Развивающие игры и упражнения на тему «Осень» для детей старшей – подготовительной группы
Упражнения, игры по лексической теме «Осень» для детей старшего дошкольного возраста
Серия упражнений, физкультминутки на осеннюю тему для старших дошкольников. Материал адресован педагогам ДОУ, родителям старших дошкольников.
Подвижные игры
ТропинкаДанная игра активизирует воображение детей и положительные эмоции.
Все дети выстраиваются и идут «змейкой» по воображаемой тропинке. По команде воспитателя они проходят воображаемые препятствия. Например: «Спокойно идем по тропинке... Вокруг деревья, кусты, зеленая травка... Поют птицы... Шелестят опавшие листья... Вдруг на тропинке появилась лужа... Одна... Вторая... Перепрыгиваем через них!.. Снова идем спокойно... Перед нами ручей, а через него перекинут мостик с перилами... Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку! Раз... Два... Три... Четыре... Вот перешли болото. Снова идем спокойно... Пред нами овраг, а через него перекинуто бревно. Переходим овраг по бревну... Осторожно!.. Наконец-то перешли! Идем спокойно... Но что это!? Тропинка вдруг стала липкой от размокшей глины, ноги так и прилипают к ней!.. Еле-еле отдираем ноги от земли, а теперь перед нами лежит огромное дерево! Ветки во все стороны!... Перелезаем через упавшее дерево... Вот мы и пришли! Молодцы!»
Орешек
Играющие, разделившись на две команды, усаживаются по обе стороны стола. Каждая команда выбирает капитана.
Капитан команды, начинающий игру, получает орешек (или любой другой небольшой предмет) и, пряча руки под столом, передает его кому-нибудь из игроков, тот передает дальше, и так орешек переходит в руки то в одном, то в другом направлении. Неожиданно капитан второй команды громко объявляет: «Внимание, руки на стол!» По этой команде все должны положить руки на стол ладонями вниз, в том числе и тот, у которого в этот момент окажется орешек.
Капитан пытается угадать (по звуку, положению рук, выражению лица и т.п.), у кого находится орешек. Он может учитывать наблюдения и мнения членов своей команды. По его приказу любой игрок должен поднять руки. Если под ними окажется орешек, его команда выигрывает очко. Капитан забирает орешек себе, и команды меняются ролями. Если же орешек обнаружить не удастся, его повторно прячет команда, начинавшая игру.
Шишки, желуди, грибы
В игре участвуют две команды по 5—6 человек. В руках у первых игроков пустые корзинки. В обручах по ходу движения разложены шишки, желуди, грибы. Дети бегут и из каждого обруча берут по одному предмету. Возвращаются, передают корзину следующему участнику и т.д. Побеждает команда, которая быстрее наполнит корзину.
Лужи
Дети бегут друг за другом, на удар бубна делают прыжок на двух ногах вперед («перепрыгивают через лужу»).
Прогулка в осенний лес
Дети вместе с воспитателем под музыку «змейкой» идут по воображаемой тропинке.
В лес отправимся гулять,
будем весело шагать.
(Дети маршируют.)
По тропиночке пойдем
друг за дружкою гуськом.
(Ходят «змейкой» между «деревьями».)
На носочки встали
и к лесу побежали.
(Бегут на носочках.)
Ноги выше поднимаем,
На кочки мы не наступаем.
(Ходят, высоко поднимая колени.)
И снова по дорожке
мы весело шагаем.
(Маршируют.)
По извилистой тропинке
мы пришли в осенний лес.
Посмотрите, посмотрите,
сколько же вокруг чудес!
Здравствуй, осень! Здравствуй, лес!
Мы попали в край чудес!
С. Погорельский
Педагог предлагает детям повторить слова: «Здравствуй, осень! Здравствуй, лес!» — с приветственной интонацией, меняя силу голоса.
Зонт
Любим мы ходить по лужам,
(Дети плотной группой идут, высоко поднимая колени, перешагивая через воображаемые лужи.)
И с дождем мы тоже дружим.
Под зонтом гулять пойдем,
Все мы лужи обойдем!
Ой-ой-ой, ой-ой-ой!
К нам пришел Волшебник злой.
Он руками помахал,
(Дети останавливаются, поднимают руки вверх, и каждый придумывает, каким деревом он стал.)
Всех детей заколдовал.
Дети руки вверх подняли
И деревьями вдруг стали!
Перелет птиц
Птички начали спускаться,
(Дети двигаются по группе, имитируя полет птиц.)
На поляне все садятся.
(Садятся в глубокий присед и удерживают положение несколько секунд.)
Предстоит им долгий путь,
(Встают и машут руками-«крыльями».)
Надо птичкам отдохнуть.
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много.
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора!
(Садятся в глубокий присед.)
Отлет птиц
— Гуси, утки!
(Дети сгибают руки в локтях, сжав пальцы в кулаки.)
— Кря-кря-кря!
(Поднимают и опускают локти.)
— Летим в теплые края!
Будем крыльями махать,
(Делают легкие взмахи руками.)
Будем крылья разминать.
Правым крылом взмахнем,
(Поднимают и опускают правую руку, левую руку.)
Левым взмахнем потом.
(Поднимают и опускают левую руку.)
Поворот направо:
(Поворачиваются направо, кланяются.)
— До свиданья, зайка!
Поворот налево:
(Поворачиваются налево, кланяются.)
— До свиданья, белка!
Летим вперед за вожаком
(Бегут на носках по кругу, кружатся.)
И покружимся потом.
Повернулись кругом:
(Поворачиваются на 360°, машут рукой.)
— До свиданья, милый дом!
Вперед полетели,
А как устали — сели.
(Бегут по кругу, приседают.)
Театрализованные игры
Представьте себеВоспитатель просит детей представить, что стало очень холодно. Дети ежатся, потирают руки, сжимаются в комочек, греют нос, притопывают ногами. Затем они представляют, что подул холодный, порывистый осенний ветер и отворачиваются от воображаемого ветра. Дети выполняют движения с проговариванием:
Воспитатель просит представить, что начался сильный дождь. Он раскрывает воображаемый зонт, собирает дошкольников в плотную группу. Все перемещаются по группе. Дети вместе с воспитателем перепрыгивают через воображаемые лужи. Затем дети представляют, что выглянуло солнышко. Они закрывают глаза, воображают, что солнечный зайчик пробежал по лицу, гладят лоб, нос, щеки, подбородок.
Ветер тихо клен качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз — наклон и два наклон,
Зашумел листвою клен.
Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.
Физкультминутки
ОсеньюВдруг закрыли небо тучи,
(Дети встают на носочках, поднимают вверх перекрещенные руки.)
Начал капать дождь колючий.
Долго дождик будет плакать,
(Прыгают на носочках, держа руки на поясе.)
Разведет повсюду слякоть.
(Приседают, руки на поясе.)
Грязь и лужи на дороге,
(Идут по кругу, высоко поднимая колени.)
Поднимай повыше ноги.
Ветер
Ветер дует нам в лицо,
(Дети раскачиваются из стороны в сторону.)
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
(Приседают.)
Деревцо все выше, выше.
(Выпрямляются.)
Ветер веет над полями
Ветер веет над полями,
И качается трава.
(Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
(Потягиваются, поднимают руки вверх.)
Словно белая гора.
Ветер пыль над полем носит,
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперед,
(Наклоняются вправо-влево, взад-вперед.)
А потом наоборот.
Мы взбираемся на холм,
(Ходят на месте.)
Там немного отдохнем.
(Садятся.)
Дождь
Дождь! Дождь! Надо нам
(Дети шагают на месте.)
Расходиться по домам!
Гром! Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник для лягушек!
(Прыгают на месте.)
Град! Град! Сыплет град,
Все под крышами сидят.
(Приседают, хлопают в ладоши.)
Только мой братишка в луже
(Шагают на месте.)
Ловит рыбу нам на ужин.
Во дворе стоит сосна
Во дворе стоит сосна,
к небу тянется она.
(Стоя на одной ноге, дети потягиваются — руки вверх, потом тоже с другой ноги.)
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
Ветер сильный налетал,
все деревья раскачал.
(Наклоняют корпус вперед-назад.)
Ветки гнутся взад-вперед,
ветер их качает, гнет.
(Делают рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать —
раз, два, три, четыре, пять!
(Приседают.)
Мы размялись от души
и на место вновь спешим!
(Садятся на место.)
Выросли деревья в поле
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!
(Дети потягиваются — разводят руки в стороны.)
Каждое старается —
К небу, к солнцу тянется!
(Потягиваются — разводят руки вверх.)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки,
(Машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли!
(Наклоняются вперед.)
Вправо-влево, взад-вперед —
Так деревья ветер гнет!
(Наклоняются вправо-влево, вперед-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
(Вращают туловищем.)
Да когда же отдых будет?
Листопад
Руки вверх поднимем,
(Дети становятся в круг и идут.)
Покружимся слегка.
(Поднимают руки вверх, кружатся.)
И подбросим листья
(«Подбрасывают листья».)
Вверх под облака.
Ветер
Ветерок листвой шумит:
шу-шу-шу, шу-шу-шу.
(Дети ритмично потирают ладони.)
В трубах громко он гудит:
у-у-у, у-у-у.
(Ритмично хлопают над головой.)
Поднимает пыль столбом,
бом-бом-бом, бом-бом-бом.
(Ритмично топают ногами.)
Дует он везде, кругом,
гом-гом-гом, гом-гом-гом.
(Ритмично переступая, поворачиваются вокруг себя.)
Может вызвать бурю он,
страх-страх, страх-страх!
(Разводят руки в стороны и вращают ими.)
Не удержится и слон, ах-ах, ах-ах.
(Ритмично покачивают головой.)
Осенние листья
Опустел скворечник.
Улетели птицы.
(Дети машут руками, как крыльями.)
Листьям на деревьях
тоже не сидится.
(Кружатся на месте и приседают.)
Целый день сегодня
все летят, летят...
(Кружатся, как опавшие осенние листья.)
Видно, тоже в Африку
улететь хотят.
Н. Нищева «Листья»
Листья осенние тихо кружатся,
(Дети кружатся на носочках, расставив руки в стороны, приседают.)
Листья нам под ноги тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят,
(Делают движения руками вправо-влево, кружатся на носочках.)
Будто опять закружиться хотят.
Е. Головин «Осень»
Осень. По утрам морозы.
(Дети встают на носочки и поднимают руки вверх, а потом приседают. )
В рощах желтый листопад.
(Кружатся на носочках, руки на поясе.)
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
(Приседают, делают плавные движения руками перед собой вправо-влево.)
В лужах лед прозрачно-синий.
(Бегут по кругу на носочках. )
На листочках белый иней.
(Останавливаются, приседают.)
М. Ивенсен «Скворушка прощается»
Осень, непогодушка,
(Дети, подняв руки вверх, раскачивают ими из стороны в сторону, кружатся.)
Тополь пожелтел,
Вдруг на ветке скворушка
Песенку запел.
(Смотрят вверх.)
Ветка чуть качается,
Дождик не кончается.
(Машут кистями рук.)
С нами старый скворушка
До весны прощается.
(Плавно машут вытянутой правой рукой.)
В путь-дорогу дальнюю
Скворушке лететь.
(Плавно машут руками, как крыльями.)
Песенку прощальную
Как ему не спеть!
Упражнения на развитие мелкой моторики
Дождик, лей! (закличка)Дети читают закличку, сопровождая речь движениями.
Дождик, лей, лей, лей
(Дети, стоя, поднимают руки вверх и встряхивают кистями.)
На меня и на людей.
(Прижимают ладони к груди, протягивают ладони вперед.)
Сядем мы под грушкой
(Садятся.)
И накроемся подушкой.
(Кладут ладони на голову.)
И. Михайлова «Художница Осень»
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья —
(Держа в руках воображаемую кисть, дети «красят листья» движениями вверх-вниз.)
Красный, желтый, золотой,
Как хорош ты, лист цветной!
А ветер щеки толстые
Надул, надул, надул.
И на деревья пестрые
Подул, подул, подул!
(Дети делают глубокий вдох, надувают щеки и с силой выпускают воздух через сомкнутые губы.)
Красный, желтый, золотой,
Облетел весь лист цветной.
Как обидно, как обидно,
(Подняв руки вверх, дети качаются из стороны в сторону, постепенно приседая и опуская руки.)
Листьев нет - лишь ветки видно!
Осень к нам пришла (чистоговорка)
Ла-ла-ла — осень к нам пришла.
(Дети хлопают в ладоши.)
Ул-ул-ул — ветерок подул.
(Ритмично вытягивают руки вперед, раздвинув пальцы, и прижимают их к груди, сжимая пальцы в кулаки.)
Ила-ила-ила — листва в воздухе кружила.
(Вращают кистями поднятых вверх рук.)
Али-али-али — все мы осень ждали.
(Делают скользящие хлопки «тарелочки»).
Красная рябина (чистоговорка)
Ина-ина-ина — вот красная рябина.
(Дети сжимают и разжимают пальцы, согнув руки перед грудью.)
Ину-ину-ину — я сорву рябину.
(Сжимают и разжимают пальцы, подняв руки.)
Не-не-не — подойди ко мне!
(«Манят» руками к себе.)
На-на-на — рябина вкусна!
(Протягивают ладони вперед.)
Орешки
Дети поочередно прикасаются к большому пальцу указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем.
Решки, решки, щелкаем орешки,
Щелкаем орешки, сидя на тележке.
Здравствуй!
Здравствуй, солнце золотое!
(Дети по очереди «здороваются» пальцами правой руки с пальцами левой, похлопывая кончиками, начиная с больших пальцев.)
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
(Переплетают пальцы в «замок» и поднимают руки над головой.)
Всех я вас приветствую!
Н. Нищева «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять,
(Дети загибают пальцы на обеих руках, начиная с больших.)
Будем листья собирать.
(Ритмично сжимают и разжимают кулаки.)
Листья березы,
(Вновь загибают пальцы, начиная с больших.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба
Мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
(Приседают, «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук.)
Поздняя осень
Солнышко греет уже еле-еле;
(Дети поочередно, начиная с больших, соединяют пальцы обеих рук на каждую примету.)
Перелетные птицы на юг улетели;
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля.
Река покрывается льдом в ноябре.
(Сжимают руки «в замок».)
Поздняя осень стоит на дворе.
(Разводят руками перед собой.)
Перелетные птицы
Тили-тели, тили-тели — на юг птицы улетели!
(Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.)
Улетел от нас скворушка — серенькое перышко.
Жаворонок, соловей торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
(Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.)
Аист, ласточка и чиж!
Рекомендуем посмотреть:




Похожие статьи:
Игры по развитию речи на тему «Осень» для детей старшей – подготовительной группы
Сценарий осенней конкурсной игровой программы для детей дошкольников 6-7 лет
← Развивающие игры для детей старшей группы на тему: «Игрушки» | Игры на тему «Домашние животные» в старшей группе →
![]() |
Автор: Надежда Павловна
Опубликовано: 4 дня назад (28 марта 2025)
Просмотров: 191
Блог: Блог Надежды Павловны
Рубрика: Без рубрики
|
+5↑ Голосов: 5 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!