Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Роспись разделочной доски в технике традиционный «Городец». Мастер-класс с фото

Мастер-класс. Роспись разделочной доски в технике традиционный «Городец».
Автор работы: Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская СОШ» п. Золотухино Курская область.
Тема: «Расписная доска в технике традиционный «Городец»
Описание работы: мастер-класс предназначен для детей дошкольного, младшего школьного возраста. Материал будет полезен воспитателям, учителям начальной школы и педагогам дополнительного образования.
Назначение:украшение интерьера, подарок, работа на выставку, конкурс.
Цель: роспись предметов в технике Городец.
Задачи:
Обучающие: познакомить с городецкой росписью, обучить основным приемам росписи, научить расписывать предметы в данной технике, активизировать и заинтересовать детей, добиваться включения всех в работу, формировать приёмы рисования кистью цветочных элементов росписи узора.
Развивающие: развивать познавательный интерес, творческую активность и способность применять полученные знания на практике.
Воспитывающие: воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова, вызывать интерес детей к национальной культуре средствами декоративно-прикладного искусства, воспитывать трудолюбие.
Тип занятия: комбинированный.
Вид занятия: теоретическая и практическая работа.
Метод: информационно-рецептивный, репродуктивный.
Оборудование и материалы: разделочные доски, гуашь, кисти, баночки для воды, клеенки на стол, салфетки, акриловый лак.
Наглядные пособия: таблицы с изделиями, изделия.
«Творчество открывает в детской душе те сокровенные уголки, в которых дремлют источники добрых чувств» В.А. Сухомлинский.

Ход работы.
I. Актуализация знаний. Психологический настрой.
Учитель (читает наизусть)
Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть к новому принадлежим.
Россия – мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
То многое бы рассказала.

Сегодня, ребята, я приглашаю вас заглянуть в прошлое нашей необъятной России и узнать, живы ли сейчас традиции наших предков и что сохранено для сегодняшних поколений из культурного наследия!
Нас окружают самые разные предметы, мы встречаемся с ними и дома, и на улице. Среди этого многообразия есть такие предметы, которые искусно украсил художник, они нарядны и по-своему неповторимы.

Посмотрите на выставку предметов, искусно украшенную руками мастеров, кистью и красками. Эти художественные предметы относятся к декоративно-прикладному искусству. Узоры для росписи мастера-умельцы подсматривали в окружающем нас мире, а также выдумывали сами. Каждый узор имел своё значение. Приглашаю вас прикоснуться сердцем к разным видам народных промыслов нашей Родины.
Отгадайте загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка?
(матрешки)
(Выходят девочки – матрешки в русских сарафанах)
1матрешка:
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
2 матрешка:
Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
1 Матрёшка – настоящая русская куколка-красавица с секретом внутри! Там внутри у деревянной, ярко раскрашенной матрешки прячутся веселые сестрички, мал-мала меньше. Обычно одна игрушка состоит из 3 – 24 кукол. Матрешкой куколку назвали в честь русского женского имени Матрёна, которым часто называли девочек в крестьянских семьях.

2 Матрешка – один из самых популярных русских сувениров. Она стала символом нашей страны, потому что олицетворяет дружбу и любовь, пожелание счастья и благополучия. Появилась матрешка в 90-х годах XIX века Сергиевом Посаде (Московская область).

(Выходят мальчики- скоморохи)

1 мальчик: Полюбуйтесь на эти чудо-ложки, чашки и бочонки, сахарницы и бокалы, вазы и подносы, широкие блюда и утицы. Всю эту домашнюю утварь сделали умельцы- мастера из большого торгового села Хохломы, что находится под Нижним Новгородом.
Вырезанную из дерева посуду покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают и обжигают, после чего и заиграют ее бока золотым светом. А узоры мастера на лугах да в лесах подсмотрели - это травка да листочки, цветы да ягодки. Просто! А восхищениям да восторгам – нет конца!
2 мальчик:
Золотая хохлома,
Ею все любуются.
И в Париже, и везде
Хохлома красуется.

(Выходят еще две девочки в костюмах Гжели)
1 девочка: (Гжель)
В Гжели делают посуду -
Сколько радости для глаз!
Подрастают мастерицы,
Может быть, и среди нас.

2 девочка:
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
1 девочка: Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад. «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» - так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины.
2 девочка: Гжельские мотивы можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых и расписных, и на одежде, на постельном белье. Центр народного керамического искусства Гжель расположен недалеко от Москвы.
1 девочка:
Поверить трудно: неужели,
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!

(Выбегают два мальчика со свистульками)
1 мальчик:
Я куплю себе свистульку,
Буду трели выводить,
Мастеров из славной Дымки
Никогда нам не забыть.

2 мальчик:
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету света дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы,
1 мальчик: Дымковская игрушка родилась в слободе Дымково, недалеко от города Вятка. В старину жители устраивали народные гулянья, ярмарки. Украшением этих праздников всегда были глиняные игрушки. На все голоса свистят-переливаются соловьиными трелями свистульки-уточки. Кони, звери диковинные, птицы разные. Свистят все - и взрослые, и дети. Праздник этот назывался Свистопляска.

(Выходят две девочки)

1 девочка:
Любовались гости чудом,
Громко восхищалися –
Городецкой красотой
Сраженные осталися.

2 девочка:
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!

2 девочка: Мастер этот – Городец! Секрет этого мастера – в волшебной кисточке, которая оживляет животных, птиц, рисует дивные цветы, которые называют розаны и купавки. Они в виде круга и украшены дугами и капельками весеннего дождя.
Учитель: Много, много лет назад в городе, что стоит на Волге, народные мастера стали делать из дерева игрушки, посуду, прялки и очень красиво их расписывали: яркие цветы, жар-птицы, чудо-кони украшали эти предметы. Теперь, в наши дни, чай пьют из другой посуды, дети играют в другие игрушки, а на прялках не прядут пряжу. Но красота городецких мастеров не исчезла. И сейчас она радует нас: невиданные птицы, кони, сказочные цветы нарисованы на лакированных деревянных изделиях. Расписные тарелки, солонки, ковши, кони-качалки, шкатулочки – вот неполный перечень городецких художников. Все эти изделия могут быть как украшением дома, так и обиходной частью кухни, комнаты. Традиционные цвета в городецкой росписи : красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый.
Существует три вида композиции в Городецкой росписи:
- цветочная роспись;
- цветочная роспись с включением мотива "конь" и "птица";
- сюжетная роспись.
Самой легкой росписью считается цветочная.
Сегодня мы с вами побываем в роли городецких мастеров и попробуем изобразить цветочную роспись.
II. Практическая часть: порядок выполнения городецкой росписи:
Задача:декорировать разделочную доску элементами городецкой росписи.
1. Вот такую разделочную доску я предлагаю вам сделать.

Деревянная поверхность должна быть чистой и сухой.
Техника безопасности: Сейчас я вам открою маленький секрет настоящих мастеров: при работе с красками нужно быть аккуратными, чтобы не испачкать себя, одежду и работу. Обратите внимание, что кисточка – это предмет острый. Кистью нельзя размахивать во время работы, нельзя поворачиваться друг к другу. Открываем баночки с гуашью, окунаем кисточку в стаканчик и берем краску, немного на кончик, лишнюю убираем об край баночки с краской. Волшебная кисточка готова к работе.
2. Роспись выполняется прямо на деревянной основе, которая грунтуется желтым, красным, черным цветами. Загрунтованная поверхность должна просохнуть в течении часа, поэтому вы вчера загрунтовали поверхности своих досок желтой гуашевой краской.

3. Теперь на разделочной доске тонкими линиями карандашом мы намечаем композицию будущего узора: главное - наметить расположение и размеры основных, самых ярких пятен – цветов, средние детали - это нераспустившиеся бутоны. Они будут связывать крупные детали между собой, а мелкие – веточки, листочки - дополнят нашу композицию. Крупные детали будем наносить широкой кистью – это пятна правильной круглой формы - основа цветка.


4. Теперь между крупными элементами изобразим листочки


5. Поверх светлых пятен наносим тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – это лепестки цветка. .

Вся роспись состоит из элементов: круги - подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи.



6. Заключительный этап росписи - наносим черной и белой краской штрихи и точки. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняем «оживку» самой тонкой кистью.



7. Делаем контур рамки. Покрываем поверхность акриловым лаком. Даём высохнуть 2 часа.
III. Подведение итогов. Рефлексия.
Сегодня вы попробовали себя в роли мастеров декоративно-прикладного искусства. Вы научились расписывать предметы в традиционной технике Городец. Давайте посмотрим, какие замечательные работы у вас получились.
Выставка детских работ


Авторские работы


Городецкую роспись теперь можем узнать:
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.


В России народных художественных промыслов великое множество. Хохлома, Дымка, Городец, Гжель… это названия не только российских сел, но и народных промыслов. Изделия мастеров показывают богатства культурных традиций России, открывают тайны русской души.
«Так живы ли сейчас традиции наших предков?», - спрошу я у вас.
Да! Народные мастера не перевелись, и по-прежнему, радуют нас своим творчеством.
Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Техника рисования Энкаустика. Мастер-класс Рисование витражными красками на CDдиске. Мастер-класс с пошаговыми фото Монотипия Пейзаж. Мастер-класс для детей 6-8 лет поэтапно с фото Отливка и роспись гипсовых мини-барельефов с растительной композицией для начинающих. Пошаговая инст

Похожие статьи:

Урок рисования для младших школьников на тему Осень

Роспись разделочной доски поэтапно

Раскраски «Городецкая роспись» для детей 5-6 лет

Развитие устной и письменной речи младших школьников | Экологический театрализованный праздник для 1 - 4 класса. Сценарий
Опубликовано: 3321 день назад (17 марта 2015)
Просмотров: 36223
+24
Голосов: 24
Комментарии (14)
Татьяна Михайловна Дмитриева # 17 марта 2015 в 09:31 +3
Алла Алексеевна! Очень понравилась Ваша работа! Такая красота! Мастер-класс очень подробный!!! Оформление прекрасное!!! Примите голос!!! Удачи!!!
Алла Алексеевна Кондратьева # 17 марта 2015 в 20:34 +12
Огромное спасибо, Татьяна Михайловна , за первый комментарий!!! Рада, что Вам понравилось smile
Наталья Писарева # 21 марта 2015 в 23:48 +2
Алла Алексеевна!Замечательный мастер-класс, все красиво и подробно оформлено, и видно, какая колоссальная проделана работа!
Оксана Петровна Харина # 26 марта 2015 в 18:47 +2
Алла Алексеевна, Вы грамотно и очень интересно для нас представили свой мастер - класс! Хорошие творческие работы и фотоматериал. Спасибо, премите ГОЛОС!
Наталья Сергеевна Мамонтова # 29 марта 2015 в 07:00 +2
Спасибо за мастер-класс! Теперь ещё и, кроме Матрёшки, попробуем с ребятами доски разделочные расписать!Всё доступно и грамотно!Голос Ваш!
Алла Алексеевна Кондратьева # 29 марта 2015 в 17:34 +11
СПАСИБО ЗА ОЦЕНКУ! Будем возрождать традиции! v
Ираида Анатольевна Толстопятова # 21 апреля 2015 в 19:42 +3
Добрый вечер, Алла Алексеевна. Спасибо за мастер класс, красивые фотографии , хорошая презентация всех росписей и работы у детей получились отличные. Желаю творческих успехов. Голосую!
Светлана Анатольевна Яковлева # 21 апреля 2015 в 21:38 +1
СПАСИБО ВАМ ЗА ИНТЕРЕСНЫЙ И ПОДРОБНЫЙ МАСТЕР КЛАСС! ОЧЕНЬ СОДЕРЖАТЕЛЬНО, УВЛЕКАТЕЛЬНО, ИНТЕРЕСНО! ВЫ МОЛОДЕЦ! С УДОВОЛЬСТВИЕМ ГОЛОСУЮ!!
Светлана Анатольевна Яковлева # 21 апреля 2015 в 21:38 +2
СПАСИБО ВАМ ЗА ИНТЕРЕСНЫЙ И ПОДРОБНЫЙ МАСТЕР КЛАСС! ОЧЕНЬ СОДЕРЖАТЕЛЬНО, УВЛЕКАТЕЛЬНО, ИНТЕРЕСНО! ВЫ МОЛОДЕЦ! С УДОВОЛЬСТВИЕМ ГОЛОСУЮ!!
Алла Алексеевна Кондратьева # 21 апреля 2015 в 22:55 +11
Спасибо, дорогие коллеги за комментарии!
Татьяна Николаевна Дворецкая # 24 апреля 2015 в 21:58 +5
Алла Алексеевна какие чудесные доски. Роспись "Городец" завораживает взгляд. Важно детям прививать любовь и интерес к национальной культуре средствами декоративно-прикладного искусства. Талантливые юные художники! v Браво! Примите мой голос!
Алла Алексеевна Кондратьева # 24 апреля 2015 в 22:23 +12
Татьяна Николаевна!Благодарю за оценку!
Ирина Николаевна Мошенская # 9 декабря 2015 в 20:21 +3
Алла Алексеевна!
Ваша разработка помогла мне при подготовке занятия кружка "Горница". Спасибо. Голосую!
Тамара Ивановна Радченкова # 1 января 2016 в 11:20 +3
Очень красивый и востребованный мастер-класс. Я очень люблю проводить уроки на тему декоративно-прикладного искусства. Благодарю вас за ценную помощь!