Интеллектуальная игра по истории для 5 класса
Интеллектуальная игра по истории для школьников «Счастливый случай»
Цель игры: развивать интерес к родной истории, к прошлому России.
В игре участвуют две команды:
1-я команда - «Археологи»;
2-я команда - «Реставраторы».
Эпиграф к игре:
История не терпит суесловия,
Трудна сё народная стезя,
Её страницы, залитые кровью,
Нельзя любить бездумною любовью
И не любить без памяти нельзя.
Ярослав Смеляков
Ход игры
I. Вступительное слово учителя.
- Дорогие ребята! Сегодня мы отправимся в удивительный мир истории. Вы уже познакомились с «лентой времени», с историей возникновения календаря, письменности, различных вещей, которыми мы пользуемся и сейчас. Сегодня мы собрались на игру «Счастливый случай». Тема игры - история.
Ваша задача - вспомнить все изученное и прочитанное ранее и защитить честь своей команды.
Представляю команды:
1-я команда - «Археологи».
2-я команда - «Реставраторы».
- Кто такие археологи? Реставраторы?
Эпиграфом игры будут вот эти замечательные слова Ярослава Смелякова. (Учитель читает эпиграф, написанный на доске или плакате.)
II. Первый гейм: «Дальше, дальше».
Вопросы первой команде.
1. Отрезок времени в 100 лет. (Век.)
2. 1564 г. - начало книгопечатания на Руси. Какой это век? (16 в.)
3. Как назывался первый дом человека? (Пещера.)
4. В каком веке вы живёте? (21 век.)
5. Как называли правителей Египта? (Фараон.)
6. Что такое зипун? (Одежда.)
7. Лицевая сторона монеты. (Аверс.)
8. Что такое иероглифы? (Египетские знаки для письменности.)
9. В 988 году князь Владимир Красное Солнышко крестил Русь. Какой это был век? (10 в.)
10. Материал для письма из листов тростника. (Папирус.)
Вопросы второй команде.
1. Отрезок времени в 12 месяцев (Год.)
2. 1380 г. - в этом году произошла Куликовская битва. Какой это век? (14 в.)
3. Дворец и крепость очень богатых людей средневековья. (Замок.)
4. В каком веке родились ваши родители? (20 век.)
5. Кто правил на Руси? (Царь.)
6. Что такое гардероб? (Предмет мебели.)
7. Оборотная сторона медали. (Реверс.)
8. Как называются знаки для письма в России? (Буквы.)
9. В 1147 году была основана Москва. (Первое упоминание в летописи). Какой это был век? (12 в.)
10. Обработанные телячьи шкуры, которые использовались для письма (Пергамент.)
III. Второй гейм «Ты - мне, я - тебе».
Команды задают друг другу вопросы, которые заранее подготовили сами.
IV. Третий гейм «Заморочки из бочки».
В ящике лежат бочонки от лого с номерами 1, 2, 3, 4. Дети достают номерок, учитель читает задание. Дается 1 минута на обсуждение.
1. О каком предмете идет речь?
Форму квадрата этого предмета установил французский король Людовик XVI, издав указ 23 сентября 1784 года. Согласно приказу, «длина этого предмета должна равняться его ширине», так как прежняя овальная форма была очень не экономичной. А самые первые сведения об этом предмете относятся к III веку до нашей эры. Уже тогда греческие и римские патриции пользовались ими довольно широко. В 13-14 веках эта вещь пользовалась огромным спросом у парижских модниц, превратившись в разновидность веера. А очень часто этот предмет пропитывался духами. (Носовой платок.)
2. Это один из самых древних напитков: впервые он упоминался в рукописи, относящейся к 2700 году до нашей эры. В Россию он попал из Монголии в 1638 году, когда Атлын-хан прислал в подарок царю Михаилу Федоровичу 4 пуда «этого»?
Напиток приготовляется из листьев кустарникового растения, однако дикие сорта представляют собой деревья высотой до 15 м. В Китае и Японии «это» употребляют и как приправу к блюдам, а в Бирме для приготовления салата. Плоды «этого» богаты маслом, которое вполне может заменить оливковое. (Чай.)
Восточная мудрость: «Свежий чай подобен бальзаму, оставленный на ночь - подобен ядовитой змее!»
3. Сценка (разыгрывают дети).
Автор. ...Выехал Юрий Владимирович Долгорукий на высокий берег реки. Видит князь, что хорошие эти места, подумал: «Верно, здесь стоять граду треугольному», но ничего не сказал.
Только удивительно князю Юрию Владимировичу, почему Кучко, тутошний князь, не встречает его, не оказывает почести. Послал он воина за Кучком. (Входит Кучко, воин.)
Долгорукий. Почему не встречаешь, чести не оказываешь? В хоромы меня, великого князя, не зовешь?
Кучко. Не знал я, господин, что ты едешь, потому не встретил. В хоромы не зову, потому что старые хоромы разметали, новые не построили, сами в сарае живем.
Автор. Понял Юрий, что хитрит князь, но виду не подал.
Долгорукий. Хорошие у тебя села, богатые.
Кучко. Богатые.
Долгорукий. Знать, поля хороню родят.
Кучко. Хорошо.
Долгорукий. А река рыбна ли?
Кучко. И река рыбна.
Долгорукий. А как зовется река?
Кучко. Москва.
Долгорукий. Что значит такое название?
Кучко. Названо не нами, а жившими прежде нас. Мы сами не понимаем, что оно значит.
Как известно, князь Юрий Долгорукий основал нынешнюю нашу столицу - Москву. Мы посмотрели встречу великого князя с Кучко, владельцем земель, где потом князь выстроил Москву.
Вопрос: Что стало с Кучко? Какова его судьба?
(Боярин Степан Иванович Кучко был убит по приказу Долгорукова как не покорившийся, а сын Юрия Андрей взял себе в жены красавицу дочь Кучко.)
4. Иван I Данилович, князь Московский был умным и очень хитрым человеком. Он прослыл бережливым, даже скупым. Много богатства скопилось у него. В своем завещании проводил политику - не дробить землю Московскую. Пусть младшие склоняют голову перед одним, старшим в их роду князем. В своих завещаниях Иван Данилович подробно перечислял всякие мелочи - шелковую и иную рухлядь (ткани, одежду), все до единого драгоценные каменья. Перед отъездом растолковал он сыновьям и жене, в каком ларце что хранится, да где ларцы стоят, да какими печатями они запечатаны, да где находятся от них ключи, и прочая и прочая... Вот список только золотых предметов, которые упомянуты в последнем завещании Ивана Даниловича:
золотых цепей - 12,
ценных поясов - 9,
золотых чаш - 6,
золотых чар - 2,
золотое блюдо, с жемчугом и камнями - 1,
золотых сосудов - 4,
золотая коробочка - 1,
золотая шапка - 1.
И прозвал парод князя Ивана Даниловича Калитою.
Вопрос. Что означает слово «калига»? (Сумка или камень на лямке.)
V. Четвертый гейм «Темная лошадка».
Вопросы задает другой учитель или родители. Вопросы сразу обеим командам.
1 Отгадывание кроссворда. Учащиеся отгадывают кроссворд сами, в случае затруднения можно обратиться к зрителям, но за это команде снижается 1 балл.
(За этот конкурс максимальное количество баллов - 7.)
1) Имя князя Долгорукова, основавшего Москву. (Юрий.)
2) Сколько лет составляет один век? (Сто.)
3) Запись событий по годам. (Летопись.)
4) Столица России. (Москва.)
5) Отличительный знак государства, города, сословия, изображаемый на монетах, печатях. (Герб.)
6) На чем писали египтяне? (Папирус.)
7) Наследственное имя семьи, которое прибавляется к личному имени. (Фамилия.)
Ключевое слово: история.
2. Определить, где древнегреческая ваза, русский ковш, царский кубок.
3. Помогите этим людям сесть на свой стул. Соединить изображение человека со стулом.
VI. Пятый гейм «Пять вопросов».
Одна команда покидает наш класс, вопросы задаются той что в классе, затем второй команде.
1. Как называется греческий большой сосуд для вина?
Три варианта ответа (па карточках):
1) килик;
2) кратер;
3) амфора.
Ответ: амфора.
2. Как назывался город Волгоград раньше?
Ответ: Царицын, Сталинград.
3. Как называется надпись на монетах?
Три варианта ответа (на карточках):
1) Гурт.
2) Легенда.
3) Монета.
Ответ: легенда.
4 Чем знамениты славянские братья Кирилл и Мефодий?
Ответ: Они создали славянскую азбуку, то есть алфавит, в 9 веке.
5. В каком году был основан город Царицын? Три варианта ответа:
1) 1812 год.
2) 1589 год.
3) 1147 год.
Ответ: 1589 год.
VII. Заключительное слово учителя, награждение победителей.
Все участники награждаются призами, грамотами.
Похожие статьи:
Викторина по истории Древнего Египта с ответами, 5 класс
Светлана
|
Спасибо огромное за викторину! Дети получили огромное удовольствие от урока. |