Мастер-класс для учителей начальной школы
Мастер-класс для педагогов начальной школы. «Я, ты, он, она – вместе дружная семья! Цель одна - дорог много!» (из опыта работы)
Данный мастер-класс полезен учителям начальной школы с целью планирования своей работы с родителями в творческом развитии детей, воспитателям ГПД и классным руководителям, которым интересна тема творческого развития учащихся и сотрудничества с родителями в данном направлении, а также руководителям методических объединений и мастер-классов, Я, ты, он, она – вместе дружная семья! Цель одна - дорог много!
Цель: знакомство с различными формами сотрудничества с семьёй.Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей. В.А.Сухомлинский
Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо знать его семью. В.А.Сухомлинский
Приветствие коллег Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады видеть вас вновь! Сегодня мы проводим заседание нашего мастер - класса. Оно будет посвящено проблеме сотрудничества с родителями в направлении – творческое развитие учащихся. А начнём мы с упражнения, которое можно проводить и для детей, и для родителей. Детско-родительское упражнение «Солнце любви»
Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя. Скольких драм, больших и малых, не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью-природой. Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, – это дефицит ласки. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними. Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви. Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка (родителя). На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей (родителей). Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали. Родители и дети обмениваются листками – солнышками.
Роль родителей в творческом развитии детей
Всем известно, что родители составляют первую общественную среду ребенка, соответственно родители играют существеннейшую роль в его жизни. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей – все это зависит от семьи, от родителей.
Семья – это первая школа общения ребенка. Семья – это главный фактор развития ребенка как личности. Семейное воспитание играет основополагающую роль в воспитании ребенка. Концепция модернизации российского образования на период 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены: в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации в главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации; в статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации “Об образовании”. В законе Российской Федерации “Об образовании” говорится: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте”. Роль родителей в воспитании и развитии своего чада огромна. Поэтому педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила. Ещё В.А. Сухомлинский говорил: « Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны»
Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать. Родители нашего класса - полноправные члены учебно - воспитательного процесса.
Содержание сотрудничества педагогов нашего класса с родителями включает 3 основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс; участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом. Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй: родительские лектории; конференции; индивидуальные или тематические консультации; родительские собрания. Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности: дни творчества детей и их родителей; открытые уроки и внеклассные мероприятия; помощь в организации и проведении внеклассных дел, в укреплении материально-технической базы школы и класса.
Перечисленные выше направления совместной деятельности педагога и семьи будут эффективны тогда, когда педагог будет использовать активные формы взаимодействия с семьями своих учеников. Главными формами взаимодействия учителя с семьёй являются индивидуальные формы работы, групповые, коллективные. К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов. К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести: родительские чтения, родительские вечера, родительские тренинги, презентации семейного опыта. Родительские чтения – очень своеобразная форма работы с родителями, которая даёт им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме. Учитель определяет вопросы педагогики и психологии, которые волнуют родителей. С помощью школьного библиотекаря определяются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги и через определённый промежуток времени участвуют в родительских чтениях по книгам, которые прочитали.
Родительские чтения – это прекрасная возможность знакомства родителей с интересной детской литературой, новыми именами, которые на слуху у детей, но неизвестны их родителям. Родительские вечера – интересная и достаточно новая форма работы с родителями. Их уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только-только переступили порог школы. Родительские вечера – это праздник общения с родителями друзей твоего ребёнка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребёнка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь. Родительские тренинги – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё воздействие собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка. Каждое тренинговое занятие должно анализироваться, и только после тщательного анализа классный руководитель вносит свои коррективы в план проведения будущих занятий. Если тренинг ведет психолог, то уместно обсудить с ним полученные результаты и определить набор заданий для нового тренинга.
Презентация семейного опыта – это передача положительного семейного опыта воспитания детей посредством рассказа родителей о своих приемах, методах и формах воспитания, традициях, семейных праздниках, об организации совместного досуга.
Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей. Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Чем активнее сотрудничество детей, родителей и педагогов в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями. Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся. Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка. Выстраивая систему сотрудничества с родителями, мы ставим перед собой следующие задачи: Познакомить родителей с основным законом воспитания детей в семье. Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом. Привлекать родителей к жизни и проблемам класса. Создать единую систему «Педагоги + родители + ученики = МЫ» Вовлекать родителей во все классные и гимназические мероприятия. Знакомить родителей с достижениями их детей. Единство родителей, учащихся и педагогов помогает в решении разных проблем: в ситуации, когда все участники воспитательного процесса ставят перед собой единую цель. Цель одна, а путей достижения её много. Ведь сколько людей, столько разных мнений. Родители с пониманием относятся к тому, что происходит в классе. Взаимодействие с родителями позволяет сделать их участниками воспитательного процесса, включить в общую сферу интересов детей и родителей. Как же мы сотрудничаем с родителями в направлении творческого развития наших учеников?
Позвольте все вам показать, Со всеми познакомить. У нас у каждого в семье, Есть золотые руки. Кто лепит, пишет, шьет, поет - Тот не умрет от скуки.
Наши родители, учащиеся и учителя не только демонстрируют свои произведения рукомесла, но и проводят свои мастер - классы, где каждый присутствующий может познакомиться с ремеслом вышивки, вязания, как сделать прическу для школы, на праздник, какие подарки и сувениры можно сделать своими руками, а также родители - активные помощники детей в различных конкурсах. Эту работу мы только начали в этом году и уже есть свои результаты. Способов развития творческих способностей множество. Но именно родители могут лучше всего организовать процесс творческого развития ребёнка. Об этом говорят следующие факты:
-ребенок высоко ценит общение с родителями, которые являются для него авторитетами;
-родители хорошо знают своего ребенка и потому подбирают те возможности развития, которые понравятся ребёнку и будут ему интересны;
-творческая деятельность — один из самых продуктивных вариантов времяпрепровождения взрослого и ребенка;
-внимание мамы или папы целиком посвящено ребенку, тогда как педагог старается распределить его равномерно между всеми детьми в классе;
-эмоциональный контакт со значимым взрослым доставляет ребёнку особые впечатления радости совместного творчества;
-у ребенка формируется представление о родителе как о человеке, с которым интересно быть вместе;
-мама и папа выбирают, как правило, разные средства для развития ребенка, а потому творческий опыт дитя, который он получает в семье, умножается вдвое. Выступление родительницы Л. В. Вьюхиной «Роль родителей в творческом развитии учащихся нашего класса» Поделиться нашим опытом сотрудничества с родителями нашего класса, рассказать о том, что могут сделать родители для творческого развития своих детей, я пригласила маму Анастасии Вьюхиной, Любовь Викторовну Вьюхину.
Тесное, правильно организованное сотрудничество с родителями позволило выявить творческие личности и среди родителей. Так в нашем классе есть родители, у которых есть музыкальные способности, причём 2 мамы занимаются профессионально ( Кузьминых Т. В., Сандракова О. В.), есть группа родителей, которые могу без труда сочинить произведение ( Гребнева Т. Н., Попова Т. В., Ушакова Е. В., Пантелеев Ю. В. ), есть мамы-рукодельницы Вьюхина Л. В. шитьё, вышивка, вязание; Мышляева И. А. вязание, Фёдорова Е. И. вязание, шитьё, Каткова Е. В. оригами и др. Среди родителей есть свои художники - Бурмантова М. А., Жуланова Е. В., Катков В. Н., Катаева С. В., есть свои спортсмены - Бурмантов Э. В.- военно - спортивное направление, Копанев А. А. хоккей, Зяблова Я. Н.- коньки, плавание, Вьюхин А. В.- плавание, л/а, лыжи. Рубель О. А. увлекается фотографией. Именно эти активные, творческие родители и проводят для детей и родителей спортивные состязания, часы общения, ставят сказки и проводят творческие мастер - классы.
Предлагаем вашему вниманию фрагмент часа творчества, который проводила мама Ярослава Бурмантова - Марина Анатольевна. (Изготовление куклы - веселушки с М. А. Бурмантовой)
Рефлексия. Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.
А достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию. Игра - активатор «Продолжи фразу: творческий учитель - это…» Т. е. творческий педагог- это тот, который -поощряет самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;
-не мешает желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;
-уважает точку зрения воспитанника, какой бы она ни была “глупой” или “неправильной” - не подавлять ее своим “правильным” отношением и мнением;
-предлагает детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;
-безоценочность в отношении к детскому творчеству - то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;
-не смеётся над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то “не так”, и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;
-творит и играет иногда вместе с детьми - в качестве рядового участника процесса;
-не навязывает свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;
-больше внимания уделяет организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам;
-поддерживает на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса;
-в работе использует психологические “творческие” методики и задания, творческие игры со словами, движениями тела, звуками, зрительными образами, вкусовыми, тактильными и обонятельными ощущениями, упражнения из курсов развития психологической культуры: общения, творческого мышления, психической саморегуляции.
Общение с детьми строй на доверии, Сотворчестве, взаимодействии, Создай условия для со – развития, Чтобы работать все сумели: Врачи, учителя, родители И дети – для единой цели. Не насаждать, а воспитать! И не кричать, а убеждать! Не заставлять идти к победе, А вместе с ними побеждать!!!
Сотрудничая с родителями, детьми, педагогами дополнительного образования мы идём правильным курсом по творческому пути. И вот перед вами некоторые результаты этого сотрудничества в данном направлении.
Творческие номера художественной самодеятельности 2 «А» класса(стихи, танцы, игра на музыкальных инструментах и т.д.)
Рекомендуем посмотреть:
Приём Кластер в начальной школе Использование дифференцированной технологии в начальной школе Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в начальной школе Как научить бегло читать детей 1-3 класса
Автор: Марина Ивановна Чебыкина
Опубликовано: 3428 дней назад (6 июля 2015)
Просмотров: 12504
Рубрика: Мастер-класс
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (5)
|
|
|
|
|