Литературное воспитание детей в семье. Консультация для родителей младших дошкольников
Дети младшего дошкольного возраста и книга
Ранний возраст — первая и важнейшая ступень в развитии литературно образованного человека. От того, какие взаимоотношения между ребенком и книгой возникнут в раннем детстве, зависят его дальнейшие отношения с искусством слова.На третьем году жизни начинает складываться основной, важнейший элемент литературного развития человека — умение воспринимать и осознавать произведения литературы, возникает интерес к книге, появляется определенная начитанность.
Характерной особенностью маленьких детей, отмечаемой педагогами и родителями, является любовь к слушанию потешек, стихотворений, сказок. Дети настойчиво требуют почитать им, склонны к бесконечному повторению знакомых строк. При этом особое тяготение проявляют малыши к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Ребенок спонтанно, инстинктивно тянется к стихам, упивается ими, создает собственные рифмы. По мнению К. Чуковского, рифмотворчество в двухлетнем возрасте — неизбежный этап языкового и литературного развития любого человека.
Задача взрослых состоит в том, чтобы воспользоваться тяготением ребенка к живому слову, к литературе, с тем чтобы воспитать у него устойчивую привычку общения с книгой.
Каковы условия успешного литературного воспитания детей 2—3 лет?
Прежде всего, создание в семье и в дошкольной группе «книжной среды». Организация такой среды предполагает создание атмосферы, активно стимулирующей общение детей с литературными произведениями. Центральная роль здесь принадлежит окружающим детей взрослым людям — начитанным, любящим книгу, стремящимся передать любовь и интерес к ней своим воспитанникам.
Первая литература, с которой знакомится каждый ребенок, — малые формы фольклора (колыбельные песни, пестушки, потешки, перевертыши, игры). Эти произведения называют еще «материнским фольклором», «народной педагогикой», так как они идеально сочетают в себе безукоризненно отточенную временем форму с содержанием — функциональным назначением (усыпить, взбодрить, причесать, порадовать, научить чему-либо), а главное, они идеально соответствуют внутренним потребностям малыша — создают особый эмоциональный мир общения взрослого и ребенка, рассчитаны на совместные действия, сотрудничество.
Большое наслаждение доставляет детям слушание рассказываемых взрослыми народных сказок с простой композицией, ритмическими повторами одних и тех же фраз и слов, знакомыми героями — котом, зайкой, петушком, лягушкой, уточкой...
В репертуар чтения малышей обязательно должны войти замечательные, ставшие классическими произведения отечественных и зарубежных писателей: К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, Л. Толстого, Е. Чарушина, братьев Гримм, Д. Биссета и многих других.
Ребенок, с ранних лет окруженный книгами и людьми, искренне любящими литературу, постоянно читающими, непременно вырастает хорошим читателем.
Рекомендуем посмотреть:
Значение художественной литературы для дошкольников Проект в детском саду в старшей группе по чтению Сценарий развлечения в детском саду в старшей - подготовительной группе на тему: Книга - лучшая игру Опыт работы воспитателя ДОУ. Художественно-эстетическое развитиеПохожие статьи:
← Планирование образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию детей от 3 до 4 лет | Работа музыкального руководителя с родителями в детском саду. Младшая группа →
Автор: Надежда Павловна
Опубликовано: 327 дней назад (1 февраля 2024)
Просмотров: 351
Блог: Блог Надежды Павловны
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!