Воспитание личности ребёнка через развитие его духовного и нравственного потенциала
Мастер-класс «Воспитание личности ребёнка через развитие его духовного и нравственного потенциала»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Воспитание личности ребёнка через развитие его духовного и нравственного потенциала». Мастер-класс, который я буду проводить построен на принципах гуманно-личностной педагогики Ш.А.Амонашвили, одной из целевых ориентаций которой является облагораживание души и сердца ребенка. И одним из самых мощных инструментов является слово. Каждое слово языка, каждая его форма, каждое выражение есть результат мысли и чувства человека, через которые отражается в слове природа страны и история народа.Речь для нас является особой проблемой. Речь мы рассматриваем не только как способ коммуникации, но и как качество личности, качество сознания личности, качество приобретения друзей, качество жизни в целом. В данном случае хочу предложить вам следующее. Посмотрите, пожалуйста, ваши программы: вы там увидите, что главным по развитию речи становится упорядочение произношения, правильное построение предложения, соблюдение орфографии, орфограмм, пунктуации и тому подобное. Вот вам внешнее качество речи. Я часто спрашиваю учителей: «Вам бы хотелось, чтобы ваши дети правильно писали, и все было правильно построено?» А вам хотелось бы, чтобы они правильно писали, но то, что они пишут, это было бы ругательство. Все правильно, грамматически все верно, пунктуация на своем месте, но это ругательство. Но если этого не хочется, тогда мы должны развивать в детях не просто речь, а доброречие, чуткоречие, любовноречие, красноречие. Вот что нужно развивать в детях, чтобы они, как личность, возвысились над самим собой. Вот это я попытаюсь показать сейчас вам. Это как капелька в развитии речи, но если дети получат таких уроков много-много-много, то, в конце концов, мы получим нужный результат.
А вот и дети. Ой, какие хорошие дети. Встаньте, пожалуйста. Когда люди встречаются друг с другом, они дарят друг другу одно прекрасное слово. Можете мне подсказать это слово? Да. Вот мы встретились на улице, что вы мне скажите? Здравствуйте. Я тебе тоже скажу «Здравствуй, хорошая моя». То есть нужно здороваться друг с другом. Вот давайте мы это и проделаем, поздороваемся друг с другом. Сперва я скажу, а потом вы ответите мне. Готовы? Итак, здравствуйте, ребята.(поздороваться с каждым в отдельности). А теперь сделаем еще одно: слово надо произнести ласково. Это же подарок, правда. Я дарю вам это слово, и вы тоже его мне подарите, только ласково и с улыбкою. Итак, здравствуйте, ребята. (Здравствуйте). (Поздороваться с каждым ребенком еще раз. Любочка, здравствуй, моя красавица.) Приготовьтесь, пожалуйста, не тянуть слово, а тихо сказать, спокойно, и как подарок пошлите его мне, а я тоже вам подарю это слово. Здравствуйте, ребята. Здравствуйте. Спасибо. Ребята, мне сказали, что вы чуткие и добрые. Это правда? Значит, вы поможете мне? (Да). А теперь закройте глаза, и послушайте внимательно, что я вам сейчас скажу. Я вам буду задавать вопросы или давать задания, чтобы вы тоже научили меня, объяснили мне кое-что, ибо я сама многое не знаю. Не спешите с ответами, не надо тянуть руку, сначала нужно подумать хорошо, а после этого мы найдем способ, как пообщаться, как поговорить. А теперь пусть каждый скажет самому себе «Я умный. Я люблю думать. Я мыслитель. Я помогу тебе учитель». Спасибо. А теперь открыли глазки, садитесь, пожалуйста. Ребята, прочтите, что написано на доске. А теперь очень тихо вместе произнесем. Там записано что? (Слова-подарки). Вот я пришла к вам с подарками, но мои подарки – слова. Я не знаю, примете вы мои подарки или не примите, а то вдруг скажите: «Не нужны нам эти подарки». И вернете их обратно. Если они будут вам не нужны, я их заберу обратно. Но начнем мы, знаете с чего? Вы любите сказки? (Да). Я тоже очень люблю сказки, хотя я уже не ребенок, ног сказки до сих пор меня увлекают. Я вам расскажу сказку.
У одного мальчика было день рождения. Приходили гости. С чем они приходили? (с подарками). И Мальчик радовался. Вот звенит звонок, он бросается к дверям, открывает, а там гость новый и несет какой-нибудь дорогой подарок, даже такие подарки как часы, компьютер, кто-то деньги в конверте подарил мальчику, кто-то еще что-то. И мальчик каждый раз от радости прыгал. А сколько раз бывает день рождения в году? (один) Как жалко, да? Жалко конечно, было бы 2 раза, тогда… Что может быть тогда? (Мы бы раньше старели, было вдвое больше подарков). Но, к сожалению, как в песне «День рождения бывает только раз в году». Итак, мальчик прыгал от радости и ждал других гостей. А почему ждал? (чтобы получить подарок). Вот, когда у вас день рождения, мама готовится к празднику? (готовится) А что она готовит? (торт, подарки, салаты). Да, накрывает стол, и приходите гости на наше угощение. А если гость придет без подарка, это хорошо будет? (Нет) Раз ты гость, а у меня день рождения – соизволь, пожалуйста, приготовь подарок. Верно? А что мы скажем гостю, который придет без подарка? (чтобы уходил, чтобы в следующий раз приходил с подарком). Так вот, этот мальчик, у которого день рождения и который ждет гостей, услышал звонок. Он бросается к дверям, открывает и видит. Там такой же мальчик, как он, маленький, и улыбается, застенчиво улыбается. Юбиляр говорит: «Кто ты? Я тебя не знаю, я не приглашал тебя». А он говорит: «Я твой небесный друг. Прилетел с небес, чтобы поздравить тебя с днем рождения и передать подарки». «Какие подарки?-говорит юбиляр. У тебя в руках ничего нет». «Мои подарки слова»,-сказал тот. Приблизился к мальчику и шепнул слова. Мальчик слушал, потом поднял голову и увидел, что гостя уже нет. Он недовольно закрывает дверь и говорит: «Слова, зачем мне такие слова. У меня и так много слов. Если бы он был и правда гость с небес, то принес бы мне хоть кусочек облака, или какую-нибудь звезду, а то слова…» И ему не понравились слова-подарки.
Но вот я всё же рискнула прийти к вам и принести в подарок слова. Давайте посмотрим на эти слова. Но просто так я их вам не отдам. Вы должны сами их разгадывать.
Сначала прочитайте про себя, что написано в правом верхнем углу. (В начале было слово). А теперь давайте вместе тихо прочтем: «В начале было слово». Вот то, что мы видим вокруг себя, создано неким таинственным словом, то, что мы видим звездное небо – это создано неким таинственным словом. И вот мудрые книги говорят: «В начале всех начал было слово». Вот почему слово – очень дорогой подарок. Если кто-то дарит тебе слово, принимай с трепетом, если кто-то скажет тебе: «Здравствуйте», - улыбнись и скажи: «Спасибо. Тоже здравствуйте». Вот почему я тоже хочу вам подарить слова. Но они засекречены. Сколько слов я хочу вам подарить? (3 слова). Ну что, начнем дарить? Вот, ребята, первое слово. Разгадайте, пожалуйста. По кругу записано некое таинственное слово и шепните мне на ухо, какое это слово. Попытайтесь разгадать и вам достанется мой подарок. (выслушать на ушко ответы детей). Вам нравится это слово? (да) Давайте сделаем так, вместе очень тихо, ласково, чтобы не спугнуть это слово, это же хорошее слово, правда? Произнесем это слово: «ЛЮБОВЬ». Нравится мой подарок? Оставить вам этот подарок? Итак, это уже ваше слово. Хотите еще сказку?
Жили по соседству два человека. Долго жили, постарели, стали бородатыми, и однажды один говорит другому: «Слушай, сосед. Вот столько лет мы с тобою вместе живем и ни разу не ссорились. Тот говорит: «Это же хорошо». «Как хорошо? – говорит первый. Давай хотя бы раз поссоримся». «А я не знаю, как ссориться?» «А я тебя научу» - говорит другой. Вот я кладу кирпич и говорю: «Кирпич мой, а ты скажи – нет мой. И начнется ссора». «Хорошо, давай попробуем». А теперь сделаем так: как будто я и ты, или ты – эти соседи, и делим этот кирпич. Ой, какое слово я подарила сейчас? (Любовь). Итак, этот кирпич мой, сосед! (делю кирпич со всеми) Ой, как интересно ссориться!
Ой, ребята, я увлеклась этим кирпичом. Нам кирпич не нужен, мы же слова ищем. А тут кирпич, кирпич… Подумаешь, кирпич. Найдем сейчас второе слово? Только будьте внимательны. Я объясню вам только один раз. Посмотрите, пожалуйста, вот у вас пропущены буквы в словах. Если вы найдете все буквы, тогда сверху вниз из пропущенных букв вам достанется новое слово. (выслушать на ушко ответы детей, детей которые ответили правильно, отправлять выслушать ответы других детей).Слово… (сердце). Давайте прочтем это слово ласково, ведь ласка в сердце живет. А что еще живет в сердце?(доброта, совесть, радость, благодарность, любовь, тепло). И живет еще одна сущность, самая главная сущность.(душа). Вот что живет в нашем сердце. А покажите ваше сердце. А теперь я вам задам вопросы, а вы отвечайте сначала первым словом, потом вторым и так далее. И мы узнаем, из чего состоит сердце.
Итак, - что живет в сердце (благородство);
- чем гордится сердце (преданностью)
- что дарит сердце людям (радость)
- без чего сердце не годится (без доброты)
- Что есть сердце в нашем организме (солнце)
Видите, каждый из нас имеет свое солнце – это сердце. Забрать или оставить? Тогда тихонько садитесь, и мы поищем третье слово. Я уже подарила вам 2 слова. 2 слово – это наше сердце. Вот 2 подарка: первый – это любовь, а второе – сердце. Ой, опять кирпич мне лезет в голову. Кирпич мой!
Опять кирпич. Что мне этот кирпич сдался. Не надо про кирпич слушать. А какие я слова вам подарила: любовь и сердце. Сейчас поищем 3 слово. Опять также сверху вниз, разгадайте 3 слово. Спасибо тебе. Сейчас поможешь мне. (опять дети проверяют друг друга). Подойдите ко мне поближе. А теперь давайте это слово нежно и тихо произнесем. Итак (человек). Значит, я подарила вам слово какое: человек. А первое было какое? -любовь, а второе –сердце, третье – человек. Все эти слова для подарка. А сейчас посмотрите на наше слово. Я вам задам вопрос, а вы отвечайте сначала 1 словом, затем 2 и т.д. Итак,
- что есть человек на земле (чудо)
- сколько он живет на земле (век)
- Что он производит (мысль)
- кто сотворил его? Только тихо скажите, это тайна (Бог)
- что он несет людям (свет)
- сколько он живет в космосе (он бессмертен)
- где его родина (космос).
Видите, из каких прелестных слов состоит слово человек. Нравится это слово? Повернитесь ко мне. У вас уже есть 3 слова. Они – подарки. Но неужели мы эти подарки просто в карман уберем, или просто запомним. Ведь с этими подарками можно что-то сотворить? Вот сейчас мы с вами будем творить.
Этот кирпич мой? А какие слова я тебе подарил? (и так далее).
Вот эти 3 слова: любовь, сердце, человек. Эти 3 слова ищут только свои места в данных предложениях. Помогите им. Найдите их. Слово любовь… В какое предложение это слово поставить? (Бог есть любовь). А теперь 2 слово – сердце. Найдите ему только свое место (Солнце всех солнц есть сердце). А теперь 3 слово вставляем. (Ты человеком родился, но человеком должен стать.)
А теперь тихо все вместе прочтем 1 предложение – это великая мысль:
Ты человеком родился, но Человеком должен стать.
А теперь второе.
Солнце всех солнц есть сердце.
А теперь 3.
Бог есть любовь.
А теперь ко мне? Этот кирпич мой. А какие слова я тебе подарил? Вот у вас есть эти подарки. Тебе трудно уступить мне кирпич?
Ребята, когда вам что-то дарят, то не потому, чтобы вы прыгали до потолка, удивляясь, восхищаясь, этот подарок должен вызвать в вашем сердце что-то прекрасное, хорошее. Вот я подарила вам слова, а вы подарите мне кирпич. И вам не должно быть жалко. Верно? (да) А ведь вы так упорно говорили мне кирпич мой, мой, мой. Как будто из кирпичей состоит наша жизнь. А если бы это был не кирпич, а что-то более дорогое, наверное, еще больше бы не отдали? Вот видите, есть доброе сердце, которому не жалко ничего дарить другому. Верно? А теперь садитесь, пожалуйста, на места.
Посмотрите на эти мудрости и запомните их. Эти мудрости должны прийти к вам, чтобы вы могли вести себя, как человек; вести себя, как имеющий сердце; вести себя, как умеющий любить. Зачем иначе эти слова нужны, если мы не научимся любить, не научимся быть человеком, если не научимся дарить сердце людям. Итак, запомните эти слова и прочитайте:
Ты человеком родился, но человеком должен стать. Это о каждом из вас сказано.
Солнце всех солнц есть сердце.
Бог есть любовь.
И осталась ребята последняя мудрость.
(Добрый человек из доброго сердца выносит доброе).
А если сердце злое? Что будем выносить? (Зло).
А если сердце не хочет дарить кирпич?
Но мы уже не такие. Правда? Мы уже никогда не забудем, если человеку что-то нужно, мы от чистого сердца будем дарить и скажем: «Бери. Вот твой кирпич. Что еще хочешь? Хочешь, пойду, помогу тебе дом строить». Так я скажу человеку, и он меня еще больше полюбит, и мы будем друзьями на всю жизнь.
Вы возьмёте мои подарки домой? А теперь, ребята,возьмите ручку и листочек. Я вам подарила 3 слова, а теперь вы мне подарите какое-нибудь другое слово. Видите, вам досталось 3 подарка, а мне достанется сколько? Если отдаешь, то больше приобретаешь. Если тебе жалко, то больше потеряешь. Придумайте самое дорогое для вас слово, которое вам не жалко подарить мне, человеку, которого вы впервые видите. Запишите на этом листке бумаге ваш подарок. А я приду домой, прочту их и буду радоваться.
Уважаемые коллеги, своим мастер-классом я хотела бы сказать, что в наше сложное и противоречивое время необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».
Презентация на тему: Воспитание личности ребёнка через развитие его духовного и нравственного потенциала
Рекомендуем посмотреть:
Приём Кластер в начальной школе Использование дифференцированной технологии в начальной школе Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в начальной школе Как научить бегло читать детей 1-3 классаПохожие статьи:
← Самоанализ открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме «Проверка парных согласных в корне слова» | Реализация Стратегии развития воспитанияв РФ на период до 2025 года →
Автор: Елена Алексеевна Карькова
Опубликовано: 3225 дней назад (24 февраля 2016)
Просмотров: 1886
Рубрика: Конспекты открытых уроков
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!