать главные особенности ансамблевого музицирования: синхронность, единство темпа, метро - ритма, штрихов, динамики;

Умения:
04-Уметь слушать партнера или партнеров по ансамблю и помогать им в воплощении исполнительских намерений;
05-Уметь контролировать и оценивать собственные и коллективные игровые действия;

Отношения:
06-Формировать навыки общения в коллективе;
07-Повышать мотивацию к обучению через ансамблевое музицирование;
08-Проявлять активный интерес к занятиям;

Дидактические технологии:
а) Виды деятельности учащихся:
• Просмотр презентации к уроку;
• Исполнение на музыкальных инструментах;
• Применение музыкальных знаний и знаний о музыке;
• Анализ и характеристика музыкальных произведений.

б) Методы обучения:
1. словесный – рассказ, объяснение, беседа;
2. метод показа на инструменте;
3. метод показа презентации;
4. метод тренировки;

в) Оборудование: ноутбук, аккордеоны, детские музыкальные инструменты, раздаточный материал.

г) Музыкальное содержание:
Р.Бажилин «Медвежий марш»;
Р.Бажилин «Медвежий вальс»;
Р.Бажилин «Эхо»;
В.Ушенин «Разговор с канарейкой»;
Г.Беляев «Я большой медведь»;
«Пой малышка» д.п.;
Е. Дербенко «Тургеневский вальс»;
Полонский «Цветущий май».

Библиография:
1. Гажим И. Dimensiunea
2. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
3. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 288 с.
4. Лаптев И.Г. Детский оркестр в начальной школе: Кн. для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 176 с: ноты.
Ход урока:
1. Организационный момент
Сегодня у нас необычный урок - у нас присутствуют гости, и на уроке сразу несколько учеников. Это ученики 1и 6 класса - Теплова Аля, Касьянова Виктория, Тюрин Константин, Сахров Павел.
Тема нашего сегодняшнего урока: " Секреты игры в ансамбле".

2. Восстановление полученных ранее знаний
Давайте, для начала, вспомним, что такое ансамбль? Кто может дать определение этому термину? (Учащиеся дают свои ответы).
А теперь посмотрите презентацию.
• В презентации даю развернутую характеристику ансамблю, его видам; Определяем названия ансамблей, в зависимости от деятельности и количества его участников;
• уточняем преимущества и сложности игры в ансамбле.
Игре в ансамбле можно и нужно учиться. И сейчас, мы покажем как вы учились играть в ансамбле с самых первых занятий. И я прошу подойти к инструменту ученика 1 класса - Тюрина Константина. Пока Костя готовится , каждому из вас я раздам письменное задание, вопросы написаны на листах .Ответы на них вы найдете в той информации, которую вы получили в презентации. А в конце урока наши гости проверят, как вы справились со своими заданиями.

3. Раскрытие темы урока, через повторение пройденного материала
I. Константин, первую пьесу, которую мы стали играть с тобой в ансамбле, была пьеса "Медвежий марш". И играть мы ее начали тогда, когда ты еще не умел извлекать звуки на аккордеоне. Для этого мы использовали детские музыкальные инструменты. Возьми дудочку и вместе со мной проиграй ритмический рисунок этой пьесы. (Играем вдвоем, я – на аккордеоне). А теперь возьми бубен, простучи в него ритм пьесы "Медвежий вальс". Мы должны очень внимательно слушать друг друга, чтобы игра у нас была слаженной, одновременной, т.е. синхронной – это одно из важных условий ансамблевой игры. ( Исполняем).
II. Прошу подойти к инструменту Максима. После того, как ты овладела правой клавиатуры аккордеона и научилась извлекать первые звуки – мы стали играть пьесы вдвоем на аккордеонах.
Как называется ансамбль из двух участников? – Дуэт.
Правильно. Ты уже знаешь, что важным условием ансамбля является одновременная, синхронная игра. Для того, чтобы игра была одновременной - надо вместе начать играть. И для этого надо дать определенный сигнал к вступлению. У аккордеонистов таким сигналом является небольшой кивок головы, который состоит из двух моментов: взмах головы вверх – что означает "приготовиться" и четкое движение вниз – "начали". Кто у нас дает сигнал к вступлению? - Тот, кто играет 1 партию. А в этой пьесе 1 партию играешь ты, поэтому дай сигнал. (Играем).
III. Также мы с вами играли в вопросы и ответы. В какой пьесе? – В "Разговоре с конорейкой". Как вы можете охарактеризовать наши партии?- Я –первая партия, задаю вам вопросы, а вы мне отвечаете ", а во второй части мы меняемся, и на вопросы отвечаете я. Правильно. (Исполняем произведение).
IV.Давай перейдем к следующему произведению, и для начала скажи, Диана, как называется в нем твоя партия?- Аккомпанемент. А я играю мелодию. В ансамбле мелодия имеет лидирующее значение, поэтому требует полного звука и уверенности исполнения. (Играем).
V. В пьесе "Цветущий май" ты, Паша, учился аккомпанировать мне. Давай вспомним, что такое аккомпанемент? Это сопровождающая партия, которая помогает мелодии звучать ярче, интересней, поддерживает ее. Так, но и при всем этом аккомпанемент должен звучать несколько тише, чтоб не заглушать основную музыкальную тему. (Играем).

VI. Углубление темы урока
Для исполнения следующего ансамбля я приглашаю Паше дать характеристику пьесе. "Тургеневский вальс" – произведение Орловского композитора Г. Дербенко. Размер – 3\4, тональность ре минор, произведение относится к лирическим произведениям.
А что такое лирика?
Это выражение чувств и переживаний человека.
В живописи есть первый план и второй. На каком плане твоя партия?
С помощью чего мы можем на инструменте передать свои чувства и переживания в лирических произведениях?
С помощью динамических оттенков и соблюдения музыкальных фраз.
С чем мы можем сравнить музыкальную фразу?
С морской волной, которая накатывает на берег, ударяется об него, и откатывает от берега. (Играем).

Работая над ансамблем с начинающими учениками, я не ставлю цель отшлифовать каждое произведение, а использую метод ознакомительного прохождения произведений или чтение их с листа, что способствует накоплению музыкально – слухового опыта ребенка и пополняет его музыкальный "багаж".
Другие цели ставлю перед ансамблем для выноса его на концертную эстраду. Во - первых в такие ансамбли я объединяю учеников, которые имеют уже определенный "багаж" знаний, навыков и умений ансамблевой игры. Кроме этого, для яркости звучания такого ансамбля я использую расширение состава путем добавления дополнительных инструментов.

VII. Конечное оценивание
Наш урок подходит к концу. Я хочу всех поблагодарить за добросовестную работу на уроке. Сдайте свои письменные задания нашим гостям на проверку. А пока, мы подведем итог урока. Скажите, в чем заключаются трудности и в чем преимущества ансамблевого исполнения?
Дети говорят о синхронности исполнения в ансамбле, как об одном из технических требований ансамбля, в этом и заключается трудность. А положительным моментом назвали радость от совместной работы, возможность чаще выходить на концертную площадку в составе ансамбля.
Ваше домашнее задание следующее – продолжать работать над своими партиями и слушать исполнение самых разных видов ансамблей.

Рекомендуем посмотреть:

Внеурочное занятие для 4-5 класса «Развитие фотографии в информационном пространстве» Конспект занятия по хореографии "Повторение движения Criss Cross" для детей 10-14 лет Конспект занятия по экологии в экологическом центре дополнительного образования Конспект открытого занятия с презентацией в дополнительном образовании для детей среднего школьного
Сценарий праздника 8 марта в детском саду с конкурсами для детей и родителей подготовительной группы | Речевые игры дошкольников 5-7 лет
Опубликовано: 2632 дня назад (13 января 2017)
Просмотров: 3842
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!