Творческий проект в дополнительном образовании
МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ в ДОД «Времена года»
Пояснительная записка. В условиях реализации ФГОС применение образовательных технологий фактически становится гарантом достижения современного качества образования. С другой стороны, гуманизация образования требует переосмысления целей, ценностей, содержания и технологий обучений в плане обращенности их к личности ребенка, к сохранению его психического и физического здоровья. Это значит, что ведущими должны быть технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения. Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития обучающегося и одновременно формирование определенных личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. С помощью метода проектов достигается основная цель образования – развитие личности ребенка как непрерывная перестройка его опыта. Метод проектов дает возможность детям накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которого зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.
Технология проектной деятельности – это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.
Технология проектной деятельности позволяет научить детей:
- самостоятельно мыслить,
- находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей,
- прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения,
- устанавливать причинно-следственные связи.
Проектное моделирование программного материала рассчитано на максимальную самостоятельность получения знаний детьми, на признание права за каждым ребенком значительной автономии, своего темпа работы и своего специфического способа овладения знаниями.
Назначение данного проекта – в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка, в освоении новых способов действий, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от них в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и руководства со стороны педагога. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности обучающихся.
Проектирование ориентировано на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях:
- совместная деятельность педагога и обучающегося по реализации проекта;
- совместная деятельность обучающихся;
- совместная деятельность обучающихся с родителями.
Материал предназначен для педагогов дополнительного образования, учителей изобразительного искусства, методистов; может быть полезно студентам педагогических высших и средних учебных заведений.
Рекомендовано к применению в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Проект может быть реализован как внутри одной группы, так и объединять несколько групп, а также охватывать все детское объединение в комплексе.
Участники проекта: обучающиеся по дополнительной образовательной программе, родители, педагоги, эксперты.
Цель: Систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе. Стимулировать развитие у детей фантазии, воображения, способностей к прикладному и художественному творчеству.
Вызвать дополнительный интерес педагогов к творческой работе со своими воспитанниками.
Задачи:
- Сформировать познавательный интерес к природе, воспитывать бережное отношение к ней.
- Формировать обобщенное представление о признаках сезона:
- о состоянии неживой природы;
- об основных явлениях погоды, типичных для данного времени года;
- о системе приспособленности растений и животных в соответствии с сезонными изменениями основных факторов среды;
- конкретизировать представления о приспособленности к сезонным изменениям человека;
- знание правил поведения в различных ситуациях, типичных для данного сезона.
- Связно рассказывать о наблюдаемых явлениях природы, составлять творческие рассказы и сказки на природоведческие темы, использовать речь-доказательство.
- Стимулировать развитие фантазии, воображения, способностей к прикладному и художественному - - Воспитание культурного и экологически грамотного поведения.
Этапы проекта:
ОСЕНЬ1.Организационно-подготовительный:
- введение в проблему: «деревья засыпают – природа увядает»
- подготовка наглядного и дидактического материала: картины для рассматривания И. Бродская «Опавшие листья», «Осенний туман», И. Левитан «Золотая осень», И. Грабарь «Осенний день», «Рябинка», Ф. Васильев «Болото в лесу», В. Поленов «Золотая осень», И. Шишкин «Осень», Плакаты об охране природы.
- план проведения
Тема, сроки проведения Цели Пути достижения цели Оснащение Преемственность
Образовательное учреждение - семья
Целевая прогулка в парк. Листопад. Рассматривание осеннего дерева.
Рисование:
- «Гроздья рябины»
- «Осенняя пылающая листва»
(печать природными формами)
(сентябрь - октябрь) - показать детям многообразие красок осени, раскрыть понятие «листопад»;
- формирование представлений детей об основных признаках осени (уменьшение продолжительности дня, холодно, листья облетают, идут дожди, насекомые спрятались, отлет птиц);
- уточнить представления об основных частях дерева (ствол, ветви, листья, корни);
- воспитывать интерес к природе, наблюдательность, эстетическое восприятие
- беседа об осени;
- Рассматривание деревьев;
- наблюдение за падающими листьями
- д/и «Листики», «1, 2, 3 – к дереву беги», «Листопад»;
- вопросы к детям;
- сбор листьев для гербария;
-творческое рассказывание «Интервью у осеннего леса»;
- чтение стихотворений об осени;
- п/и «Осенью в лесу»;
- пластический этюд «Я - кленовый листочек»;
- психогимнастика «Прогулка в осеннем лесу» Объекты для наблюдений на участке около школы, в парке и т.д.
- материалы для изобразительной деятельности
- Чтение стихотворений об осени;
-сбор букетов из листьев;
- рассматривание деревьев по дороге в школу
Фрукты. Овощи.
Рисование:
- «Осенний натюрморт»
- «Дары осени»
(печать пробкой, печатками из картофеля)
- «Ваза с фруктами»
(сентябрь – ноябрь) - учить детей различать и называть фрукты и овощи по цвету, форме, размеру, характеру поверхности, цвету, запаху, вкусу;
- развивать память, внимание;
- учить обследовательским действиям;
-Воспитывать интерес к окружающему, терпение, выдержку - загадки об овощах, фруктах;
- рассматривание овощей, фруктов;
- обследование объектов;
- д/и «Узнай на вкус»
«Чудесный мешочек»
«Вершки-корешки»
«Угадай, чего не стало»;
- психоэтюд «Репка» - овощи, фрукты для исследования;
- «Чудесный мешочек»;
- поднос, салфетки, вилочки;
- материалы для изобразительной деятельности
- заучивание наизусть загадок об овощах, фруктах;
- привлечь родителей к сбору овощей, фруктов для занятия
Признаки поздней осени. Насекомые, лесные звери поздней осенью.
Рисование:
- «Ежик» (рисование мятой бумагой)
- «Чудо-животные»
«Пролетают паутинки с паучками в серединке»
(кляксография)
- «Кто живет в осеннем лесу?»
(ноябрь) - учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе;
- формировать у детей представления о жизни лесных зверей поздней осенью;
- расширять знания детей о подготовке насекомых к зиме;
- развивать умение различать лесных зверей, насекомых по существенным признакам, классифицировать, называть;
- воспитывать бережное отношение к объектам живой природы - чтение стихов об осени;
- загадки о животных, обитателях леса, насекомых;
- рассказ педагога о жизни лесных зверей поздней осенью с показом иллюстраций
- рассказ о том, как насекомые готовятся к зиме;
- вопросы к детям по уточнению знаний;
- физкультминутки «Волк-волчок», «Я рыжая лисица»;
- психоэтюды «Бабочка», «Жук»;
- д/и «Кто как передвигается?»
«У кого какой домик?»
«Узнай по описанию» - объекты живой и неживой природы;
- иллюстрации с изображением лесных зверей, насекомых;
- карточки для дидактической игры
- материалы для изобразительной деятельности - прогулка в парк;
Чтение произведений А. Плещеева «Скучная картина», «Осень наступила»
- чтение произведений о лесных зверях, насекомых ( сказки, рассказы, стихи, загадки);
- рассматривание энциклопедии «Дикие животные», «Насекомые»
Хмурая осень. Экскурсия в парк. Деревья поздней осенью.
Рисование:
- «Деревья тоже могут грустить»
- «Осенний пейзаж»
- «Осенний волшебный дождь» - закрепить знания детей о наиболее типичных особенностях поздней осени,
- формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе;
- развивать наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать;
- воспитывать бережное отношение к природе, интерес к окружающему, умение любоваться красотой осеннего пейзажа - беседа об осени;
- рассматривание объектов живой и неживой природы;
- вопросы к детям по систематизации знаний;
- пальчиковая гимнастика «Песенка осеннего дождя»;
- д/и «Доскажи словечко», «К дереву и кустарнику беги»,
«Дерево-куст», «Дорисуйте за художника»,
«Наряди дерево по времени года»;
- п/и «Где растет дерево?» - объекты наблюдения;
- организация экскурсии
- художник-пейзажист Николай Ромадин
- материалы для изобразительной деятельности - проведение совместной экскурсии с родителями
Грибы. Ягоды (лесные, садовые).
Рисование:
- «Осенняя фантазия»
- «Дары осени» (Диатипия – тампоном ткани нанести легкий слой краски на гладкую поверхность картона. Сверху положить лист бумаги и нарисовать что-либо карандашом или палочкой. На той стороне, которая была прижата к картону, получается оттиск)
- «У медведя во бору грибы, ягоды беру…»
- «Царство грибов»
-(сентябрь) - значение леса в жизни человека;
- различать и называть наиболее распространенные в данной местности съедобные и несъедобные грибы и ягоды;
- выучить золотое правило грибника «Не уверен – не бери»;
- польза и опасность для человека - дидактические игры и упражнения:
«Продолжи мое предложение»
«Что будет с грибами, если…?»
«От какого слова произошло название гриба?»
«Узнай название соков»
«Отгадай по описанию»
«Что лишнее?»
«Да и нет»
«Собери урожай»
- иллюстрации, натуральные объекты для рассматривания (соблюдать меры безопасности)
- Чтение М. Пришвин «Последние грибы»
- В. Зотов «Опенок летний, опенок осенний, опенок ложный, рыжик, свинушка» ( из книги «Лесная мозаика»)
- материалы для изобразительной деятельности - совместные прогулки с детьми по лесу, парку
Птицы.
Рисование:
- «Птицы на ветках»
(октябрь) - уточнить и расширить представления об общих признаках птиц (строение, способ передвижения)
- уточнить представления о разнообразии птиц: перелетные, зимующие, водоплавающие;
- воспитывать заботливое отношение к птицам - рассматривание иллюстраций;
- загадки о птицах;
- слушание аудиозаписи «Звуки окружающего мира»;
- рассказ педагога о птицах родного края;
- вопросы к детям на уточнение знаний;
- д/и «Узнай по описанию»
«Четвертый лишний»
«Каждую птицу на свое место»
«Птицы, звери, насекомые»
«Летает – не летает»
«Собери картинку»;
- психоэтюд «Воробей» - иллюстрации с изображением птиц: дятел, кукушка, ворона, голубь, воробей, сорока, сова;
- аудиозапись «Звуки окружающего мира» - - материалы для изобразительной деятельности
- заучивание загадок о птицах;
- наблюдение за птицами в природе
- оценка уровня знаний
- подбор художественной литературы:
К. Бальмонт «Осень на дворе»
И. Бунин «Листопад»
В. Даль «Старик-годовик»
С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»
В. Зотов «Опенок летний, опенок осенний, опенок ложный, рыжик, свинушка» (из книги «Лесная мозаика»)
С. Маршак «Круглый год»
А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Г. Скребицкий «Осень»
А. Твардовский «Лес осенью»
Е. Трутнева «Осень»
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Загадки, пословицы, поговорки.
2. Продуктивный (технологический).
Систематизация знаний об осени (уменьшение продолжительности дня, понижение температуры воздуха, отлет птиц). Расширение представлений о состоянии растений (видоизмененные стебли, многообразие цвета листьев, цветков, разнообразие плодов и семян), о приспособлении семян к распространению. Причина опадания листьев.
Перелетные и водоплавающие птицы, их поведение осенью (объединение в стаи, отлет, добывание корма).
Водоем (замерзание воды, подкормка рыб и птиц прохожими).
Многообразие осеннего леса: грибы, ягоды.
Систематизация представлений о многообразии насекомых (особенности внешнего вида, строение, места обитания, способы передвижения, питание, размножение) с использованием моделей.
Осень делится на два периода: 1-й период – это время созревания поздних плодов и появление осенней раскраски деревьев. Начинается листопад. Этот период завершается картиной золотой осени.
2-й период – начинается рассеивание плодов клена и липы. Осыпаются деревья, обнажаются ветви. Готовятся к зиме лягушки, ящерицы, змеи, летучие мыши. Исчезают насекомые, а вслед за ними и насекомоядные птицы. По ночам промерзает зима. Заканчивается осень тогда, когда останавливаются реки.
Осенние приметы: Осенняя пора – птица со двора. Если журавли летят высоко, не спеша и как бы разговаривают, будет стоять хорошая осень. Холодно, сыро, часто идут дожди. Отлет журавлей до Покрова (14 октября) – к ранней зиме. Гусь пошел в отлет – скоро быть снегу.
Тематические дни:
- Знатоки осенней природы.
- Конкурс «Умники и умницы».
- Игра – путешествие «В гости к осени».
- Д/И: «Почему грибы так называются?», «Собери урожай», «Что из чего?», «Какое время года?», «Кто угадает, когда это бывает?», Возвратим осени память», «Закончи предложение», «Что было сначала, что потом?».
- Кроссворд «Осень».
- Игры, викторины, конкурсы.
Мир музыки:
- А. Вивальди «Осень» (из цикла «Времена года»)
- П.И. Чайковский «Осень» (из цикла «Времена года»)
- из к/ф «Служебный роман» - «Осень»
- И. Крутой «Колыбельная Сашеньке»
- Музыка для релаксации «В согласии с природой»
- Видеоклип «Берега России» (А. Клевицкий / Н. Денисов) – исп. ВИТАС
Результат проекта (практический выход):
Культурно-досуговая деятельность:
- Игра – путешествие «В гости к Берендею»
- КВН
Выставки детских рисунков:
- «Осень разноцветная»
- «Сказка про осень»
Выставка цветов «Яркие краски осени» (совместное изготовление с родителями композиций из цветов)
Выставка поделок из природного материала «Дары осени»
Сбор гербария «Листья, семена, плоды»
Фотовыставка «Я и природа»
ЗИМА
1.Организационно-подготовительный:
- введение в проблему: «ох, ты, зимушка-зима»
- подготовка наглядного и дидактического материала: картины для рассматривания И. Бродская «Лес зимой в снегу», Н. Ульянов «Снегири», А. Саврасов «Зимний пейзаж», «Иней», «Зима», И. Грабарь «Февральская лазурь», В. Курдюков «Зима в Любиме», К. Коровин «Зимой», А. Рябушкин «Зимнее утро», А. Пластов «Первый снег», К. Юон «Конец зимы. Полдень», В. Васнецов «Снегурочка», Плакаты об охране природы, эстампы, линогравюры пейзажного характера.
- план проведения
Тема, сроки проведения Цели Пути достижения цели оснащение Преемственность образовательное учреждение – семья
Экскурсия в зимний парк. Рисование «Расстелила зимушка-зима свои белоснежные узоры»,
«Зимний пейзаж»
(декабрь) - Расширить и упорядочить представления детей о сезонных измене-ниях в природе, природно-климати-ческие условия нашего края, отличия деревьев друг от друга в зимний период;
- развивать умение детей устанавливать взаимосвязи в природе: наступила зима – стало холодно – выпал снег, замерзла река – исчезли растения – насекомые спрятались – птицы улетели;
- развивать познава-тельный интерес, память, произвольное внимание, речь-доказательство;
- воспитывать бережное отношение к природе, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа - рассказ педагога с рассматриванием объектов живой и неживой природы;
- чтение стихотворений о зиме, заучивание примет зимы;
- загадки о зиме, о зимних явлениях природы;
- опыты со снегом и льдом;
- вопросы поискового характера;
- психоэтюд «Сугроб»;
- д/и «Когда это бывает?»
«1,2,3 – к дереву беги»
- физкультминутка «Белый, чистый снег идет» - объекты живой и неживой природы;
- иллюстрации по теме;
- загадки о зимних явлениях природы;
- стаканчики со снегом, льдом материалы для изобразительной деятельности
- прогулки по зимнему поселку (городу);
- наблюдение за осадками;
- заучивание стихотворений о зиме;
- чтение произведений о зиме С. Маршак «Сыплет, сыплет снег», Л. Воронкова «Снег идет»,
«Госпожа метелица» (немецкая сказка)
Ф. Тютчев «Чародейкою зимою»
- Просмотр кинофильма «Двенадцать месяцев»
Растения зимой. Рисование «Береза»
«Заиндевелое дерево»
«Ветки ели или сосны с шишками»
(декабрь – февраль) - уточнить и расширить знания детей о растениях зимой (лиственные сбросили листву, хвойные – стоят зеленые; трава «спит» под снежным одеялом);
- развивать умение самостоятельно выделять причинно-следственные связи;
- развивать эстетическое восприятие окружающей природы - загадки о зиме, зимних явлениях природы;
- рассказ педагога;
- рассматривание иллюстраций (строение, расположение веток, цвет ствола, хвои);
- вопросы к детям;
- исследовательские действия на прогулке;
- д/и «Отгадай по описанию»;
- психоэтюд «Елочка» - иллюстрации для рассматривания
материалы для изобразительной деятельности - прогулки в парк, лес;
- заучивание стихотворений и зимних песенок;
- совместное изготовление поделок из природного материала
Животные зимой
Рисование «Зверята – снегурята»
(декабрь) - углубить знания детей о диких и домашних животных, о приспособленности к сезонным изменениям в природе;
- развивать интерес к жизни животных зимой;
- развивать умение устанавливать существенные признаки для обобщения, наполняя их конкретным содержанием;
- воспитывать бережное отношение к животным - загадки о диких животных;
- беседа об изменении в поведении животных зимой с рассматриванием иллюстраций;
- д/и «Назови по описанию»
«Следы»;
- вопросы поискового, уточняющего характера;
- рассказы детей о жизни диких животных зимой;
- заучивание пословиц;
- рассказ детей о труде людей с рассматриванием иллюстраций
- физкультминутки «На елку»
«Ветер и зайка» - иллюстрации с изображением диких и домашних животных;
- профессии людей, ухаживающих за дикими и домашними животными
материалы для изобразительной деятельности - определение по отпечатку следа на снегу, кому этот след принадлежит;
- чтение произведений О. Высотская «Снежный кролик»
И. Соколов-Микитов «Беляк»
Е. И. Чарушин «Лиса»
Р. Н. с. «Зимовье зверей»
С. Козлов «Зимняя сказка»
- наблюдения за животными
Птицы зимой. Рисование «Снегири на ветках»
«Гжельская птица»
(январь) - углубить представ-ления детей о зиму-ющих и перелетных птицах;
- развивать логическое мышление;
- воспитывать любовь к птицам, желание помогать им зимой - вопросы поискового и уточняющего характера;
- рассматривание иллюстраций;
- рассказы детей о жизни птиц зимой;
- д/и «Назови птицу»
«Лото»
«Собери разрезную картинку»
«Зимующие и перелетные птицы»
- разгадывание кроссворда - иллюстрации птиц;
- картинки к д/и
- материалы для изобразительной деятельности - наблюдение за птицами;
- изготовление кормушек;
- чтение художественной литературы
З. Александрова «Снежок»
С. Есенин «Воробышки»
К. Ушинский «Пойманная птичка»
Зимние праздники
«Новый год», «Рождество», «Масленица»
Рисование «Новогодняя елка»
«Дед Мороз и Снегурочка»
«Как весело было на празднике елки» «Рождественские колядки»
«Зимние развлечения»
(декабрь – февраль) - продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа, отметить характерные особенности каждого праздника;
- развивать интерес к русской культуре и ее традициям;
- воспитывать любовь к своей Родине, к русскому фольклору - рассказ педагога о народно – обрядовых праздниках;
- рассматривание иллюстраций; вопросы по содержанию;
- хороводные игры;
- чтение примет, пословиц и поговорок;
- русские народные игры;
- рассматривание предметов народно-прикладного искусства - праздничные иллюстрации, открытки;
- сборники стихов русских поэтов, соответствующих тематике праздника;
- праздничные костюмы;
- аудиозапись П. Чайковский «Времена года»;
- праздничное угощение, соответствующее тематике праздника
- материалы для изобразительной деятельности - заучивание стихов к праздникам;
- изготовление костюмов;
- пение и прослушивание русских народных песен;
- приготовление угощения;
- вручение подарков родным
Время года – зима.
Мороз, снег, лед.
Рисование по сказке «Двенадцать месяцев»
«Зимний пейзаж»
«Что за звездочки резные на пальто и на платке?»
(Февраль) - уточнить и систематизировать знания детей о зиме и ее признаках, делать логические выводы из наблюдений и сообщений педагога, отвечать на вопросы;
- развивать умение устанавливать причинно – следственные связи между наблюдаемыми явлениями и объектами, делать собственные умозаключения о природных явлениях зимой;
- воспитывать чувство эмпатии к родной природе - наблюдения за реальными объектами;
- рассматривание иллюстраций и картин и беседа о зиме;
- чтение стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою зимою…»;
- загадки о природных явлениях зимой;
- физкультминутки «Ветер и зайка» «Белый, чистый снег идет»;
- д/и «Когда это бывает?» - иллюстрации и картины о зиме;
- аудиозапись для релаксации;
- аудиокассета «Времена года»;
- энциклопедия «Погода»
- материалы для изобразительной деятельности - прогулки по зимнему парку, лесу;
- наблюдение за природными явлениями во время прогулок;
- фотографии зимних пейзажей;
- рисунки о зиме;
- катание на катке, ледяной дорожке, со снежной горы
- оценка уровня знаний
- подбор художественной литературы:
З. Александрова «Снежок», «Дед Мороз»
В. Берестов «Гололедица»
В. Бианки «Синичкин календарь»
Бр. Гримм «Госпожа метелица»
В. Даль «Старик-годовик»
С. Есенин «Пороша», «Береза», «Воробышки»
С. Козлов «Зимняя сказка»
С. Маршак «Круглый год»
Н. Некрасов «Мороз Красный Нос»
В. Одоевский «Мороз Иванович»
В. Осеева «На катке»
А. Пушкин «Зимнее утро»
И. Суриков «Зима»
Ф. Тютчев «Чародейкою зимою…»
Загадки, пословицы, поговорки.
2. Продуктивный (технологический).
Систематизация знаний о зиме, зимних явлениях в живой и неживой природе. Определение погоды по приметам. Красота зимнего пейзажа; снег (изменение цвета: голубоватый, синеватый, желтый в зависимости от освещения); снежинки (рассматривание через лупу) в разную погоду; причудливые узоры на окнах(С повторением их в детских рисунках). Вьюга, метель, оттепель.
Зимующие птицы. Поведение и повадки. Необходимость подкормок, чем питаются (отгадать по форме клюва), внешний вид.
Рыболовы на берегу водоема, реки, озера. Толщина ледяного слоя, образование полыней.
Деревья (кора – пробковый слой), защита от замерзания. Красота деревьев в любую погоду.
Цикл наблюдений за водой, льдом, снегом, паром.
Следы на снегу человека, птиц, домашних животных, зверей; следы от санок, лыж, машин и т.д.
Народные изречения и приметы:
• Много снега – много хлеба.
• Зима морозная – лето жаркое, зима снежная – лето дождливое.
• Дым столбом – к морозу.
• Иней на деревьях – к морозу.
• Подкорми птиц зимой – они отплатят тебе добром летом.
• Длинные сосульки – к долгой весне.
Тематические дни:
- Знатоки зимней природы.
- Конкурс «Умники и умницы».
- Игра – путешествие «В гости к Дедушке Морозу».
- Д/И: «Какое время года?», «Кто угадает, когда это бывает?», «Закончи предложение», «Что было сначала, что потом?».
- Кроссворд «Зима».
- Игры, викторины, конкурсы.
Мир музыки:
- А. Вивальди «Зима» (из цикла «Времена года»)
- П.И. Чайковский «Зима» (из цикла «Времена года»)
- Музыка для релаксации «В согласии с природой»
Результат проекта (практический выход):
Культурно-досуговая деятельность:
- Развлечение «Зимние забавы»
- Игра – путешествие «Лыжная прогулка»
- КВН
Выставки детских рисунков:
- Всероссийский конкурс детского рисунка «Зима 2015»
- «Зимушка-зима»
- «Зимние узоры»
Выставка поделок из природного материала «Зима в лесу»
Барельеф «Дерево зимой»
Фотовыставка «Я и природа», «Зимний пейзаж»
ВЕСНА
1.Организационно-подготовительный:
- введение в проблему: «как проснуться ото сна»
- подготовка наглядного и дидактического материала: картины для рассматривания И. Бродская «Март», «Апрель», И. Левитан «Большая вода», «Половодье», «Первая зелень. Май», «Цветущие яблони», А. Грицай «Половодье», «Первые дни мая», А. Рылов «Зеленый шум», Ф. Васильев «Оттепель», С. Герасимов «Лед прошел», И. Грабарь «Мартовский снег», К. Юон «Мартовское солнце», Плакаты об охране природы, эстампы, линогравюры пейзажного характера.
- план проведения
Тема, сроки проведения Цели Пути достижения цели Оснащение Преемственность образовательное учреждение - семья
Природа весной. Экскурсия в весенний парк.
Рисование
«Ранняя весна»
«Вода – зеркало природы»
«Родная природа в творчестве русских художников – Весенний день»
(март – май) - уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны; продолжать формировать понимание связей между явлениями живой и неживой природы;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
- воспитывать интерес к окружающей природе, эстетические переживания от весеннего пробуждения природы - наблюдения за явлениями неживой природы;
- наблюдения за травянистыми растениями, деревьями, кустарниками;
- беседа о весенних изменениях в природе;
- загадки о весне;
- вопросы сравнительного, поискового и причинно-следственного характера;
- д/и «Времена года»
«Так и не так»
- пословицы и поговорки о весне;
- проблемная ситуация «Березы тоже плачут» - объекты для наблюдения;
- репродукции картин для рассматривания;
- аудиозапись П.И. Чайковский «Времена года»
- материалы для изобразительной деятельности - совместная прогулка в парк;
- просмотр телевизионных прогнозов погоды;
- наблюдение за температурными изменениями воздуха
Животные весной.
Рисование
«В мире животных»
«Мои любимые животные» - художники – анималисты
(апрель) - систематизировать представления о местах обитания диких зверей, насекомых, домашних животных; учить применять конкретные знания о поведении, потребностях, повадках животных для доказательства; научить понимать связи между явлениями неживой природы и жизнью животных;
- развивать наблюдательность;
- воспитывать умение рассуждать, отражать суждения в развернутой речи - беседа об изменении в жизни домашних и диких животных;
- загадки о животных;
- физкультминутка «Зверобика»
«Танцуем сидя»;
- д/и «Назови животное»;
- рассматривание иллюстраций о жизни животных;
- вопросы к детям;
- проблемная ситуация «Хорошо – плохо» - иллюстрации с изображением животных;
- домашние животные;
- материалы для изобразительной деятельности - совместные прогулки с детьми, наблюдение за окружающей природой
Птицы.
Рисование
«Скворцы прилетели»
«Птички-невелички»
Коллаж
«Пришла весна – прилетели птицы»
(апрель – май) - расширять знания о перелетных птицах, особенностях строения, образе жизни, питании; учить устанавливать причинно-следственные связи (между образом жизни и месте обитания);
- развивать наблюдательность, умение отражать выделенные особенности в суждениях сравнительного характера;
- вызвать желание всматриваться в знакомые объекты, создавать условия для более близкого наблюдения - беседа о птицах;
- загадки о птицах;
- рассматривание иллюстраций, рассказ педагога;
- д/и «Назови птицу»
«Зимующие и перелетные птицы»
«Летает – не летает»
«Что за птица»
- инсценировка рассказа К. Ушинского «Пойманная птичка»;
- слушание аудиозаписи «Пение птиц»;
- проблемная ситуация «Что бы ты сделал, если…» - иллюстрации разных птиц;
- Энциклопедии «Птицы»;
- аудиозапись «Голоса птиц»;
- материалы для занятия декоративно-прикладным творчеством - Чтение произведения К. Ушинского «Пойманная птичка»;
- изготовление скворечников;
- наблюдения за живым объектом;
- мини-презентация коллажа;
- участие в конкурсе рисунков
Весенние цветы и травы.
Рисование
«Подснежники»
«Уж верба вся пушистая»
«Цветущая весна»
Оригами
«Красивые тюльпаны»
(апрель – май) - повторить основные признаки весны; узнавать и называть садовые, луговые цветы и травянистые растения;
- развивать наблюдательность;
- воспитывать экологическое мировоззрение
- беседа;
- д/и «Весенние цветы и травы»
«Отгадай растение»
- кроссворд «Весна» - иллюстрации садовых и луговых травянистых растений;
- материалы для занятия декоративно-прикладным творчеством - прогулки по улицам поселка, наблюдения за первыми цветами;
- подбор информации о весенних цветах, травах;
- опыты по проращиванию семян
Климат
(май) - сформировать у детей представление о том, что такое климат; расширять представление о разнообразии климатических зон;
- развивать наблюдательность;
- воспитывать интерес к окружающему миру - вопросы на уточнение знаний детей о погоде;
- рассказ педагога;
- физкультминутка «Дождик»;
- рассматривание иллюстраций, календаря погоды;
- народные приметы - иллюстрации по теме;
- энциклопедия «Погода»;
- календарь природы - просмотр телевизионных прогнозов погоды;
- наблюдение за температурой воздуха на улице, за осадками
- оценка уровня знаний
- подбор художественной литературы:
А. Блок «В марте»
В. Бианки «Синичкин календарь»
А. Введенский «Песенка о дожде»
В. Даль «Старик-годовик»
С. Маршак «Круглый год»
А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась»
Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»»
Е. Носова «Как ворона на крыше заблудилась»
А. Плещеев «Весна»
Н. Сладков «Весенние радости»
И. Суриков «Ярко солнце светит»
Ф. Тютчев «Весенние воды», «Весенняя гроза», «Зима недаром злится»
А. Фет «Уж верба вся пушистая», «Весенний дождь»
Загадки, пословицы, поговорки.
2. Продуктивный (технологический).
Систематизация знаний о весне, весенних явлениях в живой и неживой природе. Определение погоды по приметам. Красота весеннего пейзажа. Изменение снега в марте (рыхлый, темный: ноздреватый, грязный, зернистый). Быстрота таяния снега (на дорожках или на асфальте, в тени, на солнце). Сосульки, проталины, ручьи. Просыхание почвы, появление на ней первых всходов и дальнейший рост растений.
Перелетные птицы. Поведение и повадки. Необходимость подкормок, чем питаются (отгадать по форме клюва), внешний вид. Прилет птиц (грач - скворец, жаворонок, зяблик – ласточки, кукушки, стрижи и т.д.). Выведение птенцов, ловля насекомых.
Обрезка деревьев в садах. Сокодвижение растений. Цветение орешника, ольхи, вербы, распускание почек березы; крона лиственницы (розовые и зеленые шишечки, желтые колоски). Цветение плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша – сравнение цветков).
Появление первых лесных цветов (голубая пролеска, ветреница, фиалка, гусиный лук, мать-и-мачеха), рост растений многолетников (тюльпан, пион, лилия и др.).
Появление бабочек (лимонница, крапивница, траурница). Насекомые (большое количество мух, комаров и др.). Первая гроза, гром, изменение природы перед грозой. Первый весенний ливень.
Водоем (ледоход, трещины во льду, движение льдин по течению). Водяные лягушки, подводная трава, рыбы (сом, караси, плотва, мальки рыб, их поведение во время опасности).
Цикл наблюдений за ветками.
Народные приметы и изречения:
• Длинные сосульки - к долгой весне.
• Ранний прилет грачей и жаворонков – к теплой весне.
• Увидел скворца – весна у крыльца.
• Весной дождь растит, а осенью гноит.
• Весна красна цветами, а осень хлебами.
• Солнце землю согрело – не опоздай с посевом.
• Много воды – много травы.
Тематические дни:
- Знатоки весенней природы.
- Конкурс «Умники и умницы».
- Игра «Весна-красна к нам в гости пришла».
- Д/И: «Какое время года?», «Кто угадает, когда это бывает?», «Закончи предложение», «Что было сначала, что потом?», «Путаница», «Так и не так».
- Кроссворд «Весенняя капель».
- Игры, викторины, конкурсы.
Мир музыки:
- А. Вивальди «Весна» (из цикла «Времена года»)
- П.И. Чайковский «Весна» (из цикла «Времена года»)
- песня «Пришла весна» (муз. З. Левиной, сл. Л. Некрасовой)
- Музыка для релаксации «В согласии с природой»
Результат проекта (практический выход):
Культурно-досуговая деятельность:
- «Ясна-красна, приди весна»
- «Птицы – наши друзья»
- КВН
- развлечение «Весенняя прогулка в лес»
Выставки детских рисунков:
- Всероссийский конкурс детского рисунка «Птички - невелички»
- «Цветущая весна»
- «Мир улыбается – природа обновляется»
Поэтический вечер «Русские поэты о весне»
Оригами «Красивые тюльпаны»
Мини-презентация: коллаж «Пришла весна – прилетели птицы»
Фотовыставка «Я и природа», «Весна в нашем поселке (городе)», «Птицы нашего края»
Доклады о весне, о жизни животных весной.
ЛЕТО (работа может проводиться в летнем лагере или в первые недели осени).
1.Организационно-подготовительный:
- введение в проблему: «солнце жаркое встает – лето за руку ведет»
- подготовка наглядного и дидактического материала: картины для рассматривания И. Левитан «Озеро», А. Пластов «Сенокос», «Летом», К. Моне «Поле маков», «Стог сена», П. Сезанн «Дом с красной крышей», К. Коровин «Пейзаж», В. Загонек «Гроза прошла», Б. Кустодиев «Волга. Радуга», И. Шишкин «Опушка лиственного леса». Плакаты об охране природы, эстампы, линогравюры пейзажного характера.
- план проведения
Тема Цели Пути достижения цели Оснащение Преемственность образовательное учреждение - семья
Экология и растения. Красная книга, растения нашего края. Рисование
«Растения красной книги» - сформировать у детей понятия о том, что такое «Красная книга» и для чего она создана; помочь запомнить несколько растений из нее;
- закрепить знания детей о строении растений, учить выявлять и разрешать противоречия, проблемные ситуации, зарисовать строение деревьев, кустарника, трав; сформировать экологические знания о растениях;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, зависимости состояния растений от условий среды;
- воспитывать осознанно правильное отношение к растениям - Сравнение деревьев, кустарников, трав;
- д/и «Правила поведения в природе»
«Назови растение и где растет»
- рассказ педагога о Красной книге; рассматривание растений нашего края, занесенных в Красную книгу;
- рассматривание экологических знаков;
- выработка правил поведения в природе;
- рисование растений;
- психогимнастика «Цветок»;
- инсценировка «По страницам «Красной книги» - экологические знаки;
- иллюстрации с изображением растений;
- иллюстрация растений Красной книги;
- картинки с изображением растений леса, луга, поля, сада;
- материалы для изобразительной деятельности - консультация для родителей «Правила поведения в природе»;
- сбор информации о заповедниках;
- рассматривание Красной книги России
Стихии мира: вода, воздух, земля, огонь
Рисование
«Плакаты об охране жизни и здоровья» - расширять и систематизировать знания детей о стихиях мира: вода – круговорот воды в природе, свойства воды; воздух – опыты, свойства воздуха; земля – представления о горах, вулканах, равнинах, полезные ископаемые; огонь – характерные признаки;
- развивать логическое мышление, творческое воображение, познавательный интерес;
- воспитывать интерес к окружающему, любознательность, экологическое мировоззрение - беседа о планете Земля;
- вопросы к детям на уточнение представлений о воде, воздухе, огне;
- рассказ педагога о полезных ископаемых;
- схема «Круговорот воды в природе»;
- д/и «Посчитай»
«Тонет – не тонет»
«Свойства воздуха» «Что делать, если…»
- этюд «Земля», «Огонь»;
- загадки о воде, воздухе, земле, огне;
- психогимнастика «Ветер»;
- чтение научно-популярных статей о природе и экологии:
«Мир вокруг нас»
«Значение воды в природе»
- стаканчики с чистой и грязной водой;
- стаканчики с разными видами почвы;
- полоски бумаги, воздушный шарик;
- иллюстрации смерча, торнадо;
- схема круговорота воды в природе;
- глобус, карта;
- коллекция камней и полезных ископаемых;
- иллюстрации с изображением гор, вулканов;
- свеча;
- материалы для изобразительной деятельности - чтение энциклопедической литературы, рассматривание иллюстраций;
- сбор информации о правилах поведения на воде, с огнем, при сильном (ураганном) ветре;
- сбор вырезок из газет и журналов по теме;
- написание докладов;
- придумывание сказки или рассказа об одной из стихий;
- чтение художественной литературы
5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды
Рисование
«Мы – друзья природы!» - закрепить у учащихся знания о культуре поведения в природе;
- учить верно оценивать свои поступки и поступки окружающих;
- воспитывать бережное и доброе отношение к природе и друг к другу - игра-путешествие «Земля – твой дом»;
- вечер досуга
«Мы - друзья природы»
«Охранять природу – значит охранять Родину»;
- «Поле чудес» о природе;
- конкурсы «Земля – наш дом родной»;
- научно-популярные статьи о природе:
«За природу в ответе каждый»
«Из истории деятельности по охране природы» - плакаты об охране природы;
- сценки, развлечения лучше проводить летом в естественных условиях, дополнив естественную растительность декорациями муравейника, елки, цветами;
- Лапник, траву, цвета, на которых сидят или которые рвут дети, должны быть декоративными;
- материалы для изобразительной деятельности - совместные прогулки в парк, лес;
- проведение мероприятий с участием родителей
Лес и его обитатели.
Рисование
«Полна чудес могучая природа» - продолжать формировать представления о лесе как о зеленом доме растений и животных, о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания;
- развивать внимание и наблюдательность;
- воспитывать бережное отношение к окружающей природе, любознательность, умение любоваться красотой леса - загадки о животных и растениях леса;
- д/и «Охотник и пастух;
- экологический рассказ «Воскресенье в лесу»;
- игра-путешествие «В гости к Берендею»;
- праздник «Лес – наше богатство»;
- конкурс «Полна чудес могучая природа» - иллюстрации с изображением животных и растений леса;
- гербарий лекарственных растений;
- природный материал для изготовления композиций;
- песни о лесе, птицах, животных, растениях;
- материал для изобразительной деятельности - совместные прогулки в лес;
- сбор растений для гербария;
- сбор природного материала;
- чтение художественной литературы природоведческого содержания
- оценка уровня знаний
- подбор художественной литературы:
С. Баруздин «Рыбаки»
А. Блок «Летний вечер»
В. Бианки «Синичкин календарь»
В. Берестов «Веселое лето»
А. Введенский «Песенка о дожде»
В. Викторов «Шире круг»
В. Даль «Старик-годовик»
Б. Дубровин «Красная книга»
С. Козлов «Такое дерево»
Н. Красильников «Гость в лесу»
И. Мазнина «Давайте дружить»
С. Маршак «Круглый год»
А. Майков «Летний дождь»
С. Михалков «Прогулка»
М. Пляцковский «Это называется природа», «Не дразните собак», «Не рвите цветы»
Р. Рождественский «Земля наш дом»
Л. Татьяничева «Черемуха»
Загадки, пословицы, поговорки.
2. Продуктивный (технологический).
Систематизация знаний о лете, летних явлениях в живой и неживой природе. Определение погоды по приметам. Красота летнего пейзажа.
Птицы. Поведение и повадки, чем питаются (отгадать по форме клюва), внешний вид. Польза.
Лесные и садовые деревья (строение, питание, место в экологической цепочке).
Лесные и садовые цветы (однолетние и многолетние). Сходства и различие, строение, польза для человека.
Насекомые (большое количество мух, комаров, бабочек и др.). Бабочки из Красной книги.
Народные изречения и приметы:
• Жизнь дана на добрые дела.
• Хорошие поступки украшают человека.
• Растения – земли украшение.
• Аист на крыше – мир в доме.
• Одно дерево погубил – посади сорок.
• Искру туши до пожара, отводи беду до удара.
• Рощи да леса – родного края краса.
Тематические дни:
- День птиц.
- 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды.
- Конкурс «Земля – наш дом родной».
- Игры «Хоровод лесных растений», «В царстве Берендея».
- Д/И: «Какое время года?», «Кто угадает, когда это бывает?», «Закончи предложение», «Что было сначала, что потом?», «Путаница», «Так и не так».
- Игры, викторины, конкурсы.
Мир музыки:
- А. Вивальди «Лето» (из цикла «Времена года»)
- П.И. Чайковский «Лето» (из цикла «Времена года»)
- песни: «Не дразните собак» (муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского)
«Красная книга» (муз. Д. Тухманова, сл. Б. Дубровина)
«Не рвите цветы» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского)
«Земля наш дом» (муз. В. Добрынин, сл. Р. Рождественский)
«У дороги чибис» (муз. М. Иорданский, сл. А. Пришелец)
- Музыка для релаксации «В согласии с природой»
Результат проекта (практический выход):
Культурно-досуговая деятельность:
- «Земля – наш дом родной»
- «Птицы – наши друзья»
- КВН
- развлечение «Тайны природы»
Выставки детских рисунков:
- Всероссийский конкурс детского рисунка «Отдыхаем и творим»
- «Полна чудес могучая природа»»
- «Кого на свете больше всех»
Оригами «Красивые цветы»
Фотовыставка «Я и природа»
Плакаты об охране природы, по ОБЖ, выполненные детьми.
Методические рекомендации по организации деятельности.
Согласно предлагаемой методической разработке педагог, планируя образовательную деятельность, объединяет серию занятий по нескольким дисциплинам, связанным между собой единым проектом. Проект, начатый на занятии, прослеживается во всех остальных видах деятельности в конкретный период времени, что соответствует цельности восприятия мира, создает полную и разностороннюю его картину.Каждая тема может прорабатываться в течение 2-5 занятий, а также в свободное время (прогулки, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и т.д.).
Основными этапами создания проекта являются следующие:
1. Организационно-подготовительный этап:
- Подготовка к работе над проектом,
- Выбор проблемы,
- Сбор информации,
- Разработка собственного варианта решения проблемы.
2. Технологический (основной) этап:
- Реализация плана действий.
3. Заключительный этап:
- Подготовка к защите проекта,
- Презентация проекта,
- Рефлексия (анализ).
Во многом результат работы обучающегося зависит от его заинтересованности, поэтому на занятиях важно активизировать внимание ребенка, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов: игры, сюрпризного момента, просьбой о помощи, музыкального сопровождения. После короткой фронтальной работы в виде презентации материала следует свободно - самостоятельная деятельность детей с представленным дидактическим материалом, упражнения на расслабление, релаксация, физкультурные минутки, творческие задания и т.д.
Заключительная часть (предполагаемые результаты применения методической продукции).
Данное методическое пособие даст возможность всесторонне развивать индивидуальность каждого ребенка, умение действовать самостоятельно, творчески мыслить. Результатом работы для обучающихся могут быть рисунки, поделки, аппликации, альбомы с творческими заданиями, доклады, концерты, спектакли, праздники и пр.
Литература:
1. Астафьева Е. О. «Дидактическая игра «Времена года» - журнал «Дошкольная педагогика» / май, июнь / 2006.
2. Большая книга для чтения в детском саду. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
3. Вохринцева С. Окружающий мир: дидактический материал. – издательство «Страна Фантазий», 2006
4. В союзе с природой. Эколого – природоведческие игры-занятия и развлечения с детьми. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 1999.
5. Гальперштейн Л. Я. Животные: научно-популярное издание для детей / Ил. А. Г. Воробьева, В. А. Горячевой, А. Н. Сичкаря, Л. Х. Насырова; - М.: ООО «Росмэн-Издат», 2000.
6. Гейтс Фил Неоткрытые тайны земли. – перевод с английского И. И. Викторовой – Москва «Росмэн», 1998
7. Горичева В. С., Филиппова Т. В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 2000.
8. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд: тематическое планирование занятий / авт.-сост. В. Ю. Дьяченко и др. – Волгоград: Учитель, 2007
9. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2005
10. Изобразительное искусство. 1 – 8 классы: развернутое тематическое планирование по программе В. С. Кузина / авторы-составители О. В. Павлова, Г. П. Попова. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2010
11. Кудрявцева Т. А. Я живу в России!: книга для семейного чтения – М.: Просвещение; СПб.: СпецЛит, 2005
12. Кузин В. С., Кубышкина Комплекс «Изобразительное искусство». 1 – 4 классы: учебники для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2011
13. Лото для детей и родителей «Двойняшки». Дидактический материал для развития памяти, внимания, мышления. – СПб., ООО «Умка»
14. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников): под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб.: «Детство-пресс», 2000
15. Молодова Л. П. Экологические праздники для детей: Учено – методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной школы. – 2-е изд. – Мн.: ООО «Асар», 2001
16. Моя первая энциклопедия – серия – составитель С. П. Шаталова, художник А. Мосалов – М., ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2001
17. Нищева Н. В. Живая природа. В мире животных, В мире растений, Конспекты занятий к серии демонстрационных плакатов для развития естественно-научных представлений у дошкольников. – художники Н. А. Ващенко, И. Ф. Дукк, Н. В. Дубровская – СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008
18. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2007
19. Утробина К. К. , Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005
20. Фефилова Е. П., Поторочина Е. А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». + Азбука природы в стихах, загадках, считалках, подвижных играх. М.: «ВАКО», 2006
21. Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? Какие звери в лесу? Путешествие в мир природы и развитие речи. Книга для педагогов, гувернеров и родителей. – М., «Издательство ГНОМ и Д», 2000
Скачать межпредметный творческий проект «Времена года»
Рекомендуем посмотреть:
Проект по творчеству Пушкина Исследовательский проект во 2 классе. Сказочные предметы в реальной жизни Проект в начальной школе. Зимующие птицы Проект для старшеклассников
Автор: Ольга Николаевна Долгова
Опубликовано: 3458 дней назад (24 июня 2015)
Просмотров: 11330
Рубрика: Конспекты занятий
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!