Игры на тему «Домашние животные» в старшей группе
Упражнения и игры по лексической теме «Домашние животные» для детей старшего дошкольного возраста.
Подвижные игры
КроликиДети стоят друг напротив друга парами. Берутся за руки и опускаются на корточки.
Один из них прыгает вперед, а другой назад. Упражнение выполняется попеременно.
Кошка
Воспитатель медленно читает стихотворение, а дети выполняют движения по тексту.
Осторожно, словно кошка,
До дивана от окошка
На носочках я пройдусь.
Лягу и в кольцо свернусь...
А теперь пора проснуться,
Распрямиться, потянуться.
Я легко с дивана спрыгну,
Спинку я дугою выгну,
А теперь крадусь, как кошка,
Спинку я прогну немножко,
Я из блюдца молочко
Полакаю язычком,
Лапкой грудку и животик
Я помою, словно котик.
И опять свернусь колечком,
Словно кот у теплой печки.
В. Иванова

Воспитатель читает стихотворение, а дети имитируют движения по тексту стихотворения.
Ах, красавец-петушок!
На макушке — гребешок!
А под клювом-то бородка,
Очень гордая походка:
Лапы кверху поднимает,
Важно головой кивает.
Раньше всех петух встает,
Громко на заре поет:
— Ку-ка-ре-ку! Хватит спать!
Всем давно пора вставать!
Домашние птицы (потешка)
Наши уточки с утра — кря-кря-кря!
Кря-кря-кря!
(Дети идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток.)
Наши гуси у пруда — га-га-га!
Га-га-га!
(Идут по кругу, вытянув шеи и отставив руки назад.)
Наши курочки в окно — ко-ко-ко!
Ко-ко-ко!
(Останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам.)
А как Петя-петушок рано-рано поутру
Нам споет: «Ку-ка-ре-ку!»
(Поворачиваются спиной в круг, поднимаются на носочки, отставляют руки назад.)
Коза рогатая (пестушка)
Идет коза рогатая за малыми ребятами.
(Дети идут по кругу, сделав «рожки» из пальцев.)
Кто не ест, кто не спит, забодает, забодает, забодает.
(Останавливаются, поворачиваются лицом друг к другу, «бодаются».)
Н. Нищева «Конь»
Звонко цокают копытца.
(Дети идут по кругу, высоко поднимая колени. )
Конь идет к воде напиться.
Хвост пушистый у коня,
(Останавливаются, показывают правой рукой «хвостик», левой рукой показывают «косичку».)
Как косичка у меня.
В. Стоянов «Кошка»
Вы со мной знакомы близко.
Я — приветливая киска.
(Дети идут по кругу на носочках, крадучись, держа согнутые руки перед грудью.)
Кверху — кисточки на ушках,
Когти спрятаны в подушках.
(Останавливаются, встают лицом в круг, делают «ушки» из ладошек, затем — «когти» из пальчиков.)
В темноте я зорко вижу,
Понапрасну не обижу.
(Вновь идут по кругу крадучись.)
Но дразнить меня опасно —
Я царапаюсь ужасно.
(Опять останавливаются, встают лицом в круг и показывают «когти».)
Хозяюшка (потешка)
Наша-то хозяюшка сметлива была,
(Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
Всем в избе работушку к празднику дала:
Чашечку собачка моет языком.
(Складывают ладони чашечкой, «лижут языком чашечку».)
Хрюшка собирает крошки под окном.
(Приседают, делают ритмичные наклоны головой.)
По столу котище лапою скребет,
(Встают, делают руками движения к себе.)
Половичку козочка веничком метет.
(«Метут» пол.)
Шла коза по лесу
Шла коза по лесу, по лесу, по лесу,
(Дети берутся за руки и, подпрыгивая, бегут по кругу.)
Нашла коза принцессу, принцессу, принцессу.
— Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
(Все останавливаются и прыгают на месте.)
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
(Выполняют движения по тексту.)
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем,
И головкой потрясем — и сначала все начнем...
Лошадки
Все участники игры делятся на тройки, в каждой «кучер» и две «лошадки». Водящий по ходу игры подает различные команды; «лошадки» их выполняют, а «кучер» управляет и внимательно смотрит, точно ли они выполняют движения.
«Лошадки» идут шагом, бегут галопом по кругу, поворачивают направо, налево и т.д.
На слова «Найдите своего кучера!» они, как можно быстрее, находят его. При повторении игры «кучер» в каждой тройке меняется.
«Лошадки» должны точно выполнять все команды. «Кучер», чьи «лошадки» ошибаются, получает штраф — к его «вожжам» (скакалкам) привязывают синюю ленточку.
Самая трудная в этой игре — роль водящего, который придумывает различные движения для «лошадок». Поэтому, когда игра проводится впервые, роль водящего выполняет воспитатель. В конце игры, чтобы тройки собрались вместе, можно дать новое задание: «Кучер, найди своих лошадок!»
Игра заканчивается, как только в тройке все играющие побудут «кучером». В конце игры выбирается лучшая тройка.
Смелые мышки
Дети встают на стулья. Воспитатель проводит две черты перпендикулярно ряду стульев (расстояние между ними равно примерно 20 шагам), сбоку ставит стул для ловишки — «кота».
Дети садятся на стулья. Из них выбираются 5—6 человек, «смелые мышки», и один ребенок — «кот».
«Мышки» становятся у черты, а «кот» занимает место на своем стуле. С началом стихотворного текста, который воспитатель произносит вместе с детьми, мышки делают несколько шагов по направлению ко второй черте.
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
(«Мыши» осторожно подкрадываются и останавливаются примерно на середине между двумя чертами.)
Раз, два, три, четыре —
Мыши дернули за гири.
(Дети-зрители хлопают в ладоши, а «мыши» делают движения руками, будто дергают
за гири.)
Вдруг раздался страшный звон!
(Воспитатель и дети-зрители произносят: «Бом-бом-бом!»)
Убежали мышки вон!
(«Мыши» убегают, а кот их ловит.)
Спасаться от «кота» «мышки» могут за любой чертой, двигаясь назад или вперед. «Кот» ловит их только в пространстве между двумя чертами. Пойманными считаются те «мыши», до которых дотронулся «кот». Дети-зрители, выполняющие роль жюри, вместе с воспитателем отмечают, какие «мыши» были смелыми, какие — трусливыми, кого поймал «кот», ловкий ли он, не нарушили ли «кот» и «мыши» правила игры.
После этого назначаются новые «мыши» и «кот», и игра повторяется.
Кони
Воспитатель читает стихотворение, дети стоят, образуя круг, один ребенок — в центре. Дети скачут по кругу, высоко поднимая колени.
Скачет конь наш, чок-чок-чок!
Слышен топот быстрых ног.
Тпррру-у-у!
«Кони» останавливаются.
Воспитатель предлагает ребенку, стоящему внутри круга, посмотреть, какие красивые «кони», и выбрать того из них, который ему понравился больше всего. Выбрав «коня», игрок занимает его место в хороводе, а тот, кого он выбрал, выходит в центр круга. Дети снова берутся за руки, и игра повторяется.
Кот и мыши
Роль «кота» можно предложить любому ребенку по желанию, остальные дети — «мыши». Воспитатель читает стихотворение. «Кот» просыпается и пытается поймать «мышей».
Тише, мыши, тише, мыши!
Кот сидит на нашей крыше!
Мышка, мышка, берегись
И коту не попадись!
Петушок
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
(Дети шагают, высоко поднимая колени, машут руками-«крыльями».)
Масляна головушка,
(Приставляют к голове правую ладонь с расставленными пальцами, левой рукой гладят себя по голове.)
Шелкова бородушка,
(Правой рукой гладят воображаемую бородку.)
Что ты рано встаешь,
(Грозят пальцем, складывают две ладони вместе и приставляют к щеке.)
Деткам спать не даешь?
На полянке у реки
(Дети выполняют шаги с высоко поднятыми коленями и плавными взмахами рук-крыльев.)
Петушки гуляли,
На полянке у реки
(Приседают на корточки.)
Зернышки клевали.
(Указательными пальцами ритмично касаются пола.)
Цып-цып-цып-цып-цып,
Зернышки клевали.
(Наклоняются вперед с отведенными назад руками.)
И водицей ключевой
Горло полоскали.
(Выпрямляются, подбородок поднимают вверх.)
Нагулялись петушки,
Крылышки устали.
(Обхватывают щеки руками, качают головой, опускают расслабленные руки, слегка покачивают ими.)
Ах-ах, крылышки устали.
Ночь настала, спать пора, баю-баю-баю.
(Приседают на корточки.)
Спать ложатся петушки,
Глазки закрывают.
(Ладошки кладут под щеку, закрывают глаза.)
Лошадка
Веселая лошадка по полю гуляла,
(Дети выполняют прямой галоп, руки на поясе.)
По полю гуляла, весело скакала.
Вдруг наша лошадка подкову потеряла.
(Останавливаются, удивленно разводя руками, опускают голову.)
Грустной стала лошадка —
(Делают грустное выражение лица.)
Ей подкову очень жалко.
Подкуем лошадку снова,
(Стучат кулаком по пятке.)
Хороша теперь подкова!
Веселая лошадка по полю гуляла,
(Выполняют прямой галоп, руки на поясе.)
По полю гуляла, весело скакала.
Театрализованные игры
От топота копыт пыль по полю летитДети проговаривают скороговорку с различной силой голоса (тихо, громче, громко) и интонацией (удивленно, восхищенно, возмущенно).
Воспитатель спрашивает у детей: «А из-под чьих копыт может лететь пыль?» Дети отвечают: из-под копыт лошадей, коров, овец, коз. Воспитатель отмечает, что это все домашние животные, и у них есть детеныши: у коровы — телята, у козы — козлята и т.д. Просит изобразить, какие звуки они издают.
Мы везем с собой кота
Воспитатель вносит в группу игрушечного кота и произносит четко и медленно чистоговорку.
Загудел паровоз и вагончики повез:
Ту-ту-ту, та-та-та, мы везем с собой кота.
Дети берут в руки кота и повторяют чистоговорку.
Театр зверей
Дети подражают движениям разных животных.
Кошечка
Встать на четвереньки, вытянуть правую «лапу» вперед, опереться на нее, подтянуть заднюю «лапу». Затем то же левой рукой и ногой. Прогнуться.
Петушок
Шагать, высоко поднимая колени, хлопая руками-«крыльями» по бокам. Голова высоко поднята.
Лошадка
Лошадка бьет копытом — поднимать и опускать ногу, скользя носком по полу вперед-назад. Затем скакать приставным галопом. Бежать, высоко поднимая согнутые в коленях ноги. Голова поднята, корпус прямой.
Кошкин дом
Воспитатель читает детям отрывок из сказки С. Маршака «Кошкин дом». Дети разыгрывают его и по возможности договаривают фразы. Желательно подготовить маски и необходимый реквизит.
Веселые животные
Воспитатель обращается к детям: «Вы ребята-жеребята?» Дети отвечают утвердительно и скачут под музыку, подражая жеребятам. Воспитатель спрашивает: «Вы ребята-телята?» Дети «мычат» и под музыку подпрыгивают, изображая телят. Воспитатель вновь обращается к детям: «Вы ребята-козлята?» Дети отвечают «Да» и, наклонив вперед головы и глядя исподлобья, произносят: «Мее-е...», изображая козлят. Затем воспитатель спрашивает: «Вы ребята-поросята?» Дети «хрюкают» и изображают веселых поросят.
Хозяйка и кот
После разучивания стихотворения дети делятся на пары и, используя шапочки-маски, детали костюмов, разыгрывают минисценку.
Хозяйка. Почему ты черен, кот?
Кот. Лазал ночью в дымоход.
Хозяйка. Почему сейчас ты бел?
Кот. Из горшка сметану ел.
Хозяйка. Почему ты серым стал?
Кот. Меня пес в пыли валял.
Хозяйка. Так какого же ты цвета?
Кот. Я и сам не знаю это!
Кот-хвастун
Дети разыгрывают сценку.
— Кто нитку прядет?
— Кто, кто — кот!
— А ткань кто ткет?
— Кто, кто — кот!
— А кто куртку шьет?
— Кто, кто — кот!
— А кто из кладовки сметанку крадет?
Молчит кот. Только облизывает рот.
Воспитатель обращает внимание на то, с какой интонацией дети произносят фразу: «Кто, кто — кот!», напоминая о том, что это не просто кот, а кот-хвастун.
И. Жуков «Киска»
Хозяйка. Здравствуй, Киска, как дела? Почему от нас ушла?
Киска. Не могу я с вами жить, хвостик негде положить!
Ходите, зеваете, на хвостик наступаете!
Дети разучивают стихотворение дома. Затем на занятии они разыгрывают ситуацию в паре, импровизируя, используют различные интонации. Например, воспитатель ставит задачу: «Хозяйка рада, что нашла Киску», или: «Киска относится к Хозяйке с пренебрежением», или «Киска обижена на Хозяйку и очень рада, что ушла из дома». Взаимоотношения героев могут быть различными. Дети в парах представляет свою вариацию.
Котенок
Дети стоят в кругу. Воспитатель складывает ладони перед собой и говорит: «Ребята, посмотрите, у меня в руках маленький котенок. Он совсем слабый и беспомощный. Каждому из вас я дам его подержать, а вы его погладьте, приласкайте, только осторожно и скажите ему добрые слова». Воспитатель передает воображаемого котенка и наводящими вопросами помогает дошкольникам найти нужные слова и движения.
Веселые превращения
В инсценировке стихотворения участвуют все дети и ведущий (воспитатель). Участникам предлагается выбрать шапочки-маски и элементы костюмов.
Воспитатель.
Кони, кони, как живете?
Кони, кони, что жуете?
Кони. Хорошо пока живем,
На лугу траву жуем.
Воспитатель.
Куры, куры, как живете?
Куры, куры, что жуете?
Куры. Хорошо пока живем,
Но, простите, не жуем,
Мы клюем проворно
На дорогах зерна.
Воспитатель.
Козы, козы, как живете?
Козы, козы, что клюете?
Козы.
Хорошо пока живем,
Но, простите, не клюем,
А дерем мы поутру
С молодых осин кору.
Воспитатель.
Как вы, кролики, живете?
Что вы, кролики, дерете?
Кролики.
Хорошо пока живем,
Но, простите, не дерем,
А грызем мы ловко
Свежую морковку.
Воспитатель.
Вы, котята, как живете?
Вы, котята, что грызете?
Котята.
Хорошо пока живем,
Но, простите, не грызем,
Пьем мы понемножку
Молоко из плошки.
В. Степанов, В. Семернин
Эту игру можно проводить несколько раз. Дети меняются ролями, ведущим может быть и ребенок.
Физкультминутки
Как петух в печи (потешка)Как петух в печи пироги печет,
(Дети «пекут пироги», то одна рука сверху, то другая.)
Кошка на окошке рубашку шьет,
(«Шьют».)
Поросенок в ступе горох толчет,
(Стучат кулаками друг о друга.)
Конь у крыльца да в копытца бьет,
(Стучат кулаками по коленям.)
Да в копытца бьет, хозяина зовет:
«И-го-го!»
(Топают ногами, «натягивают вожжи».)
Мышка и кошка
— Пи-пи-пи, — пищала мышка.
(Ритмично щелкают пальцами.)
— Кошка на охоту вышла!
Мне так страшно, трепещу,
Щу-щу-щу, щу-щу-щу.
(Ритмично постукивают по плечам скрещенными на груди руками.)
Норку я свою ищу,
Щу-щу-щу, щу-щу-щу.
(Ритмично притопывают ногами.)
Кошка притворилась доброй.
— Мур-мур-мур, — она поет.
(Ритмично поглаживают одну руку о другую.)
— Нет-нет-нет, пищит мышонок,
К кошке в лапы не пойдет!
(Ритмично покачивают головой.)
Поросята-трусишки
Мама-свинка волновалась:
(Дети ритмично кивают головой.)
— Хрю-хрю-хрю-хрю,
хрю-хрю-хрю-хрю,
Где же детки-поросята?
Ну-ка, в луже посмотрю.
Вдруг услышала детишек:
— И-и-и-и, и-и-и-и!
(Ритмично похлопывают по ногам, шагают на месте.)
К маме детки прибежали —
Вместе в луже все ныряли.
Гуси-гусенята
Гуси-гусенята — дружные ребята.
Ходят весело гуськом без сапожек, босиком.
(Дети ходят на пятках с наклоненным корпусом и отведенными назад руками, шея вытянута.)
Лапками затопали, топ-топ-топ,
(Топают ногами.)
Крыльями захлопали, хлоп-хлоп-хлоп.
(Хлопают ладошками за спиной.)
Дети ходят ножками, топ-топ-топ,
(Выпрямляются, шагают, маршируя.)
Хлопают ладошками, хлоп-хлоп-хлоп.
(Хлопают в ладоши перед собой.)
Утка
На своих коротких ножках
(Дети ставят ноги на ширину плеч, ходят вперевалочку, руки опущены, кисти обращены вверх.)
Ходит утка по дорожке,
Вперевалочку похаживает,
Куцым хвостиком помахивает.
(Имитируют помахивание хвостиком.)
Утка плавать мастерица,
Доберется до водицы,
Ловко лапками гребет,
(Имитируют руками плавательные движения.)
По воде легко плывет.
Котята
Гуляют котятки, мягкие лапки,
(Дети ходят мягким шагом, имитируют руками лапки.)
Тихонько ступают, мышек не пугают.
Котятки погуляли, немножко устали,
(Останавливаются, ложатся на ковер, расслабляются.)
Спать легли котятки, спрятали царапки.
Упражнения на развитие мелкой моторики
Собака и кошкаУ собаки острый носик,
(Дети ставят правую ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный, средний и безымянный—вместе, попеременно опускают и поднимают мизинец.)
Есть и шейка, есть и хвостик.
У кошки ушки на макушке,
(Средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты вверх.)
Чтоб лучше слышать мышь в норушке.
Домашние животные
Дети поочередно показывают пальцы сначала на одной руке, затем — на другой, начиная с больших.
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я довольна своими ребятами!
Кони
— Кони, на старт!
(Дети кладут руки на стол ладонями вниз.)
— Поскакали!
(Стучат ладонями по столу, имитируя стук копыт.)
— По травке!
(Поглаживают стол, проводя поочередно левой и правой ладонью по направлению к себе.)
— По песочку!
(Потирают одну ладонь о другую.)
— По камушкам!
(Стучат по столу ногтями.)
— По мостовой!
(Стучат по столу кулаками.)
— По болотцу!
(Массирующими движениями стучат по щечкам.)
— По топкому болотцу!
(Причмокивают.)
— Прискакали!
(Сильно ударяют ладонями по столу.)
Буренушка
Дай молока, Буренушка,
(Дети «доят корову».)
Хоть капельку — на донышке.
Ждут меня котятки,
(Делают мордочки из пальцев.)
Малые ребятки.
Дай им сливок ложечку,
(Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с мизинцев, на каждое название молочного продукта.)
Творогу немножечко,
Масла, простоквашки,
Молока для кашки.
Всем дает здоровье молоко коровье!
(Снова «доят» корову.)

Котенок мамочку зовет:
— Мяу-мяу, мяу-мяу.
(Дети ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук.)
Он не напился молока:
— Мало-мало, мало-мало.
(Скрещивают пальцы рук и поднимают пальцы.)
Покормит мама молочком:
— Мур-мур-мур, мур-мур-мур.
(Ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой.)
Свернется маленьким клубком:
— Ур-ур-ур, ур-ур-ур.
(Ритмично потирают кулак о кулак.)
Потом с клубочком поиграет,
Цап-цап-цап, цап-цап-цап.
(Ритмично сжимают и разжимают пальцы рук.)
И нитку быстро размотает,
Ап-ап-ап, ап-ап-ап.
(Делают ритмичные круговые движения указательных пальцев вокруг друг друга.)
Смелые гуси
Шли на речку важно гуси,
(Дети тесно смыкают четыре пальца одной руки и ритмично соединяют их с большим пальцем, «клюв».)
Говорили: «Га-га-га,
Кто захочет нас обидеть,
Не забудет никогда!
Ш-ш-ш, — шипим мы грозно, —
(Ритмично вытягивают шею, прищипывают пальцами одной руки каждый палец другой.)
Больно щиплемся, беги!
Крыльями захлопать можем,
(Ритмично похлопывают руками по бокам, потопывают.)
Мимо нас ты проходи!»
Рекомендуем посмотреть:




Похожие статьи:
Игры страшилки для детей 5-6 лет
Игры молчанки для детей 4-6 лет
← Развивающие игры и упражнения на тему «Осень» для детей старшей – подготовительной группы | Игры на тему «Дикие животные» в старшей группе →
![]() |
Автор: Надежда Павловна
Опубликовано: 4 дня назад (29 марта 2025)
Просмотров: 217
Блог: Блог Надежды Павловны
Рубрика: Игры в детском саду
|
+5↑ Голосов: 5 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!