Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Урок литературного чтения с использованием технологии развития критического мышления и презентацией, 4 класс. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

Литературное чтение в начальной школе, 4 класс. Конспект
Автор: Салманова Алеся Александровна, учитель начальных классов ГУО "Средняя школа №46 г. Витебска". Республика Беларусь.
Урок с применением технологии развития критического мышления. Применение методов и приёмов ТРКМ позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем, то есть организовать оптимальные условия для познавательной деятельности учащихся.
Тема: Д. Мамин - Сибиряк «Серая Шейка», 4 класс.

Учебная цель урока (прогнозируемый результат): предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут
-иметь представление о жизни и творчестве Д. Мамина-Сибиряка;
-правильно, выразительно читать 3 часть сказки «Серая Шейка», передавая эмоциональное настроение;
-уметь осмысливать прочитанное;
-знать значение новых слов;
-составлять характеристику героев с использованием «Синквейна».

Цели личностного развития:
-содействовать воспитанию коммуникативности (умение слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс и представлять итог работы группы; умение задавать вопросы и выступать с устным сообщением) (формирование коммуникативной компетенции);
-создать условия для формирования активных форм взаимодействия в образовательном процессе, норм нравственно - этического поведения, личностного и толерантного отношения к окружающей действительности (формирование социальной компетенции);
-способствовать развитию интереса к чтению, умения самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию (формирование информационной компетенции);
-создать условия для развития способности к самоорганизации и самоопределению, для повышения мотивации посредством организации совместного целеполагания, участия в самооценке и взаимооценке работы одноклассников; осуществление рефлексии (формирование ценностно-смысловой компетенции).

Используемые методические приёмы, технологии обучения: здоровьесберегающая технология (аффирмация), ТРКМ. Приём «Верные и неверные утверждения», «Ромашка Блума», «Прогноз», «Синквейн», «Ассоциации», «Кубик Блума».

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» В.С.Воропаева, Т.С.Куцанова, стр. 61; кроссворд; раздаточный материал (таблицы на пёрышках, белые лепестки ромашки, ладошки, солнышко для рефлексии), рисунки учащихся, портрет Д. Мамина-Сибиряка, иллюстрация к 3 главе сказки; «уточка» на указке для гимнастики глаз, презентация урока.
Ход урока
I. Организационный момент.

Учащийся:
Прозвенел долгожданный звонок.
Нас, ребята, позвал на урок.
Время зря мы не теряем
И работать начинаем.


1) Эмоциональный настрой. Аффирмация.

- Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки и повторяйте за мной: «Меня любят, и я нужен. Мои родители гордятся мной. Я умный и сообразительный. Я всегда здоров. У меня много друзей. Я добрый. Я всегда приду на помощь. У меня все хорошо».
- Спасибо! Присаживайтесь на свои места.

2) Дыхательная, артикуляционная гимнастика. Речевая разминка.
Упражнение «Пёрышко».
- Представьте, что у вас на ладони лежит пёрышко. Подуйте на него, стараясь как можно дольше удержать его в воздухе.

Упражнение «Стайка» (голосовая имитация).
- Стайка уток и гусей улетает в тёплые края, они пролетают мимо нас, приближаясь, мы слышим их тихое «га-га-га» и «кря-кря-кря». Но вот стайка всё ближе, звук становится громче. Они пролетают мимо нас и отдаляются всё дальше, звук затихает.

3)Речевая разминка:

Утка моя, селезнюха моя,
не летай за реку,
не клюй песку,
не тупи носку!


Задания для учащихся:
- прочитайте про себя, хором;
- найдите имена существительные (дети называют, слова выделяются на слайде: Утка, селезнюха, за реку, песку, носку);

- 1 ряд читает, выделяя эти слова вопросительной интонацией;
- 2 ряд читает быстро;
- 3 ряд читает медленно.

- Мы провели разминку и можем начинать работать.

II. Стадия вызова
1) Фронтальный опрос.

- Ребята, как, на ваш взгляд, связаны между собой слова «утка» и «селезень»? Какого героя не хватает? (Ответы учащихся).
Обратить внимание на выставку рисунков.

- Правильно, все они являются героями сказки Д. Мамина – Сибиряка “Серая шейка”, с которой мы познакомились на прошлом уроке.
- Ребята, как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока? Какие задачи нам необходимо решить для достижения этой цели? (Предположения и ответы учащихся с опорой на Памятку «Сегодня на уроке я хочу… »:

- Узнать больше о Д. Мамине – Сибиряке.
- Познакомиться с продолжением сказки и новыми героями.
- Активно поработать на уроке.
- Узнать что-то новое.
- Поразмышлять о поступках героев.
- Порадоваться за себя и своих одноклассников.
- Проявить себя в различных формах работы.
- Попробовать при чтении эмоциями и выразительностью речи передать характер героя.
- Получить хорошую отметку за урок.
- Задуматься, почему именно так…, а могло ли быть по другому.
- Приобрести новые знания и новых друзей.
… и т.д.

2) Работа в парах. Приём «Верные и неверные утверждения».

Учащиеся в парах заполняют таблицу «Верите ли вы, что…».
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы…?». А помогут мне в этом пёрышки, которые обронили утки и гуси, пролетающие мимо нас.


- Их заинтересовало, что вы запомнили о Д. Мамине - Сибиряке из прошлого урока. Я буду зачитывать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». Вы обсуждаете с соседом ответы и ставите в таблице «+», если верите, и «-», если не верите. Итак, вопросы:

1…Дмитрий Наркисович родился 25.10.1825 года?
2…его отец был священником?
3…и он хотел, чтобы Дмитрий пошёл по его стопам?
4… Мамин учился на ветеринара?
5… работал репетитором, чтоб прокормить семью?
6…женился на Татьяне Абрамовой?
7…родилась дочь Елена?
8…самая известная его книга – «Алёнушкины сказки»?
9…Сибиряк – эта вымышленная приставка к фамилии?
10…он умер в 80 лет?

- Отложите пёрышки в сторонку. Правильность ваших ответов мы проверим после того, как послушаем небольшое сообщение о биографии и творчестве Д. Мамина – Сибиряка.

3) Рассказ об авторе, выставка книг Д. Мамин-Сибиряка.

Учащийся, либо два учащихся, заинтересовавшиеся творчеством автора на предыдущем уроке, излагают подготовленный материал.
Оценивание. Учитель выставляет две отметки с комментированием по мере достижения цели данного этапа урока.
После сообщения учащимися информации о биографии писателя, все возвращаются к составленным таблицам, учитель зачитывает вопросы, на слайде появляются «+» и «-». Учащиеся отмечают, какие из их убеждений оказались верными, а какие изменились в связи с полученной информацией.

В это время те учащиеся, которые рассказывали о Д. Мамине –Сибиряке, работают индивидуально, разгадывают кроссворд.
Взаимопроверка и взаимооценка парами результатов совместной деятельности, количество «+» соответствует баллу за выполненную работу. Эти результаты будут использованы в течение всего урока при получении учащимися итоговой отметки.

4) Проверка домашнего задания. Работа в группах. Приём «Ромашка Блума».
- Для проверки домашнего задания мы воспользуемся «Ромашкой вопросов», она позволит нам проверить ваши знания по содержанию 1 и 2 части сказки «Серая Шейка».
- Вы будете работать в группах. Повторим Правила работы в группе:

- Выберите себе, пожалуйста, любой лепесток.
Учащиеся выбирают цветные лепестки (6 типов вопросов и по 4 подсказки в каждом), образуется 6 групп. Используя цветные лепестки с вопросами-подсказками, учащиеся в каждой группе высказывают свои предложения по составлению вопроса, соответствующего типа: простой, уточняющий, объясняющий, творческий, практический, оценочный, выслушивают мнение всех участников группы, записывают на белых лепестках наиболее удачные варианты. После этого каждая группа зачитывает свои вопросы, выслушивает ответ учащихся из других групп, соглашается и, если не соглашается, то предоставляет свой вариант ответа, в результате на доске рядом с «ромашкой вопросов» появляется «ромашка ответов».

Оценивание работы групп. Оценивание работы в каждой группе (самые активные учащиеся в группе с учётом полученного балла за «Верные и неверные утверждения» получают отметку за работу с комментированием учителя).
-Ребята, мы с вами хорошо поработали, предлагаю немножко отдохнуть.

5) Физкультминутка.
На носочки встанем, облачко достанем.
На корточки присядем, травушку погладим.
Руками-крыльями взмахнем, как утята поклюем.
В стайки соберемся, друг другу улыбнемся.
Мы сумели отдохнуть, и готовы в дальний путь.

III. Стадия осмысления.
1) Изографы.
- Посмотрите внимательно на рисунки, какое слово спряталось в каждом из них (Заяц, Лиса, Утка). Почему именно эти изографы я вам предложила? (Ответы учащихся).


- Правильно, это новые герои сказки.
- Напомните, пожалуйста, что такое изографы?

2) Словарная работа. Приём «Ассоциации»
- Ребята, в тексте встретятся незнакомые слова. Давайте их прочтём. Какие предположения, ассоциации у вас возникают при чтении этих слов?

Кубарем - вертясь, стремительно (о падении).
- Подберите синоним к этому слову. (Кувырком)
- Покажите рукой как это выглядит.
- Составьте предложение, используя слово «кубарем».
- Какая геометрическая объёмная фигура спряталась в этом слове? (Куб)
- Можем ли мы использовать куб на уроке чтения? (Кубик Блума)

Полынья.
Предложить одному из учащихся (с более слабыми способностями) найти значение слова в словаре С.И.Ожегова. В это время другие учащиеся выполняют следующее задание:
- Какое слово спряталось в слове полынья? (Полынь). Что такое полынь? (Полынь - многолетнее травянистое растение серебристого цвета, с сильным ароматным запахом и знаменитой полынной горечью, является лекарственным растением, используется для борьбы с гусеницами, молью и муравьями).
Ученик зачитывает толкование слова из словаря: Полынья, -и, родительный падеж множественное число -ней, женский род. Незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, водоёма.
- Составьте предложение с этим словом. (Сани провалились в полынью.)
- С какой геометрической фигурой ассоциируется полынья? На что может быть похожа? (На облако, овал)

Не больше 15 сажен – сажень – мера длины чуть больше 2 метров (первоначально означало расстояние от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой при расставленных в стороны руках).

- Давайте проверим на практике, верно ли это утверждение. (Измерение учащимися расстояния расставленных рук учителя).

- Чтобы познакомиться со следующим словом, вам необходимо разгадать ребус. (Слайд 24)

Не спесива – не высокомерная, не гордая.
- Итак, зная значения новых слов мы можем начать знакомство с третьей частью сказки.

3) Гимнастика для глаз «Наблюдаем за полётом уточки».
На указке прикреплена «уточка», учитель имитирует «полёт» уточки, учащиеся следят глазами.

4) Первичное восприятие текста (аудиозапись).
- Сейчас мы прослушаем фрагмент сказки, познакомимся с продолжением сказки, внимательно слушайте, следите по учебнику за содержанием текста. Обратите внимание на интонацию, голоса героев, на музыкальное сопровождение записи произведения.

5) Чтение 3 части («Серая Шейка была в отчаянии...» )
Виды работы с текстом:
«Жужжащее чтение».
Чтение цепочкой по предложению.
Приём «Прогноз» (Что может произойти дальше?).
"Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное, диалог лисы и утки).
«Вслух – про себя»
Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к иллюстрации.

- Прогнозируемое предположение подтвердилось? (Ответы учащихся).
- О чём с ужасом думала Серая Шейка?
- Вы согласны, что Серая Шейка находилась в лучшем положении, чем Заяц?
- Какой вы представили Лису?
- Как Серая Шейка восприняла приход Лисы?
- Как вела себя Лиса?
- Как вы думаете, почему Лиса ласково разговаривала с Серой Шейкой?
- Как бы вы чувствовали себя на её месте?
- Расскажите о встрече Серой Шейки и Зайца. Что их объединяет?
- Можно ли их назвать друзьями? Почему?
Оценивание. С учётом полученного балла за «Верные и неверные утверждения», учащиеся, читающие текст сказки и отвечающие на вопросы, получают отметки с комментированием учителя (выразительное, правильное чтение текста произведения, наличие полного грамотного ответа).

6) Подвижная игра.
- Ребята, герои сказки приготовили вам игру «Угадайка». Сейчас я вам буду показывать прилагательные, а вы должны «изобразить» героя, которому принадлежит данная характеристика (трусливый – дети изображают зайца, приставляю руки к голове, имитируя длинные уши; хитрая – кокетливая лиса; беззащитная – взмахи крыльями, как уточка и т.д.)
На слайде каждое прилагательное, после показа детьми, «прикрепляется» к соответствующему персонажу.

IV. Рефлексия.
1) Работа в группах (по рядам). Приём «Синквейн».
- В завершении нашей сегодняшней работы я предлагаю вам составить синквейн, который поможет нам раскрыть взгляд на жизнь зайца, лисы и Серой Шейки. Напоминаю Правила построения синквейна.

- Работа ведётся в группах (1 ряд - заяц, 2 ряд - лиса, 3 ряд- Серая Шейка), результаты зачитываются.

Серая Шейка
Бедная, одинокая
Скучает, плавает, боится
Как-нибудь, милая, пробьёшься
Калека

Лиса
Хитрая, бессовестная
Крадётся, ждёт, тревожит
Тёплая старухе шуба будет
Плутовка
Заяц
Беззащитный, робкий
Возмущается, боится, беспокоится
Друг познаётся в беде
Косой
- Ребята, в тексте и в синквейне нам встретилось слово «калека». Что означает это слово? (Высказывания детей.)
- Во всём мире много людей, которые по своей неосторожности или в силу каких-то других причин стали увечными, калеками, чаще используется слово «инвалидами». Больнее всего видеть ребёнка-инвалида. Такие дети лишены многих радостей детства, а очень часто становятся просто одинокими в своей беде. И чтобы этого не случилось, необходимо помнить, что они такие же, как и мы. Да, это люди с особенностями, но они тоже чувствуют и радуются, боятся и расстраиваются, любят и верят в чудо.
Очень важно не оттолкнуть, не отречься от тех, кому нужна наша помощь.
Я рада за всех нас и за каждого в отдельности, рада за то, что у каждого из вас очень доброе и трепетное сердце, как у зайца в сказке. Рада за то, что как истинные пионеры, вы тоже не остались в стороне, а с честью согласились помочь ребёнку-инвалиду, отказались от своих подарков, развешивали листовки с призывом помощи для Жени Батуревич, посещали благотворительный концерт в её честь.
Будьте всегда добрыми и милосердными и не забывайте: «Друг познаётся в беде!»

2) Приём «Кубик Блума».
Учащиеся поочерёдно бросают кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик: «Опиши» (назвать форму косяка, цвет перьев уточки, размер полыньи и т.д.); «Сравни» (указать сходства зайца и уточки, изменения в природе и т.д.; «Предложи ассоциацию» (с чем у ассоциируется зима , с кем – Серая Шейка и т.д.; «Проанализируй» (сколько это – сажень, при какой температуре замерзает вода в реке и т.д.; «Используй» (как и где можно применить «кубарем», спесивый характер и т.д. ; «Дай оценку» (перечислите достоинства зайца и недостатки лисы и т.д.).

3) Фронтальный опрос.
- Столько много было сказано и проделано на уроке…
-Достигнута ли цель урока? Что помогло её достичь? Все ли задачи выполнены? (Ответы детей).
- Что получилось на уроке? Почему? Что не получилось? Почему? Где могут пригодиться полученные знания?
- Ребята, продолжите фразу: «Я бы посоветовал (а) прочитать сказку «Серая Шейка» другим детям, потому что…», «Сегодня на уроке я (мне)…».

- На столе у вас лежат ладошки, возьмите их, согрейте теплотой своих рук и объедините в солнышко, пусть оно согреет своими тёплыми лучами всех присутствующих в классе и подарит надежду нашим героям на счастливую концовку произведения.

V. Домашнее задание.
- Дома подготовьте пересказ 3 части сказки. Творческое дело: составить паспорт любого из героев, придумать свой изограф. По желанию можно нарисовать рисунок к эпизоду сказки, к пейзажным зарисовкам, либо самого героя сказки.
- Напоминаю вам Правила составления паспорта героя:
Где живёт?
Чем занимается?
Какие поступки?
Какой характер?
Что думает о нём автор?
Что вам понравилось или не понравилось в герое?

Аффирмация.
- Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки.
- Почти всё у человека предназначена для самого себя…кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы бы её никогда даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям. Так давайте сначала подарим улыбки гостям, затем друг другу, чтобы от ваших улыбок всем было хорошо и радостно, легко и тепло.
- Если вам понравился урок, похлопайте в ладоши громко, если не очень, то тихо, ну, а если урок не понравился, можете не хлопать.
Презентация на тему: Серая шейка

Рекомендуем посмотреть:

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Литературное чтение, 4 класс Кроссворд с ответами для урока внеклассного чтения, 4 класс. Литературные персонажи Конспект урока внеклассного чтения "Литературные сказки" в 4 классе с презентацией Разработка урока игры по литературному чтению, 4 класс

Похожие статьи:

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Введение

Урок литературного чтения в 4 классе. Пересказ текста «Удивительная находка»

Урок литературного чтения в 4 классе. Проверка техники чтения

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Славянский миф

Участник №41 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 января по 15 апреля 2017 года
Конкурсная программа к 8 марта для девочек в начальной школе. Сценарий
Опубликовано: 2823 дня назад (28 февраля 2017)
Просмотров: 30267
+2
Голосов: 2
Комментарии (4)
Каргаполова Татьяна Михайловна # 1 марта 2017 в 11:26 +1
Добрый день! Вы провели огромную работу: получилось интересно, познавательно. Прекрасные задания и иллюстрации соответствуют сценарию.Понравился приём рефлексии, замечательные игры, здорово, что дети учатся работать парами, ведётся фронтальный опрос, читаются отрывки из самого произведения- это очень хорошо, что присутствует само произведение на занятии. Очень хорош приём с кубиком. Есть аудиозапись текста.Меняется на занятии голос, это очень хорошо. Вы- молодец, цель достигнута и залачи выполнены. Дарю вам первый голос!
Алеся Александровна Салманова # 1 марта 2017 в 21:17 +1
Огромное спасибо! Мне важно Ваше мнение, Татьяна Михайловна. Приятно слышать отзывы со стороны...
Вaлентина Николаевна Ковальчук # 9 апреля 2017 в 19:28 0
Алеся Александровна, добрый вечер! Урок интересный, многогранный! Ваша презентация, я думаю, пригодится многим педагогам. Голос!
Наталья # 14 марта 2022 в 22:43 +1
Это первая презентация, которая сделана для детей, а не для комиссии. Очень интересная. Узнала много новых приемов, как заинтересовать детей. Браво!!! браво!!! шикарная работа!!