Конспект внеурочной деятельности по литературе в 5 классе. Сказки Васнецова
Внеклассное мероприятие по литературе, 5 класс. Путешествие в мир сказки
Эта работа представляет собой конспект занятия внеурочной деятельности по литературе в 5 классе. Занятие состоит из двух частей: доклады заранее подготовленных учеников и творческая игровая работа в конце урока. Такой вид деятельности поможет заинтересовать учащихся произведениями русской культуры, в частности, живописью знаменитых художников, так как картины В.Васнецова на фольклорную тематику близки этой возрастной категории.Цели:
1)развитие интереса к изучаемому предмету;
2)развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
3)развитие коммуникативных навыков между учениками
Задачи:
1) раскрыть на примере В.М.Васнецова такие черты характера, как доброта, настойчивость, скромность.
2) способствовать воспитанию любви к Родине, готовность к ее защите, стойкости.
3) развивать художественный вкус
1 докладчик: Предлагаем совершить необычное путешествие в мир сказок. Отправимся мы туда на необычном транспорте – ковре-самолете.
Ученики представляют живую картину «Ковер-самолет».
Этот «транспорт» нам хорошо знаком по картине «Ковер-самолет» художника Виктора Михайловича Васнецова. Вот познакомьтесь с этим выдающимся художником.
Начнем с того, что отправимся на родину знаменитого художника.
2 докладчик:Наша первая остановка в селе Рябово Зуевского района. В этом доме прошло детство будущего живописца, родившегося в 1848 г.
Его отец, бедный деревенский священник, хлеборобствовал как простой крестьянин.
В свободное время писал пейзажи, водил сыновей по окрестностям, учил видеть красоту земли русской. Маленький Витя играл в бабки, пас лошадей вночном, а на сон грядущий слушал сказки.
Впечатления детства оказали большое влияние на творчество художника. Искусство вятских умельцев – резчиков по дереву, мастеров глиняной расписной игрушки пробудило интерес к народному творчеству. В эту пору зародилась его страстная любовь к народному эпосу, сказке. Давайте вместе с художником продолжим его жизненный и творческий путь и отправимся в Вятку.
3 докладчик: Наша вторая остановка – в г.Вятка, где В.М.Васнецов учился в 1858-1867 гг. в духовном училище и духовной семинарии.
Здесь Виктор понакомился с художником Э.Андриолли, сосланным в Вятку за участие в польском освободительном восстании. Узнав, что семинарист Васнецов любит рисовать, Андриолли взял его себе в помощники при росписи собора. Юноша мечтал получить художественное образование, и далее его путь лежал в Петербург.
4 докладчик:Наша следующая остановка – в Петербурге
Робкий юноша, успешно сдав экзамены в Академию художеств, был, однако, уверен, что не поступил. Еще целый год он занимался в школе рисования и, когда вновь пришел в Академию, узнал, что был принят еще в прошлом году.
Товарищи любили Васнецова, звали его «Ясное солнышко». Современники вспоминали его как деликатного мягкого человека, и в то же время он был истинным вятчанином, гордым, сноровистым, независимым. Скоро он занял почетное место среди передвижников. На его полотнах находила отражение беспросветная жизнь среди простых людей, которую он хорошо знал. Вот неграмотный крестьянин с топором за поясом выбирает себе в хату грошовую картинку – лубок.
А это двое бедных,дряхлых, бесконечно одиноких стариков бредут под сильным ветром через покрытую льдом Неву - переезжают на более дешевую квартиру.
Страшная, безжалостная действительность… Из-за свое бедности Васнецову не удалось закончить Академию художеств. Поэтому, много позже, когда он стал профессором Академии, он всегда чувствовал пробелы в своем образовании, которые ему так и не удалось восполнить...
Художник писал жанровые картины, но в его душе жили детские сказки. Он вспоминал свою няню, то какие песни она ему пела, какие сказки рассказывала. Пытался реализовать свой талант в сказке, называл себя былинником.
5 докладчик: В 1878 г. Васнецов переехал в Москву. Вот в этом доме поселилась его семья.
Он сам создал проект, по которому был построен этот дом. Этот город очень понравился художнику, был близок ему, напоминал родные края. Здесь он реализовал свой талант художника – сказочника. Именно в Москве он написал полотна, воспевающие любовь к родине, силу и мужества народа, готовность отстаивать независимость и свободу. Он показал красоту русского народа. Его герои приобретают черты по-настоящему национальные, которые присущи любимым персонажам народного фольклора. Живописные образы из рассказов няни, из старинных песен и сказаний наделены душевной чистотой, мужеством, красотой души. В то же самое время Васнецов создал полотно для исторического музея «Каменный век». Это были сцены из жизни первобытных людей.
6 докладчик: Одна из лучших картин В.М.Васнецова – «После побоища Игоря Святославича с половцами».
Ее сюжет связан со «Словом о полку Игореве», прославляет подвиг, совершенный воинами. Но полотно без натуралистических подробностей боя, богатыри будто спят мертвым сном на поле боя. Павшие герои безымянны, по ним не плачут, но остается печаль. Эта печаль стала одной из черт русского характера. После написания этого полотна не только Васнецов пытался разгадать идеал русской души, самобытность русского характера. Это стало направлением в русской живописи, литературе и культуре вцелом.
7 докладчик: Самая известная и значимая картина на фольклорную тематику – «Богатыри».
Художник писал ее с 1881 по 1898 год, почти 20 лет. «Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле – нет ли где ворога, не обижают ли где кого», - пояснял Васнецов. Богатыри здесь не только защитники русской земли, но и заступники за слабых. Эти герои воплощают в себе высокие моральные качества. Илья Муромец – силу, терпимость. Алеша Попович - ум, Добрыня Никитич – нетерпеливость и горячность, ожидание подвига. Богатыри занимают все пространство холста, на их фоне елочки сосенки выглядят карликовыми, подчеркивают мощь героев. Васнецов писал богатырей с реальных людей, например, прототип Ильи Муромца – извозчик.
8 докладчик: Другая известная картина – «Аленушка».
Художник Иммануил Грабарь назвал эту картину «обаятельной лирической поэмой». Аленушка – воплощение исконно русской женской красоты. Одни зрители видят в ней героиню русских сказок, другие обычную крестьянскую девушку. Но и в первом и во втором случае Аленушка – это образ обездоленной девушки, которая страдает, порой, даже сильнее взрослых.
Сам художник пытался провести параллель между образом девушки и судьбой России. Васнецов считал эту картину самой задушевной.
9 докладчик: На картине «Три царевны подземного царства» больше всего привлекает младшая царевна.
Она как живая, по сравнению с холодными и неприступными старшими царевнами.
Васнецов написал «Симфонию семи русских сказок». Вот некоторые картины – «Сивка-бурка», «Царевна-Несмеяна», «Ковер-самолет», «Сказка о спящей царевне».
Считается, что сказка – для детей, но ведь в сказке запечатлен образ народа, его душа. В сказках вся наша жизнь, мудрость и совесть поколений…
10 докладчик: Не зря говорят: «Талантливый человек талантлив во всем». Свой талант Васнецов реализовал не только в живописи. Он был и архитектором, и театральным художником, участвовал в постановке оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка», создал проект фасада Третьяковской галереи. Не забывал о родном крае, помог создать Вятский художественный музей.
Вот что сказал М.В.Нестеров, провожая в последний путь художника: «Не стало большого художника, ушел мудрый человек. Верю я, что не много пройдет лет, как затоскует русский человек, его душа по Васнецову. Ушел один из немногих, горячо любивших Россию, ее народ, умевших в образах показать героев».
Учащиеся разбиваются на 3 команды, составляют понравившуюся живую картину по мотивам произведений В.Васнецова.
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие по лирике Пушкина. Сценарий для 8-9 классов Конспект урока-игры по литературе в 5 классе Конспект урока внеклассного чтения для 5 класса. Рождественское чудо Конспект урока чтения для учащихся 5 классов коррекционной школы 8 видаПохожие статьи:
Внеклассное мероприятие по литературе для 6 класса. Тема: Мой Пушкин
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе в 7 классе
Литературная игра для школьников по книге Дюма «Три мушкетера»
Сценарий заочного путешествия для школьников. Толстой. Ясная Поляна
Участник №37 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 августа по 30 ноября 2015 года
Автор: Елена Михайловна Герасименко
Опубликовано: 3340 дней назад (31 октября 2015)
Просмотров: 5843
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (2)
|
||
|
|
||
|