Конспект занятия по экологии для учащихся 1-2 класса «Домашние питомцы»
Конспект занятия в дополнительном образовании «Домашние питомцы»
Описание. Материал представляет собой конспект занятия по изучению кошек и собак. Публикация представляет интерес для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, учителей начальной школы и воспитателей дошкольных учреждений.
Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования, ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.
Состав учебной группы: возраст детей: 7-10 лет, количество учащихся: 8 - 12.
Продолжительность занятия: 2 академических часа (по 45 минут).
Место занятия в учебном курсе: занятие с учащимися 1-го года обучения, тема «Животный мир».
Цель занятия: способствовать формированию знаний о кошках и собаках и их роли в жизни человека.
Задачи:
- познакомить с разнообразием кошек и собак;
- познакомить с проблемой бездомных животных;
- способствовать развитию умения взаимодействовать друг с другом в совместных играх.
Специфика занятия: учебно-развивающее занятие.
Форма организации учебного занятия: индивидуально - групповое, практико-ориентированное занятие.
Методы обучения, используемые на учебном занятии:
- словесный метод (объяснение, беседа, лекция);
- наглядный метод (демонстрация иллюстраций, мультимедийных презентаций);
- игровой (игра «Кошки против собак»)
Материально-техническое обеспечение учебного занятия: бумага, ручки, цветные карандаши, иллюстрации пород кошек и собак, магнитная доска, магниты; мультимедийное оборудование, разработка игры «Кошки против собак», мультимедийные презентации «Рисуем кошку», «Подвиги собак во время Великой Отечественной войны», «Породы кошек и собак», литература по теме.
Структура занятия:
1. Организационный этап (10 минут).Приветствие. Сообщение темы, цели занятия. Интерактивный метод «Градусник»
2. Ориентировочно-мотивационный этап (25минут).
2.1. Мини-лекция «История взаимоотношений человека с кошками и собаками».
2.2. Мастер-класс «Рисуем кошку»
3. Операционно-познавательный этап.(25 минут)
3.1. Породы кошек и собак.
3.2. Подвиги собак во время Великой Отечественной войны.
3.3. Беседа «Бездомные животные».
4. Контрольно-коррекционный этап.(25 минут)
Игра «Кошки против собак».
5. Рефлексия.(10 минут)
Подведение итогов занятия. Интерактивный метод «Градусник»
Содержание занятия.
1. Организационный этап(10 минут).
Приветствие. Сообщение темы, цели занятия. Интерактивный метод «Градусник» (Приложение №1)2. Ориентировочно-мотивационный этап (25 минут).
2.1. Мини-лекция «История взаимоотношений человека с кошками и собаками».Собаки живут возле нас десятки тысяч лет. Есть песики «карманные» и есть 70-килограмовые гиганты. Откуда же они взялись? Дебаты по этому поводу еще не кончены. Одни зоологи полагают, будто собаки - это не что иное, как одомашненные волки, другие твердят, что родословное древо собак идет от шакалов, третьи – что в собаках течет кровь и тех и других животных. Есть и точка зрения, будто собака произошла вовсе не от волка и не от шакала, а от животных, бывших общими предками для всех этих хищников.
Сам процесс одомашнивания, увы, тоже в тумане – то ли умнейший человек племени подманил осиротевших волчат или шакалят, решив, что из них выйдут неплохие сторожа, то ли было так, что никто никого не приручал. Просто на заре человечества стаи первобытных собак охотились вместе с первобытными людьми – помогали загонять добычу. А люди в благодарность оставляли им часть добытого, выделяли пай. Иными словами, в те далекие времена люди и собаки сотрудничали на равных. И кто кого одомашнил сказать трудно.
Не зря же говорят, что собаки – последние из оставшихся ангелов на Земле. И как тут не вспомнить волшебные слова Акселя Мунте: «Собака – святая. Она… с радостью признает превосходство своего хозяина, он для нее – незыблемый авторитет, но вопреки мнению многих любителей собак, в ее преданности нет ничего рабского. Ее подчинение добровольно, и она ждет, что ее скромные права будут уважаться. Она видит в своем хозяине царя, почти бога, и понимает, что бог может быть строгим, но знает, что он должен быть справедливым…»
Чтобы помочь своему хозяину спаниель, живший в Париже в начале века, пачкал в луже мохнатые лапы и как бы нечаянно наступал на башмаки прохожих. Его хозяин – мальчик – был чистильщиком обуви. Если же клиентов было вдоволь, спаниель мирно лежал возле своего маленького хозяина.
Любимцами детей, кроме собак, считаются кошки.
По официальной версии кошка впервые была приручена и одомашнена в древнем Египте, и произошло это одомашнивание значительно позже, чем люди приручили собак и рогатый скот.
За пределы Египта кошки не вывозились, и при попытке тайно провезти кошку через границу вора казнили. Возможно, такое трепетное отношение, впоследствии переросшее в культ, обосновывалось тем, что египтяне слишком уважали кошек за борьбу с грызунами и охрану складов зерна.
Как бы то ни было, через какое-то время кошки все же были вывезены из страны и попали в Грецию, а оттуда - на территории Римской империи. Жители этих стран также по достоинству оценили эффективность кошек в борьбе с грызунами, поэтому за доставку египетских кошек ворам платили достаточно большие деньги, но с территорий Рима кошек вывозить не возбранялось. Так кошки и попали в Европу.
На Руси кошки появились примерно в XIV веке, и здесь их также ценили как непревзойденных охотников на грызунов. За убийство чужой кошки виновник должен был выплатить хозяину кошки стоимость целой лошади или быка.
Инквизиция, захватившая умы правителей Европы в средние века, повернула ход событий: теперь кошки стали считаться посланниками дьявола, и особенно несладко пришлось черным кошкам. Этих животных нещадно истребляли вплоть до XVIII века, когда власть инквизиции закончилась. Однако три века подобного отношения к кошкам не прошли даром, и до сих пор черные кошки считаются предвестниками несчастья.
В XIX веке общество практически избавилось от суеверий, связанных с кошками, и с тех пор этот зверек воспринимается как милое, своеобразное, но вполне привычное домашнее животное. Первая в мире выставка кошек, проходившая в 1871 году, окончательно укрепляет статус кошки как домашнего питомца.
Даже в позе кота, отдыхающего дома, есть тайна. Давайте к этой тайне подберемся издалека. Вы, конечно, видели, как он свертывается в клубочек, чтобы сохранить тепло. В хорошо натопленной избе кот лежит дугой. Чем теплее в комнате. Тем больше распрямляется её тело, пока не вытянется в прямую линию. И вот что странно – при нещадной жаре кот снова немного свертывается. До сих пор никто не сумел объяснить, почему это происходит.
За миллионы лет охотничьих походов кошки пристрастились к мышам. Это и понятно – мышь для них еда № 1. Пристрастие их к мышам имеет и другое объяснение. Дело тут в прозаическом элементе – сере.
Так вот, чтобы не ходить голой, кошка съедает мышей неочищенными с шерстью, пополняя необходимый запас серы, которой в мышиной шкурке предостаточно.
Кошек можно обучить так же, как и собак. Например, великий Данте приучил одну из своих любимец держать в лапе горящую свечу, когда он по вечерам читал книги. Конечно, нынешний торшер кошка в лапах не удержит, но чему-то новому ее учить пора.
2.2. Мастер-класс «Рисуем кошку»
Сейчас мы с вами поучимся рисовать кошку. (Мультимедийная презентация «Рисуем кошку»)
3. Операционно-познавательный этап.(25 минут)
3.1.Породы кошек и собак.Давайте посмотрим, какие породы кошек и собак существуют в современном мире. (Презентация «Породы кошек и собак»)
3.2.Подвиги собак во время Великой Отечественной войны.
Среди собак встречаются злые, агрессивные, трусливые, но предательство собаки – дело неслыханное. Наоборот, ради хозяина они готовы на все. Вот величественнейший, благороднейший поступок собаки, хозяев которой фашисты бросили в концлагерь. Сеттер Сильва каким-то немыслимым образом разыскала лагерь, куда заточили ее хозяев. Она прорыла ход под колючей проволокой и по ночам (днем застрелит охрана!) приносила вконец изголодавшимся людям то косточку с остатками мяса, то сырую морковку. Сама Сильва была худющей как скелет.
А сейчас давайте познакомимся с другими подвигами собак во время Великой Отечественной войны.
(Презентация «Подвиги собак во время Великой Отечественной войны»)
3.3. Бездомные животные.
Педагог: Бездомные животные живут рядом с нами, но немногие, замечают их – голодных, озябших, мечтающих о добром хозяине. А для кого-то и вовсе эти несчастные существа равноценны бытовому мусору… Как вы думаете, откуда берутся бездомные кошки и собаки?
Ответы детей.
Педагог: Но ведь мы по-прежнему хотим гордо называться Людьми, которым присущи добро, милосердие, сочувствие, сострадание. Послушайте стихотворение про бездомную собаку
Ты не бросай в собаку камень,
Пусть это лишь бездомный пес,
Но он и так до боли ранен,
Хоть и не знает горьких слез.
Какой хозяин вероломный
Его продал за медный грош?
Чтобы и этот пес бездомный
Узнал предательство и ложь.
Нет, он от боли не заплачет,
Но день за днем, за разом раз,
Он грусть свою собачью прячет
В разрезе умных добрых глаз.
Сидит собака под забором,
Страдая от сердечных мук,
Но не страдает от позора
Его, когда-то, бывший друг.
А сейчас давайте прочитаем по ролям стихотворение А.Дмитриева «Разговор с кошкой» (Приложение № 2)
Ребята читают по ролям стихотворение.
Педагог: Ребята, а вы согласны с тем, что каждому нужен свой дом?
Ответы детей.
Педагог: А теперь давайте подумайте, как люди могут помочь бездомным животным. Для этого мы с вами соберем банк идей по решению проблемы «Бездомных животных». Вы высказываете свои предложения, а я записываю их на доске. (Примерный вариант приложение № 3)
После записи, проводится обсуждение.
4. Контрольно-коррекционный этап. (25 минут)
Игра «Кошки против собак» (http://ped-kopilka.ru/blogs/oksana-anatolevna-danilchenko/komandno-poznavatelnaja-igra-koshki-protiv-sobak-23921.html)5. Рефлексия.(10 минут)
Подведение итогов занятия. Интерактивный метод «Градусник» (Приложение №1)Приложение №1
Интерактивный метод «Градусник»
Метод позволяет составить картину эмоционального состояния учащихся.Подготовка и проведение.
Педагог на листе бумаги (формат А3) рисует контур градусника и наносит шкалу, верхние и нижние значения которой не превышают соответственно цифры «5» и «–5».
В начале занятия учащиеся оценивают своё эмоциональное состояние, выражают его в баллах и ставят точку возле соответствующей цифры на шкале «Градусника». Таким образом, у педагога есть возможность увидеть картину эмоционального состояния учащихся всей учебной группы. В конце занятия ребята снова оценивают своё эмоциональное состояние. Педагог анализирует, как изменилось их настроение.
Приложение №2
Разговор с кошкой
Мальчик: Однажды я встретил бездомную кошку.- Как ваши дела?
Кошка: - Ничего, понемножку.
Мальчик:- Я слышал, что вы тяжело заболели?
Кошка: - Болела.
Мальчик:- Так значит, лежали в постели?
Кошка: - Бездомной, мне некуда ставить постель.
Мальчик: - Как странно, - я думал, -
Что в мире огромном,
Нет места собакам и кошкам бездомным.
Вы слышите, кошка, пойдемте со мной,
Темнеет, и, значит, пора нам домой!
Мы шли с ней по улице гордо, и смело –
О чем она пела? Возможно, о том,
Что каждому нужен свой собственный дом.
А. Дмитриев
Приложение № 3
БАНК ИДЕЙ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ «БЕЗДОМНЫХ ЖИВОТНЫХ».
1. Строить приюты.2. Брать животных к себе домой.
3. Подкармливать животных.
4. Строить ветеринарные больницы.
5. Выпускать ошейники со встроенными датчиками для отслеживания местонахождения собак.
6. Построить дом престарелых для животных.
7. Принять закон, запрещающий жестокое обращение с животными.
8. Создание мест кормежки бездомных животных.
9. Оказание материальной помощи за содержание бездомных животных.
10. Создание уголка живой природы, где смогут жить бездомные животные.
11. Штрафовать за жестокое обращение с животными.
12. Организовывать и проводить различные акции в защиту бездомных животных.
13. Собирать налоги на корм бездомным животным.
14. Открывать косметические салоны для бездомных животных.
15. Проводить праздники и шествия в честь кошек и собак.
16. Открывать счета для сбора средств в поддержку беспризорных кошек и собак.
17. Создать скорую помощь для бездомных животных.
18. Проверять содержание домашних любимцев.
19. Рекламировать необходимость приютов.
20. Информировать людей о существовании проблемы бездомных животных и необходимости её решения.
Рекомендуем посмотреть:
Экологическая кругосветка в начальной школе. Сценарий Рассказы для учащихся начальной школы. Берегите природу Экологический семейный проект в начальной школе с презентацией Экологический проект с презентацией, 1 класс. Красная книга Тверской областиПохожие статьи:
Внеклассное мероприятие по экологии, 2 класс. Сценарий
Экологические игры для младших школьников
Конспект внеклассного занятия на тему Осень, 1 класс
← Творческое занятие по экологии для детей 7-10 лет | Конспект внеурочного занятия для младших школьников 1-3 класса с презентацией «Животные водоема» →
Опубликовано: 2255 дней назад (20 октября 2018)
Просмотров: 3373
|
+39↑ Голосов: 39 |
Комментарии (61)
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|