Внеурочное занятие по экологии для начальной школы
Внеурочное занятие в начальной школе "Лес-это интересно"!
I. Организационное начало.- Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный день! К нам на урок пришли гости. И я надеюсь, что им в нашем классе понравится, а вы сумеете показать, чему научились за это время. На уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях.
- Сядьте правильно, проверьте расположение учебных принадлежностей к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
1. Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка 1.
1. Перечисли природные зоны России: _______________
2. В каком направлении располагаются природные зоны нашей страны? Подчеркни правильный ответ:
а) с юга на север;
б) с севера на юг;
в) с запада на восток.
3. Назови животных Арктики:_______________
Карточка 2.
1. Перечисли животных тундры: ______________________
2. Почему в тундре не растут большие деревья? __________________
3. Какие растения растут в зоне лесов? ___________
Карточка 3.
1. Перечисли хвойные деревья леса: ______________
2. Назови животных леса: ____________________________________________
3. Приведи примеры лесных «кормильцев»____________________________,
лесных едоков _________________________________________, лесных «мусорщиков» ____________.
2. Фронтальный опрос. Повторение об «этажах леса».
- Пока дети будут выполнять задания по карточкам, мы работаем вместе с вами.
(Звучит запись лесных голосов)
- Как вы думаете, куда мы попали? (в лес)
Читаю стихотворение о лесе:
Шуми, шуми, зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой…
И. Никитин
- А что вы знаете о лесе? (это природная зона, природное содружество и т.д.)
- Что такое экосистема?
- В каком географическом понятии встречается понятие «экосистем»?
- Какие природные зоны мы изучали?
- Можно ли лес назвать экосистемой?
- Почему? Докажите.
- На какие группы можно разделить «едоков» в экосистеме?
(Растительноядные, насекомоядные, плотоядные или хищники.)
- Оглянитесь. Посмотрите внимательно. Что это за дом? (показываю на экран, где изображен лес) И сколько в нем этажей? (Это лес, в нем пять этажей)
Ответ ученика. В высоком старом лесу – пять этажей.
Пятый этаж – это верхушки самых высоких деревьев: сосен, елей, дубов.
Четвертый – кроны деревьев пониже: клена, березы, осины, рябины.
Третий – кусты и совсем молоденькие деревца.
А два нижних этажа – второй и первый – травы, цветы, мхи.
Во всяком лесном «доме» есть еще что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса.
Слайд 2.
- Заселим этажи нашего леса /На доске/
- Каких животных мы можем здесь поселить? /По методу Базарного в классе развешены фигуры животных, которые дети будут прикреплять на доске, где сделана экспозиция леса/
- Ищем глазами по классу, смотрим внимательно. Кто уже нашел?
(Прикрепляю на доску)
- Как видим, в природе все взаимосвязано.
3. Работа в парах.
- Вам такое задание: используя карточки, лежащие у вас на столе, составить цепи питания из представителей растительного и животного мира леса.
(Составляют цепи питания, кратко характеризуют)
Слайд 3.
кора – олень – волк
желудь – мышь – лиса
шишка – кедровка – лиса
кора – заяц – лиса
кора – заяц – волк
и другие
- Поможем маленькому ежу – Ежинке спрятаться от хитрой лисы.
(Прикрепляю ежа подальше от лисы)
- Но животным нужно прятаться не только от злых хищников.
/Беру в руки игрушку – ежика/
Стихотворение «Ежинка».
Читает учитель
В глубокой прохладной ложбинке,
Где летняя травка свежа,
Привольно живется Ежинке,
Единственной внучке ежа.
Весь день она тихо играет,
Шуршит прошлогодним листком,
Еловые шишки бросает
И дремлет в тени под кустом.
Однажды надвинулась тучка,
Стал ветер деревья качать,
И ежик любимую внучку
Заботливо вышел встречать.
И вдруг, запыхавшись, Зайчишка
Бежит, перепуган до слез.
Скорее! Какой-то мальчишка
Ежинку в корзине унес!
Мелькали березы и елки,
Зеленый кустарник и рожь.
Подняв, как оружье, иголки,
Бежал, ощетинившись, еж!
В прохладной пыли на дороге
Он след мальчугана искал,
Он по лесу бегал в тревоге
И внучку по имени звал.
Стемнело…И дождик закапал,
Живого следа не найдешь.
Упал под сосной и заплакал
Измученный дедушка еж!
А дедова внучка сидела
За шкафом, свернувшись клубком.
Она и взглянуть не хотела
На блюдце с парным молоком!
И утром к зеленой ложбинке
Из города дети пришли
И дедову внучку Ежинку
В корзине назад принесли.
Пустили на мягкую травку:
Дорогу домой ты найдешь?
Найдет! – закричал из канавки
Взволнованным голосом еж.
- Дети, что вы посоветуете Ежинке? (Не уходить из дома без разрешения)
- Есть еще мнения?
- Как вы думаете, будет ли Ежинка без разрешения уходить из дома? (Ответы детей)
- Верно вы подметили. Я согласна с вами.
- Надо быть внимательным к природе и ее обитателям. Нельзя мешать животным. У них и так много забот.
III. Сообщение темы и целей урока.
- Редкий человек не любит природу: никто из нас не пройдет равнодушно мимо красивого цветка, кудрявой березки, по-хозяйски раскинувшей лапы елочки.
- Сегодня на уроке мы постараемся узнать еще много нового и интересного о лесе, о его обитателях, познакомимся с заповедниками, будем учиться любить и беречь природу родного края. Ведь это так интересно! А поэтому и тема нашего сегодняшнего урока – «Лес - это интересно!» .
Слайд
- А девизом нашего урока будут слова: (Написаны на доске)
«Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить – ее надо знать».
Н. И. Сладков
Итак, вперед за знаниями!
IV. Работа по теме урока.
1. Определение роли леса в жизни человека.
- Оглянитесь вокруг. Посмотрите и назовите предметы, родоначальником которых является дерево. (Упражнение для глаз)
Ответ: книга, шкаф, парта, линейка, доска…
- Объясните по схеме значение леса в жизни человека.
Слайд
загадка
Слайд
Мы были соснами и пихтами,
Теперь лежим, в коробку впихнуты,
Мы были гордостью тайги,
Ну а теперь мы ей – враги.
- Да, дети, конечно, вы догадались – это спички. Одна маленькая спичка может превратить красивый, полный жизни лес, в кладбище обгорелых бревен. Горят леса в основном по вине человека.
- Сколько, по-вашему, нужно времени, чтобы лес полностью восстановился после пожара? (приблизительно 100 с лишним лет.)
Физминутка: «Мы словно деревья».
Мы словно деревья в чаще лесной,
Ветвями качаем под ветром зимой,
Весною мы выше и выше растём,
И тянемся к солнышку ночью и днём,
А осенью листья встряхнём постепенно.
И кружит, и кружит их ветер осенний.
- Кто из вас знает, как определить возраст дерева? (по годичным кольцам на пне)
2. Проведение опыта: Определение по бруску количества лет дереву.
Каждый светлый слой нарастает за одно лето. Темные прослойки между ними образуются зимой, - когда дерево спит.
- Кто кроме растений страдает при лесных пожарах? (животные)
3. Сообщения детей о животных родного края.
- Какие животные населяют наши леса? (лисы, зайцы, волки, кабаны, белки, лоси и т.д.)
- О ком из них вы хотите рассказать?
(сообщения детей о лисице, дятле, зайце, волке, белке)
4. Знакомство с заповедниками.
Рассказ учителя.
Когда-то очень давно в одном древнем лесном крае жили мудрые и очень добрые люди, которые понимали язык не только всех зверей и птиц, но даже деревьев. Они не могли рубить лес, потому что слышали, как кричит и стонет дерево, когда его валят на землю. И вот деревьев стало так много, леса сделались такими густыми, что людям уже негде было жить. И тогда верховному правителю всей земли пришлось лишить людей понимания языка деревьев, с тех пор они не слышали больше их голосов, леса же заметно поредели…
- Почему леса поредели?
- Что может повлечь за собой истребление лесов? (исчезнут растения, животные, бактерии, возникнет угроза жизни человеку).
- В результате неразумной деятельности человека долгие годы уничтожались целые площади лесов и действительно возникла угроза исчезновения некоторых видов растений и животных. В наших лесах стали исчезать рыси, выхухоли, черные аисты, куницы, выдры, и многие другие животные. И тогда люди стали понимать что природу нужно охранять. Стали создаваться государственные заповедники.
- Что такое заповедник? (Это особое охраняемое законом пространство, на территории которого запрещена всякая хозяйственная деятельность, даже посещение людьми).
Сообщения ученика о Воронинском заповеднике.
5. Знакомство с Красной книгой Тамбовской области.
Группа ученых Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина создали в 2000 году Красную книгу животных Тамбовской области. В эту книгу включены 334 вида животных.
Слайд.
Краткие сообщения детей о животных красной книги Тамбовской области.
• Жук-носорог – редкий вид. Личинки живут в трухлявой древесине, перегное. Их развитие продолжается четыре года.
• Махаон – встречается почти по всей территории Тамбовской области. Летает со второй половины мая до второй половины июня. Обитает в лесах, на лугах, в садах, иногда в сельских населенных пунктах.
• Степная гадюка – в настоящее время исчезнувший в нашей области вид. Длина тела гадюки – более 48 см. питается мелкими грызунами, птенцами птиц, ящерицами, пауками, насекомыми.
• Лесная соня – Живет в лиственных лесах нашей области. Этот грызун внешне похож на мышь или белку. Свое гнездо устраивает в дуплах или кронах деревьев. На зиму делает запасы пищи, которыми пользуется, прерывая на время спячку. Спать может до семи месяцев, отсюда и такое название – соня.
• Рысь – Хищник. Встречается в глухих участках леса. Довольно крупный зверь, у которого красивый ценный мех. Питается зайцами, косулями, птицами и мышевидными грызунами.
- О чем нам говорит Красная книга? (Следует охранять и любить природу, животных).
Чтение детьми стихотворения «Это называется природа» Михаила Пляцковского.
Ученик 1.
Светит солнце с высоты.
Рады солнышку цветы.
Рады рощи и поля.
Рада вся земля.
Веселей в лесу шумят
Птичьи голоса,
Песни звонкие летят
Прямо в небеса.
Ученик 2.
Мы любим лес в любое
время года,
Мы слышим речек
медленную речь...
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
Ученик 3.
В лугах ромашки солнечного
цвета,
Такие, что светлей на свете жить...
Природой называется все это.
Давайте же с природою
дружить!
Ученик 4.
Летят, звеня, дождинки
с небосвода,
Клубится на заре тумана
дым...
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей
отдадим!
- Ребята, какой вывод можно сделать, познакомившись со стихотворением М. Пляцковского?
(Надо любить природу! Беречь ее! Охранять и приумножать ее богатства).
V. Закрепление изученного.
Самостоятельная работа со стихотворением В. Орлова «Живой Букварь»
Живой Букварь.
Нас в любое
Время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат
ПЕНИЮ,
Паучок –
ТЕРПЕНИЮ.
Пчелы в поле
И в саду
Обучают нас
ТРУДУ.
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас
ПРАВДИВОСТИ.
Учит снег нас
ЧИТСТОТЕ.
Учит солнце
ДОБРОТЕ.
И при всей
Огромности
Обучает
СКРОМНОСТИ.
У природы
Круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья
Всех пород –
Весь большой
Лесной народ –
Учит крепкой
ДРУЖБЕ.
(выполнение заданий на карточках)
Задание: «Доскажи словечко» (найди в тексте стихотворения нужные слова):
Отражение в воде
Учит нас _______________________________
Учит снег нас ___________________________
Учит солнце ____________________________
И при всей своей огромности обучает ______________________________
Весь большой лесной народ учит крепкой __________________________
- Как нам помогает природа?
- Чему нас учат птицы?
- А паучок?
- А пчелы?
Слайд
(проверка сам. работы).
VI. Домашнее задание.
1. Придумать и красиво оформить «Правила поведения в лесу». (для всех)
2. Подготовить сообщения о лекарственных растениях леса. (желающие)
VII. Итоги урока.
1. - Спасибо за интересную работу на уроке.
- С какими затруднениями вы столкнулись на уроке?
- Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?
- Что больше всего запомнилось?
2. Выставление отметок.
- Дети, отметка «5» ставится, если ребенок правильно отвечал на вопросы на уроке, активно работал, принимал участие в решении заданий; «4» - ставится, если вы иногда ошибались, допускали неточности в ответах; «3» - если вы были не активны, часто ошибались, не принимали участия в парной работе.
- Поднимите руки, кто считает, что заслужил «5» на уроке? «4»? «3»?
- Я рада, что ваша отметка совпадает с моей. Молодцы!
Рекомендуем посмотреть:
Экологическая кругосветка в начальной школе. Сценарий Рассказы для учащихся начальной школы. Берегите природу Экологический семейный проект в начальной школе с презентацией Экологический проект с презентацией, 1 класс. Красная книга Тверской областиПохожие статьи:
Внеклассное мероприятие по экологии, 2 класс. Сценарий
Экологические игры для младших школьников
Конспект внеклассного занятия на тему Осень, 1 класс
← Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте на тему: Семья | Конспект познавательного занятия для детей 6-8 лет с презентацией: Домашние птицы →
Автор: Олеся Геннадьевна Коноплева
Опубликовано: 3222 дня назад (27 января 2016)
Просмотров: 6531
Рубрика: внеурочные мероприятия
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|