Внеурочное занятие по экологии для школьников 2-3 класса «Сельскохозяйственные животные»
Конспект занятия в дополнительном образовании для младших школьников «Сельскохозяйственные животные»
Описание. Материал представляет собой конспект занятия по изучению сельскохозяйственных животных. Публикация представляет интерес для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, учителей начальной школы и воспитателей дошкольных учреждений.
Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования, ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.
Состав учебной группы: возраст детей: 7-10 лет, количество учащихся: 8 -12.
Продолжительность занятия: 2 академических часа (по 45 минут).
Место занятия в учебном курсе: занятие с учащимися 1-го года обучения, тема «Животный мир».
Цель занятия: способствовать формированию знаний о кошках и собаках и их роли в жизни человека.
Задачи:
- познакомить с разнообразием кошек и собак;
- познакомить с проблемой бездомных животных;
- способствовать развитию умения взаимодействовать друг с другом в совместных играх.
Специфика занятия: учебно-развивающее занятие.
Форма организации учебного занятия: индивидуально - групповое, практико-ориентированное занятие.
Методы обучения, используемые на учебном занятии:
- словесный метод (беседа);
- наглядный метод (демонстрация иллюстраций, мультимедийных презентаций);
- игровой (игра-викторина «Знаешь ли ты домашних животных?», викторина «Загадки о животных», игра «Дикие и домашние животные»)
Материально-техническое обеспечение учебного занятия: бумага, ручки, цветные карандаши, иллюстрации домашних животных, магнитная доска, магниты; мультимедийное оборудование, разработка игр «Дикие и домашние животные», «Знаешь ли ты домашних животных?», подборка загадок, мультимедийные презентации «Памятники домашним животным», «Сельскохозяйственные животные», литература по теме.
Структура занятия:
1. Организационный этап (5 минут).Приветствие. Сообщение темы, цели занятия.
2. Ориентировочно-мотивационный этап (10 минут).
Игра «Дикие и домашние животные».
3. Операционно-познавательный этап (25 минут)
3.1. Викторина «Загадки о животных».
3.2. Беседа «Сельскохозяйственные животные»
4. Контрольно-коррекционный этап (25 минут)
Игра-викторина «Знаешь ли ты домашних животных?»
5. Рефлексия (10 минут)
Подведение итогов занятия.
Содержание занятия.
1. Организационный этап (5 минут).
Приветствие. Сообщение темы, цели занятия. 2. Ориентировочно-мотивационный этап (10 минут).
Игра «Дикие и домашние животные».Называются разные животные. Если это домашнее животное, ребята приседают, если дикое – подымают руки вверх. (Лев, свинья, крокодил, кабан, кошка, овца, лягушка, волк, заяц, кролик, крот, цыпленок и т.д.)
3.Операционно-познавательный этап (25 минут).
3.1. Викторина «Загадки о животных».Педагог загадывает загадки о домашних животных (Приложение №1), а отгадки записывает на доске.
3.2. Беседа «Сельскохозяйственные животные» с просмотром мультимедийной презентации «Сельскохозяйственные животные»
Педагог: Давайте еще раз перечислим домашних животных.
Ребята: Корова, свинья, конь, кошка, собака, овца, коза, верблюд, гусь, индейка, курица, утка…
Педагог: Скажите, какие из этих животных не являются сельскохозяйственными?
Ребята: кот и собака.
Педагог: Расскажите, какую пользу приносят сельскохозяйственные животные человеку.
Ребята:
Корова - молоко, молочные продукты (сливки, сметана, творог, сыр, простокваша, кефир, ряженка, сгущенка), мясо, жир.
Лошадь - продукты питания (мясо, молоко), средство передвижения и перевозки грузов.
Коза - мясо, молоко, молочные продукты (сыр, брынза, творог, сметана), шерсть, пух.
Свинья - мясо, жир, сало, щетина (обувные щетки), кожа.
Куры- яйца, пух, мясо.
Педагог: Как вы думаете, всегда ли у человека были домашние животные?
Ребята: Нет.
Активная переменка.
Учащиеся выходят из кабинета. Педагог в кабинете открывает окна для проветривания. В рекреации педагог проводит с учащимися физкультминутку с целью развития их двигательной активности.
«Кто как ходит?»
Кошка ходит по – кошачьи,
(пружинистый шаг)
А собака по-собачьи
(ходьба с высоким подъемом колена)
По утиному утёнок, чуть вразвалочку идёт
(шаг на всей стопе, слегка покачиваясь из стороны в сторону)
По-козлиному козлёнок скачет рожками вперед
(подскоки)
По-слоновьи ходит слон, тяжело ступает он
(ходьба, опираясь на ступни и ладони)
По-гусиному гусята важно шествуют шажком
(ходьба в полуприсяде)
А по улице ребята – кто вприпрыжку, кто пешком
(шаг на месте)
Педагог: Теперь мы с вами поговорим о том, как же шло одомашнивание животных, и почему человек стал этим заниматься. Не все виды животных способны уживаться с человеком, только немногие смогли преодолеть страх перед людьми. Разные народы приручали множество самых неожиданных животных — антилоп, журавлей, страусов, питонов, и даже крокодилов. Как выдумаете, ребята, что значит приручение животных?
Ответы ребят.
Педагог: Приручение животных — это начальная стадия их одомашнивания.
Человек во время охоты или при других обстоятельствах вылавливал молодых диких животных, так как они значительно легче по сравнению с взрослыми особями поддавались приручению. Однако влияние на них человека в то время было незначительным, и животные долгое время оставались полудикими.
Приручить ещё не значит одомашнить. Число видов действительно одомашненных животных очень невелико — не более 25.
Для одомашнивания необходимо, чтобы содержащееся в неволе животное принесло потомство. Только тогда можно заняться отбором и, сохраняя особи с самыми ценными для человека свойствами, спустя много столетий получить уже не просто прирученное, а настоящее домашнее животное. Так, например, в древности при дворах правителей Сирии, Индии, Средней Азии, даже Европы часто держали гепардов, ценившихся за красоту и превосходные охотничьи качества. История знает два примера, когда ручные гепарды принадлежали великим людям: один — Чингисхану, другой — Карлу Великому. Однако прирученные гепарды не стали домашними.
(Демонстрируется иллюстрация гепарда)
Педагог: Ребята, скажите, какое животное было приручено первым?
Ребята: Собака.
Педагог: Как вы думаете, для чего люди стали одомашнивать животных?
Ребята: Человек одомашнивал только тех животных, которые приносили ему какую-либо пользу (мясо, кожа, мех и т. д.).
Педагог: Учёные насчитывают в животном мире около двух миллионов видов, не менее двух третей приходится на насекомых. А одомашненных видов совсем немного, буквально единицы. Одомашненные животные — это те животные, у которых хорошо развиваются выгодные для человека качества (молочность у коров, яйценоскость у кур, сторожевые качества у собак).
(Демонстрация иллюстраций домашних животных)
Из насекомых домашними считают медоносную пчелу, тутового и китайского дубового шелкопрядов.
Из рыб — зеркального карпа, кое-где — карася.
Домашние птицы — куры, индейки, цесарки, японские перепела, утки, гуси.
Больше всего домашних животных среди млекопитающих — свиньи, овцы, козы, северные олени, крупный рогатый скот, лошади, ослы, верблюды, ламы, альпака, кролики, собаки, кошки.
Итак, число видов домашних животных, даже если мы к ним присоединим объекты пушного звероводства — лисиц, норок, нутрий, песцов, не превысит 50. Это менее 0,003 процента видов фауны планеты. Но зато, какое разнообразие пород у многих домашних животных! Каких только ни бывает кошек, собак, голубей, кур, кроликов, овец, коз, лошадей, коров!
Остановимся на породах овец. Тонкорунные, дающие нежнейшую длинную шерсть. Знаменитые романовские овцы, разводимые для выделки из их шкур полушубков-дублёнок, мясные новозеландские и среднеазиатские курдючные.
Педагог: Выполните следующее задание: на листе бумаги напишите, какими качествами должен обладать человек, у которого на попечении находятся животные.
После написания ответы ребят зачитываются.
Педагог: Многим сельскохозяйственным животным люди установили памятники.
Просмотр презентации «Памятники домашним животным»
4. Контрольно-коррекционный этап. (25 минут)
Игра-викторина «Знаешь ли ты домашних животных?»1. Какая птица имеет гребень, но не причёсывается? (Петух)
2. В Древнем Египте эти животные считались священными. В средневековой Европе этих животных чёрного цвета сжигали на кострах. А благодаря писателю Редьярду Киплингу читатели знают, что это животное «гуляет само по себе». (Кошка)
3. У кого рога длинней хвоста? (У козы)
4. Сер да не волк. Длинноух да не заяц. С копытами да не лошадь. (Осёл)
5. Власти Австралии пытаются избавиться от этого животного, неосторожно завезённого в страну. В Австралии и Новой Зеландии оно наносит большой вред, выедая растительность на пастбищах, повреждая посевы и портя угодья своими норами. (Кролик)
6. Какое выносливое животное в древности использовали на войне, запрягая их в колесницы? (Лошадь.)
7. У какого животного толстое туловище, короткие ноги, маленькие копытца и клыки, которые высовываются наружу? (У свиньи.)
8. Одинаковы ли глаза у кошек днем и ночью? (Ночью зрачки у кошек слишком расширены, а днем они маленькие.)
9. Какое домашнее животное — верный друг человека? Собака.
10. Какое полезное для человека животное дает мясо, молоко, сметану, творог, масло? (Корова.)
11. Какое одно из первых одомашненных животных ближайший родственник лошадей, только меньше их ростом? (Осел.)
12. Какое домашнее животное дает целебное молоко, мясо, шерсть и пух? (Коза.)
13. Из шкуры какого домашнего животного делают дубленки, шапки и варежки? (Из овчины.)
14. Какое животное легко узнать по длинным ушам и кисточке на конце хвоста? (Осла.)
15. Какое животное для жителей Севера и транспорт, и пища, и одежда, и жилище? (Олень.)
16. Какое животное дает нам мясо, сало и кожу, из которой делают обувь, перчатки и сумки? (Свинья.)
17. Из молока этого животного делают вкусный соленый сыр — брынзу. (Из овечьего молока.)
18. Какие домашние животное живут в домиках-клетках с сетчатым полом? (Кролики.)
19. Какое домашнее животное дает людям мед? (Пчела.)
5. Рефлексия. (10 минут)
Подведение итогов занятия.Приложение № 1
Загадки о домашних животных
1. Ходит по двору весь день
Царь в короне набекрень,
Громко шпорами звенит,
Грозно подданным кричит:
- Заморите червяка,
А не то намну бока!.. (Петух)
2. Наша добрая подружка
Даст нам перьев на подушку,
Даст яичек для блинов,
Куличей и пирогов. (Курица)
3. Жёлтый одуванчик
По двору идёт,
Жёлтый одуванчик
Зёрнышки клюет. (Цыплёнок)
4. Когда плывёт - прекрасен,
Когда шипит - опасен. (Гусь)
5. Ходит вразвалку,
Плывёт утюжком.
В пруду поныряет
И снова - пешком.
Лапы широкие,
Сплющенный нос...
Что это за птица?
Ответь на вопрос! (Утка)
6. Важно по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
Никакой не крокодил,
А индюшек лучший друг...
Угадайте кто? ... (Индюк)
7. Ходит бочка, хвост крючком,
Роет землю пятачком.
А рядышком - бочонки:
Мальчишки и девчонки.
И тоже с пятачками,
И хвостики крючками. (Свинья с поросятами)
8. В дверь вошло животное,
До того голодное:
Съело веник и метлу,
Съело коврик на полу,
Занавески на окне
И картину на стене,
Со стола слизнуло справку
И опять пошло на грядку. (Коза)
9. Раннее утро...
Уходят рога,
Тихо мыча,
В заливные луга:
Травы щипать
И неспешно пастись -
Вкусным, парным
Молоком запастись. (Корова)
10. Пашет землю
Трактор без колёс.
Для него горючее -
Овёс. (Конь)
11. Похожий на пони,
Но слишком ушастый,
И с места не сдвинешь
Упрямец ужасный. (Осёл)
12. С гибкой шеей и горбатый,
С тёплой шерстью рыжеватой
Груз тяжёлый, всякий люд
По пескам везёт ...(Верблюд)
13. В сарае, в клетке он живёт,
Морковку сладкую грызёт.
Ох и острые же зубки,
Он всегда в пушистой шубке,
Лопоухий, хвост как нолик.
Все узнали это…(Кролик)
14. Сбились тесно, дружно в кучки
На лугу живые тучки.
Ждут – хозяева придут,
Их кудряшки остригут.
Шерсть сбивается в колечки,
Блеют на лугу (...Овечки)
15. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
(Собака)
16. Мордочка усатая, шубка полосатая,
Часто умывается, но с водой не знается. (Кошка)
Рекомендуем посмотреть:
Творческое занятие по экологии для детей 7-10 лет Конспект внеурочного занятия по биологии с презентацией, 5-7 класс. Тема: «Дикорастущие растения» Внеурочное занятие для младших школьников «Почему Саргассово море без берегов?» Конспект занятия для младших школьников. Обитатели водоёмовПохожие статьи:
Внеклассное занятие в начальной школе «Уход за комнатными растениями»
← Конспект внеурочного занятия для младших школьников 1-3 класса с презентацией «Животные водоема» | Конспект игрового занятия по экологии для младших школьников с презентацией «Животные леса» →
Опубликовано: 2224 дня назад (21 октября 2018)
Просмотров: 5305
|
+41↑ Голосов: 41 |
Комментарии (50)
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|