Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект внеурочного занятия для школьников 4-5 класса «Дикие животные»

Конспект занятия в дополнительном образовании

Продолжительность занятия: 1 академический час (45 минут)
Цель занятия: способствовать расширению знаний учащихся о дикой животной Беларуси.
Задачи:
Обучающая – расширить знания о дикие животные Республики Беларусь.
Развивающая – способствовать развитию у учащихся коммуникативной культуры.
Воспитывающая – воспитывать бережливое отношение к окружающей среде.
Специфика занятия: учебно-развивающее занятие.
Форма организации учебного занятия: индивидуальная, групповая.
Возраст детей: 10-12 лет

Структура занятия:
1. Организационный этап
1.1. Приветствие. Сообщение темы, цели занятия.
2. Ориентировочно-мотивационный этап
1.2. Игра «Чьи следы?»
3. Операционно-познавательный этап
3.1. Беседа «Экологические проблемы животного мира. Охраняемые животные Беларуси».
3.2. Беседа «Чужеродные животные Беларуси».
3.4. Беседа «Правила поведения при встрече с животными, первая помощь при укусах».
4. Рефлексия. (3 мин)
Подведение итогов занятия. Интерактивная игра «Рефлексивная лестница».
Структура занятия:
1. Организационный этап (2 мин)
Педагог: Здравствуйте ребята, сегодня на занятии мы поговорим о диких животных, об экологических проблемах животного мира, узнаем какие животные охраняются на территории Республики Беларусь, а также вспомним правила поведения при встрече с дикими зверями и как оказать помощь при укусах змей и насекомых.
2. Ориентировочно-мотивационный этап (3 мин)
Педагог: А начнем мы с небольшой игры.
Правила игры:
На слайде представлены следы различных животных, вам необходимо вспомнить кому какие следы принадлежат. (Учащиеся называют животное, которому принадлежит след)


Педагог: Хорошо, вы отлично справились с заданием, как видите животных очень много, все они разные, но у всех этих животных есть проблемы связанные со средой их обитания. Сейчас мы с вами более подробно изучит что же это за проблемы.
3. Операционно-познавательный этап (27 мин)
3.1. Беседа «Экологические проблемы животного мира. Охраняемые животные Беларуси». (с демонстрацией презентации)
Педагог: Кто мне скажет, что же такое животный мир?
Учащийся: Животный мир- это совокупность всех видов и особей диких животных (млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб, а также насекомых, моллюсков и других беспозвоночных), населяющих определенную территорию или среду и находящихся в состоянии естественной свободы.
Педагог: Правильно это все животные мира. И, казалось бы, какие могут быть у них проблемы связанные со средой обитания? Может кто-то из вас знает какие проблемы есть у животных.
Учащиеся: К основным причинам экологических проблем животного мира относятся: уменьшение биологического разнообразия, сокращение численности животных, а в некоторых случаях и исчезновение некоторых видов животных.
Педагог: Хорошо, но все эти проблемы не могли появиться сами собой, им «помог» человек. Вот основные причины возникновения этих проблем:
- нарушение среды обитания (происходит вследствие вырубки лесов, осушения болот, распашки степей, залежных земель, создания водохранилищ и зарегулирования стока, т.е. вследствие антропогенных воздействий, которые коренным образом изменяют пути их миграции, меняют условия размножения диких животных, что весьма негативно отражается на их численности и выживании);
- чрезмерное добывание, промысел в запрещенных зонах (охота, в том числе выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча объектов животного мира, находящихся в состоянии естественной свободы);
- интродукция (акклиматизация) чуждых видов (преднамеренное или случайное переселение особей какого-либо вида животных и растений за пределы естественного ареала в новые для них места обитания);
- прямое уничтожение с целью защиты продукции;
- случайное (непреднамеренное) уничтожение (на автомобильных дорогах, в ходе военных действий, при кошении трав, на линиях электропередач, при зарегулировании водного стока и т. д.);
- загрязнение окружающей среды (ᴨпестицидами, нефтью и нефтепродуктами, атмосферными загрязнителями, свинцом и другими веществами. Пестициды в последнее время стали мощным фактором отрицательного воздействия на животных. Загрязнение среды также может негативно влиять на фауну. Наибольшее воздействие оказывает загрязнение воды, в сильной степени ухудшающее или делающее невозможным существование животных в водоемах.).
Педагог: Каждый из вас слышал о Красной Книге, но все ли знают, что это за книга? Какие животные туда занесены? И почему? Ребята, кто может ответить на эти вопросы?
Учащийся: Красная книга —список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.
Педагог: Правильно, в красной книге собраны животные, растения и грибы, которые по разным причинам находятся под угрозой вымирания и в большинстве случаев виновен в этом человек. Также она включает подробные сведения о состоянии видов, характере и степени угрозы их существованию
Педагог: Ребята, а каких краснокнижных животных вы знаете?
Учащиеся: Зубр, европейская рысь, барсук, черный аист, болотная черепаха т.д.
Педагог: Очень хорошо, сейчас мы с вами узнаем немного больше о некоторых видах краснокнижных животных.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ЗУБР

Описание:
Самый крупный представитель наземных млекопитающих Палеарктики. Длина тела 260-330 см, высота в холке 172-198 см, масса самцов 550-700 кг, максимум 820 кг, у самок соответственно 245-290 см и 155-188 см, 420-530 кг.
Биология:
Зубры - стадные животные. В одном стаде обычно бывает 15-20 особей и более. Вожаком стада является старая опытная самка. Половозрелые самцы не живут в стадах, они присоединяются к ним только в брачный период. Иногда самцы образуют немногочисленные однополые стада, называемые самцовыми кланами. Зубрица рожает только одного теленка. Зубрята могут питаться молоком в течение целого года, одновременно потребляя растительные корма. Живут зубры до 24-25 лет. Рацион зубров примерно на 80% состоит из разных видов травянистых растений и на 20% - из кустарниковой и древесной растительности.
Основные факторы угрозы:
В историческое время судьбу зубров определяла интенсивная охота вплоть до полного истребления, а также коренное изменение привычной среды их обитания. В настоящее время главными факторами угрозы естественного происхождения являются: резкое обеднение генетических параметров зубров беловежской линии; ослабление иммунной системы; отсутствие крупной (500 и более эффективных особей) долговременно живущей популяции; сильная раздробленность и изолированность существующих мелких, вольно живущих популяций, в которых возможно близкородственное скрещивание с негативными последствиями - понижение жизнеспособности потомства, деградация, не везде надлежащий уход (зимняя подкормка) и др.
Факты
- Детёныши зубров спустя пару часов после рождения уже могут ходить.
- Зубры умеют перепрыгивать препятствия до двух метров в высоту.
- В наше время существует лишь один вид зубров, два других были полностью истреблены.
ЕВРОПЕЙСКАЯ (ОБЫКНОВЕННАЯ) РЫСЬ

Описание:
Крупный представитель семейства кошачьих. Длина тела до 110 см, высота в холке 61-68 см, масса тела взрослых самцов 20-28 кг, максимальная - 32 кг. Самки несколько меньше: длина тела до 100 см, высота в холке 52-61 см, масса 18-22 кг, максимальная 24 кг. Рысь имеет плотное, среднемассивное телосложение. Туловище относительно короткое, на высоких мускулистых ногах. Хвост короткий, как бы обрубленный. Уши стоячие, с кисточками на концах.
Биология:
Рысь ведет семейно-одиночный образ жизни. Самцы обычно держатся по одному и только на период гона присоединяются к семьям. Рысь активна преимущественно в ночное время. Перемещается легко и бесшумно. Охотно лазит по деревьям. Рысь - высокоспециализированный хищник. В осенне-зимний период основу ее пищи составляют зайцы и косули (до 70%). В небольшом количестве поедает также мышевидных грызунов и др. животных. В частности, иногда рысь добывает молодняк благородных оленей и даже лосей.
Основные факторы угрозы:
Большая смертность в ювенильном возрасте, гибель от различных заболеваний, возможно, от хищников (волк), а также рост антропогенного пресса на лесные массивы (лесохозяйственная, рекреационная, транспортная и др. нагрузки), незаконная добыча.
Факты
- Пушистые лапы с острыми когтями способствуют умению рыси с легкостью взбираться на деревья. Однако рысь не устраивает засад на деревьях.
- Рысь, как и домашние кошки, любит играть со своей добычей, только с умершей ранее, так как она убивает жертву моментально и не причиняет ей мучений.
- Рысь умеет мурлыкать, шипеть и протяжно произносить звуки «мяу-у-у».
- Кисточки на ушах служат рысям звукоулавливающими сенсорами.
БАРСУК

Описание:
Барсук - зверь средних размеров. Длина тела 65-85 см, хвоста 12-18 см, масса тела 8-10 кг, но осенью перед залеганием в спячку этот зверь накапливает много внутриполостного жира и подкожного сала, и его масса увеличивается в 1,5-2 раза. Самки незначительно меньше самцов. Туловище массивное, приземистое, вытянутое, сзади широкое. Морда узкая, вытянутая, шея короткая. Ноги короткие, сильные, приспособленные к рытью почвы. Спина и бока серые или буровато-серые с мелкой черной рябью.
Биология:
Барсук ведет оседлый и как бы полуподземный образ жизни. Большую часть жизни проводит в норах, в которых имеется гнездовая камера и много отнорков с выходом на поверхность. На зиму зверь впадает в спячку, просыпается и выходит на поверхность ранней весной при теплой погоде. Барсука по характеру питания можно отнести к всеядным животным-собирателям. Его рацион весьма разнообразен: мышевидные грызуны, амфибии и рептилии, моллюски, яйца птиц и птенцы, жуки, личинки и куколки многих видов насекомых, дождевые черви. Разоряет гнезда шмелей и ос, охотно поедает саранчу и медведок, большой любитель падали. Из растительных кормов потребляет ягоды, орехи, желуди, плоды диких яблонь, груш, слив, зеленые части и корни ряда растений.
Основные факторы угрозы:
Незаконная добыча и разрушение жилищ, вырубка старовозрастных лесов и замена их на монокультурные лесонасаждения, антропогенная трансформация природных ландшафтов, различные факторы беспокойства, гибель от хищников и бродячих собак.
Факты
-барсукам свойственно рыть обширные и многоярусные норы, если углубиться в землю ниже, чем на пять метров, то можно обнаружить гнездовые камеры, где живут более 20 барсуков;
-барсучьи норы с годами могут превращаются в целые городки. Известно, что барсуки в некоторых географических зонах живут в излюбленных местах целыми семействами и передают их потомству из поколения в поколение;
-барсук выбирает себе пару, с который живет всю свою жизнь;
-барсуки, живущие в северных районах, на зиму впадают в спячку, при этом, те барсуки, которые живут в южных районах, активны на протяжении всего года;
ЕВРОПЕЙСКАЯ НОРКА

Описание:
Норки хорошо приспособлены к обитанию у водоемов и имеют обтекаемое, гибкое тело, длина которого у взрослых особей 25-43 см. Масса тела у взрослых особей составляет 0,5-1,1 кг, самки меньше самцов. Голова вытянутая, с маленькими округлыми ушами. Хвост не очень пушистый и относительно короткий, его длина 13-19 см. Конечности короткие, между пальцами лап имеются небольшие плавательные перепонки. Волосяной покров слабо намокаемый, густой и короткий даже зимой, а летом - с редкой остью и слабо развитой подпушью. Окрас тела европейской норки варьирует от рыжевато-бурого до темно-коричневого. Отличительной особенностью этого вида норок является наличие на конце морды белого пятна, которое захватывает подбородок, нижнюю и верхнюю губы.
Биология:
Европейская норка является полуводным животным. Норки активны в основном в сумеречные и ночные часы, днем могут быть активны лишь при пасмурной погоде. Летом европейская норка ведет оседлую жизнь, осенью кочует, а зимой придерживается незамерзающих участков водоемов. Норы и гнезда устраивает по берегам, в комлевых дуплах, пустотах среди корней и др. Гнездовая камера может состоять из 2 отделений и имеет до 4 выходов, часть которых иногда выходит в воду. В качестве жилья могут использоваться покинутые бобрами и ондатрами хатки и норы. Все часто используемые убежища норки обычно маркируют на видных местах экскрементами, мочой и выделениями прианальных желез с очень пахучим секретом, а в непосредственной близости от жилья почти всегда наблюдается большая уборная. В условиях Беларуси основным кормом европейской норки на реках являются лягушки, мелкие млекопитающие и рыба небольших размеров. Лягушки в питании этого вида встречаются в основном поздней осенью, зимой и ранней весной, мелкие млекопитающие - в начале зимы и ранней весной, а рыба - в основном в период нереста. Среди видов рыб обычно потребляются окунь, плотва, мел­к­­ая щука, вьюн и голец. Кроме того, в рацион европей­ской норки входят птицы, речные раки, моллюски.
Основные факторы угрозы:
Основной причиной вымирания европейской норки являются конкурентные отношения с акклиматизированной американской норкой в измененных человеком условиях существования . Этому способствуют высокие репродуктивные возможности вида-акклиматизанта, его агрессивность по отношению к европейской норке и вытеснение ее с занимаемой территории. Этому деструктивному процессу содействуют также радикальная трансформация и уничтожение малых рек и ручьев как основных местообитаний, загрязнение среды, чрезмерный промысел в прошлом, инфекционные и глистные заболевания, гибридное скрещивание с американской норкой и лесным хорьком.
Факты
-Европейская и американская нории ранее считались близкородственными видами. Однако новейшие генетические исследования показали, что, несмотря на значительное их сходство, европейский вид близок к колонку, а американский, возможно, к кунице и соболю. На этом основании американскую норку в последнее время иногда выделяют в отдельный род - Neovison. Таким образом, два вида норок - удивительный пример независимого возникновения значительного сходства в результате эволюции в одинаковых условиях обитания.
-Европейская норка очень любит уют. Гнездовая камера ее норы всегда выстлана сухой травой, листьями, мхом. В сильные морозы зверек тщательно затыкает входное отверстие норы частью подстилки, а оставшуюся часть распушает и зарывается в нее, свернувшись калачиком. Летом в сильную жару, напротив, нередко вытаскивает подстилку из гнезда и растягивается на ней во всю длину на брюхе или на спине. Норка очень чистоплотна: отдельная уборная располагается либо в дальнем от норке, либо в нескольких метрах от норы.
БОЛОТНАЯ ЧЕРЕПАХА

Описание:
Единственный представитель черепах в Беларуси. Панцирь и кожные покровы черные, коричневато- или серовато-черные. Карапакс (верхний панцирь), голова, шея, конечности и хвост черные со слабым желтым или белым сетчатым или пятнистым рисунком. Пластрон (нижний панцирь) также черный, нередко с крупными желтыми пятнами неправильной формы. Длина карапакса взрослых до 210 мм, масса до 1,5 кг. Длина карапакса молодых сразу после выхода из яйца от 25 до 30 мм, масса 5,7-6,5 г. Щитки панциря взрослых рельефные, имеют хорошо заметные годовые кольца. Радужная оболочка глаз красная или коричневато-бурая. Самки отличаются более крупными размерами тела, плоским пластроном и сравнительно более тонким у основания хвостом.
Основные факторы угрозы:
Снижение численности болотной черепахи в Беларуси связано с радикальной трансформацией и сокращением площади естественных мест обитаня, последовавших за антропогенными изменениями природных ландшафтов, осушением заболоченных земель, обвалованием и спрямлением русел многих рек. Негативное влияние на воспроизводство популяции оказывает уничтожение коллективных стаций размножения, приуроченных к песчаным возвышенностям, которые нередко разрабатываются в целях получения строительных материалов (песка и гравия). Болотная черепаха крайне чувствительна к фактору беспокойства, в связи с чем очень редка в урбанизированных ландшафтах.
Факты
- Болотная черепаха может обходиться без пищи 5 лет.
- Единственный в Беларуси представитель отряда черепах.
- О возрасте черепах можно судить по количеству «годовых колец» (как на пнях деревьев). Они обычно заметны на щитках карапакса и пластрона. Однако этот метод приемлем только для черепах среднего возраста (8-12 лет). У более старых особей годовые кольца сливаются.
Педагог: И это малая часть животных, которые находятся под охраной в Республике Беларусь.

3.2. Беседа «Чужеродные животные Беларуси».
Педагог: многие животные занесены в Красную книгу из-за чужеродных видов животных. Как вы думаете какие животные называются чужеродными?
Учащейся: Распространившийся в результате деятельности человека биологический вид, распространение которого угрожает биологическому многообразию.
Педагог: Все верно, большая часть таких животных и растений были случайно или преднамеренно перевезены человеком из мест их естественного обитания. Все инвазивные виды угрожают вытеснением животных естественных для данной местности. Часто инвазивные виды способны существенно изменить сложившуюся экосистему региона и стать причиной значительного сокращения или даже вымирания отдельных видов местных животных и растений. Сейчас мы более подробно рассмотрим чужеродные виды животных на территории Беларуси.
• енотовидную собаку завезли в Беларусь в прошлом веке. В охотничьем хозяйстве этот зверь может наносить урон, разоряя гнезда наземногнездящихся охотничьих птиц. Особенно вредна она в плавнях и побережьях лиманов, где поедает много яиц и птенцов водоплавающих птиц. Именно из-за разорения птичьих гнезд в весеннее время енотовидная собака считается вредным для охотничьего хозяйства видом, и охота на нее разрешена круглый год. Местами опасна как переносчик вируса бешенства.

• американская норка акклиматизировалась в Беларуси в середине ХХ столетия и сегодня натурализовалась по всей стране. Средняя плодовитость американской норки около 4. При низкой плотности плодовитость возрастает. Это позволяет американской норке быстро размножаться и, вытесняя европейскую норку, за 3-4 года полностью освоить все пригодные места обитания на водоемах. При этом европейская норка полностью исчезает за 5-10 лет.
• буйволовую цикаду случайно захватили вместе с посадочным материалом в Европу из Северной Америки в середине прошлого века. Впервые её обнаружили в Беларуси в окрестностях Мозыря в 2000 году. А сегодня это довольно крупное насекомое можно встретить по всему Полесью.
• фараонова муравья когда-то доставили из Европы. Трудно поверить, что он — чужеродный для нас элемент.
• каштановый (или липовый) минер — маленькие бабочки, которые поражают листья каштанов и липы.
• ротан-головешка (или амурский бычок) из Дальнего Востока попал в наши водоёмы случайно в 1970-х годах при акклиматизации дальневосточных растительноядных рыб. В некоторых водоёмах он ведёт себя настолько агрессивно, уничтожая другие виды рыб и их икру, что становится единственным обитателем.
Педагог: Ребята, запомните, если вы купили или привезли экзотическое животное или растение, а после по каким либо причинам вам нужно от него избавиться, то ни в коем случае его нельзя выпускать на улицу, иначе оно может адаптироваться и вытеснить какое либо местное животное!

3.3. Физкультминутка «Вышел зайчик».
Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)
Замер зайчик средь травы ф
А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)

3.4. Беседа «Правила поведения при встрече с животными, первая помощь при укусах».
Педагог: Каждый из нас хоть раз бывал в лесу, но каждый ли знает что делать при встрече с диким зверем? Как себя правильно вести? Что делать в случае нападения? Как оказать помощь при укусах? На эти вопросы мы попробуем ответить. Может кто-нибудь из вас знаете ответы на эти вопросы?
Учащийся: Нельзя паниковать, убегать, дразнить. При укусах необходимо обработать раны и как можно скорее обратиться к врачу.
Педагог: Все это правильно, а сейчас мы более подробно изучим правила поведения при встрече с дикими животными.
Серьезную опасность для человека может представлять животные:
- В брачный период
- Во время кормления
- Когда зверь ранен
Когда он находится с детенышами
Место лежки диких животных можно определить по следующим признакам:
1. Следы
2.остатки пищи (кости, перья)
3. комки шерсти
4. помет
5. резкий запах зверя
Если вы находитесь на волчьей территории:
- Держаться кучно
- Лагерь разбить на открытом месте
- Заготовить дров больше, чем обычно
- Поддерживать большой костер всю ночь
Если встречи с диким животным не избежать:
- Не паниковать
- Не делать резких движений, не кричать
- Не поворачиваться спиной
- Не пытаться убежать
- Замереть на месте
- Пятясь, отступать
- Удалившись на 10 – 15 м продолжать отходить боком

4. Рефлексия.
Веселый тест

Когда на тропинку неожиданно вышел медведь, ученики 6-го «В» класса поступили так: Валера Воронин залез на дерево и замаскировался под лист, Юля Рыбникова нырнула в воду и забилась под корягу, Саша Доламповский упал, где стоял, прикрыл глаза и уши, заткнул рот и нос. Отважная Соня Шумахер достала из рюкзака половник и пыталась попасть им медведю между глаз. Иван Мозговой замер на месте, чтобы не пугать и не раздражать зверя.
Кто из ребят поступил правильно?
(ответы учащихся)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект внеурочного занятия по биологии с презентацией, 5-7 класс. Тема: «Дикорастущие растения» Внеурочное занятие по экологии. Познавательная экологическая программа, 5-7 класс Конспект занятия в дополнительном образовании с презентацией «Раздельный сбор, переработка и вторичн Конспект внеурочного занятия для школьников 4-6 класса на тему «Субтропики, их климатические условия
Викторина «Мир вокруг нас» с ответами для начальной школы | Игра-турнир для школьников 5-6 класса. Тема: Животные
Опубликовано: 2008 дней назад (20 октября 2018)
Просмотров: 3721
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Комментарии (1)
Евгения Андреевна Кузнецова # 20 октября 2018 в 18:18 0
Интереснейшая разработка занятия! Отдам свой голос в вашу поддержку