Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока-игры по литературе в 5 классе

Методическая разработка урока-игры в 5 классе по теме "Приключения Тома Сойера".
Автор: Гонтарук Оксана Дмитриевна, учитель мировой литературы и иностранного языка
Крушиновская общеобразовательная школа І-ІІ ст.
"Приключения Тома Сойера"
Описание игры: игра может проводиться в форме викторины: класс делится на команды, которые отвечают по очереди (названия команд: «Разбойники», «Пираты»). Либо можно использовать цветные билетики: за более сложные вопросы — синий, средней сложности — красный, легкий — зеленый билетик; при этом подсчет очков может несколько усложниться.
Оборудование. Выставка книг М.Твена и о нем. Чистые листы бумаги, карандаши, ручки, фломастеры. Тазик, мыло, полотенце, вода. Краски, кисти, две картонные заготовки забора. Нитки, иголки, два распоротых воротничка. Разноцветные билетики (если выбирается этот вариант). Таблички с названиями команд.
Ход игры
Вступительное слово учителя (ведущего).
Многое из того, о чем вы прочли в этой книге, Марк Твен взял из воспоминаний своего детства. Городишко, в котором жили Том и Гек, похож на родной Твену городок Ганнибал. Тетя Полли напоминает мать писателя, а друзья Тома — его детских товарищей.
Настоящее имя писателя — Сэмюэль Клеменс. Он был сыном судьи. Между двумя холмами, круто обрывающимися к реке Миссисипи, налезали друг на друга как попало выстроенные хибары, лачуги, хижины, сараи, склады, дымили лесопилки, тучи мух вились над свалками. Две церкви городка упирались окнами одна в другую, хозяева двух безнадежно про¬горевших гостиниц наперебой хвастали своими заведениями перед случайным приезжим, у кузницы стояли фермерские повозки, а на задворках табачной фабрики, у ручья стайки черных и белых ребятишек играли в индейцев, кораблекрушения и разбойников.
Книг, кроме Библии, в городке никто и не держал, поглазеть на нового человека собиралось полгорода, в лавках и с чиновниками расплачивались, кто чем мог: репой, луком, сахаром, рыбой или мануфактурой.
Было две школы, где обучали чтению, письму, арифметике и закону божьему. Годам к 13 образование считалось законченным, о продолжении и не думали. По воскресеньям детей в обязательном порядке отправляли в церковь, где они слушали проповеди, пе¬ли гимны и зубрили наизусть библейские тесты. Для Сэма Клеменса с его живым воображением походы в воскресную школу частенько заканчивались ночными кошмарами: адские муки за «плохое поведение» рисовались ему чересчур ярко. А по поведению он мало чем уступал Тому Сойеру, хотя, конечно, многие «подвиги» Марк Твен герою досочинил.
Сэмюэл родился в небогатой семье, отец его быстро разорился, и с 12 лет Сэм Клеменс сам зарабатывал себе на жизнь. Он сменил множество профессий и побывал в разных уголках страны: был учеником в типографии, искал золото на Дальнем Западе, учеником лоцмана плавал по Миссисипи. Его литературная жизнь началась с журналистики, а псевдоним, которым он подписывал свои юморески, фельетоны, статьи, навсегда стал «литературным именем». Марк Твен — глубина 2 фута, достаточная для прохода парохода по реке: путь свободен!
«Приключения Тома Сойера» вышли в свет в 1876 г., когда их автору было 40 лет, он написал к тому времени книгу очерков, издал два сборника юмористических, сатирических рассказов, а впереди... Впереди у Марка Твена были повести и романы, такие, как «Том Сойер», завоевавшие популярность во всем мире: «Принц и нищий», «Янки при дворе короля Артура», «Приключения Гекльберри Финна», «Личные воспоминания о Жанне д'Арк», «Таинственный незнакомец» и др.
В 40 лет принято возвращаться в детские годы, приятно вспомнить свои шалости и приключения и присовокупить к ним новые. Конечно, Том Сойер — это не Сэмюэль Клеменс. Том Сойер — это даже не один конкретный мальчишка — это нечто большее. Это личность, способная непринужденно превращать скучные будни в фейерверк игры, романтики и фантазии. Это здравый смысл, соперничающий с безрассудным рыцарством, справедливость, воюющая с собственным эгоизмом.
Том Сойер не терпит заурядности, лицемерия и фальши — того, над чем всю жизнь смеялся и с чем боролся Марк Твен. «Это гимн детству», — говорил сам автор о своей книге. Каждый взрослый когда-то был ребенком, поэтому «Приключения Тома Сойера» с удовольствием читают не только дети, но и взрослые.
Вопросы командам
1. В каком городке жил Том Сойер?
(В Сен-Питсбурге)
2. Каким образом Том знакомился с новичками, явившимися в городе?
(С новичками Том сразу выяснял отношения с помощью драки: чего стоит этот мальчишка)
3. Какая гениальная идея озарила Тома во время краски забора?
(Он превратил работу в игру, к тому же труднодоступную)
Первое задание — конкурс маляров.
Взять картонные заготовки забора, кисти, краски (фломастеры) и покрасить забор.
Команды выделяют по одному человеку, и они красят забор на время.
1. Какие две армии сражались в Сен-Питсбурге?
(Армии Тома Сойера и его друга Джо Гарпера)
2. Что случилось с несчастным мучеником под окном прекрасной незнакомки?
(Служанка облила Тома водой)
3. Сколько костюмов было у Тома?
(Два: обычный, повседневный, и «тот, другой», нарядный)
4. Что такое «козыряние»? Как «козыряли» в воскресной школе?
(«Козырять» — воображать, строить из себя нечто, привлекать внимание; «учителя козыряли, делая ненужные выговоры, девочки поправляли бантики и туфельки, мальчишки строили рожи и кидались чем-нибудь» и т. д.)
5. Почему Том так хотел получить Библию? Как он этого достиг?
(Том был очень честолюбив и хотел доказать, что он «не хуже других». Получить Библию было нелегко: нужно было выучить 2000 стихов из нее. За каждые 2 стиха давали синий билетик, 10 синеньких билетиков равнялись 1 красному, 10 красных — / желтому, а за 10 желтых и давали Библию. Том обменял свои «сокровища» (рыболовные крючки и белые шарики) на билетики и заполучил из рук директора в самой торжественной обстановке Библию, которую и знать не знал)
Второе задание — конкурс умывания.
От каждой команды вызываются по одному человеку, им даются тазик, мыло, полотенце, вода, и предлагается умыться так, как это делал Том Сойер. (Умывание должно выглядеть так: берется мыло, обмакивается в воду и кладется на место, а сухое лицо и руки вытираются полотенцем).
1. Какую болезнь выдумал Том, лишь бы не идти в школу?
(Он сообщил всем, что у него на пальце гангрена)
2. Почему все дети в городе завидовали Гекльберу Финну?
(Гек был «свободным» человеком: он был «парией», сыном нищего пьяницы, с ним было запрещено играть; Гек делал, что хотел, никого не спрашивая, ночевал где вздумается, ходил в обносках, не посещал школу, ругаться и драться он был мастер, и никто его за это не наказывал)
3. Зачем Том и Гек отправились ночью на кладбище?
(Прихватив с собой дохлую кошку, Том и Гек отправились в полночь на кладбище сводить бородавки)
4. Что предпочли бы президентству Том и его друг Джо, кем бы они хотели стать?
(Разбойниками из Шервудского леса)
5. Свидетелями какой сцены стали на кладбище Том и Гек?
(Они увидели, как Мэф Поттер и индеец Джо выкопали тело для доктора Робинсона (для изучения анатомии); случилась ссора, и индеец убил доктора ножом Поттера, потом он вложил нож в руку Мэфу, пользуясь тем, что тот был без сознания, а по¬том убедил Мэфа, что тот спьяну зарезал доктора, нож
остался лежать рядом с трупом)
Третье задание — конкурс клятв.
Каждой команде предлагается придумать клятву разбойников или пиратов и разыграть обряд клятвоприношения.
1. Что такое «болеутолитель», кто его попробовал и что из этого вышло?
(Тетя Полли увлекалась новыми лечебными средствами. Ее напугало удрученное состояние Тома (он переживал, что Бекки не ходит в школу), и тетя Полли купила «болеутолитель». «Это был просто жидкий огонь» и Том «поил» им щель в полу гости¬ной, а однажды дал попробовать коту. «Кот подскочил на 2 метра кверху, испустил дикий вопль и за¬метался по комнате, налетая на мебель, опрокидывая горшки с цветами... Потом он помчался по всему дому, сея на своем пути хаос и разрушение...»)
2. Почему «вольные пираты» решили вернуться домой и как они это сделали?
(Запретные прежде удовольствия быстро приелись, им стало скучно; Джо и Том соскучились по дому и родным, и даже Геку было не по себе вдали от привычных улиц)
3. Благодаря чему Том помирился с Бекки?
(Том взял на себя вину Бекки — она порвала учительскую книгу — и, соответственно, выпороли его, а не ее; этот рыцарский поступок возымел действие, и Том помирился с Бекки)
4. Как мальчики отомстили учителю Доббинсу?
(Во время экзаменов ребята спустили с чердака кошку, которая «стянула парик с головы учителя, и та засверкала под лампой ослепительным светом — ученик живописца позолотил ее!»)
Четвертое задание — конкурс белошвеек.
От каждой команды приглашаются по одному человеку, им даются нитки, иголки, два распоротых воротничка и предлагается зашить воротнички, как это делал Том. Учитывается качество шитья и скорость.
1. Почему Том вступил в «Общество друзей трезвости»?
(Том был привлечен блестящим мундиром с красным шарфом)
2. Каким образом на суде всплыла правда об убийстве доктора? ..
(Том не выдержал того, что невиновного Мэфа должны были повесить, и пришел тайком к его адвокату, а потом даже выступил свидетелем в суде; Мэфа оправдали, индеец сбежал)
3.Каким образом Том и Гек нашли-таки клад?
(Том и Гек сначала рыли под сухим деревом, потом отправились в заброшенный дом и там оказались свидетелями того, как индеец Джо и его сообщник «глухонемой старик-испанец» зарывали краденые деньги, но самое забавное, что, зарывая свои 600 долларов, они наткнулись на ящик с золотом, припрятанный кем-то раньше; индеец Джо решил перепрятать все серебро и золото в «номере два под крестом»)
4. Где находился «№ 2 под крестом»?
(Он находился в пещере недалеко от той лазейки, откуда смогли выбраться Том и Бекки; там Том видел индейца Джо, а крест был начертан копотью от свечки на камне, под которым в расселине был спрятан сундук с деньгами)
5. Какая достопримечательность пещеры занимает теперь первое место?
(«Чаша индейца Джо» — в камне индеец выдолбил ямку, куда по каплям собиралась вода, капая со сталагмита)
6. Что изменилось в жизни Гека Финна после нахождения клада?
(Гек попал под опеку вдовы Дуглас, которой спас жизнь, и на короткое время стал
«приличным мальчиком»)

Пятое задание — сочинительский конкурс.
Он может выполняться командой, а может быть индивидуальным. Ребятам предлагается придумать, на что Том истратит свою долю от сокровищ (придумать дальнейшую судьбу Тома).

Подведение итогов.
Подсчитываются командные очки и награждаются оценками и сувенирами учащиеся, активно принимавшие участие в игре.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарии классного часа на 1 сентября в 5 классе Конспект урока внеклассного чтения для 5 класса. Рождественское чудо Конспект внеурочной деятельности по литературе в 5 классе. Сказки Васнецова Конспект урока чтения для учащихся 5 классов коррекционной школы 8 вида

Похожие статьи:

Литературные чтения, 5 класс

Сценарий театрализованного представления для 1, 2, 3, 4, 5 классов

Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4, 5 класс. Поговорим о шляпах

Сценарий мероприятия к 23 февраля в 5-6 классе

Внеклассное мероприятие 5 - 6 класс по теме: Моя семья

Рифмовки, считалки, стихи и загадки для уроков немецкого языка на тему «Зима»
Опубликовано: 3630 дней назад (14 января 2015)
Просмотров: 12928
+2
Голосов: 2
Комментарии (3)
Оксана Дмитриевна Гонтарук # 14 января 2015 в 16:12 0
Заявка
на участие в конкурсе "Лучшая методическая разработка"

Гонтарук Оксана Дмитриевна
учитель мировой литературы и иностранного языка
Методическая разработка урока-игры в 5 классе по теме "Приключения Тома Сойера".
https://kladraz.ru/blogs/oksana-dmitrievna-gontaruk/metodicheskaja-razrabotka-uroka-igry-v-5-klase-po-teme-priklyuchenija-toma-soiera.html
Ульяна Алексеевна # 15 января 2015 в 14:46 0
Здравствуйте
Заявка оставлена неверно.
Прочитайте в правилах конкурса где именно необходимо оставлять заявки.
С уважением, Администратор сайта
Вера Валерьевна Ляпина # 14 января 2015 в 21:32 +1
Добрый вечер! Очень понравилась ваша разработка урока- игры. Занимательные задания. Интересно! Беру на заметку.Примите голос!Удачи на сайте!