Развитие речи через чтение художественной литературы в старшей группе
Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников старшей группы через чтение художественной литературы»
Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Художественная литература сопровождает детей с первых дней жизни. Слушая знакомую сказку, стихотворение ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать.Дошкольники старшего возраста любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной деятельности. В связи с этим значительно увеличиваются их речевые возможности, расширяется словарный запас, речь становится грамматически оформленной и содержательной. Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и сверстниками.
Различают активный и пассивный словарь. Расширение словаря происходит одновременно с ознакомлением детей с окружающей действительностью, с формированием отношения к окружающему. Пассивный словарь - это слова, которые ребенок понимает, знает, но не использует. Активный словарь - это слова, которые ребенок не только понимает, но и употребляет в своей речи. Активный словарь пятилетнего ребенка к концу года должен насчитывать 3000 слов. Пассивный словарь обычно больше активного.
Вы можете протестировать своего ребенка. Предложите ему пересказать сказку или коротенький текст, рассказать о каком-либо событии, составить рассказ по картинке, а затем проанализировать: как близко к тексту он передал содержание, использовал ли прилагательные, часто ли затруднялся в подборе слов. Вот наиболее типичные проблемы в речи дошкольника:
- Речь, состоящая лишь из простых, как правило, нераспространенных предложений. Неумение грамматически правильно построить распространенное предложение. Односложные ответы на вопросы (да, нет, было, хорошо, есть, плохо)
- Недостаточный словарный запас. Неумение подобрать синонимы. Назвать признак предмета;
- Использование в речи сленговых слов, рекламных клише, нелитературных слов и выражений;
- Неспособность грамотно сформулировать вопрос;
- Неспособность построить монолог, например, сюжетный или описательный рассказ, пересказ текста;
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест (в результате - родители не понимают многих поступков ребенка);
- Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. :
- Плохая дикция;
Если вы заметили, что у вашего ребенка есть проблемы с речью, обратитесь за помощью к специалистам.
Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием детей. Особое место в этом процессе отводится художественной литературе : сказки, колыбельные песенки, потешки, поговорки, пословицы, стихи, прибаутки, рассказы. Чем больше времени вы будете уделять ребенку в дошкольном возрасте, тем меньше вам придется помогать ему в школе. Но нужно помнить, что обучение дошкольника - это, прежде всего, игра, интересная и увлекательная. Вы можете проводить речевые игры, которые не требуют дополнительного времени, необходимо только ваше желание.
Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять.
• По дороге в детский сад предложите ребенку поделиться наблюдениями, касающимися погоды, подобрать как можно больше слов, описывающих деревья, рассказать, что нового он заметил на улице, в парке и т. д.
• Дома на кухне спросите ребенка, какие продукты нужны, чтобы сварить борщ, суп, сделать салат, окрошку, сварить компот, какие продукты необходимо купить в магазине, какие приборы-помощники есть у вас на кухне и т. д. Вы сами можете придумать много таких игр. Главная цель - добиться, чтобы ребенок отвечал полными предложениями, использовал в речи прилагательные.
Художественная литература поможет вам в развитии речи детей.
Произведения для чтения ребенку нужно выбирать, учитывая возраст, интересы и развитие. дну и ту же книжку можно перечитывать ребенку по нескольку раз, открывая каждый раз новые стороны. Больше читайте детям и результат вас удивит.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для родителей старших дошкольников на тему: Весна Консультация для родителей старшей группы ДОУ. Авторитет родителей Консультация для родителей в детском саду. Растим читателя Консультация для родителей в детском саду «Зачем читать детям книги?»Похожие статьи:
Консультация для родителей. Особенности развития детей 5-6 лет
← Консультация для родителей «Личная безопасность детей дома и на улице» | Конспект занятия в старшей группе. Огород на окне →
Автор: Елена Анатольевна Науменко
Опубликовано: 913 дней назад (23 мая 2022)
Просмотров: 607
Рубрика: консультация для родителей
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!