Памятка самоанализа современного урока по ФГОС
Самоанализ урока
Педагогическая литература предлагает учителю довольно- таки большое количество разработок для самоанализа своих уроков, но наиболее востребованными по-прежнему являются предложенные корифеями российской педагогической науки, такими как М.М. Поташник, Т.И. Шамова, Т.М. Куриленко, М.И. Махмутов, Ю.А. Конаржевский, А.Н. Иоффе и др., и это несмотря на то, что многие из них появились задолго до введения новых ФГОС.Примерная памятка для самоанализа урока учителем (по М.М. Поташнику)
1. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся? Какие особенности учащихся учтены при планировании данного урока?2. Какое место занимает данный урок в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующее изучение тем, разделов? В чем специфика этого урока? Каков его тип?
3. Какие задачи (образовательные, воспитательные, развивающие) решались на уроке? Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?
4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Правильно ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, проверки домашнего задания и т. д.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли связки между этапами урока?
5. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?
6. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.
7. Какое сочетание форм обучения избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся и почему именно так?
8. Как был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?
9. Как использовался на уроках учебный кабинет? Какие применялись средства обучения? Почему?
10. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение урока?
11. За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера общения? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?
12. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке и при планировании домашней работы рациональное использование времени, предупреждение перегрузки учащихся?
13. Какие методические «ходы» были предусмотрены на случай непредвиденной ситуации?
14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Когда учитель планирует восполнение нереализованного?
Критерии оценки качества урока, предложенные М.М. Поташником, актуальны и в наше время, они позволяют учителю увидить не только положительные моменты, но и обнаружить резервы для улучшения его профессионального мастерства.
В то же время в соответствии с требованиями ФГОС считаю необходимым добавить следующие критерии:
• активизацию;
• здоровьесбережение;
• формирование у учеников предметных, метапредметных (компетентностных) и личностных результатов;
• формирование комуникативных компетенций (работа в парах, группах);
• создание атмосферы сотрудничества, сотворчества.
Рекомендуем посмотреть:
Приём Кластер в начальной школе Восприятие информации. Типы Интерактивные формы обучения на уроках русского языка и литературы Облачные технологии в деятельности педагогаПохожие статьи:
Автор: Вера Антоненко
Опубликовано: 1360 дней назад (2 апреля 2021)
Просмотров: 812
Блог: Блог Веры Антоненко
Рубрика: Современный урок
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (1)
|
||
|