Урок литературного чтения в 4 классе. Проверка техники чтения
Конспект урока литературного чтения для 4 класса по ФГОС. УМК Л. Ф. Климановой «Проверочная работа. Проверка техники чтения»
Цель: проверить сформированность умения работать с учебной книгой (универсальные учебные действия).
Планируемые результаты: предметные: умения применять полученные знания на практике, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по теме урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ прочитанного текста, выделение в нем главной мысли,
— ответы на вопросы на основе художественного текста; личностные: проявление бережного отношения к художественной книге.
Оборудование: выставка книг по разделу учебника, портреты писателей, карточки с заданиями.
Ход урока
1. Проверочная работа
— Прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ.
1. Когда сведения о важных событиях стали записывать в летописях?
а) многие тысячи лет назад
б) когда появилось устное народное творчество
в) с появлением письменности
г) когда стали печатать первые книги
2. Откуда пошло это название — летописи?
а) от слова записи в) от слова лето +
б) от слова год г) от слова летать
— Что такое книга? (Печатное произведение (в старое время также рукопись) в форме сброшюрованных или переплетенных вместе листов с каким-нибудь текстом, иногда и рисунками.)
— Переписчики книг — кто они? (Переписчиками книг были главным образом священники, дьяконы, монахи.)
— О каком произведении идет речь? (Примерный ответ. О «Повести временных лет». Это самое знаменитое из летописных сочинений (XII в.), описывающее в основном историю восточных славян, исторические и полулегендарные события, происходившие в Древней Руси.)
— Узнайте пословицы. В чем смысл этих пословиц? (Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. Книги не говорят, а правду сказывают.)
Книги не говорят,... ...а ума придала.
...да и своим умом двигай.
Книга в счастье украшает,... ...а правду сказывают.
...а в несчастье утешает.
2. Проверка навыков чтения
Вариант 1
...Узкими горными тропинками, от одного дачного поселка до другого, пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа. Впереди обыкновенно бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва. У перекрестков он останавливался и, махая хвостом, вопросительно оглядывался назад. По каким-то ему одному известным признакам он всегда безошибочно узнавал дорогу и, весело болтая мохнатыми ушами, кидался галопом вперед. За собакой шел двенадцатилетний мальчик Сергей, который держал под левым локтем свернутый ковер для акробатических упражнений, а в правой нес тесную и грязную клетку со щеглом, обученным вытаскивать из ящика разноцветные бумажки с предсказаниями на будущую жизнь. Наконец, сзади плелся старший член труппы — дедушка Мартын Лодыжкин, с шарманкой на скрюченной спине.
Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только живое, близкое, пожалуй, даже родственное существо...
А. Куприн
— Как вы понимаете, что означает слово труппа?
— Расскажите, кто входил в маленькую бродячую труппу.
— Что рассказал о них автор?
Вариант 2
Хорошо весной в лесу! Березы распускают свои клейкие листья, стоят прозрачные, будто не деревья, а дымок зеленый. Среди них темнеют плотные ели и высокий можжевельник. Воздух чистый, легкий, еловой смолой пахнет, молодым лесом, прелой землей.
И хор птичий... И флейта поет, и трель рассыпается, и чеканье, и посвисты.
Солнце печет вовсю. А тень еще холодная. Я пошел к берегу речки, притаился и сразу увидел рыбака.
Ай да мужик-богатырь! Ростом с воробья. Рыба его раз в тридцать больше.
Это голоногий куличишка рыбачит. Вокруг рыбы бегает, суетится, клюет. Арыбу из воды на берег выкинуло: дохлая. Пищит кулик, ногами семенит.
Потом прилетели два ворона. Спугнули кулика, а сами рыбу не трогают. Видно, уже поели досыта. Как сели на отмель, так и заснули. Сидят носатые, черные, глаза закрыли. Налетели чайки с криком, с гамом. Стали потрошить эту рыбину. Одна голова осталась. Гляжу — с того берега по камням спускается лиса. Паршивая такая. Шерсть клочьями на боках висит — сбрасывает зимнюю шубу Лиса Патрикеевна.
Спустилась она к воде, воровато схватила ближнюю рыбу и спрягалась с нею за камень. Потом опять показалась, облизывается. Вдруг лай, вой, визг поднялись: прибежали собаки деревенские да как бросятся с обрыва к воде, к лисице. Видно, учуяли ее сверху. Лиса берегом, берегом наверх — и в лес. Собаки за ней. Ну и я ушел. Кого мне тут ждать?
Ни один зверь теперь не придет сюда: собачьих следов испугается.
Е. Чарушин
— Как вы думаете, где заканчивается первая часть текста?
— Придумайте заголовок к этому отрывку. Какая часть текста - первая или вторая - помогла вам в этой работе?
(Обучающиеся должны читать не менее 70—80 слов в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и работе с учебными текстами.)
Автор: Кутявина С. В.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Введение
Конспекты уроков литературного чтения для 4 класса по ФГОС. Сказки и притчи разных народов
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Славянский миф
Урок литературного чтения в 4 классе. Пересказ текста «Удивительная находка»
Нет комментариев. Ваш будет первым!