Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Развитие устной и письменной речи младших школьников

Учебно-методическая разработка
«Системный подход к развитию устной и письменной речи младших школьников»
Автор: Кондратьева Алла Алексеевна
Место работы: учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» п. Золотухино Курская область

Назначение работы : предлагаю учителям начальных классов систему заданий, которая поможет им научить школьников сравнивать, обобщать и различать языковые явления, повышать грамотность, развивать навыки устной и письменной речи .
Учебно-методическая разработка «Системный подход к развитию устной и письменной речи младших школьников»
Цель: обратить внимание педагогов на проблему развития речи у современных учеников, раскрыть разнообразие видов работы при подготовке школьников к написанию сочинений.
Задачи: раскрывать способности детей, повышать у них интерес к творческой деятельности.

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Развитие письменной речи - одна из важных задач обучения родному языку. О значении сочинения как эффективного средства воспитания, средства правильного оформления на письме своих мыслей, средства развития творческих способностей знают все учителя, написано много методических разработок.
Сложнее ответить на вопрос: как построить уроки развития речи, чтобы раскрыть способности детей и повысить интерес к творческой работе? Поскольку в начальной школе навык письменной речи только складывается, изложения и сочинения носят обучающий характер. Важно научить детей сосредотачивать все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении. Мой опыт работы в начальной школе показывает, что для учителя главным при построении таких уроков является система планирования, которая охватывает все 4 года обучения детей в начальной школе. Со 2 класса мои дети ведут творческие тетради «Проба пера ».
В них отражаются:
словарь антонимов и синонимов.
словарь фразеологизмов.
словарь литературных терминов.
словарь эпиграфов.
имеется страничка «Как нужно говорить?»

Постепенно, шаг за шагом я раскрываю детям способы подготовки к сочинению, структуру текста, значение плана, заголовка, различия в стилевом оформлении. Здесь же идет речевая подготовка: записывается примерный план, источники материала ( где и в какой книге можно прочитать нужную для сочинения информацию)
Очень важным моментом при обучении сочинению я считаю положительный настрой (отклик) детей и родителей на процесс творчества.
Для этого я «растягиваю» во времени сочинения, требующие большей самостоятельности, осознания и осмысления темы. Другими словами, дети сразу (после обсуждения темы и составления примерного плана) не пишут сочинение, а получают время на доработку, дописывание, корректировку черновиков, так как страх допустить орфографическую или пунктуационную ошибку может помешать ребенку свободно излагать свои мысли, будет сковывать его при построении речевого высказывания.
После того как я увижу, что текст сочинения соответствует теме, что работа выполнена (грамотно с соблюдением красной строки, абзацев, без ошибок), только тогда ребенок переписывает текст на чистовик и получает оценку.
Важным моментом в поддержании положительного отношения к творческой работе является участие в школьных или районных выставках и конкурсах. Всегда говорю детям, как важно научиться писать сочинение для повышения грамотности и культуры.
Таким образом, дети видят целесообразность своего труда, своих усилий, у них поддерживается интерес и желание написать еще.
Предлагаю вашему вниманию виды подготовительной работы к написанию сочинений
.
I.Словарная работа:
а) подбери синонимы;
душистый-
холодный-
Родина-
желтый-
грустить-
б) подбери антонимы;
новый-
польза-
близкий-
большой-
открытые (глаза)-
в) объясни фразеологизмы;
махнуть рукой-
на край света-
ни с того ни с сего-
в пух и прах-
работать, засучив рукава-
II. Восстановление деформированных предложений:
Грибов, много, в лесу , осенью.
С небес, снег, падал, пушистый.
III. Определи границы предложений.
Осенью в лесу много грибов у тропинки под дубом вырос боровик в часом ельнике спрятались грузди на полянке появились рыжики.
IV. Составление распространенных и нераспространенных предложений.
1. Дополнить предложения подлежащим.
Сверкнула________________. Прокатился______________.
Приближалась_____________. Полил________________.
2.Дополнить предложения сказуемым.
Мальчик___________ в футбол. Лягушки ________________в пруду.
Воробьи _______________. Самолет ____________ над городом.
3.Дополнить предложения второстепенными членами.
Росла елочка. Льет дождь. Светит солнце.
V. Отредактируй:
1.Расставь слова в нужном порядке.
Миша смотрел на Катю, на качелях раскачивалась Катя.
2.Замени повторяющиеся слова синонимами.
Медведь подошел к большому дубу. Медведь засунул лапу в дупло.
VI. Раздели текст на предложения.
Весна тает в лесу снег под елкой сидит зайчик вдруг с ветки упал ком снега зайчику стало страшно.
VII. Вставь нужные предлоги.
Выйти _______автобуса. Вам лучше доехать _______трамвае.
VIII. Что правильно?
Я скоро выздоровею.(Я скоро выздоровлю).
Мне надо принесть картошки. (Мне надо принести картошки).
Не махай руками.(Не маши руками).
IX. Озаглавь рассказ. Разные заголовки.
X.Как строится текст. Окончание текста.
Закончи рассказ 3-5 предложениями.
Осенние заботы жителей леса
Приходит в лес сентябрь. На лесных полянах краснеет рябина…
Летний зной
Стояла жара. Мы шли лесом. Пахло сосновой корой и земляникой…
XI. Составление начала текста с опорой на заголовок.
Составь небольшой текст на одну из данных тем:
«Майский денек», «На лугу», «Весеннее солнышко», «Молодые листочки», «Весенний цветок», «Гроза», На речке», «Весенние голоса», «Мой друг», «Говорливый ручеек», «Моя любимая игрушка», «На лесной лужайке», «Солнышко улыбнулось» и др.
XII.Составление текста по заголовку и началу в тексте.
XIII.Озаглавь текст. Выделение абзацев.
XIV.Составление текста по заголовку и ключевым словам из абзацев.
День рождения
Ребята, подарки, цветы, книги, рисунок, торт, чай, музыка, стихи, песни
XV.Составление текста по аналогии.
Составь текст о другом грибке.
Под темными елками боровики стоят. У них кафтаны белые надеты. На головах – шляпы богатые: снизу зеленого бархата, сверху –rоричневого. Загляденье! (По Э. Шиму)
XVI.Раздели на части. Обозначь абзацы. Составь план.
XVII. Напиши сочинение по плану.
Зимние каникулы
1.Новогодние каникулы.
2.Школьный утренник.
3.Как мы дома отмечали Новый год.
4.Зимние забавы ( санки, лыжи, коньки, игры в снежки).
5.Что еще было интересного.
6.Новая четверть-новые знания.
XVIII.Раздели текст на части по готовому плану.
XIX. Прочитай сочинение. Определи, раскрыта ли тема. Если нет, то раскрой ее.
Ежик
Вчера в лесу я видел ежа. Я шел по лесной тропинке и собирал землянику. Вокруг было много красных ягодок. Еще я нашел небольшой черничник. А для малины время пока не подошло.
XX. Сравни текст. Какой из них более связный.
Подводя итог, хочется обратить внимание на следующее:

1) только система уроков развития речи позволяет за 4 года обучения в начальной школе сформировать у детей основные способности для творческой деятельности и охватить все виды сочинений;
2) система уроков строится с учетом изучаемых тем по другим предметам ( чтению, окружающему миру) и главных событий в жизни школы, района, семьи-принцип взаимодействия;
3) сохранить интерес к такому сложному виду творчества ( сочинению) помогают участие в различных конкурсах и выставках и положительные эмоциональные впечатления (оценка,оформление ).
Не нужно думать, что развитие речи может быть сведено к развитию речи устной ( или письменной). Все виды речи тесным образом связаны.
В качестве примера предлагаю вашему вниманию систему уроков при подготовке к написанию сочинения на осеннюю тему.
Подготовительный период

1 день: Экскурсия в лес (парк).
Цель экскурсии: понаблюдать за осенними изменениями в жизни растений и животных; воспитывать бережное отношение к природе.
Место для экскурсии подбирается заранее. Желательно выбрать участок смешанного леса с прилегающими к нему полянами. Накануне экскурсии учителю необходимо побывать на месте её проведения, наметить объекты для изучения, места остановок, внимательно проследить весь путь детей во время предстоящей экскурсии.
Ход экскурсии
I Краткая вступительная беседа.
1) Какая сегодня погода? (Солнечная, пасмурная).
2) Какое небо? (Безоблачное, с небольшими облаками, сплошь покрытое облаками или тучами).
3) Как греет солнце?
4) Как изменился внешний вид леса (парка) по сравнению с летом?
5) Повторение правил поведения в природе:

а) нельзя ломать ветки деревьев и кустарников;
б) нельзя разбрасывать мусор;
в) нельзя ловить и убивать насекомых, разорять муравейники, гнёзда пчёл, шмелей, ос;
г) нельзя гонять и убивать птиц;
д) нельзя шуметь, кричать;
е) нельзя разводить костры;
ж) нельзя рвать травянистые растения и составлять из них букеты;
з) нельзя ловить и брать домой животных и их детёнышей и др.
Итог беседы: Как же изменилась природа в нашей местности по сравнению с летом?
Далее учитель говорит, что осенняя погода повлияла на жизнь растений и животных. Посмотрите ещё раз издали на осенний лес (парк) и отметьте, как он изменился по сравнению с летом.
II Непосредственные наблюдения в лесу
№ 1 за деревьями
- Что вам сразу бросилось в глаза?
- Какая окраска у лиственных деревьев?
- Какой цвет преобладает?
- Какого цвета листья у берёзы, у осины, у клёна, у боярышника?
- Почему осень называют золотой?
Обобщение: Лес ранней осенью очень красив. Листья разнообразно окрашены. Это время осени называют золотой осенью.
- Какие предложения используют авторы в своих произведениях для описания леса в это время года? (Дети вспоминают произведения писателей).
Составление предложений под руководством учителя: Лес весь разукрашен в жёлтые, красные, золотые краски осени. Трепетная осина стоит вся золотистая. Расстелила осень на полянах жёлтые шелка. Осень золотой краской тронула листья.
Из этих предложений самое последнее дети записали к себе в записные книжки. Здесь же дети понаблюдали, как плавно и медленно падают на землю листья берёзы. Некоторые отметили, что они опускаются на землю «как будто парашютики». Это сравнение им очень понравилось, и они опять записали для себя это предложение.

№2 за травой
Обратили внимание на то, что трава уже пожелтела, повысохла, стала не такой яркой, как летом. Учительница объяснила, что про такую траву обычно говорят, что она поблёкла. Эти наблюдения дети обобщили в предложении:
Трава пожелтела, увяла, поблёкла.

№3 за небом
- Какого цвета небо?
- Каким оно всем кажется?
- Тёплые или холодные краски голубого цвета?
- Что вы можете сказать о небе? (Небо голубое, чистое, как будто прозрачное)
- Голубой цвет – холодный цвет, поэтому иногда говорят, что осенью холодный цвет неба.
Запись в записные книжки: Холодный цвет неба.

№4 за звуками леса
- Какие звуки вы слышите в лесу?
Когда установилась полная тишина, дети услышали стук. Они определили, что это стук дятла – санитара леса. Дятел может стучать долго, пока из-под коры не достанет себе корм.
- Замените выражение «стучит долго» другим.
- Стучит долго значит настойчиво стучит. Составьте с этим выражением предложение. (Слышен настойчивый стук дятла. Настойчиво стучит дятел). Опять запись в книжечки понравившегося предложения.
- А можно ли сказать, что без дятла в лесу тихо?
(В лесу слышится лёгкое потрескивание сучьев, шорох листьев, голоса птиц).

Записали в книжечках: настойчивый стук дятла, треск сучков, шорох листьев.
№5 запахи леса
Вдохните в себя воздух. Какие запахи вы чувствуете? (В лесу свежий воздух.)
- Есть ли в лесу цветы? Какие цветы вы видите? Имеют ли они запах?
Вывод: Некоторые травянистые растения продолжают цвести. До поздней осени цветут клевер белый и красный, лютик едкий, редька дикая, ястребинка волосистая и др.
- А есть ли в лесу грибы? Есть ли у них запах? Найдите гриб и понюхайте его. Где растут грибы? В чём особенности запахов грибов?
Составьте предложения о запахе леса. (В лесу чувствуется запах осенних цветов. Грибы пахнут сыростью)- запись в книжечки.



Конкурс на лучший букет из сухих листьев.

№6 за животными (насекомые, птицы и др.)
- Осенью многие птицы улетают от нас. Давайте вспомним, какие? Перед отлётом они собираются в стаи и кормятся на полях. Нельзя гонять птиц в это время. Весь урожай уже убран с полей, а от того, сытыми или голодными отправятся в путь птицы, зависит, как они выдержат долгий и трудный перелёт. Птиц можно увидеть и отдыхающими на проводах или деревьях. Но они обязательно в стае.

Наблюдение (по возможности) за улетающими стаями птиц, прислушаться к их голосам. Составление предложений, запись в книжечку: Птицы собираются в стаи, набираются сил в далёкий путь, прощальные голоса.
Объектом наблюдений могут быть и насекомые: бабочки, мухи, комары, пчёлы. Отметить, что насекомых уже меньше, чем летом. Осенью некоторые насекомые прячутся в разные укромные места. Поиск насекомых в опавшей листве, в свёрнутых в трубочки листьях на деревьях, в трещинах коры. Составление предложений: Муравьи уходят под землю и редко показываются наружу, прячутся в листья, в мох жуки. Запись в записные книжки.
III Итог экскурсии
С помощью записей в записных книжечках учащиеся подводят итоги наблюдений.
2 день:Словарная работа
1.Беседа по наблюдениям экскурсии в лес (с опорой на записи в тетрадях-записных книжках).
Вывод: Стоят чудесные осенние дни. В тёплом воздухе вьётся тонкая паутина. Земля покрыта ярким ковром. Деревья стоят задумчивые, как человек перед отъездом в дальний путь. Деревья ловят последние свет и тепло, которые дарит им солнце. Они чувствуют, что скоро здесь начнут хозяйничать стужа и морозы.
2.Запись слов: золотой, трава, резкое, поблекла, запах, настойчивый, насекомые, листья.
3. Задание по вариантам: Подобрать к слову листья слова на тему «Осень», обозначающие
1 вариант: признак предмета- листья (какие?) жёлтые,осенние,золотые,золотистые,красные,бурые,оранжевые,розовые,лимонные,розовые,сухие,прозрачные, коричневые...
2 вариант: действие предмета-листья ( что делают?)
шелестят,шуршат, шепчут,летят, опускаются, как парашютики, вянут, сохнут, меняют цвет...
3 день: Письмо под диктовку
Прискакала осень на золотом коне. Воздух чистый, прозрачный. В лесу пахнет грибами и опавшей травой.
Задания.
1) 1 предложение разобрать по членам предложения.
2) Слово грибами – фонетический разбор (или разбор по составу).

Письмо по памяти
Кругом пестреет лес зелёный;
Уже румянит осень клёны,
А ельник зелен и тенист;
Осинник жёлтый бьёт тревогу;
Осыпался с берёзы лист
И, как ковёр, устлал дорогу…
А.Н.Майков.
Домашнее задание: посмотреть произведения об осени на тему «Лето и осень». Выбрать 3-4 предложения об осени, записать их в свои записные книжечки.
4 день. Орфографическая пятиминутка.
1.Подбор проверочных слов к словам с безударными гласными: осень, отцветает, лежат, поляна, зернистый.
Составление с ними предложений так, чтобы в одном слово было с безударной гласной, а в другом это же слово выступало как проверочное.
Например: Наступила осень. Осенний день стал короче. Отцвели последние цветы. Толстым ковром лежат на поляне разноцветные листья. Изменился их цвет. Они стали золотыми и багряными. За ночь на деревья лёг зернистый иней.
2.Деление сплошного текста на предложения
Быстро летит время пожелтели берёзки покраснели осинки вода в реке потемнела насекомых становится всё меньше и меньше каждый день на юг несутся перелётные птицы.
3.Подбор эпитетов
Солнце – яркое, тусклое, грустное, задумчивое.
День – скучный, тоскливый, печальный, непогожий, ясный, пасмурный.
Травы – поблекшие, засыхающие.
Грибы – стройные, нарядные, коренастые.
5 день: Контрольное списывание
а) Нарядилась в красный сарафан… . Почистила свою белую юбочку… . Надел красавец… жёлтую… . Стройная … расправила складочки на зелёном нарядном платье.
Слова для справок: ёлочка, осинка, берёзка, тополь, рубашку.
б) Всё лето листья… свои спинки. К осени листья пож…лтели, стали…, как… . Полетели они птицами по ветру. Зашумел в л…су золотой … .
Слова для справок: золотыми, солнышко, подставляли солнцу, дождь.
Комментированное письмо
Ос…нью д…ревья д…рят з…лёной ёлочке подарки. Осина под…рила красные фонарики. Клён роняет оранжевые звёздочки.
Найти в этих предложениях образные слова и подчеркнуть.
Домашнее задание: просмотреть свои записи в записных книжках, словарные слова на темы «Лес» и «Осень».

Вышеописанные упражнения могут быть заменены другими видами работ:
1. Работа по картине «Лес осенью».
2. Творческая работа (составление 3-4-5 предложений из слов)
а) поздняя осень, ненастная погода, низкие тучи, сильные заморозки, резкий ветер, осенний дождь, засыпающие деревья.
б) золотая осень, русский лес, осенние листочки, осенний наряд, масса сухих листьев, особенно красив, последние дары осени.
в) ярко-жёлтый наряд, стройная берёзка, багряная осинка, нарядная рябинка, ковёр золотых и пёстрых листьев.
3. Письмо по памяти
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной…
И.Бунин
4.Дополнить предложения второстепенными членами.
Пришла осень.
Светит солнце.
Ветер.
Висят листья.
5.Распространение основы предложения (дополнить предложения левого столбика словами из правого)
Осень...........................с берёз листья
На лесных полянах.............. по дороге золотые листочки
Ветер гонит.................... краснеет рябина
Тихо падают.....................растут опята
На старых пнях..................ступает по земле
По небу бегут...................в тёплые края
Птицы улетают...................облака
Тихо.............................под ногами сухая листва
Только шумит.....................в осеннем лесу
6.Восстановление деформированного текста (из слов каждой строчки составьте предложение)
золотая, наступила, осень
по, плывут, небу, облака, лёгкие
в, осень, лес, забрела
на, молоденькие, накинула, берёзки, лёгкие, она, сарафаны
трепетные, на , накинула, ярко-красные, осинки, шаль
хорошо, в, осенью, лесу
7.Свободный диктант
1.Наступила осенняя пора. По небу плывут тучи. Птицы летят зимовать на юг. Звери готовятся к зиме.
2.Опустели лесные поляны. Только ветер шуршит сухими листьями и поёт. Поёт о том, что скоро землю укроет белый пушистый снег. Под эту песню заснут до весны лесные жители.
8.Разбор предложений по членам, выделение словосочетаний
Осенью у ежа мало корма. Спрятались в землю черви, не найти жуков и лягушек.
В осенние дни еж готовит себе жилище. Днём и ночью он тащит в нору душистые сухие листья и мох.
Скоро ёж ляжет спать. Больше не станет он бегать по лесу. Накроет его нору снежный сугроб. До весны проспит он в тёплой норе.
9.Сравни тексты сочинений. Отредактируй.
Парк осенью
1. Вчера мы были на прогулке в парке. Сначала мы собирали листья. Они все разные и очень красивые. Потом мы играли, бегали, прыгали. Мне очень понравилась прогулка.
2. Вчера мы ходили в парк. Там мы нашли ягоды шиповника. Осенью всё поспевает. Было прохладно, все кофты надели. Около озера я видел иву. Мы пришли домой довольные и весёлые.
3. Вчера мы всем классом ходили в парк. Мы смотрели, как он выглядит осенью. Там было красиво. Хорошо осенью в парке!
4. Осень так красива! На деревьях листья точно золотые. Осень так прекрасна в своём наряде!
-В чём недостатки этих сочинений?
Первый текст неудачен тем, что он не о том, о чём сообщает заголовок (он о прогулке, а не о парке осенью).
Во втором отсутствует главная мысль: здесь не текст, а набор предложений.
В третьем тексте и предмет речи един, и основная мысль есть, но эта мысль только высказана, нет её раскрытия, т.е. нет сведений о том, чем красив осенний парк.
Недостаток четвёртого текста тот же, что т третьего: слишком маленький шажок в развитии мысли делает ученик.
Этот вид работы учит детей построению текста, учит осознавать предмет речи и основную мысль, а также учит отбирать сведения, необходимые для раскрытия темы и для развития высказанной мысли.
6 день:
Сочинение по материалам наблюдений
Цель: продолжить работу над развитием устной и письменной речи учащихся.
Задачи: учить детей собирать материал по данной теме, правильно работать с книгой, с дополнительной литературой, научить детей правильно строить предложения, учить наблюдать за природой, пробудить у них эмоциональные чувства (чувства радости и печали, чувство восхищения красотой нашей природы), воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине,ведь любить природу – значит любить Родину.
Ход урока
I.Сообщение целей урока и темы.
II.Вводная беседа.
5 дней назад мы были с вами в лесу, а затем целую неделю готовились к написанию сочинения. Давайте вспомним, можно использовать записные книжечки, что вам особенно запомнилось на экскурсии?
III.Обсуждение содержания сочинения и составление плана.
-Давайте придумаем заголовок нашему сочинению:
1 вар. - В лесу поселилась осень.
2 вар. – Лес, точно терем расписной. выбор темы
3 вар. – Осенняя прогулка. по желанию
4 вар. – Красота осени.
- Запишите заголовок в тетрадях.
-Какие три основные части выделяем в тексте? (вводная часть, основная, заключительная).
-Что напишем во вводной части? (О том, как наш класс ходил на экскурсию в лес).
-И вот мы пришли в лес. Что мы с вами наблюдали? (Деревья, травы, небо, слушали звуки леса, определяли запахи, наблюдали за животным миром).
-Вспомните, как изменились деревья в парке? (описывают 2-3 дерева).
-Расскажите о цветах, о траве.
-Как выглядит пруд?
-Каким было небо?
-Кого из птиц видели в лесу? Кто ещё привлёк наше внимание?
-Что слышно в осеннем парке?
Об этом мы напишем в другой части, самой большой – основной.
-Как закончим мы наши сочинения? (Нужно выразить своё отношение к тому, что видели).
IV.Словарная работа. Орфографическая подготовка.
Словарь:
осина, рябина, золотой,
грустные, увядшая поблёкшая трава,
сквозь, прячутся в листья,
раздаётся настойчивый стук,
запахи, осенние облака,
словно парашютики,
прощальные песни,
пасмурный, ненастный, хмурый, скучный день.
V.Устный пересказ по частям, а затем в целом всего сочинения.
VI.Знакомство с эпиграфом, запись.
Наша осень, правда, золотая,
Как её иначе назову?
Листья, помаленьку облетая,
Устилают золотом траву. Е.Благинина
или
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной… И.Бунин
VII.Самостоятельная работа учащегося.
VIII.Проверка.
IX.Итог урока (зачитываются 3-4 сочинения).

Примеры детских сочинений
Сочинение «Лес, точно терем расписной»
Посмотри, как всё красиво:
Посмотри, простор какой…
План:
I.В лесу поселилась осень
II.Посмотри, как всё красиво!
1.Краски осени.
2.Осенний небосвод.
3.Дары лесные.
4.Прощальные голоса.
III.Как прекрасен осенний лес!
После долгого и жаркого лета взошла на трон красавица-осень.
И вдруг всё поменялось. Осень подарила деревьям свои самые разнообразные платья. Берёзкам она подарила жёлто-зелёные платьица, но вскоре сменила их на жёлто-красные. Липкам достались жёлтые сарафанчики. Рябинки одели ярко-красные юбочки, а осень, вон какая затейница, ещё и бусы им подарила. И во всей этой суматохе так и позабыла наша колдунья о тополе, а ему надоело стоять зелёным, он взял и скинул на землю свой кафтан. Мне вот только интересно, почему осень ель не тронула? Наверное, потому, что король-лето попросил её оставить что-нибудь летнего. Вот осень и оставила ёлочку зелёной. Не забыла осень и про кустарники, и им подарила серьги, бусы, блузочки. А что наша королева сделала с небом? А о небе осень тоже позаботилась. Она стала командовать небом под настроение: когда у нашей принцессы настроение хорошее, то небо весёлое, радостное, а когда у осени плохое настроение, то и небо хмурое, невесёлое. Лес преподнёс волшебнице много даров-грибов. Куда не ступит волшебница, то там, то тут подосиновики, подберёзовики, опята и другие грибы. После того, как разукрасила осень деревья, принялась за птиц и зверей. Почти всех зверей отправила осень в норки и берлоги. А птиц собрала в стаи и проводила на юг. С прощальным криком улетают от нас летние гости.
И вправду, лес, точно терем расписной стал после волшебницы-осени и её колдовства.
(Выполнила К.Кривошеева)
А это пример сочинения на зимнюю тему.



Сочинение «Чем меня радует зима?»
Зима висит на хвойных лапах,
По- праздничному хороша.
А.Тарковский
Взошла на свой трон волшебница-зима. Принесла она детям множество зимних забав.
Для детей зима – самое счастливое время года. У зимы есть помощник Мороз Иванович. Любит он дарить хорошее настроение людям: украшает инеем деревья, шапками из снега накрывает лес. А какие узоры он рисует на окнах! Любуются дети, когда выходят на улицу. Зимой их ждут игры в снежки, можно строить снежную крепость, снеговиков, кататься на коньках и лыжах. И Дед Мороз тут как тут, живо подморозит щёки, разукрасит в красный цвет. Вот детям какое веселье!
Я тоже очень-очень люблю зиму за игры и за новогодний праздник. Много подарков мне дарит Дед Мороз в Новогоднюю ночь.
(Выполнила Ларичева Олеся, 3 класс)

Мои дети очень любят писать сочинения и изложения! Уроки по развитию речи приносят нам удовлетворение!

Рекомендуем посмотреть:

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Внеклассное занятие в начальной школе. Понятие поведенческой нормы и этикета Формирование познавательной активности младших школьников Как научить бегло читать детей 1-3 класса
Экологический спектакль Колобок для детей начальной школы. Сценарий | Роспись разделочной доски в технике традиционный «Городец». Мастер-класс с фото
Опубликовано: 3520 дней назад (15 марта 2015)
Просмотров: 10684
+16
Голосов: 16
Комментарии (5)
Татьяна Николаевна Дворецкая # 15 марта 2015 в 20:56 +5
Алла Алексеевна Вы подготовили и провели большую работу! Интересные разработки педагогического опыта из практики! Примите Мой голос!
Алла Алексеевна Кондратьева # 15 марта 2015 в 23:10 +11
Большое спасибо!!!
dance
Тамара Ивановна Радченкова # 1 января 2016 в 10:23 +3
Я просто в недоумении и каком-то столбняке: какой ценный материал выложен вами, Алла Алексеевна! И всего 1 голос! Это безразличие друзей или какая -то другая причина? Я сразу взяла на заметку. Вами проделан колоссальный труд, прежде , чем выставить работу на сайте. Столько теоретического материала вы проработали, все систематизировали, а потом на практике это доказали, путем непосредственной деятельности с учащимися.Я работаю 35 лет в школе и прекрасно понимаю, чего все это стоит. Мы, конечно же, все это проводим. Но выставивть а суд общественности-не каждый решится, потому что требует огранки, обработки, системы. У вас изумительная работа. Она очень актуальна во все времена, потому что проблема развития речи учащихся всегда одна из самых острых. Спасибо за материал. вы-великая труженица!
Виктория Олеговна Ляпина # 1 января 2016 в 20:41 +9
Какая объемная работа была проведена по развитию речи. Ваш опыт неоценим. примите голос
Татьяна # 9 января 2017 в 19:32 +1
Я не педагог.Я бабушка первоклашки.Очень озадачена не развитой речью своей внучки.Так случилось(о причинах говорить не буду).В поисках методик,материалов по развитию речи младших школьников ,обнаружила этот материал.Очень понравился.Безотлагательно начну применять.Большое спасибо,Алла Алексеевна!!!Здоровья Вам и дальнейших творческих успехов!