Конспект внеурочного занятия по биологии с презентацией, 5-7 класс. Тема: «Дикорастущие растения»
Конспект занятия с презентацией в дополнительном образовании для школьников. Тема: «Дикорастущие растения»
Цель: расширить знания учащихся в области видового разнообразия растительных сообществ Беларуси.Задачи:
Обучающая – изучить дикорастущие растения Беларуси, а также виды растительных сообществ.
Развивающая – развить навыки и умения общаться с природой, различать ядовитые растения от лекарственных при помощи практической, трудовой и исследовательской деятельности;
Воспитывающая – воспитывать чувство ответственности за сохранение природы, а также бережное, гуманное отношение ко всему живому;
Методы обучения, используемые на учебном занятии:
- словесный метод (объяснение, беседа, лекция);
- наглядный метод (демонстрация презентации);
- игровой (конкурсы вопросов, загадок, головоломок, интерактивная игра).
Материально-техническое обеспечение учебного занятия: бумага, ручки, цветные карандаши, мультимедийное оборудование.
1. Организационный этап.
Педагог: Здравствуйте ребята! Слайд 2.
Они бывают разные:
Полезные, опасные,
Красивые, пахучие,
С листьями, колючие.
Лекарства заменяют,
И лакомством бывают,
И чаем нас напоят,
И даже дом построят.
Земли они творенья,
Зовем мы их… (растения)
Сегодня у нас очень интересное и необычное занятие и посвящено оно дикорастущим растениям, произрастающих в наших лесах, на лугах, болотах.
2. Операционно-познавательный этап.
2.1. Круглый стол: «Дикорастущие растения Беларуси» с демонстрацией презентации. Слайд 3. Знакомы ли вам эти растения? Где они произрастают?
Слайд 4. Дикорастущие растения – это…
Слайд 5. Педагог: Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров – лекарства от всех на свете болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Давным-давно человек узнал, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. А какие лекарственные вы знаете? (ответы детей). Лекарственных растений великое множество. Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. В наших аптеках среди большого количества современных препаратов есть травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе, которые занимают достойное место, как средство лечения от разных болезней.
Педагог: А теперь давайте посмотрим на лекарственные растения:
Слайд 6. В трудные годы крапива очень выручала людей. Ее употребляли в пищу, готовили супы, салаты. Как лекарственное растение известна давно. Народная мудрость гласит: «Одна крапива заменит семерых врачей». Применяют крапиву при воспалении легких, кровотечениях, полощут горло, используют для укрепления волос. Стебли и листья крапивы покрыты жгучими волосками.
Слайд 7. Малина - ягоды малины богаты витаминами: А, В, С. Но в качестве лекарства можно применять не только сами ягоды, но и заваривать листья и стебли. Малина применяется во время простудных заболеваний, при гриппе, болях в спине и суставах. Малина повышает аппетит.
Слайд 8. Ромашка-настой ромашки лекарственной используется в виде настоя при болях в животе, простуде, заболеваниях, сопровождающихся повышением температуры и других заболеваниях. Ягоды малины снижают повышенную температуру тела.
Слайд 9. Шиповник - ягоды шиповника богаты витамином С, А, Е, а также витамины группы В. Ягоды шиповника помогают против воспалительных процессов, а также способствует уничтожению вредных бактерий. Применяют шиповник при простудных заболеваниях и для укрепления иммунитета.
Слайд 10. Растет у дорог. Его русские названия «подорожник», «попутчик». Еще его называют» порезник», «ранник» — за ранозаживляющие свойства. Подорожник также используется при заболеваниях желудка, простудах.
Слайд 11. Одуванчик используют давно в лечебных целях. Его называют «эликсиром жизни» не зря: все части растения полезны. И корни, листья, цветы. Из цветов одуванчика делают варенье, похожее на мед. Из листьев можно готовить весной полезные салаты.
Правила сбора лекарственных растений (педагог зачитывает все варианты, учащимся необходимо выбрать верный)
1. Какие лекарственные растения нужно собирать?
а) собирай все растения подряд - дома разберешься;
б) собирай только те растения, которые хорошо знаешь;
в) лучше собирать растения уже с сухими листьями и стеблями;
г) следи, чтобы на растении не было пыли и грязи, не было больных и поврежденных листьев.
2. Где собирать лекарственные растения?
а) лучше собирать около дома, чтобы было недалеко нести;
б) собирай около дороги, это сократит время;
в) собирай лекарственные растения только в тех местах, где их много;
г) собирая растения нужно помнить, что у каждого есть свое местообитания.
3.Когда собирать лекарственные растения?
а) собирай растения в дождливую погоду;
б) растения в сухую погоду;
в) все нужные растения лучше собрать в один день;
г) для каждого вида растения существуют свои сроки сбора.
4. Как собирать лекарственные растения?
а) собирай лекарственные растения все до единого.
б) собирай не все лекарственные растения: оставляй для созревания семян, чтобы растения могли в дальнейшем размножаться;
в) собирай все растение целиком;
г) собирай только ту часть растения, которая необходима для использования в лечебных целях;
д) складывай все растения в одну тару;
е) разные виды растений собирай в разную тару.
5. Как правильно сушить лекарственные растения?
а) начинать сушить растения нужно в день сбора;
б) суши растения на чердаке, часто переворачивай, помещение проветривай;
в) избегай прямого попадания солнечного света;
г) не надо торопиться с сушкой растений, пусть они полежат день два;
г) быстрее растения высушить в печке или на солнце.
Педагог: Но не все растения полезны. Есть еще другая группа растений, и называются они – ядовитые. -Что это означает – ядовитые? (ответы детей) Действительно, в некоторых растениях есть яд. -Где можно встретить ядовитые растения? (В лесу, в поле, на болоте, по берегам рек, на лугу, в огороде) -Какие части растения могут быть ядовитыми? (Корень, стебель, цветы, плоды). Бывает, что ядовито всё растение.
Давайте посмотрим на некоторые из них:
Слайды 12-18.
Слайды 20-26. Краснокнижные растения.
Запомните правила:
- Нельзя рвать красивое незнакомое растение с яркими плодами, оно может
быть ядовито.
- Нельзя жевать первую попавшуюся травинку, она может быть ядовита.
- После прогулки надо обязательно вымыть руки с мылом.
Игра «Верю – не верю».
1. Растения выделяют кислород, необходимый для дыхания.(+)2. Растения, грибы, животные – это неживая природа. (-)
3. Чёрная смородина, яблоня, черешня – это овощные растения.(-)
4. Растительный мир часто называют «зелёной аптекой».(+)
5. Тысячелистник хорошо заживляет раны, останавливает кровь.(+)
6. Сорняки – это культурные растения, так как растут в огороде. (-)
7. Верите ли вы, что малина, алоэ, ромашка помогают избавиться от простуды? (+)
8. Ель – светолюбивое дерево. (-)
9. Ядовитые растения нельзя трогать руками и срывать.(+)
10. Редкие растения можно срывать. (-)
11. Крапива-трава, которую можно узнать и с закрытыми глазами. (+)
Загадки:
1.Смотрите, туфельки растут!Их к солнцу стебельки несут.
Он окраской, как лимон.
Мне, может, это снится сон?
Нет, наяву сосновый бор,
И туфельки ласкают взор.
Однако, где твой каблучок, скажи...
(Венерин башмачок)
2. Зеленый плот по реке плывет.
На плоту белая красавица
Солнцу улыбается.
(Кувшинка белая)
3. На припёке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк.
Раздвигаем стебельки
Собираем огоньки.
(Земляника)
4. Цветет он майскою порой,
Его найдешь в тени лесной.
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.
(Ландыш)
5. Желтые головки,
Белые ресницы,
Все они похожи,
Будто бы сестрицы.
Я надеюсь, знаешь ты
Эти скромные цветы.
(Ромашки)
6. Был я жёлтым, стал я белым —
Поседела голова.
Ветер дунул — всё слетело.
Одним словом я — трава.
(ОДУВАНЧИК)
7. В сенокос – горька,
А в мороз – сладка.
Что за ягодка?
(Клюква)
8. В лесу, на болоте,
Вы травку найдете,
А на ней синеет гроздь –
Кисло-сладких ягод горсть.
(Черника)
9. Тонкий стебель у дорожки.
На конце его – сережки.
Лечит ранки и ожоги
Этот лекарь у дороги.
(Подорожник)
Педагог: Главное, что надо запомнить: Ничто в природе не существует просто так. И даже ядовитые растения кому-то нужны: ими лечатся животные, поэтому уничтожать их не следует. Все свои сокровища природа отдает человеку и за это просит только одного – беречь ее. Так давайте будем беречь и охранять нашу природу!
Презентация на тему: Дикорастущие растения
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в детской школе искусств. Секреты игры в ансамбле Внеурочное занятие по экологии. Познавательная экологическая программа, 5-7 класс Конспект занятия в дополнительном образовании с презентацией «Раздельный сбор, переработка и вторичн Конспект внеурочного занятия для школьников 4-6 класса на тему «Субтропики, их климатические условияПохожие статьи:
Сценарий внеклассного мероприятия по биологии в 9 классе
Конкурс по географии и биологии, 6-10 класс
← Игра-путешествие с презентацией для детей 10-12 лет по теме: «Зимующие птицы» | Конспект внеурочного занятия по биологии для школьников 6-7 классов на тему «Биолого-экологические группы птиц» →
Автор: Анна Анатольевна Дыдыкина
Опубликовано: 2301 день назад (16 июля 2018)
Просмотров: 5451
Рубрика: Без рубрики
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|