Конспект занятия «Животные зимой», 1 класс
Занятие по экологии для младших школьников «Кто как зимовал?». Конспект
Цели: Познакомить с изменениями в жизни животных в разные времена года, приспособлением животных к жизни в зимнее время. Воспитывать любовь к животным и птицам, привычку заботиться и помогать животным в зимнее время.
Ход занятия.
Педагог: Сегодня мы с вами вспомним, какие животные живут в лесу. Посмотрите, здесь и мишка косолапый, и зайчик, и белка, и лисица и много-много всяких птиц.
Отрывок из видеофильма «Ознакомление с окружающим» (Лес в летнее время года).
Но как только наступит зима, все эти животные как будто куда-то исчезают. Зима самое трудное время для наших животных. Как же им спастись от метели и суровых морозов? (Ответы детей: птицы, улетают на юг, многие животные впадают в спячку.) Многие птицы улетают на юг, где морозов не бывает. А те, которые никуда не улетают, перебираются поближе к жилью человека. Но есть такие птицы, которые, наоборот, прилетают к нам с холодного севера, потому что там зима лютая, морозная, а наша зима им кажется теплой, да и корма здесь хватает: ягоды рябины, крылатки клена, ясеня. Какие же к нам прилетают гости на зиму? (Ответы детей: снегири, синички, свиристели.)
Отрывок из «Видеоопределителя птиц Британии и Европы».
Да, снегири, чечетки, свиристели, щуры прилетают к нам. И нам нельзя забывать о птицах зимой, надо им помогать. Чем вы можете помочь зимующим у нас птицам? (Ответы детей: сделать кормушки, кормить.) Каждый из вас, ребята, может помочь пернатым друзьям пережить трудное зимнее время, устраивать им кормушки и насыпать туда постоянно корм. Как вы думаете, что страшнее птицам: голод или холод? (Ответы детей: голод, холод.) В действительности птицам труднее пережить голод, поэтому их надо подкармливать. Посмотрите, какие можно соорудить кормушки (демонстрация различных образцов кормушек для птиц).
А вот медведи всю зиму спят в берлогах.
Отрывок из видеофильма «Ознакомление с окружающим». (Зима в лесу, берлога медведя.)
Летом медведь питается ягодами, плодами, фруктами, орехами, медом, насекомыми, мелкими зверьками, а с наступлением холодов он не может найти все это, поэтому летом и осенью медведи усиленно откармливаются и запасают подкожный жир, который тратится у него во время зимней спячки. Медведи устраивают свои берлоги в лесных буреломах и ямах. Если же медведь не успеет запасти достаточно жира на зиму, он не заляжет в спячку, а будет бродить в поисках пищи. В это время он очень злой и опасный для человека, и даже для крупных животных.
Отрывок из видеофильма «Братья по крови» (спячка гризли).
Ребята, а какие животные проспят всю зиму? (Енот, барсук, хомяк, сурок, змеи, лягушки.) Все эти животные спят зимой. Еж, например, спит в трухлявых пнях, среди корней или в углублении почвы под кустарником. Хомяк спит у себя в норке под землей. Сурок тоже спит в своей норе. Всех этих животных объединяют под общим названием «пассивные зимовщики», потому что они почти не двигаются, у них падает температура тела, ослабляется дыхание и пульсация сердца.
Отрывок из видеофильма «Жизнь на грани» (зимовка сурка).
Все эти животные, о которых мы говорили — теплокровные, у них теплая кровь и высокая температура тела. А интересно, как зимуют так называемые холоднокровные животные, например, лягушка? (Ответы детей: в воде, в траве, в иле, в норке.) Когда приходит осень, лягушки ищут укромные места где-нибудь в пруду или на болоте, забираются глубоко в ил и засыпают на всю зиму. Иногда они даже промерзают и становятся твердыми, как ледышки. Но пригреет весной солнце, растопит лед, и лягушки тоже отогреются, вылезут наружу и начнут свои концерты. Значит, лягушки приспособлены к нашей зиме, она для них не страшна.
Отрывок из видеофильма «Жизнь на грани» (замерзание лягушки).
Но лягушки могут не только квакать в болоте, вот какую историю рассказал о двух лягушках писатель А. И. Пантелеев.
Чтение рассказа «Две лягушки».
Из рассказа понятно, что к своему окружению нужно не только приспосабливаться, но и бороться за существование, за саму жизнь. Кроме климата лягушки приспособлены и к жизни в воде. Часто можно увидеть, как лежит лягушка под поверхностью воды, раскинув лапки, так, что снаружи только нос и глаза видны. Лежит, носом дышит, а глазами вокруг посматривает, нет ли какой опасности. А если увидит опасность, тут же спрячется на дно. А есть ли что-нибудь общее у лягушки, крокодила, бегемота? (Ответы детей: живут в воде и чем-то похожи друг на друга.) На первый взгляд у них нет ничего общего, но все они живут в воде, любят лежать на поверхности, над водой выступают только глаза и ноздри. Ученые заметили, что, если разные животные ведут одинаковый образ жизни, то они становятся похожими друг на друга.
Отрывок из видеофильма «Живая природа» (крокодилы).
Наше занятие — кинолекторий — закончено. Надеюсь, вы почерпнули из него немало полезного. Если вам хочется узнать что-то еще об этих животных, подготовьте вопросы к следующему занятию.
Похожие статьи:
Внеурочное занятие по экологическому направлению, 3 класс
Конспект занятия по экологии «Мир птиц», 2 класс
Классный час в 3 классе. Река - Волга
Внеклассное занятие в начальной школе «Уход за комнатными растениями»
Нет комментариев. Ваш будет первым!