Консультация для воспитателей детского сада. Алгоритм разработки конспекта
Консультация на тему: «Алгоритм разработки конспекта с включением задач развития гендерной дифференциации, идентификации, индивидуализации»
Автор: воспитатель Денисова Ольга Николаевна, «МБДОУ - Детский сад № 52 «Росинка» города Димитровграда Ульяновской области»Данная консультация, где предложены методические рекомендации, будет полезна воспитателям, специалистам ДОУ, которые работают в группах с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Представлен материал инновационной деятельности ДОУ «Росинка» города Димитровграда Ульяновской области, только апробированный, авторский. Инновационным являются задачи гендерного развития по возрастам. Они могут быть включены в учебно – воспитательный процесс в качестве задач любой детской деятельности, как воспитательные задачи, или как отдельные задачи НОД по реализации образовательной области социально – коммуникативное развитие.
Цель: Пригласить к обсуждению всех желающих, неравнодушных педагогов, стремящихся к сохранению семейных ценностей, воспитывающих детей, соответственно общепринятым гендерным (социальный пол) нормам и правилам.
Задачи:
1. Поделиться своим опытом работы.
2. Помочь воспитателям в разработке методических рекомендаций по инновационной деятельности по теме: «Формирование гендерной идентичности через дифференцированный подход в ДОО».
3. Напомнить алгоритм разработки конспекта НООД и содержание задач формирования гендерной идентичности (Распространение приложений 1,2).
Наш детский сад с 2012 года вступил в областную программу РИП. В техническом задании на 2014 - 2015 год по инновационной деятельности стоит задача разработки методических рекомендаций по теме: «Формирование гендерной идентичности через дифференцированный подход в ДОО». Она может быть реализована, если каждый педагог, воспитатель, узкий специалист разработает конспект НОД по определенному разделу программы или по определенной образовательной области. (Примерный перспективный план разработки конспектов был нам предложен). В течение 9 месяцев по графику разрабатывается конспект НООД с учетом задач гендерного воспитания, возраста, образовательной области и текущей темы перспективного плана на год.
Эффективность гендерного воспитания дошкольников зависит от того, какими средствами, приемами и формами пользуются педагоги в решении поставленных задач. Самым значимым средством является социальная действительность, так как содержит все необходимое для конкретизации представлений о гендерной дифференциации и идентификации, разнообразном полоролевом репертуаре, правилах и нормах гендерного поведения. Ведущую роль в ознакомлении дошкольников с культурными эталонами мужественности/женственности играют художественные средства: литература, киноискусство, музыка, живопись и др.
В психолого-педагогической теории и практике накоплено множество методов и приемов, посредством которых осуществляется гендерное воспитание детей дошкольного возраста
- методы, направленные на осознание ребенком своей половой идентичности и гендерных стереотипов посредством проведения беседы, эксперимента с картинками, работы со сказками, наблюдений поведения мальчиков и девочек;
- методы, способствующие формированию представлений детей о различиях полов (специально организованные проблемные ситуации, моделирование жизненно значимых ситуаций, дидактические игры, психологические игры и упражнения, игры-состязания);
- методы, способствующие овладению способами мужского и женского поведения (игры- занятия с куклами, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, моделирование ситуаций).
Алгоритм разработки конспекта:
1. Дана тема, образовательная область, форма проведения, знаем возраст детей.
2. Изучаем задачи гендерного воспитания по своему возрасту 2млд группа - развития гендерной дифференциации, средняя группа -идентификации, старший возраст - развития гендерной индивидуализации, решаем какие задачи могут быть реализованы вашей группой детей в начале года (сентябрь, октябрь, ноябрь), в середине (декабрь, январь, февраль)- и в конце учебного года - март, апрель.
3. Выбираем из программы «От рождения до школы» Вераксы задачи образовательной области по которой строится конспект: познание - ознакомление с окружающим, развитие речи, рисование, конструирование, и делаем акцент, что главное. Если это развитие речи - значит 1 обучающая задача будет звучать - научить, дать понятия, познакомить, формировать и задача гендерного воспитания идет 2 или 3 по порядку в воспитательных задачах.
Если знакомый материал - задачи закрепления, продолжать учить, повторить, углубить.
Возможно, что задачи гендерного развития будут обучающими - значит данная деятельность по социально - коммуникативному развитию, из цикла «познай себя» или по валеологии.
4. Основной прием на любом НОД – игровой;
5. В качестве образца можно использовать конспект открытого занятия к педсовету № 3 в подготовительной группе для детей ТНР Лукьяновой Ю.В. по теме: «Птицы», где четко проведена грань развития речевых навыков - это основные задачи, а воспитания гендерной идентичности – индивидуализации, как воспитательные. Другой образец конспекта по гендерому воспитанию можно использовать конспект открытого НООД в подготовительной группе Головиной Т.С., Ситновой О.М. по ознакомлению с окружающем «Все профессии нужны, все профессии важны»
6. Необходимо подготовить к деятельности демонстрационный материал, раздаточный, чтобы он был эстетически оформлен. Наглядность поможет заинтересовать детей, удивить, захватить внимание. Раздаточный материал, т.е. то с чем ребенок действует, поможет отложить в памяти гораздо точнее то, чему вы хотите его научить. Так как мышление у ребенка дошкольного возраста наглядно – действенное.
7. Какие задания или технологии наиболее эффективны в старшем возрасте? Это мнемотехника, ТРИЗ, решение проблемных вопросов, моделирование проблемных ситуаций, занятия – путешествия в реализации задач гендерного воспитания очень популярны. Очень интересны детям: перфокарты, кроссворды, план – ориентировки или схемы: чтобы перебраться через реку, нужен мост - строят из крупного строителя по схеме мальчики, а девочки собирают на соседней лужайке ягоды или грибы (по сезону)
8. Организация детей на деятельности. Идеальный вариант- работа микрогруппами или парами, с большим количеством детей – это очень трудно, но реально.
9. Использование малых фольклорных форм - освежает деятельность вносит какую, то живинку или изюминку: у малышей – потешки, попевки; у средних групп – рифмующиеся загадки, да - нетки, у более старших детей приметы, пословицы, поговорки, загадки.
10. Чем разнообразнее, красочнее задания – динамичнее проходит НОД.
11. Для воспитателей разных возрастных групп необходимо знать задачи гендерного воспитания детей своего возраста.
Задачи гендерного воспитания детей младшего дошкольного (3-4 года жизни):
- развитие умений дифференцировать себя от представителей другого пола, принятие своего физического облика;-формирование эмоциональной отзывчивости в ситуациях дискомфорта сверстников;
-формирование активного поведения детей в этих ситуациях: включаться в ситуацию с целью ее изменения в лучшую сторону;
- усвоение моделей мужского/женского полоролевого поведения, форм этикета во взаимоотношениях полов.
Задачи гендерного воспитания детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет):
- развитие у детей ориентации на эмоциональное состояние сверстников;- развитие способности идентифицировать себя с представителями своего гендера;
- развитие умений соотносить свое гендерное поведение с поведением других, адекватно оценивать гендерное поведение сверстников и свое собственное;
- формирование основ гуманного отношения к взрослым, сверстникам своего и противоположного пола;
- формирование первоначального опыта активного поведения в ситуации ссоры сверстников, умения согласовывать свои действия с партнером по деятельности, не прибегая к негативным формам выражения своего несогласия, формирование конкретных способов гендерных проявлений в отношениях со сверстниками;
- формирование представлений о «женских» и «мужских» видах деятельности, профессиях; как внешних, так и внутренних аспектах женственности и мужественности;
- развитие понимания партнерского характера жизни в семье и ДОУ;
Задачи гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет):
- формирование опыта доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности, объединяя детей на основе общих интересов и гендерных различий;- формирование умения обосновывать свое мнение, убеждать сверстников в его справедливости;
- способствование осознанию детьми личностной значимости поступков, соответствующих нормам морали с учетом гендерных особенностей;
- формирование активного отношения к положительным и отрицательным поступкам сверстников, выражая свое мнение в виде оценочных суждений, не допуская некорректных замечаний;
- формирование элементарных представлений о себе, как участнике общей деятельности; оказание помощи в познании ребенком самого себя, осознании собственного образа «Я» мальчика/девочки;
- развитие у детей чувства благодарности от проявления внимания, заботливого отношения к себе со стороны сверстников, взрослых;
Задачи гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет):
- развитие способности и формирование готовности устанавливать искренние, уважительные, партнерские отношения с взрослыми, сверстниками и сверстницами;- развитие коммуникативных умений, навыков к реализации разнообразного поло ролевого репертуара в игровых ситуациях и реальной жизнедеятельности ДОУ;
- формирование у детей устойчивого интереса к разнообразной самостоятельной деятельности, умение прилагать усилия для достижения цели, поддерживать значимость интересов каждого ребенка для всей группы;
- формирование у детей заинтересованного отношения к деятельности сверстников, положительное отношение к их успехам, чувствительность к неудачам, стремление помочь, поддержать посочувствовать, несмотря на ту или иную гендерную принадлежность;
- формирование основ самоорганизации поведения на основе самоконтроля, умения предвосхищать последствия поступков для себя и окружающих;
- формирование самостоятельности в проявлении гуманных чувств (отзывчивости, справедливости, заботливости и др.) и отношений к взрослым и сверстникам своего и противоположного пола.
Литература:
1. Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира [Текст] / В.Д. Ефремова , Т.П.Хризман. - М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. – 138 с.
2.Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному
[Текст ]/ В.Д. Еремеева. - Издательство: "Учебная литература", 2008. - 160 с.
3.Бабаева Т.И. Младший дошкольник в детском саду: Как работать по программе "Детство" [Текст ]/ Т.И. Бабаева . - Издательство: "Детство-Пресс", 2010. -288 с.
4.Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений [Текст ]/ Т.Н. Доронова . - М.: Линка – Пресс, 2009. – 132 с.
5.Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации [Текст ]/ Н.Ф. Губанова - Издательство: "Мозаика-Синтез", 2008. - 128 с.
6. Ключникова Е.А. доцент кафедры дошкольного образования УИПКПРО, к.п.н ст. «Гендерный подход в руководстве игровой деятельностью детей дошкольного возраста в ДОУ»
Рекомендуем посмотреть:
Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду Познание окружающего мира в детском саду Консультация для воспитателей ДОУ. Классическая музыка для детей Деловая игра для педагогов ДОУ
Автор: Ольга Николаевна Денисова
Опубликовано: 3320 дней назад (20 ноября 2015)
Просмотров: 3520
Рубрика: Методические рекомендации
|
+5↑ Голосов: 5 |
Комментарии (5)
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|||
|