Игры по развитию речи на тему «Осень» для детей старшей – подготовительной группы
Игры и игровые упражнения на развитие речи на тему «Весна» для старших дошкольников 5-7 лет
Игры и упражнения на обогащение словаря, развитие связной речи и словообразование на осеннюю тему для детей 5-7 лет
• «Скажи какого цвета»
Задачи:
— упражнять в различении цветов и оттенков;
— закреплять навык согласования прилагательных с существительными;
— развивать связную речь.
Оборудование: овощи, фрукты и ягоды или их муляжи, игрушечные продукты питания, набор картонных флажков-символов разных цветов и оттенков.
Ход игры
Дети сидят вокруг большого стола.
Логопед показывает помидор.
Логопед. Что это?
Дети. Помидор.
Логопед. Какого цвета помидор?
Дети. Помидор красный.
Затем логопед предлагает выбрать из лежащих на подносе флажков нужный по цвету и положить рядом с помидором.
И т.д.
Логопед. А теперь я предлагаю составить предложение, в котором есть противопоставление. Например: «Морковь оранжевая, а баклажан фиолетовый. Яблоко желтое, а груша зеленая».
Дети выполняют задание.
И т.д.
• «Осень»
Задачи:
— формировать навык подбора однородных определений и сказуемых к словам осень и дождь, умение согласовывать их с существительными;
— обогащать словарный запас прилагательными, лексику по теме «Осень» глаголами несовершенного вида настоящего времени.
Ход игры
Логопед предлагает подобрать к существительным подходящие по смыслу слова-признаки и слова-действия. Дети выполняют задание.
Осень (какая?) — ... (пасмурная, хмурая, дождливая, золотая, красивая, разноцветная, пестрая, ранняя, поздняя, урожайная, печальная, унылая, грустная, ненастная, холодная, теплая, листопадная...).
Осень (что делает?) — ... (приближается, готовится, наступила, окрасила, надела, золотит, украшает, заволакивает туманами, укрывает листьями, обрывает листья, запасает грибы и ягоды, пугает похолоданиями, расцвечивает леса, навевает грусть...).
Логопед. Дождь — частое природное явление, происходящее осенью. Он не всегда приятен человеку, особенно в холодное время года. Но дождь очень полезен для природы. Он очищает воздух, насыщает почву влагой и питает растения. Нужно помнить, что в холодный осенний дождь можно промокнуть, простудиться и заболеть. В дождливую погоду нужно брать с собой зонт и носить непромокаемую обувь.
Дождь (какой?) — ... (тихий, ласковый, теплый, летний, вялый, слепой, мелкий, радостный, светлый, сияющий, моросящий, проливной, шумный, ливневый, осенний...).
Дождь (что делает?) — ... (начинается, идет, брызгает, моросит, льет, поливает, стучит, барабанит, пугает, шлепает, сеет, капает, шумит...).
• «Осенние слова»
Задачи:
— закреплять знания по лексической теме «Осень»;
— обогащать словарный запас «осенними» словами, словосочетаниями;
— развивать словесно-логическое мышление, память, связную
Ход игры
Логопед предлагает детям перечислить слова и словосочетания, связанные с осенью, которые помогут при назывании осенних примет и составлении рассказов об этом времени года.
Дети выполняют задание.
• «Печем хлеб»
Задача: совершенствовать навык словообразования при образовании относительных прилагательных.
Оборудование: натуральные хлебные продукты и колосья злаков или их изображения.
Ход игры
Логопед. В конце лета и в пору ранней осени на полях нашего края собирают урожай зерновых и злаковых культур — рожь, пшеницу, овес. Также собирают, обмолачивают и другие злаки и зерно, которые мы употребляем в пищу в виде супов, каш и т.д. Крупами кормят домашних животных и их детенышей, домашних птиц. Образуйте прилагательные, характеризующие хлеб и хлебобулочные изделия.
Дети выполняют задание.
Хлеб из пшеницы — ... (пшеничный).
Хлеб изо ржи — ... (ржаной).
Булочки с добавлением гречневой муки — ... (гречневые). И т.д.
А теперь образуйте название хлеба от названий городов. Дети выполняют задание.
Хлеб, который пекли в Бородино, — ... (бородинский).
Хлеб, который пекут в Риге, — ... (рижский).
Хлеб, который пекут в столице, — ... (столичный).
И т.д.
Образуйте название хлеба от других слов.
Дети выполняют задание.
Хлеб, который пекут крестьяне, — ... (крестьянский).
Хлеб, который пекут без дрожжей, — ... (бездрожжевой).
И т.д.
• «Сварим кашу»
Задачи:
— формировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни; представления об основных условиях и способах укрепления здоровья;
— расширять представления о каше как обязательном компоненте ежедневного рациона, об ассортименте каш, о том, из каких круп можно их сварить.
Оборудование: контейнеры с крупами, картинки с изображением злаковых растений и круп.
Ход игры
Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о правильном питании. Есть такое выражение: «Правильное питание — залог крепкого здоровья». Отгадайте загадку:
Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться? (Каша.)
Каша — старинное русское блюдо. Русские люди употребляют в пищу каши с давних времен. Простой народ всегда жил небогато, но поесть любил плотно и сытно. Самое распространенное, простое в приготовлении, вкусное и полезное блюдо в русской кухне — каша, сваренная на воде или с добавлением молока. В приготовленную кашу для улучшения вкуса добавляют сливочное или топленое масло. Неповторим вкус каши, приготовленной в русской печке! Кашу принято есть на завтрак, поскольку в ней содержится много питательных веществ, и она быстро усваивается. Сейчас мы будем «варить» каши из разных круп. Какие крупы вы знаете?
Дети отвечают.
Каша из гречки — ... (гречневая).
Каша из риса — ... (рисовая).
Каша из манки — ... (манная).
Каша с добавлением молока — ... (молочная). И т.д.
Каша, сваренная из риса и пшена, называется «Дружба».
Ребенок
Чтобы стать веселым, смелым,
Сильным, ловким и умелым
И с утра чтоб не лениться,
Нужно кашей подкрепиться.
Кашу вкусную с утра
Кушай вволю, детвора.
Логопед. Когда мы едим кашу?
Дети отвечают.
• «Назови растительное масло»
Задачи:
— формировать желание беречь и укреплять свое здоровье;
— расширять представления о растительных жирах, их пользе и правильном употреблении.
Оборудование: картинки с изображением подсолнечника, тыквы, растения горчицы, початка кукурузы, дерева оливы.
Ход игры
Логопед. В природе существуют растения, в семенах и плодах которых содержится много растительных жиров. Люди научились получать из этих семян и плодов масло, которое можно употреблять в пищу. Растительные масла очень полезные, потому что в них содержатся различные витамины и вещества, необходимые для нашего организма.
Логопед вывешивает на доске картинки с изображением подсолнечника, тыквы, растения горчицы, початка кукурузы, дерева оливы.
Масло из семян подсолнечника (какое?) — ... (подсолнечное).
Масло из семян горчицы (какое?) — ... (горчичное).
И т.д.
Как мы употребляем в пищу растительное масло? Что готовят на нем?
Дети отвечают.
• «Лечебные масла»
Задачи:
— формировать желание беречь и укреплять свое здоровье;
— расширять представления о растительных жирах, их пользе и правильном употреблении.
Ход игры
Логопед. Растительные масла обладают лечебным эффектом — их пьют по ложечке или принимают в особых капсулах для лечения печени, желудка; лечат кожные заболевания, добавляют в лечебные мази, кремы для лица, рук и ног.
Масло из семян кунжута (какое?) — ... (кунжутное).
Масло из семян льна (какое?) — ... (льняное).
И т.д.
• «Закончи предложение»
Задачи:
— формировать умение строить связное высказывание, заканчивать сложноподчиненное предложение;
— развивать связную речь, словесно-логическое мышление, сообразительность;
— расширять кругозор.
Ход игры
Логопед. Внимательно послушайте начало предложения и правильно закончите его.
Дети выполняют задание.
Осень наступила, потому что ... .
Листья желтеют, краснеют, вянут, сохнут и опадают, потому что ... .
Дуют сильные и холодные ветры, потому что ... .
Люди собрали урожай в садах и огородах, потому что ... .
Часто идут холодные, проливные дожди, потому что ... .
И т.д.
• «Листья»
Задачи:
— совершенствовать навык употребления прилагательных, правильно согласовывая их с существительным листья;
— обогащать лексику глаголами настоящего времени множественного числа;
— упражнять в образовании родственных слов к слову листья.
Ход игры
Логопед. Подберите родственные слова, слова-признаки и слова-действия к слову листья.
Дети выполняют задание.
Листья — ... (лист, листик, трилистник, тысячелистник, чашелистик, листок, листочек, листва, лиственный, листовой, листопадный, лиственница, листопад...).
Листья (какие?) — ... (молодые, светло-зеленые, фисташковые, мелкие, липкие, шершавые, гладкие, зеленые, изумрудные, зубчатые, темно-зеленые, крупные, желтые, золотые, резные, бронзовые...).
Листья (что делают?)—... (появляются, распускаются, зеленеют, растут, краснеют, желтеют, расцвечиваются, увядают, вянут, засыхают, мокнут...).
• «Назови листья правильно»
Задачи:
— совершенствовать навык словообразования при образовании названий листьев от названий деревьев;
— обогащать словарный запас;
— развивать внимание, память, кругозор.
Оборудование: картинки с изображением листьев деревьев.
Ход игры
Перед каждым ребенком лежат картинки с изображением листьев деревьев, перевернутые обратной стороной. Детям предлагается взять их в руки, рассмотреть и по мере узнавания поднять руку и назвать лист дерева.
Логопед. Отгадайте загадку:
Летают, кружатся,
На землю ложатся.
С земли не встают
И тут пропадут. (Листья дерева.)
Какая главная примета осени? Какое главное явление золотой осени? Что будет, если листья не опадут?
Дети отвечают.
Лист клена (какой?) — ... (кленовый).
Лист дуба (какой?) — ... (дубовый).
И т.д.
• «Что можно услышать в осеннем лесу?»
Задачи:
— совершенствовать умение воспроизводить в памяти воспоминания об осеннем лесе;
— развивать внимание и воображение, образное и словесно-логическое мышление, связную речь.
Ход игры
Логопед. Вспомните осенний лес, осеннюю природу и осенние звуки.
Дети. Треск сухих сломанных сучьев, шорох листьев под ногами, легкий шум падающих листьев, свои шаги, стук дятла, звуки прыжков белки по дереву и движения лапок бегущего ежика по сухой траве и листве, песенку сверчка, редкие птичьи голоса, ауканье грибников и т.д.
• «Соберем букет осенних листьев»
Задачи:
— учить различать листья разных деревьев, правильно называть лиственные деревья и от названий деревьев образовывать названия листьев;
— формировать навыки словообразования и согласования прилагательных с существительными;
— обогащать словарный запас;
— развивать связную речь.
Ход игры
Игра проводится на улице, в парке или в сквере.
Дети на участке собирают листья, упавшие с деревьев на землю (не больше 3—4). Листья должны быть крупные, яркие, красивые. Воспитанники рассматривают и называют их.
Логопед
Листья золотые падают, летят,
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший сделаем из них,
Мы букет поставим посреди стола,
Осень золотая в гости к нам пришла.
Е. Благинина
Какие лиственные деревья растут в этом парке?
Дети. Липы, березы, клены, рябины, каштаны, осины, дубы и т.д.
Логопед. Назовите свои листочки.
Дети. Лист дуба — дубовый; лист клена — кленовый...
Логопед. Я предлагаю поиграть с осенними листочками и собрать красивый букет.
Дети выполняют задание.
А теперь встаньте в круг со своими листочками и поиграйте.
Закружился надо мной
(Дети поднимают руки вверх и кружатся на месте.)
Дождь из листьев озорной.
(Трясут кистями.)
До чего же он хорош!
(Опускают руки через стороны вниз.)
Где такой еще найдешь —
(Разводят руки в стороны - вперед.)
Без конца и без начала?
(Руки вверху, покачивают ими вправо-влево.)
Танцевать под ним я стала,
(Кружатся на месте, руки вверху.)
Мы плясали как друзья —
(Ставят ногу то на пятку, то на носок, руки согнуты в локтях.)
Дождь из листиков и я.
(Прыгают на носках на месте, машут листьями.)
Л. Разводова
Сейчас подойдем к центру нашего круга, поднимем руки вверх, соберем красивый букет и слегка покачаем разноцветными осенними листочками. Молодцы!
• «С какого дерева листик?»
Задачи:
— учить различать листья разных деревьев, правильно называть лиственные деревья и по листику находить дерево;
— формировать навык согласования прилагательных с существительными;
— обогащать словарный запас;
— развивать связную речь.
Ход игры
Игра проводится на улице, в парке, сквере или на участке детского сада.
Дети собирают листья, рассматривают их, говорят, какого они цвета, с какого они дерева и как называются. Далее по команде логопеда выполняют нужные движения.
Логопед
Подают с ветки желтые монетки...
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья не считая.
Золотые дарит листья
Вам и нам,
И всем подряд.
И. Пивоварова
Я предлагаю поиграть в игру «С какого дерева листик». Посмотрите, какие яркие, красивые, разноцветные листья, похожие на золото! Возьмите несколько листочков, рассмотрите их и скажите, с какого они дерева.
Дети. Этот листик — с березы, этот листик — с дуба...
Логопед. Повторим названия листьев.
Дети. Лист клена — кленовый, лист липы — липовый...
Логопед. А теперь посмотрим на деревья. Как называется это дерево? А это?
Дети отвечают.
Я предлагаю всем вам превратиться в листочки деревьев. Я буду показывать лист, а вы подбегать к тому дереву, с которого этот листок.
Логопед подходит к дереву.
Вы — листочки с этого дерева.
Дети рассматривают и называют дерево. Берут листочки, называют их. Встают в круг так, чтобы дерево находилось в его середине, водят хоровод и поют:
Падают, падают листья —
В нашем саду листопад...
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
М. Ивенсен
Затем дети по команде логопеда подходят к другим деревьям, действия повторяются, игра продолжается.
• «Мы пришли в осенний лес»
Задачи:
— совершенствовать умение внятно проговаривать стихотворение;
— учить согласовывать движения с текстом.
Ход игры
Логопед читает текст, дети выполняют движения.
Мы пришли в осенний лес.
(Дети идут по кругу друг за другом.)
Много здесь вокруг чудес!
(Хлопают в ладоши.)
Справа деревца стоят.
(Поднимают руки вверх, плавно отводят правую руку в сторону.)
Слева елочки глядят.
(Плавно отводят левую руку в сторону.)
На деревьях разноцветные листочки,
(Поднимают руки вверх, покачивают ими вправо-влево.)
А в траве мелькают разные грибочки.
(Руки над головой «в замке» («шляпка гриба»), делают полуприсед.)
М. Картушина
• «Фрукты и овощи»
Задача: закреплять умения различать и называть фрукты и овощи, правильно употреблять глаголы класть, положить, знания о том, где растут фрукты и овощи.
Оборудование: большой поднос или корзина, фруктовница, фрукты и овощи или их муляжи.
Ход игры
Дети садятся вокруг большого стола, посередине которого стоит большой поднос или корзина, наполненные фруктами и овощами или их муляжами.
Логопед. Перед вами поднос с фруктами и овощами. Фрукты нужно положить в вазу — фруктовницу, а овощи — в корзинку. Уточните, где они растут.
Дети. Это яблоко — фрукт, который растет во фруктовом саду. Я кладу его в вазу. Это картофель, овощ, который растет в огороде. Я кладу его в корзинку...
• «Назови грибы»
Задачи:
— формировать представления о разнообразии грибов и навык словообразования названий грибов от названий деревьев;
— совершенствовать навык согласования прилагательных с существительными;
— формировать интерес к окружающему миру.
Ход игры
Дети рассматривают деревья и грибы, которые растут рядом с детским садом. Называют грибы.
Под осиной растут — ... (подосиновики).
Под березой растут — ... (подберезовики).
Грибы, шляпки которых волнистые по краям, — ... (волнушки).
Грибы рыжего цвета — ... (рыжики).
И т.д.
Игры-инсценировки на осеннюю тему для детей 5-7 лет
• «За грибами в лес ходили»
Задачи:
— формировать навыки диалогической речи, желание разговаривать и общаться со сверстниками и взрослыми;
— развивать внимание, память, мышление, связную речь.
Ход игры
Логопед знакомит детей с текстом диалога, затем разучивает его. Воспитанники парами участвуют в инсценировке.
— Ножки, ножки, где вы были?
— За грибами в лес ходили.
— А вы, ручки, помогали?
— Мы грибочки собирали.
— А вы, глазки, помогали?
— Мы искали да смотрели,
Все пенечки оглядели.
Вот и Ванечка с грибком,
С подосиновичком.
• «Лис и мышонок»
Задачи:
— формировать навыки диалогической речи, желание разговаривать и общаться со сверстниками и взрослыми;
— развивать внимание, память, мышление, связную речь.
Ход игры
Логопед знакомит детей с текстом диалога, затем разучивает его. Воспитанники парами участвуют в инсценировке.
— Мышонок, мышонок, почему у тебя нос грязный?
— Землю копал.
— А для чего землю копал?
— Норку делал.
— А для чего норку делал?
— А чтобы от тебя, лис, прятаться.
В. Бианки
• «Заяц»
Задачи:
— формировать навыки диалогической речи, желание разговаривать и общаться со сверстниками и взрослыми;
— развивать внимание, память, мышление, связную речь.
Ход игры
Логопед знакомит детей с текстом диалога, затем разучивают его. Воспитанники парами участвуют в инсценировке.
— Заяц, заяц, чем ты занят?
— Кочерыжку разгрызаю.
— А чему ты, заяц, рад?
— Рад, что зубы не болят!
• «Скажи, где ты была?»
Задачи:
— формировать навыки диалогической речи, желание разговаривать и общаться со сверстниками и взрослыми;
— развивать внимание, память, мышление, связную речь.
Ход игры
Логопед знакомит детей с текстом диалога, затем разучивают его. Воспитанники парами участвуют в инсценировке.
— Маленькая девочка,
Скажи, где ты была?
— Была у старой бабушки
На том конце села.
— Что ты пила у бабушки?
— Пила с вареньем чай.
— Что ты сказала бабушке?
— Спасибо и прощай.
• Игра с элементами массажа «Дождик»
Задача: снимать мышечное и эмоциональное напряжение.
Ход игры
Дети стоят по кругу на небольшом расстоянии друг от друга.
Логопед читает текст, дети выполняют движения.
Дождик бегает по крыше —
(Дети встают друг за другом и похлопывают друг друга по спине ладонями.)
Бом! Бом! Бом! Бом!
По веселой звонкой крыше —
Бом! Бом! Бом! Бом!
Дома, дома посидите —
Бом! Бом! Бом! Бом!
(Постукивают друг друга по спине пальцами.)
Никуда не выходите —
Бом! Бом! Бом! Бом!
Почитайте, поиграйте —
Бом! Бом! Бом! Бом!
(Постукивают друг друга по спине кулаками.)
А уйду — тогда гуляйте...
Бом! Бом! Бом! Бом!
Дождик бегает по крыше —
Бом! Бом! Бом! Бом!
(Поглаживают спину друг друга ладонями.)
По веселой звонкой крыше —
Бом! Бом! Бом! Бом!
Н. Пикулева
• Игра на развитие общей моторики «Осень в гости к нам пришла»
Задачи:
— закреплять умение двигаться, удерживая ровный круг;
— согласовывать движение, ритм и пение под музыкальное сопровождение;
— развивать положительные эмоции, творческий потенциал.
Оборудование: корзина, яблоки, овощи или их муляжи, листья, елочный дождик, музыкальное сопровождение.
Ход игры
Золотая осень
В гости к нам пришла,
(Дети, взявшись за руки, идут по кругу.)
Листья разноцветные
Детям принесла.
(Осень достает из корзины листочки и танцует в середине круга.)
Проигрыш.
(Дети танцуют в кругу.)
Золотая осень
В гости к нам пришла,
(Водят хоровод вокруг Осени.)
Яблоки румяные
Детям принесла.
(Осень достает из корзины яблоки, показывает их и танцует.)
Проигрыш.
(Дети танцуют в кругу.)
Золотая осень
В гости к нам пришла,
(Идут по кругу.)
Репу и морковку
Детям принесла.
(Осень достает из корзинки овощи, показывает их и танцует.)
Золотая осень
В гости к нам пришла,
(Дети двигаются по кругу, взявшись за руки.)
Дождичек холодный
Детям принесла.
(Осень достает из корзинки елочный дождик и танцует с ним в центре круга.)
Мы промокнуть не хотим,
(Дети водят указательными пальцами из стороны в сторону.)
От дождя мы убежим! (Бегут на месте.)
М. Картушина
Игры и упражнения на формирование мелкой моторики на осеннюю тему для детей 5-7 лет
• «Во фруктовом саду»
Задача: развивать динамическую координацию, точность и четкость выполнения движений в заданном темпе и ритме, правильно и внятно произнося слова стихотворения.
Ход игры
Дети свободно располагаются в группе или стоят в кругу.
Логопед читает текст, дети выполняют движения.
Мы сегодня в сад пойдем, (Дети шагают на месте.)
Фрукты разные найдем.
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем фрукты собирать. (Хлопают в ладоши.)
Абрикосы, яблоки,
Апельсины, персики
(Указательным пальцем правой руки по очереди загибают пальцы левой руки.)
Будем с дерева срывать,
(Поднимают по очереди то правую, то левую руку.)
Всех знакомых угощать.
(Вытягивают руки вперед ладонями вверх.)
На носочки поднимись
(Встают на цыпочки.)
И до ветки дотянись,
(Поднимают руки.)
Веточку нагни,
(Опускают руки, встают на полную ступню.)
Спелых яблочек сорви.
(Делают хватательные движения.)
• «Мы капусту рубим»
Задачи:
— развивать мелкую моторику;
— учить согласовывать движения пальцев и кистей рук с текстом.
Ход игры
Дети сидят за столами. Руки, согнутые в локтях, лежат на поверхности стола. По команде логопеда они выполняют движения, согласовывая их со стихотворным текстом.
Логопед. Осенью люди делают заготовки из овощей и фруктов на зиму. С давних времен они рубили капусту, квасили ее и ели от осени до весны. Раньше капусту рубили сечками в специальных деревянных корытцах. А потом квасили в дубовых бочках.
Мы капусту рубим.
(Дети ставят кисти рук на ребро и поочередно ударяют по столу.)
Мы морковку трем.
(Двигают руками вверх-вниз.)
Мы капусту солим.
(Пальцами, собранными в щепоть, перебирают по столу.)
Мы капусту жмем.
(Сжимают и разжимают кулаки.)
• «Грибы»
Задачи:
— закреплять знания о грибах;
— координировать речь с движением;
— развивать мелкую моторику, кругозор;
— обогащать словарный запас;
— воспитывать бережное отношение к природе, лесу. Оборудование: карточки с изображением грибов, муляжи грибов
Ход игры
Логопед. Отгадайте загадку.
Под елкою, осиной
Стоит мальчик-с-пальчик,
На нем сер кафтанчик,
Шапка красненька. (Гриб.)
Дети рассматривают грибы картинки с изображением грибов и муляжи грибов. Перечисляют съедобные грибы, называют ядовитые. Повторяют правила сбора грибов.
Мы положим в кузовок
(Дети сгибают левую руку в локте, правой «складывают грибы в кузовок».)
Самый маленький грибок:
(Указательным и большим пальцами показывают маленький грибок.)
Подосиновик, волнушку
И забавную свинушку.
(Кладут левую ладонь на сжатую в кулак правую руку, соединяют большой и средний пальцы.)
Белый, рыжик, сыроежку,
(Кладут левую ладонь на правый кулак.)
Подберезовик, конечно,
(Сжимают правую руку в кулак, вытягивают указательный палец, кладут на него левую ладонь.)
А красавец-мухомор
(Указательными пальцами рисуют гриб.)
Пусть украсит косогор!
Е. Анищенкова
• «Белый гриб»
Задачи:
— закреплять знания о грибах;
— координировать речь с движением;
— развивать мелкую моторику, кругозор;
— обогащать словарный запас;
— воспитывать бережное отношение к природе, лесу. Оборудование: карточки с изображением грибов, муляжи грибов
Ход игры
Логопед читает текст, дети выполняют движения.
Стоит на полянке лукошко,
(Дети складывают ладони «корзиночкой» и ставят на стол.)
На донце постелена травка,
(Одна рука лежит на столе ладонью вверх, второй рукой дети гладят ее.)
На травке красуется ножка,
(Руку, что лежала на столе, сжимают в кулак и кладут на другую руку.)
На ножке — крепышечка-шляпка,
(Рукой, что была внизу, накрывают кулак сверху.)
На шляпку уселась лягушка,
(Кладут кулак на тыльную сторону ладони косточками вверх.)
Ей листик упал на макушку,
(Ладонью, что была снизу, накрывают кулак.)
Жучок прилетел на листочке:
(Кладут кулак на тыльную сторону ладони косточками вверх.)
На красненьком — черные
(Указательным пальцем той точки, руки, что была внизу, показывают точки на кулаке.)
Е. Шмелева
• «Осенние листочки»
Задачи:
— закреплять знания о значении листопада в природе, листьях;
— развивать мелкую моторику, кругозор, связную речь.
Ход игры
Дети делают упражнение, сидя за столом или стоя (руки лежат на
Логопед
Красненький листочек,
(Дети машут правой ладонью над головой.)
Словно огонечек,
Покружись немножко,
(Совершают круговые движения правой ладонью.)
Падай на ладошку.
(Опускают правую ладонь на левую, лежащую на столе.)
Желтенький листочек,
(Машут левой ладонью над головой.)
Солнышка кусочек,
Покружись немножко,
(Совершают круговые движения левой ладонью.)
Падай на ладошку.
(Опускают левую ладонь на правую.)
Листья соберем мы в кучу
(Одновременно двигают руками, будто собирают листья в кучу и подбрасывают вверх.)
И подбросим выше тучи.
А листики кружатся
(Кистями рук совершают круговые движения над головой.)
И под ноги ложатся. (Медленно опускают ладони на стол.)
Е. Шмелева
• «Шум дождя»
Задачи:
— развивать мелкую моторику, кругозор, связную речь;
— координировать речь с движением.
Ход игры
Дети делают упражнение, сидя за столом или стоя (руки лежат на нем).
Логопед читает текст, дети выполняют движения.
Если дождь стучит по крыше,
(Дети стучат кулаками по столу.)
Этот грохот сразу слышен.
Если шлепает по лужам,
Это слышно чуть похуже.
(Поочередно касаются ладонями стола.)
А попавши в камыши,
Он тихонечко шуршит. (Тихо барабанят пальцами по столу.)
Е. Шмелева
Похожие статьи:
Праздник Осени в детском саду. Сценарий
Подвижные игры для детей подготовительной группы в помещении
Нет комментариев. Ваш будет первым!