Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект занятия в дополнительном образовании с презентацией «Раздельный сбор, переработка и вторичное использование бытовых отходов»

Занятие по экологии в дополнительном образовании с презентацией
Автор: Новикова Екатерина Михайловна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.
Продолжительность занятия: 1 академический час (45 минут)
Состав учебной группы: возраст детей: 13 - 14 лет
Цель занятия: способствовать расширению знаний учащихся о способах переработки и вторичном использовании бытовых отходов.
Задачи:
Обучающая – расширить знания о бытовых отходах, необходимости раздельного сбора.
Развивающая – способствовать развитию у учащихся коммуникативной культуры.
Воспитывающая – воспитывать бережливое отношение к окружающей среде.
Специфика занятия: учебно-развивающее занятие.
Методы обучения, используемые на учебном занятии:
- словесный метод (объяснение, беседа);
- практический метод (мастер-класс);
- игровой (игры).
Педагогическая технология: продуктивная (коллективная деятельность, экологическая мастерская)
Материально-техническое обеспечение учебного занятия: мультимедийная установка, презентация «Вторая жизнь бытовых отходов», старые CD диски, клеенка (можно использовать старый полиэтиленовый пакет, упаковочная бумага), клей, кисточки, ножницы, карандаш, иллюстрации по теме занятия.

Структура занятия:
1. Организационный этап (2мин)
1.1. Приветствие. Сообщение темы, цели занятия.
2. Ориентировочно-мотивационный этап (3 мин)
1.2. Игра «Сегодня я выбросил…»
3.Операционно-познавательный этап (27 мин)
3.1. Беседа «Раздельный сбор бытовых отходов».
3.2. Игра «Куда это выбросить?»
3.3. Физкультминутка «Вышел зайчик».
3.4. Мини-лекция «Переработка и вторичное использование бытовых отходов», презентация «Вторая жизнь бытовых отходов»
4. Контрольно-коррекционный этап(10мин)
4.1. Экологическая мастерская: «Подстаканник из CD диска».
5. Рефлексия. (3 мин)
Подведение итогов занятия. Интерактивная игра «Рефлексивный круг».

Структура занятия:
1. Организационный этап (2 мин)
Педагог: Сегодня на занятии мы поговорим об отходах, о том, как правильно их собирать, перерабатывать, а также узнаем, что можно изготовить из бытовых отходов.
2. Ориентировочно-мотивационный этап (3 мин)
Педагог: А начнем мы с того, что посмотрим, сколько всего мы выбрасываем в мусорное ведро в течение всего дня. Для этого сыграем в игру «Сегодня я выбросил…».
Правила игры:
На доске нарисовано мусорное ведро. По очереди каждый учащийся называет то, что он выбросил вчера или сегодня в мусорное ведро, учитель «заполняет» ведро (вписывает все, что называют учащиеся).
Педагог: Хорошо, посмотрите теперь на наше мусорное ведро, видите оно у нас заполнилось полностью, все, что мы с вами выбрасываем - это бытовые отходы. Сегодня в мусоропроводы и на свалки попадает 1,3 млрд. тонн отходов в год.
3. Операционно-познавательный этап (27 мин)
3.1. Беседа «Раздельный сбор бытовых отходов».
Педагог: Твёрдые бытовые отходы (ТБО, бытовой мусор) — предметы или товары, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления. ТБО делятся также на отбросы (биологические ТО) и собственно бытовой мусор (небиологические ТО искусственного или естественного происхождения), а последний часто на бытовом уровне именуются просто мусором.
Каждый из нас постоянно выбрасывает мусор, но правильно ли мы это делаем?
Все мы хоть раз слышали о таком понятии как «раздельный сбор мусора». Кто из вас расскажет, что же такое раздельный сбор мусора?
Учащийся: Разделение мусора и выборочный сбор отходов — действия по сортированию и сбору мусора в зависимости от его происхождения.
Педагог: Разделение мусора делается в целях избегания смешения разных типов мусора и загрязнения окружающей среды. Данный процесс позволяет подарить отходам «вторую жизнь», в большинстве случаев благодаря вторичному его использованию и переработке. Разделение мусора помогает предотвратить разложение мусора, его гниение и горение на свалках. Следовательно, уменьшается вредное влияние на окружающую среду.
А кто знает, на какие группы можно разделить наш мусор?
Учащийся: Весь наш мусор можно разделить на несколько групп: бумага, пластик, стекло и смешенный мусор.
Педагог: Очень хорошо, давайте посмотрит, что можно выбрасывать в контейнеры.
Контейнеры для бумаги

Контейнеры для бумаги представляют собой обычные или сетчатые контейнеры с соответствующей надписью.
Что же можно выбрасывать в этот контейнер?
Учащийся: Выбрасывать в них можно: журналы, газеты, раздаточные материалы, бумажные упаковки, картонные коробки, рекламные листовки из почтовых ящиков, календари, упаковку для яиц из гофрокартона.

Педагог:Следующий вид контейнеров — это контейнеры для пластика.

Ничем, кроме надписи, могут не отличаться от контейнеров для бумаги. А могут отличаться – это зависит от того, когда именно соответствующий контейнер поставили в вашем дворе.
Что же можно выбрасывать?
Учащийся: Выбрасывать в них можно: ПЭТ-бутылки, канистры, полиэтиленовую пленку и пакеты, пластиковую упаковку от шампуней, гелей для душа и другой косметики, бутылки из-под бытовой химии пластиковые бутылки (не путать со стаканчиками) из-под питьевых йогуртов, молока, кефира и т.д., пищевую пленку, ведра, тазики, ручки без стержней, линейки.
Педагог: Не стоит забывать, что пластиковую бутылку выбрасывать желательно без пробок (крышек), пустые, и, конечно, лучше всего предварительно по ним потоптаться. Без пробок – потому что пробки сделаны из другого вида пластмассы и не перерабатываются. Топтаться по бутылкам нужно для того, чтобы сэкономить место в мусоровозе: чем меньше объема занимает мусор, тем меньше раз нужно машине скататься от завода в город. По этой же причине бутылки должны быть пустыми – они будут спрессовываться, а бутылку с замерзшей водой внутри сжать довольно сложно.

Педагог: Следующий вид контейнера – это контейнер для стекла.

В такие контейнеры можно выбрасывать бутылки, банки (лучше чистые и без этикеток). Оконное стекло лучше собирать отдельно, оно тоже идет на переработку, но смешивать с другими видами стекла его не желательно. Если банки разбились – не расстраивайтесь, все равно стекло пойдет на бой, т.е. раньше или позже вашу банку все равно разобьют. А вот если ящик разошелся по шву и стекло вываливается на землю – позвоните в ЖЭС, в таком виде ящик бесполезен и его нужно заменить.

Педагог: Но не весь мусор можно рассортировать по этим контейнерам. Как вы думаете, куда выбрасывается остальной мусор?
Учащийся: Весь остальной мусор мы выбрасываем в контейнеры для смешанного мусора.
Педагог: Самый распространенный контейнер – это все еще контейнер для смешанного мусора, коммунальных отходов (в общем, для того, что не идет в переработку). Выглядит он примерно вот так:

В этот контейнер совершенно точно можно выбрасывать: пакеты TetraPak (от молока, соков и т.д.), клейкую ленту, памперсы, обои, фотобумагу, одноразовую посуду, стаканчики от йогуртов и сметаны, пакеты от йогуртов, молока и сметаны, пищевую фольгу, деньги, салфетки, пачки от сигарет, липкую ленту для чистки одежды, зеркала, автомобильные стекла, столовую посуду, лотки от мясных продуктов, упаковочные коробки из полистирола от тортов, отходы пластикового профиля для окон, фантики от конфет, пищевые отходы, упаковку для яиц из вспененного или ударопрочного полистирола. Мы понимаем, что одноразовая посуда или стаканчики от йогуртов похожи на мусор, который можно переработать. Но они сделаны из других типов пластмассы и в Беларуси не перерабатываются.
Педагог: Мы перечислили много видов бытовых отходов, но не все. Вот, например, батарейки, энергосберегающие лампочки, куда же выбросить их?
Учащийся: Это все необходимо выбрасывать в специальные контейнеры.
Педагог: Но ведь если мы пройдем по городу, то вряд ли встретим такие контейнеры на улице. Где же мы будем их искать?
Учащийся: такие контейнеры ставят в торговых центрах, в различных учреждениях, в местах большого скопления людей.

3.2. Игра «Куда это выбросить?»
Педагог: А сейчас посмотрим, как хорошо вы запомнили, куда что нужно выбрасывать. Для этого сыграем в игру «Куда это выбросить?» (приложение 1).
Правила игры:
Учащиеся образуют 3 группы. Каждой группе дается конверт, в котором карточки с изображениями различных предметов и мусорных контейнеров. Учащимся необходимо правильно «выбросить» мусор (рассортировать картинки по контейнерам). На игру отводится 4 минуты.
Педагог: Посмотрим, что у вас получилось, как вы справились с заданием.
(Педагог «разбирает» мусорные контейнеры, исправляет ошибки)

3.3. Физкультминутка «Прогулка по городу»
(Дети выполняют движения по тексту).
Педагог:
Мы по улице идем, на которой мы живем, (все шагают)
Мы бумажки и стекляшки собираем и кладем. (Приседают и имитируют сбор мусора)
Раз в ведро, а два – в корзину, наклоняем дружно спину. (Делают наклоны)
Если дружно потрудиться, все вокруг преобразится! (Разводят руки в стороны).

3.4. Мини-лекция «Переработка и вторичное использование бытовых отходов», с демонстрацией презентация «Вторая жизнь бытовых отходов»

Педагог: После того как мы выбросили мусор он идет на переработку.
Слайд 2
• Переработка отходов — деятельность, заключающаяся в обращении с отходами с целью их безопасного уничтожения или обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов.
Слайд 3
• Из вторсырья производится целый ряд бумажной продукции, в первую очередь картон, туалетная бумага, а также отдельные виды стройматериалов.
Слайд 4
• ПЭТ бутылки очищаются от постороннего мусора (крышки, этикетки), после чего моются от грязи и остатков содержимого, сортируются по цвету, и дробятся на пэт-хлопья
Слайд 5
• ПЭТ-хлопья используются как сырье для целого ряда продуктов, которые иначе были бы сделаны из полиэстера. Примеры включают полиэфирные волокна (основной материал для производства одежды, подушек, ковров и т. д.), полиэфирные листы, обвязки (бандажная лента), или снова ПЭТ-бутылки и др.
Слайд 6
• Собранные банки и бутылки превращают в стеклянный бой – так в производстве называют размельченное упаковочное стекло. Стеклянный бой пропускают через магнит, чтобы отделить оставшиеся металлические крышки от бутылок. Для производства стекла используют кварцевый песок, соду и известняк, но 30-40% от общей массы можно заменить стеклянным боем, что экономит природное сырье и энергию на производство.
Слайд 7
То, что не проходит вторичную переработку отправляется на утилизацию, в основном утилизируется мусор двумя способами:
• Захоронение
• сжигание
Слайд 8
• Помимо промышленной переработки люди самостоятельно «дарят» отходам вторую жизнь в виде украшений и полезных приспособлений

4. Контрольно-коррекционный этап (10 мин)
4.1. Экологическая мастерская: «Подстаканник из CD диска».
В последние годы люди почти перестали пользоваться CD дисками и их скопилось довольно много, сегодня мы с вами подарим вторую жизнь старому, на первый взгляд не нужному диску, изготовим из него подстаканник.
Материалы: Нам понадобиться старый CD диск, клеенка (можно использовать старый полиэтиленовый пакет, упаковочная бумага), клей, ножницы, карандаш.

Берем диск, кладем его на клеенку (полиэтиленовый пакет, упаковочную бумагу), и обводим его дважды, затем вырезаем получившиеся круги.


Каждую сторону диска промазываем клеем и приклеиваем получившиеся круги.


Наша подставка готова.

5. Рефлексия. (3 мин)
Педагог: Вот и подошло к концу наше занятие, сегодня мы с вами узнали много нового, научились правильно сортировать мусор, а также продлили жизнь старому CD диску.
А сейчас я попрошу каждого из вас поделиться своими впечатлениями от занятия, для этого я предлагаю вам закончить одну из фраз:
-На занятии я узнал…
-Мне очень понравилось…
-После занятия я буду…
-Мне не понравилось…
-С сегодняшнего дня я…
Педагог: Всем спасибо за прекрасную работу на занятии. До новых встреч.

Приложение 1
(Приложение 1 – печать в трех экземплярах)
Игра «Куда это выбросить?»
Презентация на тему: Вторая жизнь бытовых отходов

Рекомендуем посмотреть:

Конспект внеурочного занятия по биологии с презентацией, 5-7 класс. Тема: «Дикорастущие растения» Внеурочное занятие по экологии. Познавательная экологическая программа, 5-7 класс Конспект внеурочного занятия для школьников 4-6 класса на тему «Субтропики, их климатические условия Конспект внеурочного занятия для школьников 4-5 класса «Дикие животные»
Участник №35 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 мая по 15 августа 2018 года
Научно-исследовательская работа школьника «Пищевые добавки в чипсах»
Опубликовано: 2326 дней назад (10 августа 2018)
Просмотров: 11539
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!