Социальная мотивация творчества
Из опыта работы воспитателя. Социальная мотивация творчества
Вопрос о том, что заставляет человека реализовывать, проявлять свою творческую активность, т.е. вопрос о мотивации творчества до сих пор остается открытым в психологической науке. Очевидным представляется тот факт, что мотивация в той или иной степени определяет продуктивность творчества [3]. Также очевидно, что мотивация связана с другими компонентами психической организации – когнитивной, эмоциональной, регуляторной и др. сферами. И, наконец, очевидной является и полимотивированность творчества [1].Остановимся на одном из видов мотивации творчества – социальной мотивации. При этом социальный мотив может занимать то или иное место в иерархии творческой мотивации в зависимости от личности человека как субъекта творческой деятельности.
В самом общем виде социальная мотивация – это жажда славы и стремление к признанию (А. Моль, Г. Гутман и др.). Так, в частности, А. Моль выделил трехслойную структуру мотивации, верхний уровень которой как раз и составляют социальные мотивы, например, ориентация на научное признание и славу. Средний уровень включает в себя страсть как побудительную силу мотивации, низший уровень представлен образом человечества в целом (неосознаваемый опыт человечества).
Также к социальным мотивам, на наш взгляд, можно отнести честолюбие как стремление к значимости и признанию, при этом не только признание профессионального сообщества, но широкое социальное признание [1]. К социальным мотивам также относится желание снискать уважение, ореол исключительности, которым окружены ученые, художники и пр. Вот что пишет В. Чурбанов: «Можно привести сколько угодно примеров, когда причиной творческой деятельности и выдающихся результатов были честолюбивые желания выделиться из общего ряда людей, подражание, зависть, высокая самооценка, высокие ожидания окружающих людей и т.п.» [Цит. по Ильин, с. 27].
Следует также обратить внимание на такой мотив творческого человека как стремление к значимости, к эскалации значимости собственной личности. Данное стремление, по мнению А.С. Шарова, является одним из особенно характеризующим творческую личность [2]. «Сделать что-то лучше, качественнее, чем другие, не так, как все. Стремление к значимости охватывает всего человека, он ищет место приложения своих сил и способностей, поэтому творческие люди многое пробуют делать, начинают и бросают, пока не найдут то, где они максимально результативны, и это приносит им огромное удовлетворение» [Цит. по Ильин, с. 27].
Примечательным представляется тот факт, что социальные мотивы как во многом определяющие творческую деятельность, прослеживали у себя и писали об этом в дневниках и письмах многие выдающиеся ученые (Ч. Дарвин), писатели (Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин). Так, например, Ч. Дарвин, среди мотивов научной своей деятельности наряду с любовью к естествознанию называет честолюбие (честолюбивое желание снискать уважение моих товарищей-натуралистов) и тщеславие. А.С. Пушкин признает роль зависти как сестры соревновательности в творчестве.
Таким образом, социальная мотивация творческой деятельности обязательно включает в себя (наряду с другими компонентами) такие компоненты как:
1. Творца – человека как субъекта творческой деятельности;
2. Других людей: людей, признания которых стремиться достигнуть творческий человек (от признания узким кругом профессионалов, до широкого признания); людей, в творческое соревнование с которыми он вступает в избранной сфере.
Важным, как уже было указано выше, представляется вопрос о месте социального мотива в мотивационной иерархии творчества. Данный мотив может быть доминирующим, а может быть вспомогательным, повышающим силу мотивации творчества в целом. Большинство исследователей мотивации творческой деятельности полагают, что ведущим следует считать такой мотив как любовь к истине, или познавательную мотивацию, сопровождаемую эмоциями (Ч. Дарвин писал об удовольствии, доставляемом работой мысли).
Литература:
1. Барсукова О.В. Мотивация творческой активности ребенка (на примере престижной мотивации) // Сопровождение одаренного ребенка в региональной системе образования. Сборник материалов XII ежегодной областной научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону: ОЦДОД, 2010. –122 с. С. 70-72
2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009.
3. Симонов П.В. Структура творческого акта
Рекомендуем посмотреть:
Заявление в аттестационную комиссию воспитателя Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Методическая разработка сценария летнего развлечения для детей средней группы Развитие устной и письменной речи младших школьников
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!