Праздник на День птиц в начальной школе. Сценарий
Конспект праздника для младших школьников «Наши пернатые друзья»
Автор: Марина Ивановна Чебыкина, учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №2» города Соликамска Пермского краяДанная разработка будет полезна учителям начальной школы, воспитателям ГПД, а также воспитателям дошкольных учреждений. Мероприятие можно использовать для проведения классного часа или внеурочного мероприятия. Праздник воспитывает бережное отношение к птицам в разные времена года.
Цель: закрепление знаний учащихся о многообразии мира пернатых.
Задачи:
1. Формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц.
2. Развивать речь, внимание, наблюдательность, мышление.
3.Воспитывать бережное отношение к птицам в разные времена года.
Оборудование: мультимедийное оборудование, выставка книг Е. Чарушина, В. Бианки, Н. Сладкова, карточки с загадками, коробки из-под сока
Предварительная подготовка: наблюдение за птицами, оформление выставки с рисунками детей про птиц, разучивание стихов и песен.
Ход праздника.
Ведущий:Добрый день, милые дети! Я рада приветствовать вас!
Лесовичок:
Ой, а вы то кто такие?
Я – старичок Лесовичок,
Хозяин лесной!
Лес охраняю,
От таких вредителей, как вы,
Его спасаю!
Ведущий:
Да что ты, какие они вредители? Это очень хорошие, умные, вослитанные и любознательные дети! Ведь правда, ребята?
Лесовичок:
И зачем сюда пожаловали? Расшумелись тут, всех птиц и зверей распугали!
Ведущий:
Да не ругайтесь вы так, а лучше расскажите нам что-то интересное!
Лесовичок:
Интересное рассказать? Слушайте!
Отгадайте вначале, о чём я вам сегодня поведаю.
Ведущий:
Вычеркнув все повторяющие буквы, узнай, о чем пойдёт речь на занятии?
П М И К Ц М Р М К Т Р А Ы А К
Лесовичок:
Молодцы! Вы правы, речь пойдёт о птицах.
Ведущий:
Сниться ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит - плохи дела
А кого паук боится?
Угадали? Это…(птица).
Ведущий: На нашей планете живут
Чудесные создания,
Они летают и поют
И землю свято берегут.
- Скажите, дети,
Можно жить без птиц на свете?
Что случиться, если птицы
На земле вдруг пропадут?
1-й ученик:
Букашки, жучки, червячки
На деревья нападут
И съедят кору, листочки,
Обглодают ветки, почки.
Вот что будет, если птицы,
Все исчезнут- пропадут!
2-й ученик:
И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья,
Чик-чирика воробья…
3-й ученик:
Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете!
Лесовичок:
Какие вы молодцы! Красивые стихи прочитали!
( Стук в дверь. Живая посылка.)
Ведущий:
Ребята, посмотрите, какая необычная посылка.
Вам интересно, что там?
(Озвучивание за кадром или запись голоса Галчонка из м/ф «Простоквашино»)
Текст: Мои милые друзья. (тчк) Пернатые друзья приглашают вас в птичью гостиную. (тчк) Вместе дружно поиграем, (зпт) повеселимся. (тчк) Ждём вас с нетерпением! (тчк)
Ведущий:
Ребята, прежде чем мы отправимся в птичью гостиную, необходимо вспомнить правила поведения в природе.
Подумайте, запишите или нарисуйте правила поведения в природе, которые каждый человек должен соблюдать, чтобы птицы всегда радовали нас своим чудесным пением. /Творческая работа./
Ведущий: Теперь можно отправляться в путь. /Дети идут под музыку по залу/
Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалёку от дома, надо знать.
Ведущий:
Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые с нами и друг с другом. Давайте прислушаемся! (голоса птиц)
Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц. Попробуйте отгадать.
Синь-синь! – посвистывает синица.
Чи– чи! Чи – чи! – вторит ей чиж.
Гра – гра! – представляется грач.
Сквор-сквор! – поют скворцы.
Ку – ку! Ку- ку! – зовёт кукушка.
Свир – свир! – поёт свиристель.
Птицы дороги нам как часть чудесной природы. Их звонкие песни, яркое оперенье оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва!
Первой в птичьей гостиной нас встречает... Отгадайте! Кто?
Ворона:
У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.
Ведущий:
Ворону считают самой умной птицей. Она приготовила для гостей игру “Один из трех” (из трех вариантов ответов нужно выбрать верный.)
За правильный ответ дети получают жетон
- Какая птица считается самой умной?
А) ОРЕЛ
Б) ВОРОН
В) ПОПУГАЙ
- Чем извлекает насекомых из трещин в коре деревьев дятел?
А) ЯЗЫКОМ
Б) КЛЮВОМ
В) ЛАПОЙ
- Какие из этих птиц являются перелетными?
А) ВОРОБЕЙ
Б) МАЛИНОВКА
В) СОЛОВЕЙ
- Сколько вылетов за насекомыми в день могут совершить птицы во время выкармливания птенцов?
А) 400
Б) 200
В) 100
- Какая птица, благодаря скрещенному клюву, может доставать семена из сосновых шишек?
А) РЕМЕЗ
Б) КЛЕСТ
В) ЗЯБЛИК
- У кого самая длинная шея?
А) ЛЕБЕДЬ
Б) ГУСЬ
В) ЖУРАВЛЬ
Ведущий:
Идём дальше и попадаем в гости…
Синица:
Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.
Какая птица как поет?
На доске запись
Петух …(кукарекает)
Сорока
Курица
Гусь
Воробей
Ворона
Кукушка
Журавль
Нужно выбрать подходящую карточку и поместить рядом с названием птицы (кукарекает, стрекочет, кудахчет, гогочет, чирикает, каркает, кукует, курлычет).
Ведущий:
Поползень. Что это за птица?
Игра “Птицы”.
Ведущий: А сейчас я хочу поиграть с вами в игру “Птицы”. Но я буду называть не только птиц, и если вы услышите, что я назвала не только птиц, а что-то другое, топайте и хлопайте. Будьте внимательны!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны….
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, стрижи,
Комары, кукушки,
Даже совы - сплюшки,
Лебеди и утки-
И спасибо шутке!
Воробей: Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.
Кто же?
(Дети читают и отгадывают загадки, записанные на листочках)
Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик.
Он деревья лечит,
Постучит - и легче.
(Дятел).
Пусть я птичка- невеличка,
У меня, друзья, привычка-
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда.
(Снегирь).
Непоседа пестрая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока).
Всю ночь летает-
Мышей добывает,
А станет светло-
Спать летит в дупло.
(Сова).
Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое. Кто я? Отгадайте?
Снегирь: У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.
Викторина “Что ты знаешь о зимующих птицах?”
/Каждый правильный ответ оценивается одним жетоном. /
1. Какие птицы собирают себе на зиму запасы? (Очень немногие: совы собирают себе про запас в дуплах убитых мышей, сойка (ронжа) – желуди, орехи)
2. Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень)
3. Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха)
4. Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)
5. Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)
6. Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла)
7. Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их)
8. Какие виды воробьев гнездятся у нас? (Домовой и полевой)
9. Название какой зимующей птицы созвучно с названием танца? (Чечетка)
10. Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка )
11. Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки)
12. Сколько разных синиц живет в наших местах? (Шесть: большая, гаичка, московка, хохлатка, лазоревка, длиннохвостая)
13. Какие птицы живут у нас только зимой? (Чечетка, свиристель, полярная сова)
14. Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными. Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ)
15. Какой отряд птиц включает наибольшее число видов? (Воробьиные)
Определяется победитель среди участников викторины.
Ведущий: А вот нас встречает другая птица!
Клест: Я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.
Ведущий: О какой птице идёт речь?
Птичьи профессии
птица-плотник
птица-акробат
легкомысленная мамаша
лесная кошка
ночной хищник
пернатый солист
Сорока: Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.
Игра- задание «Собери пословицу»
Всякая птица своим носом сыта.
Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.
Одна ласточка весны не делает.
Птице – крылья, человеку – разум.
Слово не воробей, вылетит не – не поймаешь.
Басни соловья не кормят.
Сорока на хвосте весть принесла.
Красна птица перьем, а человек – ученьем.
Знать сокола по полёту.
Ведущий:
Люди всегда любили птиц и любовались ими. Недаром создано много пословиц и написано книг.
(Знакомство с выставкой книг Е. Чарущина, В. Бианки, Н. Сладкова)
Ведущий:
Внимание! Внимание! Сегодня у нас открывается мастерская «Птичья столовая» Спешите помочь птице-плотнику! Что же это за птица? А провести мастерскую поможет птица - плотник. Кто она?
(Изготовление простейших кормушек из коробок из-под сока)
Ведущий:
Молодцы славно поработали! Вот и готовы столовые для пернатых друзей. Осталось их только открыть. А чтобы ваша столовая всегда была открыта для птиц, вы должны знать правила подкормки птиц. Вам памятки на память. (Раздаются памятки.)
Правила подкормки птиц.
1. Во время подкормки птиц не сорите в лесу, парке, саду: не оставляйте там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.
2. Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.
3. Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, подсолнухи, кусочки несоленого сала.
4. Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна ваша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.
Выполняйте эти правила! Познакомьте с правилами подкормки птиц своих младших товарищей, братьев и сестер.
Ведущий:
Праздник наш к концу подходит,
Подвести итог пора!
Коль понравился наш праздник,
Ты зерна насыпь в кормушку!
(Дети прикрепляют на кормушку-доску «зёрнышки»- кружочки.)
Посмотрите, какие вы заботливые! И мы надеемся, что зимой птицы не пропадут, если вы им будете помогать!
Е. Благинина
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
БЕРЕГИТЕ ПТИЦ!
Использованная литература:
1.Беляков И.В. Вертишейка. Краснодарское книжное издательство, 1983.
2.Бианки Виталий «Лесная Газета», – 1986, издательство «Правда», Москва.
3.Землянова О.В., Козлова Н.Б., Патрушева Л.И., Носова М.Н., Гарьюнг С.Г., Погудина Н.А. Листая экологический календарь: сценарии массовых мероприятий, посвященных датам экологического календаря. Барнаул: АКДЭЦ, 2003.
4.Нуждина Т.Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду. – Ярославль: “Академия развития”, 1997.
5.Персидская И.В., Фонова Г.А., Лободина Н.В., Шепелева Т.В., Гулуева Т.С., Монастырская Т.В. Классные часы в 1-4 классах. Волгоград, 2009.
6.Плешаков А.А. «Зелёные страницы», – 1995, издательство «Просвещение», Москва.
7.«Певчие птицы» под редакцией Г. Матвеевой, –1986, издательство «Артия», Прага.
8. Радзиевская С. «Круглый год», – 1985, Татарское книжное издательство, Казань.
9.ШорыгинаТ.А. Птицы. Какие они? М., 2005.
ПРИЛОЖЕНИЕ
НЕ РОБЕЙ, ВОРОБЕЙ!На дворе белым-бело,
Землю снегом замело.
Трудно птицам зимовать,
Трудно пищу добывать.
Подлетай, воробей,
Подлетай, не робей!
Видишь девочку? Она
Принесла тебе зерна.
Подошла к крылечку,
Сыплет на дощечку.
Подлетай, воробей,
Угощайся, не робей!
И. Беляков.
СВИРИСТЕЛИ
Опять осеннею порой,
К нам в гости прилетели
И сели дружною семьей
На ветках свиристели.
Издалека летят они,
Сквозь ветры, дождь и град.
Рябины красные огни,
Наверно, их манят.
Мы гроздь рябины за окном
Повесим для гостей,
А вдруг и к нам заглянет в дом
Веселый свиристель.
ПОПОЛЗЕНЬ
Голубая спинка,
Рыженький бочок.
По стволу осинки,
За скачком скачок,
Поползень вертлявый
Скачет вверх и вниз;
В ствол залез дырявый,
Клювом вниз повис.
Вертит он головкой,
К дятлам заглянул,
Из-под черной бровки
Искоркой сверкнул,
Свистнул: “Эй вы, дятлы!
Клювом вниз скачу…
Вам такое вряд ли,
Дятлам по плечу!”
КЛЕСТЫ
Кружат снежные метели,
По ночам трещит мороз,
На вершине пышной ели
Лущит шишку яркий клест.
Он мороза не боится,
Не страшна ему зима!
Сосны, ели, дарят птице
Золотые семена.
СИНИЦЫ
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям -
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
“Тинь-тень, тилли-тень,
Все короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек”.
Ю.Синицын Ю. Синицын
СНЕГИРИ
Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей!
Прилетели! Прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес.
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.
А. Прокофьев А. Прокофьев
КАК ПТИЦЕ ПЕРЕЗИМОВАТЬ?
Как птице перезимовать?
Известно, что у птах,
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу и град,
И под дождем, и в холода
На ветках сидя спят.
Но кто же им дает приют,
Когда снега метут?
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, теплый юг.
Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Сидят вороны по столбам,
Галдят на ветках галки,
Привольно прыгать воробьям,
Как бы крутя скакалки.
Но если долго снег идет
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей…
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
“Спасибо вам великое!”
К. Мухаммади
МОРОЗЫ
Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку:
В ее конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко пережить холода.
Е. Благинина
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект беседы для учащихся начальной школы. Перелетные птицы Внеклассное мероприятие для детей начальной школы ко Дню птиц. Сценарий Конкурсная программа на День птиц в начальной школе. Сценарий Викторина с ответами для младших школьников о птицах (1-4 классы)Похожие статьи:
Сценарий ко Дню птиц для 1-2 класса
Внеурочное экологическое занятие учащихся начальных классов
Автор: Марина Ивановна Чебыкина
Опубликовано: 3428 дней назад (6 июля 2015)
Просмотров: 8367
Рубрика: Праздники
|
+4↑ Голосов: 4 |
Комментарии (4)
|
|
||
|
|
|