Проект в начальной школе, 1 класс. Зимующие птицы нашего леса
Тип проекта: информационно-исследовательский Местообитание: 16 километр, Московское шоссе Описание Предлагаю вашему вниманию проект для учителей начальной школы (1-2 класс) и воспитателей старшей группы. Тема: «Зимующие птицы нашего леса» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося нам пользу и радость: они не только сохраняют зеленые насаждения и оберегают урожай, но и украшают наши леса, радуют своими звонкими чудесными песнями, часто напоминая о том, что нуждаются в нашей помощи и поддержке. Поэтому каждый учитель и воспитатель может пополнить представления о видах птиц, их повадках и образе жизни, т.е. послужит расширению общего кругозора. Цель работы: изучение образа жизни и поведения птиц зимой Задачи: - изучить дополнительную литературу и определить птиц, зимующих в нашем лесу; - изучить приспособление птиц к суровым условиям; - провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц; - составить книжку «Зимующие птицы нашего леса»; - рассмотреть виды кормушек для птиц; - сделать анализ и обобщить результат.
Зимующие птицы нашего леса («Парк 50-летия победы»)
I. Теоретический этап.
- Ни листочка на ветвях, ни зеленой травинки на земле. Сплошная серая туча надвинулась на солнце. С неба падает мокрый снег. Тихо в лесу. Серый снег тяжело падает на почерневшие деревья, на бурую землю. На земле гниет лист. Последние перелетные птицы торопливо покидают родные места. Они улетают за тридевять земель: скворцы путешествуют по Франции, Италии и Англии, а в далеком Египте, на большой реке Нил, кормятся наши утки. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму. - Ребята, как вы думаете, все ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? А, может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счет температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Так, почему же с наступлением холодов птицы улетают на юг? (Предположения учеников.) - Сегодня утром к нам пришла очень интересная телеграмма! Ее прислали птицы. Они просят у вас, ребята, помощи! Но чтобы им помочь, нам нужно знать, какие это птицы и чем они кормятся.
- Тихо в лесу зимним утром. Чернеют стволы и сучья голых деревьев. На зеленых лапах елей лежат пухлые подушки снега. Ни шелеста, ни звука. И кажется: нет никого во всем лесу. Вдруг, точно живые цветы, запорхают между деревьями, мелькнут красным, оранжевым, повиснут на еловых лапах. Это стайка яркоперых снегирей.
А через несколько минут все также неожиданно вспорхнет и дальше полетит к краснеющим уцелевшим гроздьям рябины. С веселым писком и свистом пролетят синицы, рассыплются по веткам. Начнут вертеться на них. С ними и пестрый дятел
закружит между стволов деревьев.
Туго приходится братьям нашим меньшим – против них объединяются холод и голод. В холодные дни птицы ищут корм в течение всего дня. - Ребята, как вы думаете, где зимой птицы добывают себе еду? (Зимой птицы стараются жить ближе к человеку, который их кормит. Многие люди мастерят кормушки и следят за тем, чтобы в них всегда был корм.) - Вы правы. Однако! Эту нелегкую задачу птицы лесов решают по-разному: кто разыскивает в складках коры жуков и пауков, а кто ищет корм на кустах и деревьях. Ведь на многих из них остались почки и семена. - Каких зимующих птиц вы знаете? Назовите их. (Воробьи, синицы, голуби, соловьи, кукушки, дятлы, вороны, сороки.) - Молодцы! - Посмотрите на экран.
Каких птиц вы видите? (Снегирь, воробей, дятел, синица, ворона, клест) - Верно! Когда на покрытых снегом деревьях и кустарниках появляются, прилетевшие в гости, красавцы снегири,
зимняя природа становится еще наряднее. Снегирь – доверчивая и общительная птица. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат к нему. Летает он легко и красиво. Снегири обычно держатся небольшими стайками (7 – 10 птичек в каждой). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить палочку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день. Снегирь питается почками растений, семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. - Отгадайте загадку:
(Воробей) - Верно, это наш воробей, маленькая подвижная и очень прожорливая птичка. Он стойко переносит холод. - Как вы думаете, почему его так назвали? (Эту птицу так назвали, потому что она ворует корм у других птиц.) - Посмотрите на название – оно само говорит: «Вора бей!» Так кричали когда-то очень давно крестьяне, когда видели, как воробей уничтожает их посевы на полях и в садах.
- Несмотря на то, что воробьи хорошо переносят холод, им приходится очень трудно зимой. Их необходимо подкармливать, а едят они все: хлеб, крупу. - Дятлы
– это птицы, превосходно лазающие по вертикально расположенному стволу дерева. Зимой в лесу можно услышать где-то вдали раздающийся короткий, отрывистый звук – это работает в своей «кузнице» большой пестрый дятел. Найдет дятел в лесу дерево с расщелинкой и устроит в ней свою «кузницу». Таскает туда еловые и сосновые шишки, засовывает их в расщелинку, а потом раздалбливает, а старую, пустую шишку выбросит. Поэтому на снегу под «кузницей» дятла валяется целая куча пустых шишек. Питаются дятлы и насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине, на ветках. Дятла называют лесным доктором. Стучит дятел, - значит, будут уничтожены насекомые-вредители – и лес будет жить. С утра до позднего вечера работает дятел: упершись в ствол упругим хвостом, зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким, как долото, клювом, а потом длинным крепким с зазубринами языком достает насекомых из выдолбленного отверстия. Своим крепким клювом дятел несколько дней долбит дерево, пока не получится дупло. Нередко стайки синичек и других маленьких птичек летают вслед за дятлом. В наших лесах чаще всего встречается большой пестрый дятел. Все дятлы гнездятся в дуплах деревьев. - Ребята, посмотрите, чем отличается снегирь (на рисунке: снегирь, поползень, зяблик) от остальных птиц на этом рисунке?
(Снегирь – птица с красной грудкой, с голубовато-серой спинкой, черной головой.) - Верно, ребята! - Что вы можете сказать о зимующих птицах, про которых вы сегодня узнали? Теперь вы можете ответить на вопрос: «Почему с наступлением холодов птицы улетают на юг?» (С наступлением холодов птицы улетают на юг, потому что им не хватает корма). - Зимуют в нашем лесу не все птицы, а только приспособленные к выживанию в суровых условиях. Голодом страшна зима птицам, а не холодом. - Все правильно. Значит птицы не зря прислали нам телеграмму. Теперь мы можем помочь им. Как вы думаете, чем мы им можем помочь? - Мы должны подкармливать птиц, которые остаются у нас зимовать. II. Практический этап. - Сейчас наша задача будет состоять в следующем: мы с вами должны будем составить книжку «Зимующие птицы нашего леса», чтобы все знали этих птиц и смогли им помочь выжить в холодное время года. - Книжка может быть любого вида. Например, посмотрите на мою книжку. Она сделана в виде снеговика.
- Сейчас возьмите лист бумаги. Это будет ваш черновик. Напишите название таблицы посередине страницы («Зимующие птицы нашего леса») и начертите таблицу, в которой будет две колонки: первая колонка маленькая, а вторая - большая. В первой колонке напишите ее название: «название птицы», а во второй колонке – «корм для птицы». - После этого записываем в первой колонке под цифрами названия птиц, которые остаются в лесу на зиму.
- Это, конечно, не весь список птиц, которые остаются у нас зимовать. Их вы можете в зимнее время встретить и около своего дома. Заполните эту таблицу самостоятельно. После того, как вы ее заполните, мы с вами ее проверим и впишем недостающие данные. Затем вы начнете оформлять свой дневник и красиво перечертите табличку. Если кто-нибудь хочет сделать не в таблице, то может на каждом листе писать название птицы и чем она питается. - Для того, чтобы было удобно подкармливать наших гостей, которые прилетают поближе к нашему дому, можно сделать кормушку. Кормушки могут быть разными. Посмотрите на слайд: на нем изображены разные виды кормушек.
Кормушку для мелких птиц можно устроить в любом месте: на окне, балконе, приусадебном участке. При ее устройстве не стоит увлекаться слишком сложными конструкциями. Самые простые в изготовлении кормушки – из картонных пакетов из-под молочных продуктов. Нужно прорезать в них окошко, отогнуть вырезанный над отверстием клапан, засыпать корм и подвесить. Удобны различные варианты кормушек-автоматов, в которых пища высыпается постепенно по мере ее потребления (и птица постоянно сыта, и уход за кормушкой несложен). Для этого можно применить укрепленную вверх дном пластиковую бутылку, зерно из которой постепенно высыпается на подставку. - Птицы могут успешно противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма. Возможно, если птиц постоянно подкармливать, то они не улетят в теплые края. За корм они вам будут только благодарны и скажут:
Добрый день, Ольга Валериевна! Очень понравилось ваше мероприятие, на котором дети получили познавательный теоретический материал и выполнили практическую работу.Понравилось оформление работы. Поставленные задачи вы решили. Благодарю вас за вашу замечательную работу. Примите мой голос
Здравствуйте, Юлия Ивановна, спасибо за то, что нашли время откликнуться и написать свой отзыв о конспекте! Буду благодарна, если найдете время почитать и другие мои записи и стихи!
Добрый вечер, Ольга Валериевна! Ваша работа подготовлена очень грамотно, с использованием презентации,которая хорошо дополняет подготовленный материал. Проделана большая практического характера работа.Каждый учитель и воспитатель может пополнить представления о видах птиц, их повадках и образе жизни, т.е. послужит расширению общего кругозора.Молодец! Принимайте мой голос
Ознакомилась с вашим проектом:"Зимующие птицы нашего леса".Вы проделали огромную,очень нужную работу со своими детьми:определили птиц, зимующих в лесу, изучили приспособление птиц к суровым условиям,провели наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц, составили книжку «Зимующие птицы нашего леса»,рассмотрели виды кормушек для птиц.Хочется особо отметить яркую красивую иллюстрацию.Спасибо за интересную разработку,с удовольствием дарю вам свой голос + 4.