Самоанализ открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме «Проверка парных согласных в корне слова»
Самоанализ урока русского языка во 2 классе по теме «Проверка парных согласных в корне слова» учителя начальных классов
Уважаемые коллеги! Вам представлен урок русского языка во 2 классе по программе УМС «Школа России» авторов В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого.Исходя из темы урока: «Проверка парных согласных в корне слова», решались задачи по формированию следующих универсальных учебных действий:
Познавательные:
• формировать умение видеть несоответствия произношения и написания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком, подбирать проверочные слова и обосновывать написание проверяемого слова путем подбора проверочного слова;
• составить правило проверки парного согласного, стоящего на конце и в середине слова и применять его на практике
Регулятивные:
• формирование умения определять и формулировать цель на уроке;
• формирование умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
• формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и контролировать их выполнение в ходе парной работы
Личностные:
• уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные:
• воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения;
• формирование умения слушать и понимать других и вступать в диалог; оформлять свои мысли.
На уроке открытия нового знания при введении правила мною был использован системно-деятельностный подход, который я реализовала через проблемно-диалогическое обучение. Исходя из этого, я использовала структуру проблемно-диалогического урока:
I. Организация класса. Мотивация учащихся.
II. Актуализация знаний (с целью воспроизведения знаний, полученных на предыдущих уроках о парных согласных звуках).
III. Открытие нового знания.
1. Постановка проблемы.
2. Поиск решения (выдвижение гипотез и их проверка, составление опорной схемы по правилу).
IV. Воспроизведение знаний.
1. Выражение решения (формулировка правила).
2. Реализация продукта.
V. Выработка умения.
VI. Рефлексия.
Опираясь на представления детей о согласных звуках (звонких и глухих): характеристике звонких и глухих согласных звуках; о парности согласных звуков по звонкости-глухости, я считала целесообразным применение подводящего диалога, в результате которого детьми было сформулировано правило о правописании парных согласных в корне слова.
Открытие знания о способах проверки парных согласных происходило в ходе исследования записки, в словах которой нужную букву необходимо было выбрать между буквой, которая обозначает звук, который слышится при произношении этой буквы, либо буквы, которая обозначает на письме данный звук. В итоге ребята не только открыли новое знание, но и сформулировали правило. Ключевые слова по ходу диалога-исследования фиксировались на доске, чтобы намеренно создать ученикам зрительную опору во время формулировки нового правила, во время практической работы, т.е. при выработке умения.
На этапе выработки и применения знания у ребят формировались умения планировать свои действия и контролировать их выполнение в ходе парной работы (регулятивные УУД), умение слушать и понимать других и вступать в диалог; оформлять свои мысли (коммуникативные УУД). На этом этапе при выполнении и проверке заданий я сочетала фронтальную и индивидуальную работу на местах и у доски. А также ребята имели возможность работать в парах, где им были предложенные карточки из задания «Бермудский треугольник», в которых учащиеся отличали проверочное слово от проверяемого, определяли сильную и слабую позицию парных согласных, вставляли пропущенные парные согласные, выделяя орфограмму, пользуясь ранее сформулированным правилом о проверке парных согласных в корне слова.
На протяжении всего урока учащиеся не просто упражнялись в правописании слов с парными согласными, но и наблюдали за использованием слов с данной орфограммой в различных речевых ситуациях: в песне, в тексте. Это способствовало установлению обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, ради чего учение осуществляется (личностное УУД, смыслообразование). Именно в связи с этим тема урока была сформулирована не учителем, а самими учащимися.
Обеспечить работоспособность учащихся мне позволило и использование на данном уроке мультимедийной презентации, которая была нацелена на разные виды восприятия, активизировала познавательную деятельность ребят. Элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, используемые в презентации, воздействовали на учащихся намного сильнее, чем только слово учителя, вызывая неподдельный интерес к изучаемой теме и желание узнать больше по данному вопросу, в дальнейшем формируя устойчивую мотивацию изучения данного предмета.
Чтобы сохранить целостность всего урока и формировать чувство взаимовыручки и сотрудничества, задания были связаны общей идеей морского путешествия, в котором все учащиеся чувствовали себя единым целым – дружным экипажем, преодолевающим различные трудности для достижения намеченной цели.
При распределении материала по этапам урока я учитывала психофизиологические возможности второклассников: во второй половине урока наступает спад ученической активности, поэтому самый работоспособный отрезок урока был отведён введению знаний, начиная с десятой минуты урока. А возможность физиологической разгрузки была предложена после изучения нового правила, чтобы не прерывать процесс «открытия» знания.
Физминутка проведена не только с целью предотвращения утомляемости, но и с целью отработки умения на слух определять написание парных согласных в корне слова.
В целом свою работу на уроке я старалась направить на воспитание думающего ученика, способного работать и мыслить, самостоятельно открывать знания. Я уверена, что ребёнок осознаёт и усваивает только те знания, которые приобретены им усилием воли.
Психологическая атмосфера создавалась на основе выработки положительного отношения к знаниям. Немаловажную роль при этом сыграло мобилизующее начало урока, психологический настрой учащихся на предстоящее занятие, создание доброжелательной атмосферы и соответствующего микроклимата.
В конце урока провела рефлексию, где ребята имели возможность сами оценить свою деятельность на уроке и еще раз сформулировать правило проверки парных согласных в корне слова.
Думаю, что поставленные цели на данном уроке достигнуты, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.
Урок русского языка, 2 класс. Проверка парных согласных в корне слова. Презентация
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка во 2 классе. Понятие о глаголе как части речи Конспект урока русского языка, 2 класс Конспект урока русского языка во 2 классе Внеклассное занятие по русскому языку с презентацией, 2 классПохожие статьи:
Требования к современному уроку по ФГОС
Внеурочное занятие по русскому языку, 1-2 класс
Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Разделительный мягкий знак, 1 урок. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Разделительный мягкий знак, 2 урок. Школа России
← Арбузник в начальной школе. Сценарий с презентацией | Воспитание личности ребёнка через развитие его духовного и нравственного потенциала →
Автор: Елена Алексеевна Карькова
Опубликовано: 3225 дней назад (24 февраля 2016)
Просмотров: 13119
Рубрика: Самоанализы открытых уроков
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!