Конспект урока русского языка, 4 класс. Обобщение по теме «Части речи»
Урок русского языка в 4 классе. Путешествие в страну части речи
Цели: обобщить и систематизировать знания по теме «Части речи»; развивать логическое мышление, память, речь; умение работать в группе; воспитывать интерес к творчеству К. И. Чуковского, бережное отношение к своим вещам.Оборудование: карточки «Словарные слова» (с пропущенными непроверяемыми гласными), с представленными гласными буквами (о, е, а, я, и, ы), названиями частей речи; картинки: река, лес, болото, гора, дом, блюдца, самовар, ложки, вилки ит. д.; портрет К. Чуковского.
Ход урока
I. Организационный момент.- Сегодня урок русского языка будет проходить в необычной форме, мы с вами отправимся в трудное путешествие, в котором должны будем показать все те знания, которые приобрели во 2 классе.
Работать будем не в тетрадях (как обычно), а на рабочих листах. На самой первой строке красиво запишите число, предложение «Классная работа».
Учащиеся выполняют.
II. Подведение к теме и проблеме урока.
- Сейчас я прочитаю отрывок из известного вам произведения. Внимательно послушайте!
Мимо курица бежала
И посуду увидала:
«Куд-куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда?!»
И ответила посуда:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»
- Отрывок из какого произведения услышали? («Федорино горе».) Что произошло с Федорой?
- Почему от Федоры убежала посуда?
- Ребята, Федоре очень грустно и скучно стало без нужных вещей. Она раскаивается и просит помочь вернуть её вещи!
А бедная баба одна,
И плачет, и плачет она:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!»
- А вы случайно не знаете, куда убежали Федорины вещи? (В лес.)
И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам.
- А лес этот находится в удивительной стране Части речи (учитель демонстрирует карту путешествия). Чтобы туда попасть, необходимо преодолеть множество препятствий.
- Готовы ли вы отправиться в трудную дорогу?
- Проходным билетом в эту страну будут ваши знания о частях речи. Именно это нам поможет выбрать правильный путь.
Учащиеся читают стихи.
1-й ученик.
Имя существительное -
Сущность, существо.
Невозможно нашу жизнь
Представить без него.
Предметы и явления
Оно обозначает,
На вопросы кто? и что?
Всегда отвечает.
2-й ученик.
Имя прилагательное
Очень занимательное.
Его вопрос какой?
Запомнит ученик любой.
Оно обозначает
Признаки предметов.
3-й ученик.
Глагол обозначает действие предмета.
Все без исключения
Отлично знают это.
Что делать? И что сделать? –
Вопросы так просты.
Без запинки повторить
Их быстро сможешь ты.
4-й ученик.
Предлог.
Он членом предложения не бывает,
Но дело этот малый твёрдо знает.
Словам он руку помощи даёт,
Им помогает, связи бережёт.
И пишется от слов всегда отдельно –
Считает, приставать к ним очень скверно.
- Молодцы! Я вижу, что вы знаете части речи и можете смело отправляться в путь.
III. Формирование практических знаний.
1. Имя существительное. Признаки имени существительного.
- Ребята, когда вещи убегали от Федоры, они, бедняги, хотели найти помощь и защиту в лесу, но даже и не догадывались, что в лесу их подстерегает новая беда.
Смотрите! Блюдца чуть не утонули в глубокой реке. А эта река не простая, а чудо-река, её смогут перейти только те, ребята, которые хорошо знают словарные слова.
На доске записаны слова:
Т..релка, к..стрюля, п..суда, к..рзина, к..ртофель, м..рковь, д..ревня, ур..жай, п..мидор, ..гурец.
- Прочитайте первое слово. Какая непроверяемая гласная пропущена?
Ученик выходит и крепит соответствующую букву. Если задание выполнено верно, учащиеся хлопают.
Аналогично проводится работа с другими словами.
- К какой части речи относятся слова? (Существительные.)
- Почему вы считаете, что это существительные?
- Как изменяются существительные? (По числам.)
- А теперь задание, которое подготовила нам эта часть речи.
I группа - распределить эти слова на одушевлённые и неодушевлённые.
II группа - распределить эти слова по родам.
III группа - записать эти слова во множественном числе.
Проверка.
- Молодцы! Вы достойно прошли первое испытание. Не дали посуде утонуть в реке.
Учитель снимает картинки-блюдца с карты путешествия.
2. Имя прилагательное.
- Блюдца мы спасли, но от нас ждут помощи другие вещи. Ребята! Вы слышите, кто-то зовёт на помощь. Это самовар Федоры. Он заблудился в дремучем лесу. (Учитель подходит к доске и показывает на карте путешествия, что самовар застрял между деревьями.) Хозяин этого леса - Имя прилагательное (показ карточки), он пропустит через лес только тех, кто к существительным, записанным на листочках, подберёт подходящие по смыслу имена прилагательные с вопросом.
Мяч
Солнце
Книга
Арбуз
Цветок
Вода
Снег
Заяц
Медведь
Проверка.
Учитель называет существительное, а учащиеся задают к нему вопрос и называют подобранное прилагательное. Если задание выполнено верно, дети хлопают.
- Молодцы! И с этим заданием вы справились, помогли самовару выбраться из леса.
Учитель снимает картинки с изображением самовара с карты путешествия.
Физкультминутка
Гимнастика для пальцев.
Упражнения:
1. «Лодочка».
Кончики пальцев направить вперёд. Прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть.
2. «Солнечные лучи».
Скрестить пальцы, руки вверх, расставить пальцы.
3. Глагол.
- Посмотрите, а впереди - вязкое болото, а живёт там Глагол (показ карточки). Держит в своих мощных руках стаканы, чайники, кастрюли. И чтобы их освободить, необходимо выполнить следующее задание. У каждой группы на парте лежит отрывок из произведения. А вот что за произведения - мы с вами сейчас отгадаем.
I группа.
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили.
А лисички взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли. («Путаница».)
II группа.
А потом позвонил крокодил
И со слезами просил:
- Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше. («Телефон».)
III группа.
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»
Тараканы прибегали
Все стаканы выпивали,
А букашки –
По три чашки
С молоком
И крендельком. («Муха-Цокотуха».)
Хорошо читающие учащиеся зачитывают отрывки, остальные — отгадывают название.
- Кто автор этих сказок? (К. Чуковский.)
Вывешивается портрет писателя.
- Для кого писал К. И. Чуковский? (Для детей.)
- Правильно! Как вы думаете, что хотел доказать писатель своими произведениями? (Любить и уважать братьев наших меньших и т. д.)
- Долго радует детей творчество К. Чуковского, много поколений воспитывалось и будут воспитываться на произведениях этого писателя.
- А теперь задание: найдите и подчеркните глаголы.
Проверка.
Учитель снимает картинки с изображением посуды с карты путешествия.
4. Предлог. Связь слов в предложении.
- Наконец мы подошли к последнему препятствию. Это гора, через которую вещи не могут пробраться. Служит этой горе Предлог (показ карточки). Он подготовил такое задание: у каждой группы на парте лежат карточки с представленными словами, среди которых есть пустая карточка. Составьте из слов предложение, а на пустой карточке маркером допишите недостающее слово.
I группа: Держи свои вещи в порядке.
II группа: Мойте руки перед едой.
III группа: Следи за внешним видом.
- Прочитайте, что получилось.
- Какое слово добавили? Покажите. (Учащиеся показывают.)
- К какой части речи относятся эти слова? (Предлог.)
- На что похожи эти высказывания: приказ, совет?
- Как вы думаете, зачем предлог даёт нам такой совет? (Чтобы от нас тоже не убежали вещи.)
- Ребята, этим вещам мы оказали помощь. (Учитель снимает картинки, крепит их рядом с изображением дома.)
IV. Итог.
- Вот, ребята, мы и исполнили желание Федоры. Мы постарались при помощи своих знаний о частях речи, вернуть её вещи домой. Федора поняла свою ошибку и просит прощения у них.
... Чудо случилося с ней:
Стала Федора добрей.
Тихо за ними идет
И тихую песню поет:
«Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.
«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»
Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!»
- А это значит, что наше путешествие подошло к концу.
- Федора говорит вам: «Большое спасибо!»
Рекомендуем посмотреть:
Проект по русскому языку для 4 класса. Знаки препинания Конспект урока русского языка в 4 классе с презентацией. Правописание частицы "не" с глаголами Конспект урока русского языка для 4 класса. Склонение имен прилагательных женского рода. Программа " Конспект индивидуального занятия урока русского языка, 4 класс. Синонимы и антонимыПохожие статьи:
КВН по русскому языку, 4 класс
Олимпиады по русскому языку, 4 класс
Урок русского языка, 4 класс. Обобщение знаний о частях речи
Урок русского языка, 4 класс. Склонение имен существительных
Конспект урока русского языка «Местоимение», 4 класс. Школа России
← Конспект урока русского языка «Наречие», 4 класс | Игра по русскому языку 5 класс «Имя существительное» с ответами →
Автор: Василиса Петровна Павлова
Опубликовано: 1185 дней назад (25 августа 2021)
Просмотров: 1794
Рубрика: Конспекты уроков, 1-4 классы
|
+9↑ Голосов: 9 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!