Конспект внеурочного занятия для младших школьников 1-3 класса с презентацией «Животные водоема»
Конспект занятия в дополнительном образовании «Животные водоема»
Описание. Материал представляет собой конспект занятия по изучению животного мира пресных водоемов. Публикация представляет интерес для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, учителей начальной школы и воспитателей дошкольных учреждений.
Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования, ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.
Состав учебной группы: возраст детей: 7-10 лет, количество учащихся: 8-12
Продолжительность занятия: 2 академических часа (по 45 минут)
Место занятия в учебном курсе: занятие с учащимися 1-го года обучения, тема «Животный мир».
Цель занятия: способствовать расширению знаний учащихся о животных водоема и их роли в природе.
Задачи:
Обучающая – расширить знания о видовом составе фауны водоема.
Развивающая – сформировать коммуникативные навыки в ходе интерактивных игр.
Воспитывающая – воспитывать культуру общения.
Специфика занятия: учебно-развивающее занятие.
Форма организации учебного занятия: индивидуально - групповое, практико-ориентированное занятие.
Методы обучения, используемые на учебном занятии:
- словесный метод (объяснение, беседа);
- наглядный метод (демонстрация иллюстраций, презентация);
- игровой (интерактивные игры, конкурс загадок).
Материально-техническое обеспечение учебного занятия: бумага, ручки, иллюстрации обитателей водоема, магнитная доска, магниты; мультимедийное оборудование, подборка загадок о животных водоема, игры «Кто лишний?», «Кто, где живет?», «Слово рассыпалось», «Лягушка».
Предварительная подготовка учащихся к занятию: учащимся было дано задание повторить растения водоема.
Структура занятия:
1. Организационный этап (5 минут).Приветствие. Сообщение темы, цели занятия.
2. Ориентировочно-мотивационный этап (10 минут).
Беседа «Водоемы Беларуси и их растительный мир».
3. Операционно-познавательный этап. (60 минут).
Игра-беседа «Жизнь в водоеме» (беседа чередуется с конкурсами, интерактивными играми и мини проектом):
1. Игра «Кто лишний?»
2. Игра «Слово рассыпалось»
3. Игра «Лягушка»
4. Конкурс загадок
5. Мини-проект «Сообщество пресного водоёма».
4. Контрольно-коррекционный этап. (10 минут)
Игра «Кто, где живет?»
5. Рефлексия. (5 минут)
Подведение итогов занятия.
Содержание занятия.
1. Организационный этап (5 минут).
Приветствие. Сообщение темы, цели занятия.
2. Ориентировочно-мотивационный этап (10 минут).
Беседа «Водоемы Республики Беларусь и их растительный мир»
Педагог: Давайте вспомним, на какие группы делятся водоёмы по происхождению?
Ребята: Естественные и искусственные. Первые созданы природой, а вторые сделаны человеком.
Педагог: Водоемы бывают пресные и соленые. Приведите примеры.
Ребята: Пресные – озера, реки, пруды. Соленые – моря, океаны.
Педагог: На берегах водоемов растут разнообразные растения. Череда (лекарственное растение), стрелолист, горец и многие другие. В толще воды плавают мельчайшие водоросли. Давайте вспомним, какие растения можно встретить в водном сообществе.
Ребята: Череда, рогоз, тростник, ряска, стрелолист, кубышка, кувшинка, различные водоросли.
Педагог: Давайте вспомним, какую роль играют растения водоемов в природе?
Ребята: Растения выделяют кислород, дают пищу и укрытия животным.
3. Операционно-познавательный этап. (60 минут)
Игра – беседа «Жизнь в водоеме»
Педагог: Сегодня мы познакомимся с животным миром наших водоемов. Животные в водоёме есть везде: на поверхности и в толще воды, у дна и на водных растениях. Мир беспозвоночных водной среды богат и разнообразен.
На поверхности бегают клопы-водомерки. Они толчками скользят по поверхности воды, как на лыжах. Кончики лапок водомерки покрыты густыми волосками и смазаны жировым веществом. Это помогает ей удерживаться на поверхности воды. Водомерка относится к хищным насекомым. Реже среди гнилых листьев и обломков стеблей можно заметить плоскотелого водяного скорпиона с длинной задней дыхательной трубкой или палочковидную ранатру.
Насекомые встречаются в водной среде во всех фазах своего развития. Из взрослых форм, которые характеризуются присутствием крыльев, в глаза бросаются по своей значительной величине жуки водолюбы и плавунцы.
Водолюбы самые большие жуки в наших водоемах. У них совсем маленькие усики и большие глаза. Снизу тело покрыто тонкими волосками и от этого серебрится в воде. Задние ноги водолюба длинные, уплощенные и покрыты густыми длинными волосками. Они служат жуку для плавания. Личинки водолюба имеют мягкое неуклюжее тело. Сначала они питаются растительной пищей, потом могут нападать на моллюсков и других беспозвоночных. Взрослый жук – растительноядный.
Одним из самых распространенных обитателей наших водоемов является жук-плавунец. Он имеет обтекаемую форму тела, у него идеально гладкий покров и плоские, острые бока. Короткая голова вырастает прямо из туловища, а глаза "вмонтированы" в нее, как окошечки в водолазном скафандре. Такое устройство позволяет жуку при передвижении вплавь максимально уменьшать сопротивление воды. Задняя пара плоских, как весла, ног специально приспособлена для гребли. Есть у плавунца и крылья, только летает он редко и крайне неохотно - разве что нужда заставит. Например, когда пересыхает водоем и нужно искать новое место жительства. Хотя многие жуки в этом случае зарываются в дно и остаются там до лучших времен, пока не вернется вода. Самое излюбленное место обитания плавунцов - стоячая вода, заросшая водорослями, встречаются они также в канавах и лужах, хотя взрослые и крепкие особи легко могут плавать по открытой воде. Основное время жуки проводят под водой, периодически всплывая на поверхность, чтобы вдохнуть кислород. Выставив над водой брюшко, они запасают воздух под надкрыльями, а потом снова ныряют вглубь. Зиму плавунцы пережидают в своем водоеме, оставаясь подо льдом.
Потомство плавунцов довольно прожорливо и имеет весьма интересный способ поглощения пищи. Поймав добычу, личинка не проглатывает ее: с ловкостью заправского хирурга запустив внутрь жертвы острые изогнутые челюсти, она вводит особый желудочный сок, который превращает внутренности в жидкость, после этого личинка-охотник начинает высасывать её.
Взрослые особи жука-плавунца обладают не менее хищными наклонностями, чем их дети. Растительностью они питаются только в случае крайней нужды. Плавунец - один из самых ловких охотников подводного мира. В его лапы попадают не только насекомые, но и ракообразные, головастики, моллюски, маленькие лягушата, мальки. Иногда плавунцы объединяются, и тогда их добычей может стать даже крупная рыба.
Стрекозы - одни из самых древних насекомых. При взгляде на стрекозу первое, что привлекает внимание, - глаза. Они, как нам кажется, слишком большие и не соответствуют размерам стрекозы. Но природа знает, что делает, и стрекозам такие глаза просто необходимы. Благодаря таким необычным свойствам глаз и их строению стрекозы видят значительно лучше многих других насекомых. Они замечают добычу на расстоянии 8 м. Их глаза одновременно видят все, что происходит впереди, сзади и по бокам. Для стрекозы, кажется, не существует ни закона земного притяжения, ни закона сопротивления воздуха. Она, то замирает в воздухе, то резко взмывает вверх или летит со скоростью автомобиля - 90 км/ч. Она способна летать без отдыха в течение нескольких часов. С наступлением вечера стрекоза усаживается на какое-нибудь растение и отдыхает до следующего утра. Чтобы иметь более полное представление о стрекозе, нужно познакомиться с ее личинкой, которая живет в воде. Прежде чем стать взрослой, личинке стрекозы предстоит трудный и долгий путь длиной от трех месяцев до пяти лет (в зависимости от вида). Это активные хищники, прекрасные охотники, кстати, необычайно прожорливые. Они нападают на водных насекомых, но только на движущихся, что связано с особенностями зрения личинок, которое развито хуже, чем у взрослых стрекоз. Неподвижную добычу они просто не замечают.
Взрослые ручейники — довольно нежные насекомые, похожие на волосатых молей. Отличить ручейника от бабочки легче всего именно по крыльям - у бабочек крылья покрыты чешуйками, а у ручейников — волосками. В спокойном состоянии их темноокрашенные крылья складываются кровлеобразно на спине. Голова довольно крупная с фасеточными глазами и обычно с 3 простыми глазками между ними.
Личинок ручейника можно обнаружить на дне многих пресных водоемов - чистых быстрых ручьев и заросших прудов. Это удивительные существа, которые живут в трубчатых домиках, сооружаемых ими из различных мелких частиц, лежащих на дне. В зависимости от того, какие мелкие предметы лежат на дне, и в зависимости от вида насекомого домики могут быть построены из разного материала. У одних это сооружение из крупных песчинок, у других из камешков или раковинок мелких моллюсков, нередко это трубочка, состоящая из небольших обломков веточек или отмерших частей водных растений, и т. д. «Строительный материал» прочно скреплен паутинными нитями. Эти домики строят личинки ручейников.
Многочисленны в водоемах личинки и куколки различных комаров и других двукрылых.
Игра «Кто лишний?»
Мы выяснили, что насекомые обитают как на суше, так и в водной среде. Посмотрите на картинки и скажите, кто на них лишний. Объясните свой ответ.
1. Водяной скорпион, личинка комара, бабочка-белянка.
2. Ранатра, ручейник, шмель.
3. Водомерка, жук-олень, стрекоза.
4. Водолюб, майский жук, плавунец.
5. Кузнечик, божья коровка, личинка ручейника.
Педагог: Кроме насекомых в водоемах можно встретить пиявок, которые питаются кровью обитателей водоемов.
В водоемах обитают различные моллюски. На водных растениях живут растительноядные улитки прудовик, лужанка и катушка. У них закрученные, раковины.
На дне водоёмов живут двустворчатые моллюски. Их мягкое тело защищено раковиной, которая состоит из двух половинок – створок. Это перловицы и жемчужницы. Питаются они очень интересно: всасывают и пропускают через своё тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие живые существа.
Раки обитают только в чистой воде. Среди мелких ракообразных можно назвать – дафнию (водяная блоха) и водяного ослика. Речные раки обитают на дне чистых водоёмов, они устраивают себе на дне под корягами или камнями норки и проводят весь день в них. К вечеру выползают из убежищ в поисках пищи - малоподвижных животных, погибших рыб, червей, улиток.
Из пауков встречается водяной паук-серебрянка.
Позвоночные водоемов представлены рыбами.
В толще воды плавают разные виды рыб: карась, щука, окунь, пескарь, сом, ёрш и другие.
Окунь окрашен в зеленовато-желтые тона, на боках располагаются 5 – 9 поперечных темных полос, придающих рыбе пестрый вид. В области четырех последних колючек первого спинного плавника проявляется округлое черное пятно. Вариации окраски окуня различных возрастных групп определяются условиями водоема.
Окунь является типичной озерно-речной рыбой, ведущей оседлый дневной образ жизни. Крупные окуни держаться на глубинах. Стайки мелких и средних окуней придерживаются заводей, заток, прибрежных зон. Питается окунь рыбой.
Сом ведет одиночный, оседлый образ жизни. Поселяется в ямах, омутах, под крутыми берегами, корнями деревьев, у плотин, мостов. Дневное время проводит в своем убежище, на кормежку выходит после захода солнца и охотится до рассвета. Интенсивно питается весь летний период вплоть до осени, с наступлением осеннего похолодания воды жор прекращается и сом залегает в зимнюю спячку.
Питается главным образом рыбой, преимущественно из засады, втягивая приближающуюся добычу в огромную пасть вместе с током воды. Поедает также лягушек, крупных моллюсков, известны случаи поедания водоплавающих птиц и мелких млекопитающих. Это самая крупная рыба Республики Беларусь. Известны случаи поимки сомов массой тела от 30 кг до 96 кг (р. Днепр).
Пескарь в водоемах Республики Беларусь является обычным видом во всех реках, ручьях, встречается во многих озерах и водохранилищах и даже в прудах, однако везде предпочитает чистую воду с песчаным дном.
У него удлиненное тело серебристого цвета, с продолговатым хвостом. Спинка темная с зеленоватым оттенком, по бокам тела около 10 черных или бурых пятен. Рот нижний, в углах рта по одному хорошо заметному усику.
Летом стайки пескарей держатся обычно на участках с песчаным или галечным дном, к осени уходят в более глубокие места, на зиму залегают на ямы, которые покидают только весной после вскрытия водоемов. Основу рациона составляют донные животные: личинки насекомых, черви, мелкие моллюски и ракообразные, частично растительные остатки. В больших количествах потребляет икру рыб.
В Республики Беларусь щука обыкновенная распространена во всех больших и малых реках, озерах, водохранилищах и прудах. Ведет одиночный образ жизни, держится на неглубоких заросших водной растительностью участках водоемов, крупные особи обитают на глубинах. Обычные объекты ее охоты – наиболее многочисленные виды рыб водоемов. Размеры добываемых рыб определяются размерами щуки, – чем крупнее щука, тем больше по размерам ее добыча. Интенсивность питания щуки снижается в период нереста, в середине лета во время смены зубов и в период ледостава.
Ерш обычно держится стаями, ведет придонный образ жизни. Активен преимущественно в сумеречное и ночное время. После выклева из икры личинки питаются мелким зоопланктоном, но очень скоро переходят на питание донными беспозвоночными, в основном личинками хирономид. Интенсивно питается круглые сутки, даже в зимнее время. В значительном количестве поедает икру и молодь других видов рыб.
Многие пресноводные рыбы растительноядные. Это карп, сазан, красноперки и другие.
Красноперка населяет многие реки и озера Республики Беларусь, однако наиболее многочисленна в озерах с зарослями водных растений.
Тело её довольно высокое, голова небольшая, рот косой, обращен вверх. Брюхо за брюшными плавниками сжато с боков, имеет хорошо выраженный киль, покрытый чешуей. Окраска тела обычно довольно яркая: спинка темно-коричневая или темно-зеленая, бока желтовато-золотистые с интенсивно окрашенной каемкой по краям чешуек. Глаза оранжевые с ярко-красным пятном в верхней части. Спинной и грудные плавники у основания темные, остальные плавники ярко-красного цвета. Взрослые всегда окрашены ярче молодых.
Молодь красноперки питается мелкими планктонными организмами. Взрослые поедают молодые побеги водных растений, питаются водорослями. Животные корма в питании взрослой красноперки имеют второстепенное значение.
Игра «Слово рассыпалось»
Цель: развитие наблюдательности, памяти и логического мышления
Материалы: карточки с наборами букв, из них необходимо сложить названия рыб.
Инструкция. Ведущий раздает карточки с наборами букв и предлагает сложить названия рыб.
(ОКУНЬ, ЩУКА, СОМ, КОЛЮШКА, ВЬЮН, ПЕСКАРЬ, КАРАСЬ, КРАСНОПЕРКА)
В воде плавают головастики лягушек, жаб и тритонов. Так же можно встретить взрослых амфибий: лягушку озерную и прудовую, тритона и других.
Игра «Лягушка»
Цель: изучить способ передвижения лягушки.
Инструкция. Проводить игру следует на площадке или дорожке длиной в 10-15 метров. Все участники игры становятся на линию старта. По сигналу ведущего они одновременно приседают, руки кладут на бёдра и по команде «Марш!» начинают прыгать к линии финиша. Прыгают, подражая прыжкам лягушки: присели, согнули ноги в коленях, оттолкнулись, подпрыгнули как можно дальше в длину, вытянув ноги, и снова присели. Тот, кто придёт к финишу раньше других, - победитель.
Жизнь многих птиц связана с водоемами. Это зимородок, который питается рыбой, и даже гнездо выстилает рыбьими костями. Это утки-кряквы, лебеди и чомги, которые питаются водными беспозвоночными и строят гнезда рядом с водоемом. Это цапля и выпь, которые охотятся на лягушек и прочую мелочь возле водоема или на мелководье.
Звери приходят на водопой, а некоторые и живут рядом с ним. Это бобры, строящие плотину на речках, и выдра питающаяся рыбой, моллюсками и раками. Это полевка водяная и ондатра, которые используют в пищу водную растительность.
Конкурс загадок.
Таким образом, в озерах и реках и рядом с ними обитает много животных, их жизнь тесно связана с водной средой. Давайте отгадаем загадки об обитателях водоема.
1. Найдёшь их в озёрах,
В излучинах рек
И в банках с водой
На витринах аптек.
(пиявки)
2. Ползёт наоборот,
Задом наперёд,
Всё под водой
Хватает клешнёй.
(рак)
3. Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны.
(сом)
4. Он всем рыбам говорил:
– Я к зиме зароюсь в ил,
Буду спать в нём до весны
И смотреть цветные сны.
Я не хрюшка, ил – не грязь,
А зовут меня ...
(карась)
5. Под водою, как ракета
Промелькнула злюка эта.
Пасть разинув, мчит без звука
За рыбёшкой мелкой ...
(щука)
6. Мастер шубу себе сшил,
А иголки вынуть забыл.
(ёрш)
7. В добротной избушке
Старушка живёт.
Порой на прогулку
Тихонько идёт.
То в зарослях бродит,
То выйдет к воде,
Хотя не выходит
Из дома нигде.
(черепаха)
8. Над речной водой полёт
Совершает вертолёт.
На обед добычу ищет
Вертолёт - крылатый хищник.
Не кабина то - глаза.
Этот хищник - ...
(стрекоза)
9. В заводи живу речной,
В теплой шубе меховой,
Постоянно я в работе,
О платине я забочусь,
Без гвоздя и топора,
Дом мы строить мастера.
Жизнерадостны, бодры,
Это, братцы, кто?
(бобры)
10. Едят комаров, а болото их кров
Для цапли они, очень вкусный улов.
Квакая, прячут зеленые брюшки
За камышами смешные
(лягушки)
11. На спине плывёт зверёк,
Он пловец отличный,
Рыбу ловит без сетей,
Ловко, очень быстро!
(выдра)
12. От хвоста до головы,
В золотой он чешуе,
В речках тихих плавает,
И зимует в ямах он!
(карп)
13. Рыба полосатая,
Хищная, опасная,
Ловит маленьких мальков,
Красный цвет у плавников!
(окунь)
14. Ночью охочусь,
А днём отсыпаюсь,
В дупла деревьев,
Порой забираюсь,
Мою добычу её поласкаю,
Как подскажите,
Я всё ж называюсь?
(енот)
15. Птичка синяя, у вод
В норке глиняной живёт,
И не зябнет никогда...
Зря, что ль, в имени "зима"?
В прорубь запросто нырнёт,
Рыбку в клюве принесёт!
(зимородок)
16. Воду любит и просторы,
Грациозная особа,
В город к людям прилетает,
Свалки то же посещает,
Любит плотненько питаться,
А зовут ту птицу …
(чайка)
17. Птица медленно плывёт,
Словно белый теплоход.
Горделива и красива,
Терпелива и пуглива.
(лебедь)
18. На поверхности воды
летом обитает,
Под корой, без суеты,
зиму коротает.
Ход её длиннющих ног –
водной глади мерка.
Кто б скользить ещё так мог?
Только…
(водомерка)
19. Кровососы дружной стаей
Над трясиною порхают,
Хорошо для лягушат,
Если крылышки шуршат!
Что за пища прямо в ротик
Залетает на болоте?
(комары)
20. Он для крошечных мальков
Самый грозный из жуков.
В речке, в озере живет.
И летает, и поёт.
И красив он, наконец.
А зовется…
(плавунец)
21. Паук по речке бегает,
Букашками обедает.
Сам лохматый и большой.
С яркой желтой полосой.
(паук-серебрянка)
22. Ослик тот на дне речном
Жизнь свою проводит.
Но никто в реке на нем
Ничего не возит.
(водяной ослик)
23. Если рыбки голодны,
С ними шутки плохи.
Убегать от них должны
Водяные блохи.
(дафнии)
24. Крыса мускусная я,
В норке вся моя семья.
Сама норка — на горе,
А вход в норку — в воде.
(ондатра)
Животный мир в воде, как и на суше, тесно связан с растительным миром. Поэтому водоёмы с более богатым растительным миром имеют более разнообразный животный мир.
Мини-проект «Сообщество пресного водоёма».
На доске расположен плакат с изображением водоёма.
Педагог: Сейчас мы будем работать в группах. Перед вами два конверта. В них находятся картинки. Используя свои раннее полученные знания, а так же атласы - определители выберите картинки только с обитателями пресных водоёмов: растений и животных. Наклейте их на наш плакат, где нарисован водоём. 1 группа расселяет в водоёме растительный мир, а 2 группа - животный мир.
Работа по группам.
Педагог: Как связанны между собой животные и растения в водоеме?
Ребята: Красноперка ест водные растения, на неё охотится сом. Остатками мертвых сомов могут питаться раки. Цапля ест лягушек, лягушки едят комаров. Ондатры и водяные полевки питаются водными растениями. На них охотятся норки. Выдра питается рыбой. Рак питается моллюсками и червями. Катушки и прудовики едят водные растения.
Педагог: Какой вывод можно сделать? Почему водоем называют природным сообществом?
Ребята: Все обитатели пресного водоёма связаны между собой. Все друг другу нужны. Нет лишних. Все живут сообща. Поэтому водоём называют природным сообществом.
Педагог: Населёнными в той или другой мере оказываются самые разнообразные по характеру водоёмы - реки, озёра, ручьи, болота, пруды, лужи и различные водовместилища, создаваемые человеком в своем хозяйстве. Но обилие населения и состав его далеко не одинаковы не только в различных водоёмах, но и в частях одного и того же водоёма, особенно если принять во внимание сезонные изменения его фауны.
Лучшими местами для ознакомления с богатством животной жизни и добывания соответственного материала являются заводи, старицы, прудки, поросшие водяными растениями и небольшие озёра. Водоёмы с проточной водой менее богаты животными; зато в них обитают нередко особые виды, которых в стоячих или малоподвижных водах не бывает. Быстрые горные потоки имеют своих обитателей, приспособленных к столь своеобразным условиям жизни, как быстро текучая холодная вода, влекущая камни и разбивающая их друг о друга. Таковы, например, личинки мошек. Даже случайно образующиеся лужи в свое кратковременное существование заселяются мелкими и частью невидимыми для простого глаза существами, эфемерное существование которых нарушается при пересыхании такого водоёма.
Педагог: Если не считать головастиков, мальков рыб, то большая часть обитателей водоемов приходится на долю беспозвоночных животных. Какие позвоночные более всего приспособлены к жизни в воде.
Ребята: Среди позвоночных более всего приспособлены к водному образу жизни – это рыбы.
4. Контрольно-коррекционный этап.(10 минут)
Игра «Кто, где живет?»
Педагог называет животных, если они обитают в пресных водоемах, учащиеся хлопают в ладоши. Если обитатели моря – сидят тихо.
Животные: скат, камбала, окунь, акула, карась, плотва, красноперка, водомерка, дельфин, дафния, водяной ослик, морская звезда, щука, плавунец, водолюб, минтай, скумбрия, сом.
5. Рефлексия.(5 минут)
Подведение итогов занятия.
Литература
1. «Дикая природа Беларуси: пособие к факультативным занятиям для учащихся 7-8классов, общеобразовательных учреждений для работы в классе» /В.В.Гричик и др.- Минск: Адукацыя і выхаванне, 2009.
2. «Земнаводныя. Паузуны.»/ С.Зуенок, Р.Навіцкі, С.Драбянкоў. – Мінск «Мастацкая літаратура», 2009.
3. «Удивительные истории о жизни природы»/ Л.Чумаков. – Мн.: «МЕТ»,2003
4. «Насякомыя»/Л.Чумакоў. -– Мінск «Мастацкая літаратура», 2005.
7. Школьный атлас-определитель беспозвоночных./ М.Козлов, И.Олигер. – М.:Просвещение, 1991.
Презентация на тему: Жизнь пресного водоема
Рекомендуем посмотреть:
Конспект внеурочного занятия по биологии с презентацией, 5-7 класс. Тема: «Дикорастущие растения» Внеурочное занятие по экологии. Познавательная экологическая программа, 5-7 класс Конспект занятия в дополнительном образовании с презентацией «Раздельный сбор, переработка и вторичн Конспект внеурочного занятия для школьников 4-6 класса на тему «Субтропики, их климатические условия← Конспект занятия по экологии для учащихся 1-2 класса «Домашние питомцы» | Внеурочное занятие по экологии для школьников 2-3 класса «Сельскохозяйственные животные» →
Опубликовано: 2224 дня назад (20 октября 2018)
Просмотров: 7166
|
+54↑ Голосов: 54 |
Комментарии (64)
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|