НОД по ФЭМП в подготовительной группе "Занимательная математика"
Конспект непосредственно организованной деятельности по формированию элементарных математических способностей в подготовительной к школе группе детей с Тяжелым Нарушением Речи «Занимательная математика» по теме: «Посуда»
Данное мероприятие предназначено для воспитателей, по реализации образовательной области «Познание» (формирование элементарных математических представлений), работающих с детьми старшего дошкольного возраста 6-7 лет, в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи; возможно проведение по лексической теме «Посуда», так как используется демонстрационный материал посуды, решаются задачи автоматизации звуков речи, активизации и обогащения словаря по данной теме.Цель: Совершенствование и активизация познавательного развития детей 7 лет.
Программное содержание:
1. Закреплять представления детей о последовательности чисел первого и начала второго десятков, их свойствах; совершенствовать вычислительные навыки детей, ориентировку в пространстве (право, лево, верх, низ) и на плоскости стола.
2. Расширять представления об арифметических задачах, продолжать совершенствовать умение детей составлять задачи на основе данных иллюстраций, решать их, воспроизводить образец воспитателя (демонстрационный материал) на своём раздаточном материале, развивать память, внимание.
Познакомить со счетом на ощупь в пределах первого десятка. Закрепить названия геометрических фигур: прямоугольник, треугольник, квадрат; познакомить с новой геометрической фигурой - параллелограмм, уметь называть их пространственное расположение по отношению к себе, количество, размер в ходе игры Танграм (часть детей только знакомиться с правилами игры.)
Активизация словаря: сервиз, чайная пара, молочник. параллелограмм, Танграм, касса цифр, проговаривание приемов счёта, наложения и приложения.
3. Воспитывать у детей интерес к логическим упражнениям, мотивировать математическую любознательность. Способствовать умению договариваться со сверстниками в ходе выполнения заданий в парах.
Материал и оборудование к занятию:
Обручи большие – 3 штуки.
Мешочки с орешками - по количеству детей.
Мяч вязаный – 1штука.
Карточки с примерами – по количеству детей.
Настольная игра «Танграм», в конверте набор из 7 геометрических фигур, фон контрастный цвету фигур – по количеству детей.
Папки А4 с набором цифр в кармашках (по типу кассы цифр) от 1-13 и знаки +,-,= по количеству детей.
Дополнительное оборудование:
Доска с тремя «полосками» кармашками для ведущего.
Магнитофон, телефон
Флэш носитель с записью тихой и спокойной музыки.
Песочные часы (для засекания времени задания)
Демонстрационный материал по теме: «посуда», знаки + , - ,=;
Подготовка к непосредственно организованной деятельности:
Работа в тетрадях по математике на печатной основе;
Развитие графических навыков А.П. Антонова 2 год обучения;
Реализация логических игровых упражнений для развития и активизации интеллектуальной деятельности (Танграм, Колумбово яйцо);
Выполнение заданий в тетрадях на печатной основе «Подготовка к школе» (на развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления)
Литература:
А.П. Антонова «Развитие графических навыков у дошкольников»;
Никитин «Ступеньки детского творчества»;
Михайлова «Давайте поиграем»;
Ход занятия:
Организационный момент: приветствие гостей, мотивация на успешную деятельность и правильное произношение всех звуков речи (особенно: с, сь, ш, ж, ц)1. Игровое упражнение «Соседи числа».
Дети встают в круг, воспитатель встаёт в круг вместе с детьми и загадывает загадку:
Отгадайте – ка, ребятки
вы сейчас мою загадку:
Мой веселый, звонкий…(мяч)
Ты куда помчался вскачь?
Красный, синий, голубой
Не угнаться за тобой … (А. Барто)
- Угадали, это мяч. Мы возьмём наш мяч и поиграем.
Игра называется «Соседи числа».
-Я бросаю мяч и называю какое – ни будь число, тот, кому я бросила мяч, должен будет назвать предыдущее число и последующее. Кто помнит, какое число называется предыдущим? (Ответы детей). Число, которое стоит перед названным
Последующее число, которое идет за названным или после него.
/Игра проводится 4 минуты/.
2. Задание. «Составь задачку по картинке». (Чайный сервиз) Выполняется у доски.
Педагог повторяет с вызванным к доске ребёнком правило счета (слева - направо, и показывая направление жестом). Ребенок по картинкам (по теме посуда) на наборном полотне составляет задачу с изображением предметов. Каждый ребёнок решает данную задачу в кассе цифр, выкладывая её решение на предложенном раздаточном материале. Кто решил поднимает руку для полного ответа.
На столе стояло 6 чашек, потом хозяйка поставила еще 3. Сколько чашек всего стало на столе? (9)
На полке стоял сервиз из 9 предметов потом добавили еще 3 предмета. Сколько предметов стало? (12)
Воспитатель: Посуда хрупкая? Бьется? Какую задачу можно составить с этим свойством на вычитание? Какой знак нужно поставить при решении этой задачи (знак минус.)
Дети: На полке стояло 3 чашки, 1 чашка раскололась. Сколько чашек осталось? (2)
Хозяйка ждала гостей, и приготовила 12 ложек. Сколько гостей придут на торжество?
На столе разложили 12 чайных ложек, а пришло 10 гостей. Сколько ложек будут лишними?
В столе хранилось 6 чайных и 6 десертных ложек. Сколько всего было ложек?
/Задание длится 8 минут/.
Пальчиковая гимнастика: «Мы посуду перемыли» (стоя у столов)
Раз, два –ударяют кулачок об кулачек;
Три, четыре – хлопают в ладоши;
Мы посуду перемыли – трут ладошку об ладошку;
Чашку, чайник, ковшик, ложку и большую поварёшку - загибают пальчики от мизинца к большому на правой руке;
Мы посуду перемыли – трут ладошку об ладошку;
Только чашку мы разбили - загибают пальчики от мизинца к большому на левой руке
Ковшик тоже развалился - безымянный;
Нос у чайника отбился - средний;
Ложку тоже мы сломали - указательный
Пока маме помогали - 1 большой не загнутый
Пальчиковая гимнастика длиться 1 минута, дозировка: 2 раза
Воспитатель: Что осталось целым?
Дети: - Большая поварёшка
3. «Реши примеры». Задание выполняется, сидя за столами. В качестве сигнала - песочные часы с длительностью до 1 минуты.
Ребенок, сидящий слева, берёт картонную карточку с примерами на сложение и вычитание и решает верхний пример, накладывая на карточку (в пустую ячейку) цифру, которая соответствует - ответу. Проверяет ребенок справа; вызываются для прочтения решения вслух 3-4 ребенка
По истечении времени на песочных часах, дети передают карточку напарнику, справа, который решает нижний пример, точно также-накладывая цифру – ответ в пустую ячейку и заканчивают решение. Проверяет ребенок слева, вызываются для прочтения решения вслух 3-4 ребенка)
Проверяют друг у друга правильность выполнения задания. (Время проведения 7 минут).
4. Игра «Найди свое дупло». Большие номера в центре дупла-обруча (5,7,9)
Воспитатель: - Сегодня утром к нам в детский сад пришла бандероль с орешками, как вы думаете, кто её нам прислал? Верно, белка. А где в лесу белка прячет свои орешки? (Ответы детей). Действительно, в дупле. И у нас есть тоже дупло, только не одно, а сколько, посчитай, Мира. (Мира считает обручи на полу). Сейчас мы поиграем, игра называется «Найди своё дупло». Вы возьмёте себе мешочек с орешками и будете маленькими бельчатами, сядете за столы и пересчитаете количество орешков, запомните их число, но открывать мешочек нельзя, считать надо пальчиками, не подсматривая. По моему сигналу: - Раз, два, три, четыре, пять. Бельчата свой домик идут искать! Каждый бельчонок должен спрятаться в своё дупло. Цифра в дупле должна соответствовать количеству орешков в вашем мешочке.
Дети на ощупь считают орешки в мешочке, после - сигнал воспитателя:
- Раз, два, три, четыре, пять
Бельчата свой домик идут искать!
Дети - бельчата встают в своё дупло. После того, когда все дети встали в обручи, воспитатель предлагает открыть мешочек и достать карточку – подсказку, дети достают подсказку и проверяют правильность выполнения задания.
(Игра проводится 3 минуты).
5. Игровое задание «Танграм». (Выполняется сидя за столом, замечается время с помощью песочных часов 2 минуты).
Дети берут конверт с геометрическими фигурами, разложенными на столах. В каждом конверте по 7 фигур одного цвета, на столе у детей схема - карточка форматом А 4 игры Танграм. Схемы у детей разные, кто знаком с игрой выкладывает задание рядом со схемой; для тех, кто в первый раз играет - выкладывает задание на схеме, используя прием наложения.
Воспитатель: Хотите мы поиграем? Решим, кто самый внимательный, рассмотрите задания, вы должны его повторить без ошибок, достаньте из конвертов геометрические фигуры и смотрите внимательно, выкладывать надо по схеме: Паша К., Настя Ш., Ринат Ш., Гера Я., для Кирилла С., Саши Ш., задание выполнить, накладывая на схему геометрические фигуры. После засекания времени начнем играть.
Для начала: «вопросы на засыпку»:
Воспитатель: - Сколько геометрических фигур в конверте? (7)
-Какого они цвета? (синего, желтого, голубого, розового, фиолетового, малинового, бордового...)
-Какие фигуры предложены и в каком количестве? (У меня в конверте предложены: 2 больших треугольника,2 маленьких треугольника, 1 квадрат,1 параллелограмм, 1 средний треугольник –всего 7 геометрических фигур)
-На что похож силуэт задания – схемы? (Мне нужно выложить лебедя, кошку, сидящего человека, дом с трубой, башню из 2 этажей, квадрат, треугольник, прямоугольник…)
- Начнём. Воспитатель засекает время на песочных часах, дети начинают выполнять задание на своих карточках. (Задание проводится 2 минуты). Все были внимательны.
6. Игра «Бывает – не бывает». Играющие подходят к воспитателю. Воспитатель объясняет правила игры: я вам буду задавать вопросы, а вы отвечать.
Но отвечать не словами, а движением, если это бывает, вы должны топнуть, если не бывает, спрятать руки за спину. Кто ошибается, получает грустный смайлик, победит тот, кто не получит ни одного грустного смайлика.
Вопросы:
Бывает 4 времени года?
Бывает осенью плохая погода?
Бывает у табурета только 1 нога?
Бывает чайник без дна?
Бывает чайная пара без блюдца?
Бывают у посуды края?
Бывает сервиз из одежды?
Бывает храниться посуда в комоде?
Бывает в неделе 7 дней?
Так закончим на этом скорей.
-Молодцы, без грустных смайликов обошлись.
(Время проведения 3 минуты)
7. Подведение итогов занятия.
Воспитатель спрашивает у детей: Кирилл, что делали на занятии?
- Ярослав, что тебе понравилось сегодня на занятии?
- Тима, что тебе сегодня запомнилось на занятии?
- Ринат, чьи ответы тебе понравились больше всего, почему?
- Дети, вы все сегодня старались на занятии, мне очень приятно было наблюдать за (Танюше было трудно справится с заданием, но у неё многое получилось. Даша тоже проявила терпение и усердие. Адель и Паша очень хорошо работали вместе. Занятие наше закончилось, всем спасибо за старание. Перемена.
(Время проведения 2 минуты).
Длительность занятия: 30 минут
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по мульттерапии для подготовительной группы Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы по математик Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике для детей подготовительной групп Конспект НОД по ФЭМП для подготовительной к школе группыПохожие статьи:
Конспект занятия по математике в подготовительной группе ДОУ на тему: Шестиугольник
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Преобразование фигур
Конспект НОД по математике в подготовительной группе на тему: Счет в прямом и обратном порядке
Конспект занятия по математике в подготовительной группе ДОУ на тему: Состав числа 10
Конспект занятия по математике в подготовительной группе ДОУ на тему: Геометрические фигуры
← Консультация для воспитателей детского сада. Алгоритм разработки конспекта | Детская открытка ко Дню Матери в детском саду своими руками. Мастер-класс →
Автор: Ольга Николаевна Денисова
Опубликовано: 3317 дней назад (23 ноября 2015)
Просмотров: 7423
Рубрика: НОД
|
+7↑ Голосов: 7 |
Комментарии (12)
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
|||
|