Игра-путешествие с презентацией для детей 10-12 лет по теме: «Зимующие птицы»
Игра-путешествие для школьников 4-6 класса по теме: «Зимующие птицы»
Состав учебной группы: возраст детей: 10-12 летЦель: расширить знания учащихся в области видового состава птиц Беларуси.
Задачи:
Обучающая – изучить зимующих птиц, а также особенности их жизнедея-тельности в зимнее время года;
Развивающая – развить навыки и умения общаться с природой, наблюдать за зимующими птицами при помощи практической, трудовой и исследовательской деятельности;
Воспитывающая – воспитывать чувство ответственности за сохранение природы, а также бережное, гуманное отношение ко всему живому;
Методы обучения, используемые на учебном занятии:
- словесный метод (объяснение, беседа, лекция);
- наглядный метод (демонстрация презентации);
- игровой (конкурсы вопросов, загадок, головоломок, рисование листовок, интерактивная игра).
Материально-техническое обеспечение учебного занятия: бумага, ручки, цветные карандаши, краски, мультимедийное оборудование, карточки с заданием.
Структура занятия:
1. Организационный этап.1.1. Приветствие. Сообщение темы, цели занятия.
2. Операционно-познавательный этап.
2.1 Игра-путешествие «Зимующие птицы» с использованием презентации.
1. Остановка: «Лесная».
2. Остановка: «Синантропная».
3. Остановка: «Отдохнувшая».
3. Контрольно-коррекционный этап.
4. Остановка: «Экологическая».
4. Рефлексия.
Подведение итогов занятия. Интерактивная игра: Три «М».
1. Организационный этап.
Педагог: Здравствуйте ребята! Тема нашего сегодняшнего занятия «Зимующие птицы». Послушайте стихотворение:Многие птицы на юг улетают,
Многие зиму у нас коротают,
Галка, ворона, снегирь, воробей.
Ну-ка, ребята, их вспомним скорей!
Педагог: Ребята, назовите особенности птиц?
Учащиеся: Они могут летать!
Учащиеся: У них есть перья!
Педагог: Вспомните и назовите птиц, которые зимуют у нас в стране?
Учащиеся: Вороны, сороки, снегири, синицы.
Педагог: Молодцы! Сегодня на занятии мы узнаем, где зимуют птицы. Как они выживают в холодное и трудное время года.
2. Операционно-познавательный этап.
2.1 Занятие-путешествие «Зимующие птицы».Педагог: Сегодня на занятии, мы, с вами не выходя из кабинета, совершим путешествие. У нас будет 4 остановки. Каждая из них имеет свои особенно-сти. На остановках вы получите много интересной информации, а также выполните много различных заданий. Вы любите зиму? Почему?
Учащиеся: Мне нравится, когда много снега на улице, можно лепить снеговика.
Педагог: Мы сейчас отправимся в зимний лес. Итак, первая остановка «Лесная».
1. Остановка: «Лесная».
Педагог: Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блеснёт солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев можно увидеть необыкновенные "цветы". Что это за цветы? Угадайте:Снится ночью пауку
Чудо - юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это:
Учащиеся: Птицы!
Педагог: Правильно, эти цветы - птицы зимнего леса, они называются зимующие. Птицы везде - над нами, вокруг нас, рядом. Их можно встретить в лесу, в поле, на речке и в горах. Чтобы только посмотреть на всех птиц человеку не хватит целой жизни. Но тех, которые рядом с нами нужно обязательно знать, чтобы помогать им в трудное время.
Педагог: Чаще всего мы встречаем в зимнем лесу, конечно дятлов.
Самый распространённый - большой пёстрый дятел. Именно его стук мы слышим - дятел долбит шишки и достаёт семена - свою основную пищу зи-мой. Самцы и самки легко различаются, у самца на голове красная "шапочка", у самки её нет.
Педагог: Ребята, кто-нибудь из вас видел дятла? В чем особенность этой птицы?
Учащиеся: Я видел. Он помогает деревьям, избавляет их от вредных насе-комых
Педагог: Следующий обитатель зимнего леса это ‒ синица. Синицы - самая известная и многочисленная группа птиц, остающаяся у нас зимовать. Все они питаются в основном насекомыми, добывая их из-под коры, при случае кормятся и семенами.
Лазоревка - маленькая, аккуратная, очень бойкая синичка.
Педагог: Самая маленькая птичка, которая зимует в наших лесах ‒ королек. Если услышите тонкий, нежный посвист, доносящийся из крон хвойных деревьев, значит вы встретили целую стайку этих замечательных стайку самых мелких зимующих птичек. Кому-нибудь доводилось увидеть эту птицу?
Учащиеся: К сожалению, нет, но надеюсь, что когда-нибудь посчастливит-ся!
Педагог: Следующий интересный обитатель зимнего леса это ‒ поползень. Яркая, бойкая птица, ловко ползает по стволам деревьев вверх и вниз. Интересным является то, что поползни приручаемы и иногда содержатся в домашних условиях. В природе для них строят специальные домики-дуплянки, которые птицы охотно занимают.
Педагог: Одни из самых легкоузнаваемых птиц это ‒ врановые. Из них выделяется своим размером ворон. В отличие от серой вороны, зимой встречается у нас только в лесах. Его гортанный, своеобразный голос можно услышать издали.
Педагог: Сойка - яркая, в отличие от остальных, чёрно-белых врановых. Голос резкий, скрипучий.
Педагог: Клест - это птица леса имеет очень интересные биологические особенности. Живут в темнохвойных лесах, основной корм — семена елей, пихт. Потому что у них очень интересный клюв перекрещенный, таким клювом легко добывать корм из шишек елей и пихты. Семена ели и пихты созревают зимой и потому клесты выводят своих птенчиков зимой, когда много корма.
Педагог: Один из крупных обитателей леса — это Филин. Знаменит тем, что размах крыльев достигает до 2 метров. Также одна из особенностей филина, это наличие длинных темных “ушек”. Голос филина — громкое “угу” или “у-гуух”, с ударением на второй слог. Близости человека избегает. Иногда филин занимает старые гнезда хищных птиц на деревьях.
Педагог: Также зимую т в наших лесах такие птицы как: тетерева, глухари, снегири, совы. Итак, сейчас вы познакомились с основными видами птиц, которые в зимнее время находятся в наших лесах. Я вам предлагаю отгадать птицу по её описанию! Ну, что начнем?
1. Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, чёрная полоска на шее, крылья и хвост серые, спина жёлто - зелёная, а брюшко жёлтое. (СИНИЦА)
2. Эта птица ползает по деревьям вниз головой, отсюда получила своё название. (ПОПОЛЗЕНЬ)
3. У этой птицы верх головы, крылья, хвост чёрные; спина голубовато - серая, а брюшко красное. Клюв короткий, толстый, чёрного цвета. Очень нарядная птица. (СНЕГИРЬ)
4. Это крупная птица. Почти вся серая, имеет хищный. Опасный клюв. Поведение охотника. Ходит большими шагами. Клюв крепкий боль-шой. Хочет всё время что-то схватить. (ВОРОН)
5. Эта птица имеет очень интересный клюв перекрещенный, таким клю-вом легко добывать корм из шишек елей и пихты. (КЛЕСТ)
6. Данная птичка относится к семейству врановых и имеет достаточно яркое оперение. (СОЙКА)
7. Самая маленькая птичка, зимующая в наших лесах, издаёт тонкий, нежный посвист, обычно обитают стайками. (КОРОЛЁК)
8. Самая легкоузнаваемая птица наших лесов. Самцы и самки легко различаются, у самца на голове красная "шапочка", у самки её нет. (ДЯТЕЛ)
9. Один из крупных обитателей леса. Знаменит тем, что размах крыльев достигает до 2 метров. Также одна из особенностей филина, это наличие длинных темных “ушек”. (ФИЛИН)
Педагог: Ну что, ребята вижу с заданием на нашей первой остановке вы справились! Надеюсь основных обитателей зимнего леса вы запомнили! И так, двигаемся дальше следующая остановка «Синантропная».
2. Остановка: «Синантропная».
Педагог: Синантропные организмы, синантропы — животные (не одо-машненные), растения и микроорганизмы, образ жизни которых связан с человеком и его жильём, например, тараканы, комнатные мухи, домовые мыши и конечно же птицы. Итак, ребята, а сейчас нам предстоит узнать какие птицы зимуют рядом с нами? Назовите птиц, зимующих в городе?Учащиеся: Голуби, синицы, воробьи.
Педагог: Представьте, что мы совершаем прогулку по городу, в обычный зимний день. По пути нам встречаются различные виды птиц.
Педагог: Первая птица- это воробей. Все знают воробья. Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Они очень чистоплотные, охотно купаются зимой в снегу.
Педагог: Еще одной из ярких и интересных птичек, зимующих рядом с нами является – голубь. Голубь - доверчивая птица, ставшая символом мира и дружбы. Ребята, что интересного можете рассказать о них?
Учащиеся: У этих птиц очень красивое и необычное оперение, в городе встречаются довольно часто, уже совсем не боятся машин и людей.
Педагог: Большая синица – самая крупная в нашей стране, размером она примерно с воробья и имеет довольно яркое оперение. У жилья человека синичка появляется с холодами. Если повесить кормушку, то прилетает к кормушке каждый день.
Педагог: Ворона - самая умная птица среди пернатых. Гнездятся они на деревьях, чаще всего на тополях. Ум, сообразительность, сметка ворон, а также их способность собирать дождевых червей, крупных насекомых, расклевывать падаль, промышлять на помойках, ловить мышей, разорять птичьи гнезда, склевывать прямо с ветвей ягоды рябины, семена клена и ясеня позволяют этим птицам заселять деревни и города.
Педагог: Снегирь - это гость с севера, красивая птица. Во время суровой зимы, они прилетают к нам из леса в поисках пищи. Снегирь – птица доверчивая, спокойная, неповоротливая, часами неподвижно сидящая на дереве. Лишь пригреет весеннее солнышко, снегири отправляются подальше от людских глаз в глухие дебри еловых чащ.
Педагог: Галка обыкновенная. Обитает в лесах и парках, в поселениях человека. Зимует в населенных пунктах, где обычно встречается вместе с воронами. Питается различными беспозвоночными, мышевидными грызунами, разоряет гнезда мелких птиц, ест всякую падаль и растительную пищу.
Педагог: Кряква - самая многочисленная утка на территории Беларуси и может приспосабливаться к самым различным условиям обитания. Из водоплавающих птиц очень хорошо приспособилась к городской среде кряква. Эту утку можно часто встретить на городских реках и озерах. Кряквы круглый год держатся на незамерзающих участках рек, концентрируясь у причалов и мостов, где их подкармливают жители города. С каждым годом все больше их задерживается надолго там, где вода не замерзает на зиму: у теплых сбросов вод.
Педагог: Итак, вот и закончилась наша прогулка по городу, сейчас мы проверим каких вы запомнили пернатых жителей наших городов.
ИГРА «Угадай птицу»
Педагог: Ребята, сейчас я вам раздам карточки, на которых зашифрованы названия птиц. Вам нужно отгадать, что за птицы там спрятаны. Кто первый угадал, у того есть возможность вспомнить и рассказать об отгаданной птичке.
Карточка №1 АГКАЛ (галка)
Карточка №2 ГИСЕНЬР (снегирь)
Карточка № 3 ОВАРНО (ворона)
Карточка № 4 ИЦИСНА (синица)
Карточка № 5 ЛЬГУОБ (голубь)
Карточка №6 ОЕЙВОРБ (воробей)
Карточка №7 РЯКАКВ (кряква)
Педагог: Спасибо всем выступавшим. С этим заданием все справились. Надеюсь, что теперь по дороге в школу вы с легкостью определите каких птиц вам пришлось встретить. А мы движемся дальше. Следующая остановка «Отдохнувшая».
3. Остановка: «Отдохнувшая».
Педагог: А сейчас, ребята я предлагаю вам немного отдохнуть. Давайте все встанем, отойдем от наших парт и немного разомнемся. Я буду читать вам стихотворение, а вы должны слушать и выполнять то, о чем там идет речь. Ну что начнем?Учащиеся: Да!
Физкультминутка:
Педагог: Птицы высоко летали,
(дети бегают)
Птицы крыльями махали,
(машут руками)
А теперь они спустились,
(приседают)
У них крылышки сложились,
(прячут руки за спину)
«Повадки птиц»
Как птицы машут крыльями?
Как отряхиваются от воды?
Как клюют зернышки?
Как прыгают?
Педагог: Молодцы, ребята хорошо поиграли. А мы движемся дальше.
4. Остановка «Экологическая».
Педагог:Подкормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Педагог: Ребята, как вы считаете нужно ли подкармливать птиц в зимнее время?
Учащиеся: Да нужно. Иначе они могут погибнуть, особенно когда зима очень холодная.
Педагог: Правильно! Февраль — самый трудный для птиц месяц. Месяц лютого холода и голода. Хуже всего, когда после дневной оттепели ударит ночью мороз и сразу заморозит снег сверху. Такая ледяная корка на снегу — наст — крепкая, жесткая, скользкая. Ее не разбить ни слабыми лапками, ни клювом. Как птицам достать подо льдом пищу — травку, зернышки? У кого нет силы пробить стекло ледяной корки, тот голодает. Но хорошо известно: кто сыт, тому холод не страшен, поэтому мы должны помогать своим маленьким, слабым пернатым друзьям. Мы можем устраивать для птиц маленькие бесплатные столовые во дворах и прямо у себя на балконах.
Педагог: А сейчас поговорим о том, что можно класть в кормушки. Важно! Если вы начали подкармливать птиц, то необходимо делать это всю зиму на одном и том же месте, так как птицы привыкнут и будут ждать вас именно там.
РИСОВАНИЕ ЛИСТОВОК.
Педагог: Давайте мы с вами нарисуем листовки, рисунки зимующих птиц, которым нужна помощь. Затем наклеим слоганы, стихи, которые лежат у вас на столах. В данной листовке вы должны донести людям то, что очень важно помогать птицам, особенно когда очень суровая и холодная зима. Ведь они для нас делают очень много полезного, уничтожая вредных насекомых и грызунов, тем самым сохраняя нам урожай.
Примеры слоганов и стихов:
1. Мы кормушки смастерим
И столовую откроем
Воробей, снегирь - сосед
Будет вам зимой обед!
2. Покормите птиц зимой.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
3. Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
4. Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
5. Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
6. Голодом страшна зима птицам, а не холодом.
Педагог: Молодцы ребята у вас получились отличные листовки. Мы можем развесить на домах рядом со школой, чтобы жители нашего города думали и заботились о птицах.
4. Рефлексия.
Педагог: Ребята, назовите пожалуйста три момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит нашу работу на следующем уроке. Давайте по очереди.Учащиеся: я хорошо отгадывал загадки, я знал много ответов на вопросы, мне понравилась физкультминутка. Я хотел бы больше рисовать.
Подведение итогов занятия.
Предполагаемый результат занятия
Знать:
- представителей зимующих птиц, обитающих в нашей стране;
- знать какую роль играют птицы в экосистемах.
Уметь:
- работать как самостоятельно, так и в команде;
- использовать, полученные ранее знания.
Презентация на тему: Зимующие птицы
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в средней группе. Зимующие птицы Проект в начальной школе. Зимующие птицы Стихотворение о зимующих птицах для младших школьников Проект в начальной школе, 1 класс. Зимующие птицы нашего лесаПохожие статьи:
Интеллектуальная игра по истории для 5 класса
Игра «Поле чудес» для 5-6 класса на тему: Цветы
Интеллектуальная игра для школьников 12-14 лет
Беседа в детском саду на тему: «Зимующие птицы» в подготовительной группе
← Экологическая игра с презентацией для школьников 6-8 класса | Конспект внеурочного занятия по биологии с презентацией, 5-7 класс. Тема: «Дикорастущие растения» →
Автор: Анна Анатольевна Дыдыкина
Опубликовано: 2352 дня назад (16 июля 2018)
Просмотров: 6304
Рубрика: Без рубрики
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!