Конспект внеурочного занятия по биологии для школьников 6-7 классов на тему «Биолого-экологические группы птиц»
Занятие «Биолого-экологические группы птиц».
Цель занятия: способствовать расширению знаний учащихся о видовом разнообразии птиц, обитающих на болотах.Задачи:
Обучающая – изучить представителей болотных групп птиц, выявить их роль в экосистеме болота.
Развивающая – развивать навыки общения с природой, а также способствовать развитию мыслительной деятельности.
Воспитывающая – воспитывать бережное отношение к природе.
Специфика занятия: учебно-развивающее занятие.
Форма организации учебного занятия: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения, используемые на учебном занятии:
- словесный метод (объяснение, беседа, лекция);
- наглядный метод (демонстрация презентации «Болотные птицы»);
- игровой (загадки, викторина, игра, интерактивная игра).
Материально-техническое обеспечение учебного занятия: бумага, ручки, цветные карандаши, иллюстрации болотных групп птиц, магнитная доска, магниты, мультимедийное оборудование.
Структура занятия:
1. Организационный этап Приветствие. Сообщение темы, цели занятия.
2. Операционно-познавательный этап
2.1. Игра «Кто больше знает птиц?»
2.2. Мини -лекция «Болото - как среда обитания».
2.3. Беседа «Болотные группы птиц» с демонстрацией презентации «Болотные птицы».
3. Контрольно-коррекционный этап
3.1. Физкультминутка.
3.2. Игра «Обитатели болот».
3.3. Викторина «Пернатые жители болот».
4. Рефлексия.
Интерактивная игра «Ассоциации».
Содержание занятия
1. Организационный этап. Приветствие. Сообщение темы, цели занятия.
2. Операционно-познавательный этап.
2.1. Игра «Кто больше знает птиц?».Педагог: ребята, а сейчас вашему вниманию я предлагаю игру «Кто больше знает птиц?».
Правила игры: учащимся необходимо по очереди называть представителей птиц, на ответ дается две секунды. Главное условие – название видов птиц не должно повторяться. Тот кто повторяется – выбывает из игры, и так до последнего игрока. Педагог следит за тем, чтобы соблюдались правила игры.
Педагог: Какие же вы молодцы, как много знаете птиц. Многие птицы, которых вы назвали, являются обитателями болот.
2.2. Мини-лекция «Болото – как среда обитания ».
Педагог: загадывает детям загадку: Они летать умеют, их пух и перья греют. (Птицы.)
Учащиеся отгадывают загадку,
Педагог: Чем отличаются птицы от других животных?
Учащиеся: Птица летает, у нее есть перья и клюв.
Педагог: Какие приспособления позволяют птицам летать?
Учащиеся: тело покрыто перьями, передние конечности превращены в крылья, облегченный скелет (полости в костях).
Педагог: Птиц очень много и живут они в разных местах. Некоторые в дикой природе, а другие рядом с человеком. Как называются птицы в зависимости от того, где они живут?
Учащиеся: Птицы дикие и домашние.
Педагог: Диких птиц много. Одни из них улетают в теплые страны, а другие остаются у нас зимовать. В зависимости от местообитания выделяют различные группы птиц. Сегодня мы с вами более подробно изучим птиц, обитающих в болотных экосистемах. А также, узнаем какую роль играет болото в жизни птиц.
Педагог:
Все обходят это место:
Здесь земля – как будто тесто.
Здесь осока, кочки, мхи.
Нет опоры для ноги.
Что это?
(БОЛОТО)
А сейчас мы познакомимся с ним, как местом обитания птиц.
Болото – это участки суши, на которых скапливается и застаивается вода.
Болота могут образовываться в пониженных местах, где накапливается и застаивается вода, местность заболачивается. Болота образуются на местах зарастающих водоемов. Каждое болото по-своему интересно, их множество.
Болота очень многообразны по своему видовому составу. Здесь произрастает большое количество растений, а также много насекомых и других животных. Тем самым они являются очень хорошим местом обитания для птиц. Так как в любое время года здесь всегда достаточно пищи.
Как вы знаете в каждой экосистеме свой растительный и животный мир.
– На болотах растет множество ягодных растений. Они съедобные и очень полезны. Также водится большое количество насекомых и птиц. На сегодняшний день количество болот значительно уменьшилось. Основным виновником этого является человек. Он своей необдуманной деятельностью осушает болотные угодья, тем самым численность животных и растений сокращается, что приводит к необратимым последствиям.
Педагог: ребята, как вы считаете, правильно ли поступает человек осушая болота?
Учащиеся: не правильно. Ведь болото является домом для многих животных и птиц. А когда человек вмешивается многие животные уходят или улетают, а многие просто погибают.
Педагог: а также исчезают многие лекарственные растения, такие полезные ягоды как клюква и морошка которые могут приносить нам пользу. Следовательно, многие птицы улетают т.к. им просто не хватает корма.
2.3. Беседа «Болотные группы птиц» с демонстрацией презентации «Болотные птицы».
Педагог: Животный мир болот не так богат, как животный мир лесов. Здесь очень много насекомых. Стрекоз и водомерок здесь рой - они хищники, питаются другими насекомыми - мошками и комарами. А также на болотах обитает большое количество различных птиц, с которыми мы сейчас и познакомимся. (Демонстрация слайдов по ходу рассказа)ЖУРАВЛЬ
Скоро будет время вьюг,
В доме кот мурлычет.
Клином мы летим на юг,
Жалобно курлычем.
Крупная птица с длинной шеей и ногами. Окраска оперения самцов и самок в основном серая. Голос журавля - громкое трубное «курлыканье», издается как сидящими птицами, так и в полете. На гнездовых участках нередко можно слышать особенно звучные и согласованные «курлыканья» дуэта из самца и самки. Серый журавль ведет дневной образ жизни, активность птиц начинается незадолго до восхода солнца и заканчивается с наступлением темноты. Журавли - преимущественно растительноядные птицы, поедают молодую зелень, семена трав, корневища некоторых болотных растений, ягоды клюквы, черники, брусники. Осенью на полях подбирают просыпавшиеся зерна хлебных злаков (пшеница, рожь, ячмень, овес). Весной поедают проростки диких и культурных злаков, цветки и бутоны растений, перезимовавшие ягоды брусники и клюквы. В небольшом количестве весною и летом поедают также животную пищу - крупных насекомых, лягушек, ящериц и др.
ЦАПЛИ
Клюв у этой птицы -
Как длиненькие спицы.
Она по болоту гуляет,
Лягушек поджидает.
Внешний вид цапли, особенно ее окрас, во многом зависит от вида, к которому принадлежит птица. Однако можно отметить и определенные внешние характеристики, свойственные всем цаплям, входящим в это семейство. Так, цапли представляют собой болотных пернатых на длинных и тонких ногах без перепонок.
По размеру бывают маленькие, средние и крупные цапли. У всех цапель имеются особые пудретки, которыми они припудривают оперение, а не смазывает его, в отличие от других околоводных птиц. На лапе цапли расположен особый палец, отличающийся по форме (он немного длиннее) – его цапля использует в качестве «гребня». Крылья на концах затуплены. Шея выгнута, S-образной формы. Клюв длинный, большой и мощный. Цапли обладают типичным телосложением: длинные ноги и шея, вертикально расположенный корпус тела.
СКОПА
Редкий гнездящийся перелетный вид. Распространена широко, в Поозерье встречается несколько чаще, чем на остальной территории, также в районах с большим количеством озер и верховых болот. Довольно крупная хищная птица с длинными узкими крыльями. Весною скопа прилетает после вскрытия водоемов, в конце марта - начале апреля. Голос - высокое и громкое, отрывистое «кьюп», наиболее часто слышен при беспокойстве птицы у гнезда. Обитание птицы тесно связано с богатыми рыбой водоемами. Но гнездится она на деревьях, поэтому необходимым условием обитания является наличие хотя бы небольших участков высокоствольного леса или даже одиночных старых деревьев, иногда в 2-3 км от ближайшего водоема.
Типичными местами гнездования являются обширные, поросшие сосной верховые болота, примыкающие к крупным водоемам, как правило, к озерам, или располагающиеся неподалеку от них.
КУЛИК
Живет на болоте,
Поет он с душой.
Ноги как спицы,
А сам небольшой.
В основном это неяркие, довольно подвижные птицы с длинными острыми крыльями. Летящий кулик кажется крупнее, чем сидящий. Полет куликов быстрый, маневренный. На лету они часто мелодично кричат. Питаются кулики животной пищей — мелкими беспозвоночными, червями, личинками, рачками, насекомыми. Основной их «инструмент» — длинный мягкий клюв, богатый осязательными рецепторами. Им кулик, как зондом, протыкает почву и нащупывает пищу. На территории бывшего Союза обитает 75 видов куликов, многие из которых — объекты охоты. Кулики — очень осторожные птицы, и показывать их в природе трудно.
ЗМЕЕЯД
Редкий гнездящийся перелетный вид. На территории республики распространен крайне неравномерно: большинство находок гнезд отмечается в районах Полесья и Поозерья. Встречается на всей территории, где сохранились болота. Довольно крупная птица. На хвосте 2-3 темные поперечные полосы. Длина тела (оба пола) 62-75 см, размах крыльев 160-180 см. Змееяд встречается в местах с обилием ужей и гадюк, в пересеченных ландшафтах с чередованием участков леса и открытых территорий, часто на верховых болотах. Охотится преимущественно на свободных от густого леса участках. Очень осторожен, но в районе гнезда регулярно издают разнообразные крики, наиболее часто - звонкое «мью-ок». Несмотря на крупные размеры, змееяд очень скрытная птица и чаще во время охоты ее приходится наблюдать или на крупных верховых болотах, или на различных открытых участках внутри лесного массива.
Сразу же по прилету птицы подновляют старое гнездо или строят новое. Гнездится отдельными парами, которые располагаются на расстоянии десятков километров.
БОЛОТНЫЙ, ИЛИ КАМЫШОВЫЙ, ЛУНЬ
Хищная птица, отличающаяся тонкими лапами, вытянутой формой тела, длинным хвостом и отсутствием белого цвета на пояснице. Единственный представитель группы луней, привязанный к сырым территориям близ пресных или солёных водоёмов, естественных или искусственных, прибрежных и внутренних, иногда и небольших размеров, но обязательно богатых хорошо развитой водной растительностью. Рацион зависит от местообитания, однако наиболее частой добычей, которую болотный лунь ловит и ест прямо на земле, являются птицы, млекопитающие и пресмыкающиеся. Издаёт громкие резкие крики.
БОЛОТНАЯ СОВА
Вот со странностями птица -
Посудите, впрямь чудна:
Днём спокойно отоспится,
Ночью - бодрствует она.
Обликом сходна с ушастой совой, но крылья более длинные и узкие, низ желтоватый, только с продольными тёмными полосками, верх — коричневатый с охристыми пятнами; лицевой диск выражен слабее, «ушки» очень короткие, едва заметные. Обитатель открытых ландшафтов: тундр, степей, лугов, полей, лесных пустошей, пустырей, пойм рек и озёр, болот. Выбирает кормные места. Болотная сова охотится в сумерках, но зачастую и днём. Отдыхать предпочитает на земле, но сидит не вертикально «столбиком», как прочие совы, а чуть наклоняется вперёд. Издаёт резкие мяукающие звуки, некоторые можно сравнить с настойчивым собачьим лаем. Рацион основывается почти исключительно на мышевидных грызунах.
3. Контрольно-коррекционный этап.
3.1. ФизкультминуткаПедагог: Повторяем движения за словами:
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
3.2. Игра «Обитатели болот».
Педагог: – Ребята давайте подумаем, чем отличаются водоплавающие птицы от других птиц?Учащиеся: У них на лапах перепонки.
Педагог: Болотные птицы не умеют плавать, так как они живут на болоте?
Учащиеся: У болотных птиц длинные ноги и они ходят по воде, а длинный клюв помогает им добывать пищу.
Педагог: Какие же вы молодцы, как хорошо вы знаете отличия между группами птиц.
Педагог: А сейчас вашему вниманию предлагаю игру.
Правила игры: педагог называет птиц и животных, учащиеся должны хлопать в ладоши, если эта птица или животное является обитателем болот, а если нет – топают.
Голубь, кулик, цапля, ворона, чибис, куропатка, воробей, журавль.
Болотная сова, ласточка, выпь, стрижи, грачи, аист.
Змееяд, дрозд, снегирь, дятел, скопа.
Педагог: А теперь вспомним животных, обитающих на болотах. Правила игры остаются теми же.
Лягушка, уж, белка, тритоны, рысь, лось, заяц, лиса.
Жабы, волки, дикие кабаны, медведи, выдры, ондатры.
Комары, крысы, хорьки, еноты, водомерки, стрекозы.
Водомерки, колорадский жук, клопы, клещи, божья коровка, мухи.
Стрекозы, пчелы, жук-плавунец, кузнечики, комар, жук-олень.
Педагог: ребята, вы хорошо справились с данным заданием. А мы переходим к викторине.
3.3. Викторина «Пернатые жители болот».
Педагог: А сейчас я проверю ваши знания, насколько хорошо вы запомнили пернатых жителей болот. Проведем с вами небольшую викторину, вам необходимо внимательно слушать и отвечать на вопросы.Правила викторины: учащиеся образуют две команды. Им выдаются бланки ответов. Педагог зачитывает вопросы, а в конце учащиеся озвучивают ответы. Педагог исправляет ошибки.
1. Назовите крупную птицу с длинной шеей и ногами, имеющие окраску оперения в основном серую? (журавли)
2. Какой образ жизни ведут журавли? (дневной)
3. Зачем цаплям нужны так называемые пудретки? (они припудривают оперение, чтобы оно не намокало)
4. Зачем цапле нужен особый палец, который немного длиннее? (они используют его в качестве «гребня»)
5. В какие месяца прилетает скопа и почему? (скопа прилетает в конце марта-начале апреля, когда оттаивают водоемы)
6. Почему необходимым условием обитания скопы является наличие небольших участков высокоствольного леса или одиночных старых деревьев? (она гнездится только на деревьях)
7. Назовите чем питаются кулики? (кулики питаются мелкими беспозвоночными, червями, личинками, рачками, насекомыми)
8. В чем особенности клюва кулика? (клюв у кулика длинный, мягкий, богатый осязательными рецепторами, он им протыкает почву и нащупывает пищу)
9. Какая птица встречается в местах с обилием ужей и гадюк, в пересеченных ландшафтах с чередованием участков леса и открытых территорий, часто на верховых болотах? (змееяд)
10. На какой территории нашей страны встречается птица змееяд? (данная птица встречается на всей территории где сохранились болота)
11. Назовите хищную птицу, которая питается птицами, мелкими млекопитающими и пресмыкающимися? (болотный лунь)
12. От чего зависит рацион болотных луней? (их рацион зависит от местообитания)
13. Эта птица обликом сходна с ушастой совой, но крылья более длинные и узкие, низ желтоватый, только с продольными тёмными полосками, верх — коричневатый с охристыми пятнами; лицевой диск выражен слабее, «ушки» очень короткие, едва заметные? (болотная сова)
14. Назовите основные объекты в рационе болотной совы? (она питается мышевидными грызунами)
Педагог: каких птиц вы запомнили? И теперь с легкостью можете их узнать?
Учащиеся: Кулика. У него очень красивый и необычный клюв.
Педагог: молодцы ребята. Надеюсь, вы теперь с легкостью можете различать многих птиц, а также узнавать их по пению.
4. Рефлексия.
Интерактивная игра «Ассоциации».Правила игры: Учащимся необходимо, вытащит заранее заготовленные названия птиц, и жестами, без помощи слов объяснить загаданную птицу.
Педагог: Сегодня на занятии вы замечательно справились со всеми заданиями. Мне было очень интересно с вами работать, надеюсь данные знания вам были полезны. До новых встреч.
Подведение итогов занятия.
Предполагаемый результат занятия
Знать:
- представителей птиц, обитающих на болоте;
- знать какую роль играют птицы в болотных экосистемах.
Уметь:
- работать как самостоятельно так и в команде;
- использовать, полученные ранее знания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Никифоров М. Е., Самусенко И. Э. "Современный состав фауны птиц Беларуси: информация белорусской орнито-фаунистической комиссии"/ Зоологические чтения – 2015: Материалы Международной научно-практической конференции. Гродно, 2015. с.191-194 2. Список птиц орнитофауны Беларуси, утвержденный на заседании БОФК 17.02.2015 г.
Презентация на тему: Болотные группы птиц
Рекомендуем посмотреть:
КВН для 5-6 класса на тему: Природа Внеклассное мероприятие по биологии для 7 класса Внеклассное мероприятие по биологии для 5 класса. Интеллектуальная игра по биологии, 6-7 классПохожие статьи:
Сценарий внеклассного мероприятия по биологии в 9 классе
Конкурс по географии и биологии, 6-10 класс
← Конспект внеурочного занятия по биологии с презентацией, 5-7 класс. Тема: «Дикорастущие растения» | Внеурочное занятие по экологии. Познавательная экологическая программа, 5-7 класс →
Автор: Анна Анатольевна Дыдыкина
Опубликовано: 2320 дней назад (17 июля 2018)
Просмотров: 3184
Рубрика: Без рубрики
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (2)
|
|
||
|