Литературная гостиная ко Дню Святого Валентина для старших классов. Сценарий
Литературная гостиная на День Святого Валентина для старшеклассников "А душу твою люблю..."
Автор: Гонтарук Оксана Дмитриевна, учитель мировой литературы и иностранного языкаКрушиновская общеобразовательная школа І-ІІ ст.
Описание: данный материал предусматривает знания творчества
( интимная лирика) А.С Пушкина учениками старших классов и может быть использован как дополнение к празднику «День Святого Валентина».
Предложенный материал дополнит знания учащихся о творчестве писателя, заинтересует чтением, обогатит новыми культурологическими фактами.
Цель: раскрыть значение творчества А.С Пушкина;
воспитывать понимание красоты человеческих чувств, способствовать воспитанию эмоциональности учеников, культуры их речи; формировать умение воспринимать и понимать поэтические произведения.
«А душу твою люблю...»
Зал в праздничном убранстве. На сцене портреты A.C. Пушкина, H.H. Гончаровой, плакат со строками: «Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю я еще более твоего лица».
A.C. Пушкин — H.H. Гончаровой
Оформлена выставка: произведения поэта и о поэте, фотографии.
Звучит «Ария» Баха в современной инструментальной обработке.
На фоне классической мелодии
1-й чтец.
Здравствуй, Пушкин! Просто страшно это —
словно дверь в чужую жизнь открыть —
мне с тобой, поэтом всех поэтов,
бедными стихами говорить.
Быстрый шаг и взгляд прямой и быстрый —
Жжет мне сердце Пушкин той поры:
визг полозьев, песня декабристов,
ямбы ссыльных, сказка детворы.
2-й чтец.
Молодой, веселый и кудрявый —
Он таким запомнится навек...
Наша удивительная слава,
Haшa гордость — этот человек.
Словно друг, живущий по соседству,
С каждым днем все ближе и родней,
Он к тебе приходит в раннем детстве
С первой песней матери твоей.
Он к тебе приходит вечно новым,
Он твой путь осветит, как звезда,
Чтобы ты, с его сдружившись словом,
С ним не расставался никогда
1-й ведущий.
У каждого из нас своя дорога к Пушкину. Да и не всегда дорога; тропа, тропинка иногда. Но как важно не сбиться с нее, не потерять ее, тропинку, ведущую к духовным вершинам, к высотам человеческой культуры.
Пушкин для нас — вдохновенный поэт и мудрый, искренний собеседник, чье слово и жест имеют целебное свойство. Через Пушкина мы приходим к себе.
2-й ведущий.
Пророк, он неподвластен ни моде, Ни времени. Волны его поэзии уже бьются о берег XXI века, и на этом, новом берегу, как и прежде, много народу и, может быть, даже значительно больше, чем прежде.
3-й чтец.
Мы любим Пушкина.
Мы бережем его прекрасные сказанья,
Как светоч, песнь его своим лучом
Преодолела время, расстоянья.
С благоговением храня
Наследство Пушкина,
День ото дня...
Для нас его песносложенье ново
Вернувшись к очагу домой,
Я, говоря с самим собой,
Вникаю в пушкинское слово.
3-й ведущий.
С именем Пушкина мы живем всегда. Но зимой в начале года, и летом, в июне, он входит в нас наиболее полно. День рождения и день смерти поэта.
В 1999 году мы отметили знаменательную дату — 200-летие со дня рождения A.C. Пушкина. Поэтому так по-особому волнующе наше прикосновение к пушкинской теме сегодня.
Вот уже более полутора столетий мы ежегодно скорбно поминаем 29 января (10 февраля по новому стилю) — день великой и жестокой утраты.
4-й ведущий.
Тютчев сказал в своем стихотворении о гибели поэта:
«Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет"
Вьюги давно замели следы печальных саней с гробом Пушкина, мчавшихся из Петербурга в Псковскую губернию, но кто скажет, что эта дорога выветрилась, затерялась в истории? Февральские снега и поныне обжигают душу и память. И это неизбывно.
1-й чтец.
Ночной бульвар, повитый мерзлым паром,
И порошинок снежных кутерьма,
И в синеве, сквозящей над бульваром,
Осыпанные звездами дома.
И вновь, остановясь у пьедестала,
С благоговеньем думаю о том,
Чье сердце огненное прозвучало
Во все столетья громовым стихом.
5-й ведущий.
Интерес к Пушкину, его жизни, с годами не ослабевает. Потому что он — часть каждого из нас, потому что мы с ним и он с нами.
Поэтому так близки и дороги нам и те люди, которых любил и ценил Пушкин в своей жизни, кому посвятил свои бессмертные строки.
На фоне классической мелодии («Прелюдия VIII» Баха в современной обработке) звучат стихи A.C. Пушкина.
2-й чтец.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Вез слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь,
И божество и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
3-й чтец.
Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальний.
Увы! напоминают мне
Твои жестокие напевы
И степь, и ночь — и при луне
Черты далекой, бедной девы
Я призрак милый, роковой,
Тебя увидев, забываю;
Но ты поешь — предо мной
Его я вновь воображаю.
Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной,
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальний.
1-й чтец.
Ты видел деву на скале
В одежде белой над волнами,
Когда, бушуя в бурной мгле,
Играло море с берегами,
Когда луч молний озарял
Ее всечасно блеском алым
И ветер бился и летал
С ее летучим покрывалом?
Прекрасно море в бурной мгле
И небо в блесках без лазури;
Но верь мне: дева на скале
Прекрасней волн, небес и бури.
2-й чтец.
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Учитель.
Своей Мадонной A.C. Пушкин назвал Наталью Николаевну Гончарову, женщину, с которой связал он свою жизнь. О ней написаны научные труды и мемуары, популярные очерки и эмоциональные эссе, романы и повести, рассказы и драмы.
Во многих художественных произведениях и литературоведческих работах Наталья Николаевна изображалась бессердечной, пустой, легкомысленной красавицей, любительницей балов и прочих светских развлечений.
Многие десятилетия Наталью Гончарову считали прямой виновницей в смерти Пушкина.
Даже замечательная поэтесса XX века Марина Цветаева почти через 100 лет после гибели Пушкина оказалась в стане «врагов» "Натальи Николаевны. Цветаева писала: «Было в ней одно: красавица. Только красавица, просто — красавица, без коррективы ума, души, сердца, дара. Голая красота, разящая, как меч. И — сразила».
Сколько друзей — среди них и друзья поэта почему-то не прислушивались к Пушкину, самому главному свидетелю на этом беспощадном суде людской молвы над дорогим для него человеком. Ему, гению, выбравшему ее подругою жизни, не верили.
А ведь существуют письма Александра Сергеевича к жене, в которых сказана истина о Наталье Николаевне. Почти 60 писем, написанных Пушкиным, мужем и отцом, — это поток нежности, ласкового юмора и заботы.
Многим, очень многим, в том числе и Марине Цветаевой, ответил Пушкин письмом к жене от 21 августа 1833 г. «Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю я еще более твоего лица».
Поистине, у Натальи Николаевны Пушкиной был один, но самый могущественный покровитель. Он позаботился о том, чтобы каменья, в нее брошенные, упали, не долетев. Он оборонил ее надежно, безоговорочно и навсегда.
Чтобы больше узнать о той, которую Пушкин назвал своей Мадонной, перелистаем вместе страницы замечательной повести Агнии Кузнецовой «А душу твою люблю», в подзаголовок которой вынесено: «Подлинные письма и факты».
1-й ведущий.
Шел 1863 год. С деревьев на мокрую землю медленно падали последние листья. Жухлая трава, прихваченная инеем, жалко склонилась в прощальном поклоне. Плакал ветер, бессильно бросаясь в окна петербургской квартиры Ланских, где умирала Наталья Николаевна.
Она лежала на кровати с откинутым пологом, под голубым шелковым одеялом, на высоко поднятых отороченных кружевами подушках, протянув вдоль тела бессильные руки, и ее белое-белое исхудавшее лицо, с трагическим изломом левой брови и чуть косящим загадочным взглядом, устремленным теперь в неведомое для окружающих,»как и прежде, было прекрасно..
Она не верила в то, что умирает. Даже приезд всех детей ее и Пушкина, кроме Натальи, которая находилась за границей, не убеждал в этом. Последние годы она часто болела. Ее нездоровье началось с судорог в ногах, точно таких же, как тогда, когда умирал Александр Сергеевич. Малейшие неприятности, связанные с детьми и мужем, Петром Петровичем Ланским, она переживала во много раз тяжелее, чем прежде.
Началась бессонница. Ночами тихонько» чтоб не разбудить мужа, она соскальзывала с постели и босая, в одной рубашке прокрадывалась из спальни в столовую, там бросалась на диван и, вцепившись зубами в платок, старалась заглушить сотрясающие ее рыдания. Потом она подолгу стояла у окна, смотрела на спящие петербургские дома с темными окнами, а на рассвете уходила в свою маленькую молельню, застланную ковром, увешанную образами, вставала на колени и шептала: «Боже! За что ты наказываешь меня?»
Она вспоминает всю свою жизнь с детства до последнего» дня. «Нет, никогда, никому сознательно я не делала плохого. Может быть, ты, Господь, наказываешь меня за второе замужество? Но 7 лет я выполняла данный себе обет. А Пушкин, умирая, велел блюсти траур всего лишь два года»..
Лежит Наталья Николаевна под голубым одеялом, по подушке, отороченной кружевами, разметались ее несобранные темные с проседью волосы. Часто приходит полузабытье. А в иные минуты ярким видением проносится прошлое.
2-й ведущий.
Москва, вьюжный февраль 1831 года, церковь Большого Вознесения на Никитской улице. Она в венчальном платье, с длинным шлейфом: прозрачная фата ниспадает с головы, украшенной белыми цветами, скользит по открытым плечам, падает на спину. Как она хороша, это чувствуется по восторженным взглядам родных и знакомых, собравшихся здесь. А Пушкин—тот ничего не замечает, кроме нее. Встретится с ее взглядом горящими голубыми глазами, и читает в них Наталья Николаевна счастье безграничное, любовь безудержную. И у Натальи Николаевны сердце замирает от счастья и какого-то неясного страха перед будущим. Она любит Пушкина. Она горда тем, что он — знаменитый русский поэт — выбрал ее подругою жизни.
Они меняются кольцами! Кольцо Пушкина падает, катится по ковру. Он поспешно наклоняется поднять его, и свеча в его левой руке гаснет, а с аналоя, который он задел, падают крест и Евангелие. Наталья Николаевна видит, как смертельной бледностью покрывается его лицо. Все заметили это, и многие предрекали несчастливый брак и ошиблись.
3-й ведущий.
Пушкин был счастлив в семейной жизни. Сразу же после свадьбы Пушкин с молодой женой уезжает на дачную квартиру в Царское Село. Священные царскосельские парки, в которых прошла юность, манили поэта. Он начинал новый жизненный круг. И ему хотелось, чтобы молодая жена вошла не только в будущий мир их совместного существования, но и увидела его прошедшую юность: лицей, бронзовые статуи над медленной водой, алые сладкие заросли роз — мир его поэзии.
Она поселилась в небольшом деревянном доме с верандой. Царское Село для них стало островом счастья.
По вечерам они с женой гуляли в парке. Однажды на" ясном закате, во время прогулки Пушкины неожиданно встретили в парке царя с царицей. Перед Натальей Николаевной ярко представился тот солнечный день, когда произошла эта встреча.
Солнце несмело пробиралось сквозь густую листву деревьёв, солнечными зайчиками причудливо божилось на ухоженные дорожки. Ветер нежно ласкал лицо. Она шла рядом с Пушкиным, в беглом воздушном платье, в белой шляпе, в красной шали с длинными кистями, наброшенной на плечи, — молодая, счастливая и прекрасная.
Император, императрица и свита, блестящие, нарядные шли навстречу. Скрыться было некуда. Наталья Николаевна растерялась, приветствуя высоких особ.
Об этой встрече наблюдательный Пушкин потом рассказывал с обычным своим юмором и заливистым смехом: особенное замешательство возникло не у него с женой, а у императорской четы и в их свите, к совершенной красоте не так-то привычны люди даже великосветского общества — она поражает и в первые секунды порождает молчание.
Так вот и молчали все некоторое врмя. Только птицы пели свои гимны прекрасной женщине, только солнечные блики причудливо и любовно ложились на ее красную шаль и ветер еще нежнее красил румянец смущения, выступивший на ее щеках...
Наконец заговорил император: он очень рад познакомиться с такою прекрасною дамой. Императрица сразу же пожелала, чтобы Наталья Николаевна была при дворе, Император спросил Пушкина, почему он не служит, и тот ответил, что готов служить, но, кроме литературной службы, не знает никакой.
4-й ведущий.
Так на аллеях царскосельского парка в один из первых брачных месяцев Пушкина решилась его судьба. Царь захотел, чтобы он писал историю Петра I. Пушкина зачислили в коллегию иностранных дел, затем произвели в титулярные советники. Он имел возможность теперь заниматься в государственных архивах и получал 500 рублей жалованья в год. А для того, чтобы красавица-жена блистала на балах в Аничковом дворце Пушкину было пожаловано придворное звание в конце декабря 1833 года камер-юнкера.
Он был взбешен. Это звание обычно имели юноши. И когда великий князь поздравил Пушкина с этим званием, поэт ответил ему: «Покорнейше благодарю, Ваше Высочество, до сих пор все надо мною смеялись, вы первый меня поздравили».
Пушкин до дерзости избегал бывать при дворе, ссылаясь на болезнь, и Нат¬лья Николаевна не раз выслушивала упреки императора. Все сходило с рук только потому, что царь тут же рассыпался в комплиментах прекрасной даме.
Звучит вальс фа-диез-минор П. И. Чайковского.
5-й ведущий.
Но что это? Наталья Николаевна явственно слышит звуки вальса. Они, мощные и чуть тоскливые, прорываются откуда-то издалека, обретают силу, захватывают ее и кружат ритмично и медленно.
Ее ведет царь. Его рука в белоснежной перчатке осторожно касается ее перчатки. Другая рука царя так же легко прикасается к ее стану. Медленно вальсируя, он ведет свою даму к креслу. Этой паре расчищен зал. Все глаза следят за ними.
И опять и опять она старается не поднимать глаз, чтобы не видеть его горящий взор, просящий и приказывающий.
— Мадам не желает даже посмотреть мне в глаза, — говорит царь красавице, — а ее взгляд только один взгляд приносит мне больше, чем радость. Порадуйте царя хоть этим. У него много забот о подданных, много неприятностей и совсем мало радости. Меньше, чем вам кажется.
Она взглянула на него своими прекрасными глазами, и ей стало страшно. Ведь пока что он ждал и просил. А он мог бы и приказать.
1-й ведущий.
Но она была чиста и горда, была равнодушна к выгодам своего положения в свете и слишком любила Пушкина. Она осознавала, что для Отечества Александр Сергеевич значительнее императора.
От Пушкина она не скрывала ничего. Он знал каждое движение ее души.
2-й ведущий.
В октябре 1833 года в Россию приехал француз барон Дантес с целью сделать карьеру. Во Франции это ему не удалось. Дантес был красив, достаточно умен и хитер, умел нравиться, особенно женщинам, и в петербургском светском обществе стал одним из самых модных молодых людей.
Впервые встретив в свете Наталью Николаевну, он был ошеломлён и изумлен ее красотой.
—Я никогда не думал, что на земле существуют такие неземные создания! Слухи о вашей красоте идут по всему Петербургу. Я счастлив, что увидел вас — Скрестив руки на груди, он склоняется в низком поклоне. — Но, увы, пеняйте на себя, я теперь не смогу забыть вас. Отныне и впредь буду подле вас на балах, вечерах, в театре... Таков мой удел.
3-й ведущий.
И вот день за днем, месяц за месяцем —лишь бы представился удобный случай — он следует всюду за Натальей Николаевной, пишет ей отчаянные письма, во время танцев на балах шепчет ей жаркие слова, подкарауливает всюду: и в магазинах, на лестницах, на прогулках.
Пушкин терпит это постоянное присутствие Дантеса возле жены. Он ждет, что вот-вот легкомысленный молодой человек устанет от бесплодных вздыханий и влюбится в другую женщину. Но минул год, пошел второй —все оставалось по-прежнему. На глазах всего света Дантес демонстрировал, что потерял голову от любви, и свет с любопытством и злословием следил, что будет дальше.
Атмосфера накалялась. Кольцо интриг сжималось вокруг Пушкина и его жены, которая по молодости лет многого еще не понимала.
4-й ведущий.
4 ноября 1836 г. Пушкин получил письмо — «Диплом светлейшего ордена рогоносцев», в котором намекалось на связь Натальи Николаевны с Николаем I. Пушкин уверен в том, что этот пасквиль был задуман бароном Геккерном, приемным отцом Дантеса. Барон Геккерн мечтал об одном: нанести удар в самое сердце ненавистному поэту. Пушкин вызывает на дуэль Дантеса. Под угрозой дуэли Дантес сватается к старшей сестре Натальи Николаевны — Екатерине.
5-й ведущий.
... И вот в доме Пушкиных предсвадебная суета. Примеряя новые платья, Екатерина, счастливая и взволнованная, каждый раз бежит к младшей сестре. Фигура Екатерины хороша. Изящной талией всех троих сестер наградила мать, и каждое платье сидит отлично.
Наталья Николаевна одобряет» иногда дает советы что-то изменить, дополнить.
Пушкин старается меньше быть дома, не нравится ему эта суета. Не верит он в то, что в последний момент ,жених и его приемный отец не придумают возможности увильнуть от свадьбы. Видимо, эти же мысли волнуют и Екатерину.
—Скорей бы, скорей шло время! — часто с отчаянием говорит она сестрам.
Но свадьба все же состоялась. «Жа¬кая, жалкая судьба Екатерины, — думает Наталья Николаевна, — она же все видела. Она же знала, что женится Дантес по необходимости».
1-й ведущий.
После свадьбы Дантес снова возобновил свои ухаживания за Натальей Николаевной, говорил ей, что женился от отчаяния, что ему было все равно, на ком жениться. Что с Екатериной он связал свою судьбу потому, что через нее можно было чаще встречаться с Натальей Николаевной.
Снова и снова она вынуждена встречаться с Дантесом на балах и в гостиных знакомых. Он осмелел. Приглашает ее на танцы и клянется, что несчастлив в своей женитьбе, что все это разыграно ради его несчастного чувства к ней.
4-й ведущий.
Потом, вспоминая о Дантесе, Наталья. Николаевна будет не один раз задавать себе один и тот же вопрос: да любил ли он ее на самом деле? Может быть, вначале любил. А потом — зачем надо было ему, после женитьбы на Кате, так открыто проявлять свою страсть на глазах всего света? И позднее ей стало совершенно ясно, что этим Дантес хотел в первую очередь оскорбить" ненавистного ему Пушкина.
Нет, никогда не любил ее Жорж Дантес, было вначале увлечение, а потом тонкая игра, притворство его и барона Геккерна, какая-то недоступная ее пониманию интрига, которую знал только Пушкин и тайну о ней унес с собой в могилу.
3-й ведущий.
Но не дано человеку предвидеть будущее. Перед мысленным взором Натальи Николаевны проносится вся жизнь. И особенно одно воспоминание неотвязно всплывает в памяти.
Тогда серое, серое петербургское у¬ро с ветром и мокрым снегом, сизое, угрожающее небо сменилось ясным холодным днем. Наталья Николаевна поехала за старшими детьми, которые были у княгини Мещерской — близкого друга Пушкиных. Обычно вещее сердце Натальи Николаевны в тот день не чуяло беды. Не заметила она и того, как, чуть свернув в сторону, ее сани пропустили встречные, в которых ехал Пушкин с Данзасом. Сердце-вещун и тут смолчало.
4-й ведущий.
Александра Сергеевича ждали к обеду, а он опаздывал. Уже давно был накрыт стол. Из детской доносились мягкие удары мяча, грохот падающих игрушек, иногда голос няни.
А в это самое время на Черной речке смертельно раненного Пушкина секунданты несли к саням.
В тревоге за приемного сына примчался к месту дуэли барон Геккер. Пушкин не знал, что к дому привезли его в карете врага.
Наталья Николаевна подошла к окну и, узнав остановившуюся подле их дома карету Геккерна, в негодовании подозвала слугу:
— Передайте барону, что я не могу его принять.
Но вдруг на лестнице она услышала шаги. «Это не шаги Александра Сергеевича», — подумала Наталья Николаевна, и в первый раз за этот день в тревожном предчувствии замерло ее сердце.
Дверь открылась без предупреждения, и возникший в проеме Константин Карлович Данзас, в растегнутой верхней одежде, взволнованно проговорил прерывающимся голосом:
— Наталья Николаевна! Не волнуйтесь. Все будет хорошо. Александр Сергеевич легко ранен.
Она бросается в прихожую, ноги ее не держат. Прислоняется к стене и сквозь пелену уходящего сознания видит, как камердинер Никита несет Пушкина в кабинет, прижимая к себе, как ребенка. А распахнутая, сползающая шуба волочится по полу.
— Будь спокойна. Ты ни в чем не виновата. Все будет хорошо, — одними губами говорит Пушкин и пытается улыбнуться.
5-й ведущий.
Потом были ночи и дни, но когда была ночь и когда день—она не знала. Не знала с той поры, когда ее потряс ее же безумный крик: «Пушкин! Ты будешь жить!» — и его лицо — величественное, спокойное и прекрасное, какого она не знала в прежней его жизни.
Наталья Николаевна первый раз заплакала, когда привели детей, испуганно жавшихся друг к другу, не понимавших, что случилось с матерью и что происходит вокруг. Еще бы! Ведь Сашеньке, белокурому любимцу Пушкина, всего четвертый год; Машеньке — только четыре, толстощекому кудрявому Гришеньке — еще нет и двух, а восьмимесячную Ташу принесли на руках.
— Как же мы теперь без него? Что же теперь я? — заломила руки Наталья Николаевна.
1-й ведущий.
Она не знала, что в эти дни народ то¬пился не только в прихожей, но и во дворе, у дома, на улице. Не знала, что петербуржцы брали извозчиков, давая им адрес: «К Пушкину!». А Жуковский на дверях вывешивал бюллетень состояния здоровья Александра Сергеевича,
Так принять смерть мог только Пушкин, это одна из сверхчеловеческих особенностей, из которых складывается гений, —думает теперь Наталья Николаевна, вспоминая тот день, 27 января 1837 года.
2-й ведущий.
Умирая, он просил составить список долгов и подписал их. Он вынул из поданной ему шкатулки перстни и раздал их друзьям.
Он в эти последние часы думал не о себе, не о страшной загадочной смерти, а о детях, о Наталье Николаевне. Доктора поражались его мужеству. Друзья говорили ей потом, что в те минуты Пушкин сотворил с ними чудо: он примирил их со смертью.
Звучит «Прелюдия VIII» Баха.
3-й ведущий.
Из письма Вяземского.
«Еще сказал и повторил несколько раз Арендт (придворный врач) замечательное утешительное слово об этом несчастном приключении. Для Пушкина жаль, что он не был убит на месте, потому что мучения его невыразимы; но для чести жены его — это счастье, что он остался жив. Никому из нас, видя его, нельзя сомневаться в невиновности ее и в любви, которую к нему Пушкин сохранил».
4-й ведущий.
А вот свидетельство княгини Мещерской-Карамзиной:
«Посреди самых ужасных физических страданий Пушкин думал только о жене и о том, что она должна была чувствовать по его вине. В каждом промежутке между приступами мучительной боли он ее призывал, старался утешить, повторяя, что считает ее неповинною в своей смерти и что никогда ни на одну минуту не лишал ее своего доверия и любви».
3-й чтец на фоне классической мелодии.
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
Убит!... к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья ?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар!
Что ж? веселитесь... — он мучений
Последних вынести не мог
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
1-й чтец.
А мне приснился сон,
Что Пушкин бьл спасен
Сергеем Соболевским...
Его Любимый друг
С достоинством и блеском
Дуэль расстроил вдруг.
Дуэль не состоялась.
Остались боль и ярость,
Да шум великосветский,
Что так ему постыл…
К несчастью, Соболевский
В тот год в Европах жил.
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасен...
Все было очень просто!
У Троицкого моста
Он встретил Натали,
Их экипажи встали.
Она была в вуали —
В серебряной пыли.
Он вышел поклониться,
Сказать —
Пускай не ждут.
Могло все измениться
В те несколько минут.
К несчастью, Натали
Была так близорука,
Что, не узнав супруга,
Растаяла вдали.
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасен...
Под дуло пистолета,
Не опуская глаз,
Шагнул вперед Данзас
И заслонил поэта,
И слышал только лес,
Что говорит он другу...
И опускает руку
Несбывшийся Дантес.
К несчастью, пленник чести
Так поступить не смел.
Остался он на месте.
И выстрел прогремел.
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасен...
5-й ведущий.
Умирая, Пушкин сказал Наталье Николаевне: «Поезжай в деревню. Носи по мне траур 2 года, а потом выходи замуж, но только" за порядочного человека».
И Наталья Николаевна поехала с детьми на Полотняный завод, в свое родовое имение. Она не выходила замуж не два, а семь лет! И это с ее удивительной красотой, перед которой с изумлением и радостью застывали люди, как перед совершенным произведением искусства. Два года она носила траур одежды и всю жизнь траур сердца.
Когда она снова переехала с детьми в Петербург, в доме стали появляться женихи. И все получали отказ. Но вот появился генерал Ланской, который полюбил Наталью Николаевну и с большой нежностью отнесся к детям ее. Они поженились.
Любила ли она его? От твердо знал, что беспредельно уважала — за доброе отношение к ее детям, за любовь к ней. Она ведь так устала от одиночества, устала от долгов, трудностей, быта, сложности воспитания детей, когда все надо было решать одной. Любовь пришла потом. Любовь глубокая, соответствующая летам, без страсти, как откровенно писала она ему, и от этого более прочная.
Учитель.
Перелистаем последние страницы повести Агнии Кузнецовой.
Наталья Николаевна снова слышит свой отчаянный крик «Пушкин, ты будешь жить!». Она мечется в кровати. Ей дают лекарство. Петр Петрович, стоя на коленях, держит ее руку в своей. Дети бестолково суетятся возле матери. И больная опять не то засыпает, не то впадает в беспамятство. Доктор отсылает всех, кроме Констанции и сестры милосердия.
Родные вновь собираются в гостиной. Петр Петрович уединяется, закрывшись в кабинете. Соня, Лиза и Александра устраиваются на диване, Мария опускается в кресло, а братья сидят на стульях возле стола.
Все в доме Ланских носит следы рук Натальи Николаевны, следы ее заботы, ее вкуса. Все скромно и просто. Мария дотрагивается до вышитой салфетки, на которой стоит массивный серебряный подсвечник.
— Это маменькина работа, — говорит она. — Я помню эту салфетку еще с детских лет. Видите! пятнышко. Это Левушка запачкал чернилами.
В гостиной надолго устанавливается тишина. Всем вспоминается ласковая забота матери.
Дети росли. Рождались дети Ланских. Время шло. Старшие женились, выходили замуж, отрывались от дома и чувствовали, как болезненно переживала Наталья Николаевна этот естественный уход детей из родного гнезда. И теперь, когда Марии был уже 31 год, Александру 39, Григорию 28, а Наталье 27, мать точно так же переживала их неудачи, болезни, неприятности, как тогда, когда они были маленькими. Для нее они остались детьми, до конца ее жизни, такими же, как Соня, Лиза, Азя!
Мечется в страшной тоске Наталья Николаевна... Еще темнее ложатся вокруг глаз тени, и во взгляде ее исчезает присущая ей внимательная ласковость. Чаще всего в нем страх, реже — задумчивость и равнодушие. Она худеет на глазах детей и мужа; тихо уходит от них, и всем это ясно, и потому боль нестерпима. Но Наталья Николаевна не думает о смерти. Она спрашивает Даля, который ежедневно бывает у нее:
— Скоро ли, скоро ли будет мне легче?
— Скоро, Наталья Николаевна, — говорит Даль, стараясь интонацией не выдать смысл этого «скоро».
И вспоминается ему в эти мгновения, как спрашивал его Пушкин, скоро ли наступит смерть, жалуясь, главным образом, не на боль, а на изнурявшую его тоску. Вероятно, эту предсмертную, неосознанную тоску переживает и Наталья Николаевна.
А она снова слышит свой безумный крик: «Пушкин, ты будешь жить!». И вдруг начинает понимать, что умирает.
Утром 26 ноября у Натальи Николаевны началась агония. Воспоминания уже не поднимали ее со смертного одра и не уводили в прошлое. Они ее не терзали. Душа, которую так любил Пушкин, медленно покидала некогда прекрасный человеческий облик.
В Санкт-Петербурге на старом Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры, стоит надгробие, окруженное железной оградой. На надгробии надпись:
«Наталья Николаевна Ланская.
род. 27 августа 1812г.
скон. 26 ноября 1863 г.»
Верю, что когда-нибудь, в недалеком будущем, по человеческой и исторической справедливости к фамилии Ланская добавят: Пушкина.
3-й чтец.
«Здесь похоронена Ланская...»
Снега некрополь замели.
А слух по-прежнему ласкает
Свитое имя — Натали.
Как странно, что она — Ланская.
Я не Ланской цветы принес,
А той, чей образ возникает
Из давней памяти и слез.
Нам каждый день ее был дорог
До той трагической черты,
До Черной речки, за которой
Настало бремя суеты.
Как странно, что она Ланская
Ведь вслед за выстрелом сама
Оборвалась ее мирская,
Ее великая судьба.
И хорошо, что он не знает, -
Как, шли потом ее года.
Она фамилию сменяет,
Другому в церкви скажет «да».
Но мы ее не осуждаем.
К чему былое ворошить.
Одна осталась — молодая
С детьми, а надо было жить.
И все же как-то горько это, —
Не знаю, чья уж тут вина, —
Что для живых любовь поэта
Так от него отдалена.
Рекомендуем посмотреть:
День Святого Валентина в 6 классе Сценарий конкурсной программы «День Святого Валентина» в школе Внеклассное мероприятие на День Святого Валентина, 5-6 классПохожие статьи:
Конспект классного часа к 14 февраля, 10-11 класс
Сценарий ко Дню святого Валентина (14 февраля) в школе. Конкурсы
Внеклассное мероприятие на тему: День Святого Валентина, 10-11 класс
Участник №30 творческого конкурса «Зимний калейдоскоп 2015»
← Внеклассное мероприятие для младших школьников. Дог-шоу | Конспект урока внеклассного чтения для 5 класса. Рождественское чудо →
Автор: Оксана Дмитриевна Гонтарук
Опубликовано: 3597 дней назад (16 января 2015)
Просмотров: 4326
Рубрика: Сценарии внеклассных мероприятий
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (2)
|
|
||
|