Консультация для родителей. Особенности развития детей 5-6 лет
Консультация для родителей дошкольников. Особенности развития ребенка пяти - шести лет
В пять лет у ребенка хорошее психомоторное развитие. Он вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его знания об окружающем мире значительно расширяются. Активно используйте познавательные игры-прогулки на свежем воздухе, игры на физическое развитие ребенка.
У ребенка стабилизируется координация мелких движений рук и зрительного контроля, что дает возможность совершенствования способностей к изобразительной и творческой деятельности. Он с большим удовольствием рисует, вырезает и клеит, строит замки и фантастические конструкции, украшает дом подручным материалом.
В этом возрасте ребенок начинает увлеченно играть. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил. Играют не только в «больницу», «школу», но способны к театрализации полюбившихся сказок и мультфильмов.
В этом возрасте ребенок не просто активно овладевает речью — он творчески осваивает язык. Словотворчество позволяет ребенку к концу этого возрастного периода перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ, поделиться своими впечатлениями, переживаниями. К пяти годам ребенок использует практически все части речи, его словарный запас значительно увеличивается.
Особенностью речи ребенка пяти лет является использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, сочиняет стихи, песенки, пересказывает, обменивается впечатлениями. Теперь он может назвать качества предметов, их признаки, отношения. Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Благодаря этому происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.
Ребенок может решать довольно сложные задачи, если при этом вы предоставите ему возможность наблюдать доступные для его понимания факты. Он уже может обобщать, устанавливать связи, классифицировать предметы по определенному признаку на более высоком уровне по сравнению с предыдущими годами. Однако логика его мышления довольно своеобразна.
Память ребенка пяти лет находится в состоянии перехода от непроизвольного к сознательному запоминанию. Ребенок легко может заучить стихотворение, песенку. Проследите, чтобы наряду с простым запоминанием у ребенка развивалась смысловая память — ребенок должен хорошо понимать, что он заучивает.
Итак, к пяти годам ребенок:
❀ обладает словарным запасом около 3000 слов;
❀ знает свой адрес;
❀ пользуется предложениями из 5-6 слов;
❀ пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными;
❀ умеет пересказывать;
❀ правильно произносит практически все звуки;
❀ определяет право - лево у себя, но не у других;
❀ знает простые антонимы (большой - маленький; твердый - мягкий);
❀ пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем;
❀ считает до двадцати, знает десятки;
❀ определяет большее и меньшее количество;
❀ знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.
Тесты на определения уровня развития ребёнка
Тесты помогут вам оценить уровень развития ребенка.
❀ Тест с кубиками
Сделайте на бумаге заготовку с изображением того, что должен построить ребенок из кубиков. Попросите ребенка, глядя на рисунки, скопировать их, то есть сложить из кубиков то, что он видит на бумаге.
Тест выявляет способности ребенка производить пространственные дифференцировки, сочетать действенно достигаемые результаты с наглядно заданными целями.
❀ Тест с матрешкой
Предложите ребенку самостоятельно собрать семь матрешек в одну, ориентируясь на размер.
Задание направлено на умение соотносить размеры предметов.
❀ Тест на сортировку предметов по форме и цвету
Подготовьте разноцветные (красные, синие, белые) геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Эти фигуры можно изобразить на карточках, закрасив их соответствующим цветом.
Покажите ребенку набор карточек с изображением геометрических фигур. Попросите его разложить их на группы, положив перед ним круг, треугольник, квадрат. Скажите, указывая на соответствующую фигуру: «Сюда положи все круги, сюда — все треугольники, а сюда — все квадраты».
Затем смешайте карточки и, положив перед ребенком красный, синий и белый круги, аналогичным образом попросите его снова разложить карточки на новые группы — по цвету. То же самое ребенок делает с остальными фигурами поочередно. И только после того, как ребенок справится с этими заданиями, попросите его разложить сразу все фигуры по группам в соответствии с их формой и цветом.
❀ Тест на элементарное понимание количественных отношений
Приготовьте два набора карточек, где в первом наборе изображено по одному предмету, а на втором — несколько (два, три и более). Попросите ребенка показать вам карточку, где изображен только один мячик, и карточку, где много мячиков, карандашей и т. д. Пусть он назовет количество изображенных предметов.
❀ Тест на усвоение функциональных значений предмета
Приготовьте карточки с изображением различных предметов. Все карточки раскладываете на столе. Попросите ребенка показать вам предметы, которые вы описываете по способу их употребления (например: «Покажи мне, чем ты ешь суп»).
Ребенок должен правильно определить все предметы по их функциям.
❀ Тест на группировку предметов
Необходимы карточки с изображением животных, людей, одежды, транспорта, еды, посуды, мебели (каждая категория представлена тремя карточками). Попросите ребенка: «Покажи мне картинки, на которых нарисовано то, чем мы едим».
Тест показывает степень развития у ребенка способностей к обобщению по конкретному функциональному признаку.
❀ Тест на общую осведомленность
Спросите у ребенка, что надо сделать, когда хочется спать, есть, когда холодно. Ребенок должен последовательно изложить все действия.
❀ Тест на ориентировку в пространстве
Попросите ребенка разложить перед собой предметы так же, как они лежат перед вами: машина справа, книга слева. Затем попросите спрятать книгу под стол и достать карандаш из-под стула. Спросите, где верх, где низ, что означает — пойти вперед, пойти назад, что лежит в коробке и под коробкой.
❀ Тест на внимание
Возьмите 32 картинки с нарисованными на них различными предметами. Предложите ребенку внимательно их рассмотреть. У вас в руках второй точно такой же набор картинок. Вы показываете ребенку одну картинку и просите его найти похожую.
❀ Тест на память
Предварительно объясните ребенку, что он должен внимательно выслушать и запомнить все действия.
а) Попросите выполнить несколько действий подряд: встать со стула, обойти стол кругом, взять книгу, подойти с ней к двери, постучать рукой в дверь, открыть ее и вернуться на место.
б) Попросите ребенка запомнить и повторить следующие фразы: «Катя ушла домой. Ее ждет бабушка»; «Наступила осень, опадают листья»; «Автомобиль завернул за угол, его больше никто не видел»; «Новый год наступил, дети получили подарки».
в) Затем зачитайте цифровой ряд: 2-6-1; 3-8-6; 2-5-9; 3-4-1-7; 6-1-5-8; 7-2-1-9-6. Попросите ребенка повторить произнесенные числа.
г) Покажите ребенку 10 карточек с изображением простых и знакомых ему объектов. Показывая ребенку карточки по одной, попросите его назвать их. (Показываете по одной картинке, закрывая все остальные.) Затем закрываете все картинки листом бумаги, пусть ребенок назовет те картинки, которые он запомнил.
❀ Тест на словарный запас
Покажите ребенку по отдельности картинки с изображением различных распространенных, общеизвестных предметов и спросите: «Что это?» или «Что тут нарисовано?»
❀ Тест на крупную моторику
Ребенок пяти лет, спускаясь вниз по лестнице, ставит по одной ноге на каждую ступеньку.
❀ Тест на тонкую моторику
Ребенок пяти лет может детально нарисовать человека, животное. Изобразить глаза, нос, рот, уши, пальцы, детали одежды, шерсть и когти у животного.
❀ Тест-наблюдение «Культура общения»
Ребенок пяти лет в процессе общения со сверстниками и взрослыми должен уметь поблагодарить за оказанную помощь, выразить просьбу словами, обращаться к сверстнику, называя его по имени, разговаривать в приветливой форме, соблюдать правила поведения: вести себя спокойно, не кричать, не мешать окружающим, не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего.
Похожие статьи:
Методики раннего обучения детей математике
Методика раннего развития детей Марии Монтессори
Самостоятельная деятельность детей в младшей группе по ФГОС на прогулке
Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельности
Нет комментариев. Ваш будет первым!