Конспект урока внеклассного чтения для 5 класса. Рождественское чудо
Урок - сопоставление для внеклассного чтения "Рождественское чудо"
Автор: Гонтарук Оксана Дмитриевнаучитель мировой литературы и иностранного языка
Крушиновская общеобразовательная школа І-ІІ ст.
Рождественское чудо
По сказке Г. К. Андерсена «Девочка со спичками », «Ангел»
и П. Коэльо «Ничто не есть таким, каким кажется»
Цель: расширить читательский кругозор учащихся, приобщать их к произведениям сказочника XIX в. Г. К. Андерсена и писателя XXI в. Пауло Коэльо, формировать навыки компаративного анализа, творческое мышление; развивать умение определять главную мысль прочитанного, авторскую позицию, выражать свое отношение к событиям, образам, темам и идеям, воплощенным в художественном произведении; заинтересовать рождественскими сказками, побуждать к самостоятельной поисковой деятельности, работать на перспективу.и П. Коэльо «Ничто не есть таким, каким кажется»
Оборудование: тексты сказок, портреты писателей и иллюстративный материал к произведениям, которые изучаются.
Тип урока: урок-сопоставление, внеклассное чтение.
Ход урока
I. Подготовка к восприятию учебного материала.• Поэтическая минутка
Чтение учителем стихотворения «Рождество».
Рождественский вечер в семье.
Вся семья за столом.
Приходит в дом рождественское чудо -
Песни и колядки за окном.
Огонь семейный - в камине.
Огонь единения - в сердцах.
Огонь Рождества в детской былине
Тихонько пылает в глазах.
Кутья, пироги и подарки,
В огнях елка и вино.
Тосты, родственные встречи
И Божий вечер - это Рождество.
• Игра на развитие творческого мышления «Что случится, если ...»
- Как вы думаете, что случится, если не будет Рождества?
- А что вы знаете о Рождестве из собственного жизненного опыта?
• Творческое задание: передать собственные эмоции, связанные с Рождеством, в цвете. Обосновать свой выбор.
- Почему я начала урок из стихотворения «Рождество» и предложила вам несколько творческих упражнений на такую же тему?
II. Объявление темы, цели урока.
III. Работа над темой урока.
Учитель. Перед вами три иллюстрации. Я предлагаю всем вместе вспомнить и одновременно отгадать, из какого произведения эти иллюстрации.
- Имя какого писателя вам неизвестно?
Пауло Коэльо (год рождения 1947, Рио-де-Жанейро) - бразильский писатель. Он является вторым наиболее читаемым писателем в современном мире. Ежегодно к Рождеству Коэльо пишет новую рождественскую сказку, которую 25 декабря печатают на своих страницах самые влиятельные газеты мира.
Бразильским волшебником, который заставляет исчезать книги с полок книжных магазинов, назвала всемирно известного писателя "The New York Times". Пауло Коэльо является лауреатом многочисленных литературных наград. Критики особенно ценят в бразильского автора его поетично - реалистическую, философскую манеру письма, "язык символов, говорит не к разуму, а к сердцу". Простые, мудрые и увлекательные книги Пауло Коэльо получили мировое признание. Они выданы на 54-х языках в 140 странах мира.
Итак, наше первое знакомство с писателем современности произошло. А теперь обратимся непосредственно к прочитанным вами произведениям.
• Работа в группах. Возвращаемся к предложенным в начале урока иллюстрациям. Перед вами задача для игры «Что было, что будет?»: За сюжетной картинкой рассказать, что было до того и что будет после изображенного события.
1 группа работает и озвучивает первую сюжетную картинку к сказке Г. К. Андерсена «Девочка со спичками», 2 группа - к сказке Г. К. Андерсена «Ангел», 3 - к сказке П. Коэльо «Ничто не есть таким, каким кажется».
Вопросы и задания для коллективного обсуждения:
- Прочитайте, пожалуйста, последнее предложение сказки Г. К. Андерсена «Девочка со спичками». Какую красоту и роскошь видела девочка, «в каком сиянии пошел бедный ребенок вместе со своей бабушкой встречать Новый год на небе»?
• Работа в тетрадях.
Видения девочки со спичками:
1 - теплая печка;
2 - вкусный рождественский гусь;
3 - «вся в свечах, новогодняя елка»;
4 - встреча с покойной бабушкой, которая и забирает ее к Богу.
Проблемный вопрос.
- Почему девочка возносится на небо? Как ей там? Верите ли вы в жизнь на небе?
- С какими чувствами Андерсен описывает свою героиню? Чувствуется авторская позиция в произведении?
- Что хотел сказать нам, читателям, автор сказкой «Девочка со спичками»?
- А какие чувства вызывает у вас судьба бедной девочки?
Выразительное чтение начала сказки Г. К. Андерсена «Ангел» учителем.
«Каждый раз, когда умирает хороший ребенок, спускается тогда ангел Божий на землю, берет мертвого ребенка на руки, разворачивает свои широкие белые крылья, летает с ним над всеми теми местами, где ходил он малыми ногами, и собирает там полную горсть цветков. Те цветочки приносит Богу, там они еще лучше, еще пышнее, чем на земле, процветают в свете вечного солнца.
Милосердный Бог прижимает все цветы к своему сердцу, а ту из них, которая ему понравилась, он целует. И тогда ей дарится голос, тогда она, покрытая неописуемым блаженством, поет вместе с ангельским небесным хором ».
- Что «рассказал один ангел Божий, когда нес мертвого ребенка на небо, а ребенку казалось, что он это видит во сне»?
- Что объединяет прочитанные вами к уроку сказки Г. К. Андерсена?
- Каким автор показывает небо, ангела?
(На небе «витает радость и счастье». Ангел тоже добрый, искренний, любящий, милосердный).
Проблемные вопросы.
- Почему дети после смерти попадают именно к Богу - и все они у него счастливы? Почему Андерсен сказку «Ангел» заканчивает словами: «И благословенное Богом любимое дитя и тот бедный полевой цветок, который еще так недавно валялся на темной улице, выброшенный на помойку»?
- А разве не может ребенок быть счастливым на земле?
Вывод. Конечно, каждый ребенок может и имеет право быть счастливым на земле. Однако Г. К. Андерсен, который сам испытал тяготы, насмешки и многие несчастия, обращает наше с вами внимание, особенно внимание взрослых, на бедных, но хороших и искренних сердцем детей, к судьбе которых было безразличие богачей на земле. Итак, страдания детей и их мечты оправдались только на небе, где их любит Бог, любит ангел. ЛЮБВИ - вот чего не хватает нам всем для того, чтобы быть счастливыми здесь, на земле.
А какую новую рождественскую сказку подарил своим читателям современный бразильский писатель Пауло Коэльо?
- С какой миссией отправил архангел Михаил ангелов на землю?
(Чтобы те узнали, готовы ли люди к празднованию Рождества Христового).
- Чем закончились посещения ангелами людей? Что они увидели? Как провели там время?
(Ангелы посетили виллу богача и убогую лачугу. В богача, который узнал ангелов, ночевали в подвальной каморке, спали очень плохо, потому что там было жарко. Бедные, не узнав путников, уступили собственную комнату, а на утро просили прощения у гостей за то, что не смогли угостить кофе, потому что умерла их корова. Нищие очень рыдали по потерянному единственному своему богатству).
- Почему возмутился младший ангел против старшего?
Проблемный вопрос.
- Что же означает фраза старшего ангела «Ничто не является таким, каким кажется»?
• Выразительное чтение учителем концовки рождественской сказки Коэльо:
« - Ничто не является таким, каким кажется, - ответил старший ангел. - Когда мы были в том ужасном подвале, я заметил тайник с золотом, которое там оставил предыдущий владелец. Этот клад можно было обнаружить благодаря трещине в стене, но я снова ее замуровал, потому что хозяин дома не предоставил помощи тем, кто в ней нуждался.
Вчера же, когда мы лежали в постели, ласково предложенной нам, я заметил присутствие третьего гостя - ангела смерти. Он пришел за младенцем, но я давно знаю этого ангела, поэтому сумел его убедить, чтобы он вместо него забрал жизнь у коровы.
- Никогда не забывай, что Марию не захотел принять никто, кроме пастухов. И именно поэтому они первыми увидели Спасителя ».
Вывод. Пауло Коэльо с помощью образов ангелов призывает людей видеть сердцем, видеть их и обстоятельства такими, какими они есть. Также он стремится помочь людям почувствовать и оценить настоящие жизненные ценности. Ведь для бедных, если хорошо подумать, главное богатство - ребенок, а не корова. Поэтому ангел спасает ребенка, а корову приносит в жертву. Богатый пожалел своих комнат для гостей. Поэтому ангел, замуровал трещину в доме богача, лишил его возможности воспользоваться спрятанным за стеной сокровищем, так как «хозяин дома не предоставил помощи тем, кто в ней нуждался». Сказка Пауло Коэльо имеет глубокий философский подтекст. Видеть людей и мир гораздо глубже, чем как кажется на первый взгляд, - настоящее искусство. Такому искусству нужно учиться всю жизнь. Ведь недаром существует и такая пословица: «Не все, что белеет, - слоновая кость, и не все, что красное - то золото ». По-моему, это своего рода перефразирование названия сказки Пауло Коэльо «Ничто не есть таким, каким кажется».Есть над чем подумать ...
Существует поверье, что у каждого из нас есть свой ангел-хранитель. Возможно, так оно и есть? Как вы думаете, дети?
- Что вы узнали в результате самостоятельной поисковой деятельности об ангелах и Рождестве?
- А что еще можно добавить к общим чертам прочитанных нами сказок?
(Это рождественские сказки, которые заканчиваются счастливо.
Есть сходство в сюжетах:
- Приход ангелов на землю,
- Разговор ангелов с людьми на земле и на небе,
- Смерть бедных детей от холода и голода,
- Благословение доброты, искренности и щедрости убогих, осуждения скупости богачей,
- Детей после смерти ангелы забирают на небо к Богу, они, наконец, становятся счастливыми.
Глубокий философский смысл сказок Г. К. Андерсена и П. Коэльо).
IV. Обобщение изученного.
Коллективное заполнения таблицы.
Учитель. Тему Рождества на уроках мировой литературы мы продолжим с вами в 6 классе при изучении «Рождественской песни в прозе» Чарльза Диккенса и на уроке внеклассного чтения, где будем работать уже не из рождественскими сказками, а с рассказами других авторов.
А встреча с Пауло Коэльо у нас также продолжится в старших классах.
V. Рефлексия.
• «Наедине с собой». Если бы вы встретили ангела на земле, о чем вы бы его спросили и попросили? Запишите в тетради:
Мои вопросы / Мои просьбы
А мое вам единственное желание - быть добрыми и счастливыми здесь, на земле, и в радости и в здоровье встретить свое Рождество, незабываемое Рождество, а в жизни пусть вас берегут ангелы-хранители.
VI. Оценивание
VII. Домашнее задание.
Творческая работа: создать серию рисунков к изученным произведениям (по собственному желанию); написать сочинение-миниатюру на одну из тем:
- Чем обогатили меня рождественские сказки Г. К. Андерсена и П.Коэльо?
- Для чего и когда приходят на землю ангелы?
- От чего зависит счастье ребенка?
- Не всякая тропинка без спорыша, не у каждого человека добрая душа.
• Верю ли я в чудеса?
Рекомендуем посмотреть:
Рождественский пряничный камин своими руками пошагово с фото Сценарий внеклассного мероприятия для школьников на тему: Рождество Христово Конспект урока музыки для 2 класса. Рождество Христово Конспект урока-игры по литературе в 5 классеПохожие статьи:
Рождество. Сценарий Рождества для детей
Участник №113 творческого конкурса для детей и педагогов «Новогодняя кладовая 2015»
← Литературная гостиная ко Дню Святого Валентина для старших классов. Сценарий | Утренняя звезда Байрона. История любви выдающегося поэта →
Автор: Оксана Дмитриевна Гонтарук
Опубликовано: 3628 дней назад (16 января 2015)
Просмотров: 5342
Рубрика: Конспекты уроков
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|