Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Познание окружающего мира в детском саду

Консультация для воспитателей детского сада. Познание окружающего мира посредством наблюдений
(из опыта работы)
Назначение: Данный материал рекомендован молодым начинающим воспитателям в работе с детьми с 3 – 7 лет, а также заинтересованным родителям.
Описание материала: При ознакомлении дошкольников с окружающим миром особое место отводится методу наблюдения. Как сделать прогулку интересной? Как провести наблюдение с детьми? Какие приёмы можно использовать? Знаете ли Вы игру «Следопыты»? Если Вы заинтересовались, то этот материал для Вас.
Цель: помочь воспитателям в организации и проведении наблюдений с детьми дошкольного возраста.

Автор: Орлова Марина Витальевна, воспитатель первой квалификационной категории, МАДОУ детский сад «Гармония», структурное подразделение детский сад № 22 «Надежда», город Новоуральск, Свердловская область.

При ознакомлении дошкольников с окружающим миром особое место отводится методу наблюдения.
Наблюдение играет большую роль во всестороннем развитии ребёнка:
1. В процессе наблюдений окружающей природы создаются благоприятные возможности для разнообразной практической деятельности детей, для формирования гуманных чувств к представителям животного и растительного мира.
2. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них удивление, радость, которые, тем самым совершенствуют эстетические чувства.
3. Наблюдения предметов и явлений природы невозможно без движений, а значит, использование этого метода при ознакомлении с природой способствует физическому развитию детей.
4. В процессе наблюдений накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Словом, наблюдения постоянно обогащают сознания ребёнка новыми знаниями.
Основная цель наблюдений
– развивать умение наблюдать: не просто смотреть на предмет, а видеть его так, чтобы затем отчётливо, во всех деталях и подробностях представить данный образ. Это умение видеть не приходит само собой.
Какими же приёмами я пользуюсь для достижения этой цели в младшем и среднем возрасте?
На четвёртом году жизни возникает наглядно – образное мышление. У детей ярко проявляется любопытство. Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребёнку получить их самостоятельно. Как это сделать?
Продумывая наблюдение, важно точно определить, какие задачи оно решает, установить последовательность и приёмы руководства деятельностью детей. Наиболее эффективными приёмами во второй младшей группе являются:
• организация обследовательских действий с объектом наблюдения, если это не угрожает здоровью ребёнка;
• использование поисковых действий;
• имитация ребёнком движений, звуков предметов, явлений природы;
• приём сравнения.

Коротко остановлюсь на каждом из них.
Приём обследования направлен на выявление сенсорных признаков данного объекта.
Например, во время игр с песком, дети узнают о таких свойствах песка, как цвет, сыпучесть (из влажного песка можно что-то слепить, а из сухого нет, он рассыпается).
Во время наблюдений за деревьями обследуем с детьми кору, и они узнают о том, что она бывает разная: шершавая или гладкая, тёплая или холодная, твёрдая, имеет запах.
Поисковые действия:
- Кто нагрел предметы?
- Откуда течёт ручеёк?
- Кто играет с листочками? т.п.
Приём подражания движениям, звукам помогает детям внимательнее всматриваться, вслушиваться в предмет, явление и улавливать такие тонкости, которые при первом наблюдении «прошли мимо».
Например, предлагаю детям повторить движения крыльев птицы во время полёта, сложить ладони и подвигать ими, как рыбка двигает хвостиком и т.п.
Во второй половине года начинаю использовать
приём сравнения.
Как показывают исследования психологов, дети дошкольного возраста владеют этим приёмом. При помощи сравнения они выделяют черты сходства и отличия в предметах и явлениях, их существенные, главные признаки. Например, сравнить листья одного дерева с листьями другого по цвету, форме, размеру.
В средней группе количество вопросов возрастает, действия детей становятся более целенаправленными и обдуманными. Поэтому рекомендуется проводить длительные наблюдения, то есть в форме циклов.
Отдельно взятый цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом живой природы.
Каждое из наблюдений цикла имеет:
• своё содержание;
• свою цель;
• не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними.
В чём же преимущество таких наблюдений?
1. Цикл проводится в течение длительного времени – на неделю планируется 1-2 наблюдения, что способствует развитию у детей интереса к данному объекту природы.
2. В цикле объём знаний распределяется на «порции», что обеспечивает постепенное и более надёжное их усвоение.
3. Цикл наблюдений позволяет ребёнку чувственным путём и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним.
Сам процесс наблюдения начинается с того, что я предлагаю детям осмотреть объект в целом, чтобы у них сложилось общее представление о его форме, преобладающей окраске, характере движений и т.п. Во время следующих наблюдений организую рассматривание объекта по частям, сосредоточив внимание лишь на одной детали. При таком подходе ребёнок привыкает концентрировать своё внимание на указанной детали. Чтобы способствовать этому, я применяю различные приёмы:
1. После однократного рассматривания предлагаю детям закрыть глаза и представить себе то, что они только что видели. Затем снова открыть глаза и уточнить то, что не удалось рассмотреть в первый раз. Этот приём целесообразно повторять несколько раз.
2. Для закрепления образа наблюдаемого объекта использую такой приём, как раскрашивание чёрно-белых рисунков. Делать это можно по памяти или с натуры. Это помогает детям внимательно всматриваться в детали предметов, подмечать тонкости, желание наблюдать.
3. Развитию мышления способствует применение приёма аналогии. Описав коллективно какой-либо объект или явление, предлагаю детям уже самостоятельно описать другой предмет в таком же порядке. Организую дидактические игры: «Найди такой же», «Угадай растение по описанию», «Найди, что опишу» и т.д.
В процессе игр дети приобретают определённые знания и умения:
• запоминают название объекта природы;
• у растений – название частей (корень, стебель, лист, цветок), учатся находить их на других растениях;
• у деревьев: корень, ствол, ветки, листья, плоды;
• отличают листья по форме (круглые, удлинённые, похожие на звезду), окраске (зелёные, жёлтые, красные), размеру (большие, маленькие), особенности поверхности (гладкие, шершавые).
В старшем дошкольном возрасте дети способны не только принимать познавательную задачу, поставленную взрослым, но и самостоятельно ставить её. К 5 годам у ребёнка уже сформирован ряд представлений об окружающей среде и отношение к ней, что может служить основой для экологического образования в этом возрасте. Это обусловлено психофизиологическими особенностями: появляется способность к логическому мышлению, увеличивается произвольность познавательного процесса, закладываются основные умственные умения и операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация).
У детей ярко проявляется любознательность. Они часто спрашивают: «Что это такое?», но я не тороплюсь с ответом, а стараюсь сделать так, чтобы они сами додумались. Задаю такие вопросы, которые стимулируют умственную деятельность детей.
Например,
– Это неживой или живой объект природы?
– Как ты догадался об этом?
– Какое оно на ощупь?
– Как оно передвигается?
– Оставляет ли оно за собой какой-нибудь след?
– Есть ли у него глаза, рот, ноги? Можно ли их увидеть? Если нет, то почему?
– Что представляет собой это существо?
– На какое другое существо оно похоже?
– Есть ли поблизости другие такие же?
– Что может произойти, если ты наступишь на него?
– Где оно живёт?
– Как ты думаешь, молодое оно или старое?
– Может ли оно превратиться во что-нибудь другое?
Таким образом, я помогаю ребёнку получить знания самостоятельно в процессе активной мыслительной деятельности. В этом случае детский вопрос превращается в формирование цели. Я лишь даю советы и рекомендации, вместе с ним осуществляю необходимые действия.
Обследовательские действия детей этого возраста становятся более осознанными и используются, в основном, для проверки полученных в ходе наблюдения впечатлений.
Широко использую поисковые действия. Детям очень нравится игра «Следопыты». Задания для этой игры могут быть разнообразными.
Например,
• Предлагаю детям собрать различные камешки, листочки (откуда они появились, на что похожи);
• Посчитать, сколько объектов живой и неживой природы найдут дети на участке;
• С помощью лупы поискать следы деятельности насекомых (это могут быть объеденные листья, ходы личинок жуков – караедов под корой деревьев;
• Найти вокруг себя объект живой или неживой природы, название которого начинается с той же буквы, что и имя ребёнка. Например: Данил – дерево, Лена – листочек, Марина – муравей, Паша – песок, Катя – камень и т.д.
• Понюхать какой-либо предмет с завязанными глазами и отгадать, что это;
• Определить на ощупь;
• Найти самое освещённое и самое тёмное место на участке, самое тёплое и самое холодное;
• Найти что-нибудь липкое;
• Найти предмет, не имеющий отношение к природе;
• Что-нибудь такое, что с удовольствием съела бы птица;
• Найти предмет, отражающий моё настроение.
Для формирования умения видеть, очень важно поддерживать интерес к наблюдениям. Одним из важнейших путей поддержания интереса является использование образов наблюдаемых объектов на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, познанию и даже по математике.
Организуя наблюдения в природе, я стремлюсь к тому, чтобы дети не только получали полное представление о предметах и явлениях, но и могли выразить это словами. Прежде всего, они должны уметь называть объекты природы, выраженные существительными, и признаки предметов, выраженные прилагательными.
Использование разнообразных приёмов, о которых я говорила выше, вызывает у детей необходимость суждения и умозаключения, которые приобретают форму предложений, то есть вид связной речи.
Прогулки, то есть непосредственное общение с природой, вызывают у детей большой интерес. Играя с камушками, песком, шишками, опавшими листьями, дети становятся любознательными, у них появляется множество вопросов.
Наблюдения дают материал для работы с родителями, потому что дети рассказывают обо всём интересном именно им, а они нам. Так идёт обоюдный разговор.
Так шаг за шагом я стараюсь привить детям бережное, любовное отношение к окружающему миру.

Рекомендуем посмотреть:

Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду Консультация для воспитателей ДОУ. Классическая музыка для детей Экологический проект в детском саду. Средняя группа Деловая игра для педагогов ДОУ

Похожие статьи:

Наблюдения за аквариумными рыбками в детском саду. Младшая группа

Наблюдения за птицей в клетке в детском саду. Младшая группа

Наблюдения за снегом и водой в детском саду. Младшая группа

Наблюдения за растениями в детском саду. Одуванчик и мать-и-мачеха. Младшая группа

Участник №77 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 января по 31 марта 2015 года
Сказка Репка на новый лад | Сказка для детей 5-7 лет про овощи
Опубликовано: 3564 дня назад (21 марта 2015)
Просмотров: 12247
+1
Голосов: 1
Комментарии (1)
Аленький Цветочек # 24 марта 2015 в 22:34 0
Очень хороший материал. Дети с удовольствием поиграют в следопытов и получат массу впечатлений, информации и станут ещё более любознательными. Спасибо. Голосую