Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект открытого урока окружающего мира в 1 классе. Откуда в наш дом приходит электричество

Урок окружающего мира в 1 классе (с использованием технологии проблемно – диалогического обучения, открытый урок для ШМО учителей начальных классов)
Тема: Откуда в наш дом приходит электричество.
Предметные результаты: - иметь представление о том, что коммунальные удобства являются плодом деятельности человека, использующего объекты природы, - знать способы получения электричества и способы доставки электричества к потребителям, - называть электроприборы и опасности, которые они таят в себе, узнавать электроприборы по фотографиям, знать правила обращения с бытовыми электроприборами
Метапредметные результаты: - обсуждать значение в доме электричества - - устанавливать зависимость жизни человека от неживой природы, - - прослеживать и объяснять путь электричества в наш дом, - - выявлять потенциальную опасность электричества в доме, рассказывать о мерах безопасности при использовании электроприборов
Личностные результаты: - понимать значение в доме электричества - осознавать необходимость соблюдения правил безопасности при пользовании электроприборами
Оборудование: презентация «Откуда в наш дом приходит электричество», провода, батарейки
Ход урока.
1. Организационный момент.
Создадим хорошее настроение.
- Улыбнитесь друг другу, садитесь!
- Руки? - На месте!
- Ноги? - На месте!
- Локти? - У края!
- Спина? - Прямая!
2. Актуализация знаний и умений.
- Что происходит в вашем доме по утрам, когда все просыпаются? Ну, конечно же, включается СВЕТ! Сделать это проще простого: достаточно просто щелкнуть выключателем - и загорается ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЛАМПОЧКА. - Почему горит лампочка? Что заставляет работать лампочку? Отгадайте загадку:
По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня ребята нет,
Не зажжется в доме свет
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество
Это …
- Правильно, это электричество.
3.Проблемная ситуация. - Откройте учебник на стр. 58 и 59, рассмотрите рисунки. Какие из них можно объединить в группу “Электричество”?
- Кто из вас догадался, ребята, что нам сегодня надо узнать?
- Сегодня на уроке мы выясним, откуда в наш дом приходит электричество.
4. ПОИСК РЕШЕНИЯ проблемы (открытие нового знания) учениками.
- Как вы думаете, всегда ли в жилище человека было электричество?
(ответы учащихся)
- Хотите узнать историю о том,откуда в наш дом приходит электричество? В давние-давние времена людям по ночам светил лишь огонь КОСТРА.
Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. Так появился ФАКЕЛ
- Как вы думаете, удобно ли было пользоваться факелом? (ответы учащихся)
- Да и в доме такая штука не просто неудобна, но и опасна: ведь может случиться пожар! Поэтому в домах использовали палочки поменьше: полено расщепляли на тоненькие щепки, ЛУЧИНЫ. Ставили лучину на специальную подставку, СВЕТЕЦ.
- На какое слово похоже слово "светец"?
- Свет.
- Да, конечно, на слово "свет". Под светец ставили специальную ванночку с водой: ведь в деревянном доме даже маленькая искорка, упавшая на пол, может привести к настоящему пожару!
Люди пользовались свечами, керосиновыми лампами . А сейчас что нам светит?
- Лампочка.
- А для чего люди изобрели лампочку ,ведь керосиновая лампа уже была?
- Она неудобна в использовании, пожароопасна, свет тусклый.
Работа с учебником , стр.58-59
- Что вы можете сказать о лампе на рисунке стр.58 учебника?(это настольная лампа)
- Есть ли у вас дома подобная лампа? Для чего она нужна в доме?
- Что горит под абажуром? ( Лампочка, электрическая лампочка).
- Кто может рассказать,как пользоваться настольной лампой? Как “зажечь” электрическую лампочку под абажуром? (дети рассказывают правила пользования настольной лампой)
- А что нужно сделать, чтобы во всей комнате стало светло? (включить выключатель).Покажите.
- Что же такое электричество?.
Электричество. Древние греки очень любили украшения из янтаря, названного им за его цвет и блеск "Электрон" - что значит солнечный камень. Отсюда и произошло и само слово Электричество. Однажды дочь греческого царя протирала янтарь тканью и заметила, что к камушку пристало несколько ниточек. Так греки убедились, что янтарь притягивает легкие предметы. Вы тоже можете повторить опыт греческой девушки для этого не обязательно иметь янтарь.
4. Опыты.
Есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну "Волшебных предметов", где мы научимся ловить электричество.
Надо закрыть глаза, сосчитать до 10. Вот мы и в волшебной стране.
Опыты.1. На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Учитель предлагает повесить их на стену. (Дети пытаются повесить их на стену, у них не получается.).
Учитель:
-Почему этот шарик висит, а ваши падают? (предположения детей).
Давайте и наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.
Вывод: в волосах тоже живет электричество.

2. А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными.
Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным шарикам. Что вы видите? (лежат спокойно).
Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они будут к себе притягивать. Возьмите кусочек шерстяного шарфика и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к шарикам и потихоньку поднимите ее. Шарики тоже будут подниматься. Почему? Палочки стали электрическими и шарики прилипли к ним, притянулись. Как палочки стали электрическими? Их натерли кусочком шарфика.
Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде.

На расческе есть электрический заряд. Электрические заряды вы наблюдаете и в природе Молния, некоторые рыбы (скат) используют электрические заряды для охоты и нападения
- И все же, откуда в наш дом приходит электричество (электрический ток)? Посмотрите на рисунок стр. 59.учебника (вверху).

- Да,это река, перегороженная плотиной. А зачем ее перегородили? На электростанции, которую вы видите справа от плотины, для выработки электричества должен крутиться особый механизм – ротор турбины. Вот люди и придумали, чтобы падающая с высоты плотины вода крутила этот ротор.От электростанции по проводам элетрический ток бежит туда, где он нужен. Электрический ток чем - то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие премаленькие частицы - электроны. Электрический ток вырабатывают большие мощные электростанции. Чтобы получить электричество на таких станциях используется сила воды, тепловая и атомная энергия. Электрический ток сначала течет по толстым высоковольтным проводам, потом по обычным проводам перетекает в наши квартиры, попадая в выключатели и розетки.
- У вас на столе кусочки этого провода, посмотрите. Этот провод – дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек. Вот по этим проволочкам оно и попадает в розетки, а затем в электроприборы. У каждого электроприбора есть такой провод.
- Чтобы получить электричество, люди используют силу неживой природы,и, конечно, много трудятся.
- Так на какой вопрос мы сегодня искали ответ?
- Сегодня на уроке мы выясняли, откуда в наш дом приходит электричество.

ФИЗМИНУТКА
( Движение имитирующие плавное течение воды в реке, падение воды с плотины, бег электрического тока по проводам, включение лампочки.)
Ток бежит по проводам,
Свет несёт в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принёс.
5. Применение нового знания.
- А как еще нам помогает электричество? (ответы учащихся)
- Современному человеку необходимо электричество, для работы заводов, фабрик, школ, детских садов, магазинов, для работы общественного транспорта (трамваи, троллейбусы), железнодорожного транспорта, для работы электроприборов в наших квартирах и домах. – Какие электроприборы вы знаете? Назовите.
В полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать. (Утюг)
Пыль увижу – заворчу, заверчу и проглочу. (Пылесос)
Полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет. (Холодильник)
У окошка я сижу,
На весь мир в него гляжу. (Телевизор)
Я пузатый и пыхтящий,
Я большущий и блестящий.
Если только захочу
Кипяточку вскипячу. (Самовар)
Если кнопочку нажать,
Будет музыка звучать. (Магнитофон)
Шипит, как паровоз,
А красоту волосам даёт всерьёз. (Фен)
Ей набили мясом рот,
И она его жует,Жует, жует, глотает –
В тарелку отправляет. (электромясорубка)
После стирки у простынки
Он разгладит все морщинки.
Только ты его не тронь,
Он горячий, как огонь. (утюг)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!» (чайник)
Привела я солнце за свое оконце,
К потолку подвесила, стало в доме весело. (лампочка)
Работа в парах.
Игра «Собери электроприбор» (учащиеся собирают картинку электроприбора). Расскажите для чего необходим ваш электроприбор? Какими электроприборами вам разрешают пользоваться?
Повторение правил безопасности
- Электроприборы вокруг нас повсюду. Они наши добрые помощники, помогают нам всегда и везде. Без них человеку было бы очень трудно.
- Как нужно работать с электроприборами? Какие вы знаете правила безопасного обращения с электроприборами?
(Лесная полянка, домик Медвежонка, Заяц бежит по лесу)
Медвежонок: - Привет, Заяц! Как жизнь молодая? Как работа удалая?
Заяц: - Да, вот бегу по лесу. Дай, думаю, к Медвежонку забегу.
Давненько не виделись.
Медвежонок: - Заходи, заходи! Будь как дома!
(Заяц видит розетку с торчащими из нее проводами, отвертки на столе)
Заяц: - А чем это ты занимаешься?
Медвежонок: - Да, вот розетка сломалась. Мастера вызвал, а он до сих пор не пришел.
Заяц: - А чем я тебе не мастер? Ведь у меня папа был электриком.
Помню, он какие-то проводки куда-то всовывал, сейчас попробую.
(трогает торчащие провода, наступает на него ногой)
Медвежонок: Может подождем мастера?
Заяц: - Да, я понял в чем дело. Ну-ка, дай я в розетке отверткой поковыряю.
(начинает трогать розетку, возникает разряд и Заяц падает)
Правильные ответы: 1. Не трогайте руками висящий, торчащий провод, не наступайте на него.

2. Не вставляйте в розетку различные предметы.
(Лесная полянка, домик Лисички, проходит Волк)
Волк: - Лисичка – сестричка, ты дома? Можно войти?
Лиса: - Здравствуй, здравствуй куманек!
Сколько лет, сколько зим – заходи чаем угощу!
Волк: - Можно и чайком побаловаться!
Лиса: - Да, вот беда чайник что-то барахлит.
Волк: - Сейчас исправим. Я по ремонту электроприборов первый мастер в лесу.
(Волк начинает осматривать провода)
Ох, забыл перед работой руки помыть.
Лиса: - А я слышала, что нельзя мокрыми руками провода трогать.
Волк: - Можно, можно. Ты видела в больнице, чтобы врачи руки не мыли?
(берется за провод и падает)
Лиса: - Ох, куманек, я тебе сейчас помогу.
(прикасается к Волку и падает рядом)
Правильные ответы:1. Не прикасаться к электроприборам и проводам мокрыми
руками.
2. Не прикасайтесь к человеку, который находиться под действием электрического тока.
- Назовите правила безопасного обращения с электроприборами.
1. Ни в коем случае нельзя касаться оголенных проводов, по которым идет электрический ток.
2. Нельзя проверять наличие электрического тока в приборах или проводах пальцами.
3. Нельзя позволять детям играть у розеток, втыкать в них шпильки, булавки, дергать провода, так как это может привести к поражению током.
4. Нельзя вешать одежду и другие вещи на выключатели, ролики и провода, так как провода
могут оборваться. Коснувшись один другого, они вызовут пожар.
5. Опасно включать и выключать электрические лампочки, а также бытовые приборы мокрыми руками.
Практическая работа.
– А как еще в наш дом может прийти электричество? (Ответы детей)
– У меня есть игрушки: Железная дорога (вкл), музыкальная игрушка, музыкальная шкатулка, фонарик. Как их можно заставить работать? (Высказывания детей)
– Я нажимаю кнопку, а игрушка почему-то не работает? (Нет батарейки)
– Ставим батарейки. Наша игрушка начинает работать.
– Скажите, что такое прячется в батарейках, что от этой силы игрушки работают? (Ответы детей)
Оказывается, электричество может прийти к нам в дом не только по проводам, но и без них – в батарейках. Учитель показывает детям различные батарейки, просит также рассмотреть их на рисунке в учебнике.
В заключительной части урока проводится сборка простейшей электрической цепи. Дети выполняют ее в парах под руководством учителя по рисунку в рабочей тетради (с. 19, № 2). Для работы используются детали электроконструктора. Выполнение данной практической работы очень важно для понимания темы урока: дети убеждаются, что электричество от источника (батарейка) по проводам поступает к лампочке, зажигая ее.
Итог урока
– Откуда же в наш дом приходит электричество? (Вырабатывается на электростанциях или в батарейках.)
– Расскажите ребята, что вы узнали сегодня интересного?
– Что вы узнали полезного об электричестве?
Рефлексия.
Если вы считаете, что на уроке хорошо поработали, вам было интересно и понятно, то зажгите желтую лампочку.
Если считаете, что могли бы поработать лучше, кое-что вы не поняли, то зажгите красную лампочку.

Рекомендуем посмотреть:

Урок окружающего мира, 1 класс. Что общего у разных растений. Школа России Урок окружающего мира, 1 класс. Что растет на подоконнике? Школа России Урок окружающего мира, 1 класс. Что растет на клумбе? Школа России Урок окружающего мира в 1 классе. Что умеет компьютер? Школа России

Похожие статьи:

Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?», 1 класс

Урок окружающего мира в 1 классе. Откуда берутся снег и лёд

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Как зимой помочь птицам. Плешаков

Урок окружающего мира, 1 класс. Когда учиться интересно? Школа России

Урок окружающего мира, 1 класс. Где живут белые медведи. Школа России

Классный час в 3 классе по пожарной безопасности
Опубликовано: 3246 дней назад (9 мая 2015)
Просмотров: 9178
+2
Голосов: 2
Комментарии (2)
Вера Валерьевна Ляпина # 10 мая 2015 в 06:51 0
Спасибо, Ольга Владимировна, за урок! Очень понравился ход самого урока, практическая работа. Разработка соответствует новым требованиям ФГОС. Беру на заметку. Примите голос!
Наталья Александровна Ермакова # 28 мая 2015 в 11:56 0
Здравствуйте,Ольга Владимировна! Урок получился интересным познавательным,поздравляю с дебютом! Принимайте голос!