Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»
Конспект урока литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить с поэтическим текстом былины «Ильины три поездочки»; обобщить и обогатить знания детей о былинах; учить правильно понимать исторический текст, находить аналогии с реальными историческими событиями; работать над содержанием былины; обучать выразительному чтению; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные:
- формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ поэтического текста, выделение в нем главной мысли,
— ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ.
Оборудование: выставка книг по теме урока, репродукция картины В. Васнецова «Витязь на распутье», карточки с текстом речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно.
Стал Владимир-князь выспрашивать:
«Ты откулешний, дородный добрый молодец!
Тебя как, молодца, именем назвать,
Взвеличать удалого по отчеству?
Говорит ему Илья таковы слова:
«Есть я из славного города из Мурома,
Со славного села Карачарова,
Именем меня Ильей зовут,
Илья Муромец, сын Иванович.
Стоял-то я заутреню во Муроме,
Поспевал-то я к обеденке в стольный Киев-град».
Говорят тут могучие богатыри:
«А ласково солнце, Владимир-князь!
В речах детина завирается:
Под городом Черниговом стоит силушка неверная,
У речки у Смородинки Соловей-разбойник».
Говорит Илья таковы слова:
«Владимир-князь стольно-киевский,
Соловей-разбойник на твоем дворе,
И прикован он ко правому стремечку,
Ко стремечку, ко булатному».
— Прочитайте способом «птичий базар» (еще: медленно, с ускорением).
— Прочитайте отрывок выразительно.
— О ком в нем говорится?
— О каком князе упоминается в этом отрывке?
(Учащиеся делают сообщения о князе Владимире, подготовленные дома.)
— Что вы узнали о богатыре? Расскажите.
(Выразительное чтение былины «Исцеление Ильи Муромца».)
III. Работа по теме урока
(Прогнозирование текста былины «Ильины три поездочки».)
— Прочитайте название былины, поэтический отрывок из которой будем сегодня изучать. Как вы думаете, о чем он?
(Чтение былины учителем.)
— Следите за моим чтением, подчеркивайте непонятные слова и выражения.
— Расскажите о своих впечатлениях от прочитанного. Какие чувства вы испытывали, слушая былину?
— Какие слова и выражения вам были непонятны?
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
(Повторное чтение поэтического варианта былины «Ильины три поездочки».)
— Как необходимо читать текст былины? Какой темп выберем? (Примерный ответ. Былинный стих, окончания слов, свойственные народной песенной поэзии, длина строк подсказывают неторопливый, несколько замедленный темп чтения, торжественный, плавный и в то же время спокойный повествовательный тон, соответствующий героическому содержанию былины, рассказывающей о событиях давно минувших веков.)
(Чтение былины учащимися. Работа по иллюстрации.)
— Перед вами знаменитая картина В. Васнецова «Витязь на распутье». Рассмотрите внимательно, расскажите, что вы видите.
Картина «Витязь на распутье» была написана В.М. Васнецовым в 1882 г. В центре композиции находится фигура самого богатыря — Ильи Муромца. Он сидит на мощном боевом коне и вооружен копьем, булавой, щитом и луком с колчаном, полным стрел. Задумчивость его отражается в склонившейся немного книзу голове, наклоненном вниз копье. Автор желает показать единство воина и его верного коня: поза лошади повторяет фигуру Ильи Муромца, она также склоняет голову, при этом уверенно стоя на крепких ногах.
Перед персонажем расположен мрачный камень с надписью «Как пряму ехати — живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному», текст полностью повторяет былинный. Следующие за этой фразой слова, и так известные любому жителю России, автором картины были спрятаны и частично стерты. Нелегко славному воину на чужбине. Он находится перед ответственным выбором, и тяжело ему принять верное решение.
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— Итак, подведем итог тому, что мы узнали на уроке. Посмотрите еще раз на репродукцию картины В. Васнецова, прочитайте строки из произведения, которые к ней относятся.
Домашнее задание
Прочитать былину полностью, подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка. Подготовить иллюстрации.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Введение
Урок литературного чтения в 4 классе. Пересказ текста «Удивительная находка»
Конспекты уроков литературного чтения для 4 класса по ФГОС. Сказки и притчи разных народов
Урок литературного чтения в 4 классе. Проверка техники чтения
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Славянский миф
Нет комментариев. Ваш будет первым!