Конспекты уроков литературного чтения для 4 класса по ФГОС. Сказки и притчи разных народов
Уроки литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить обучающихся со сказками и притчами народов мира; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; учить понимать поступки героев; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ художественного текста, выделение в нем главной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,
— ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества разных народов.
Оборудование: выставка книг по теме урока.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
Вышит снег красивой строчкой,
Словно белая сорочка.
Папу я зову во двор:
— Погляди, какой узор!
Смотрит папа сверху вниз:
— Тут письмо тебе, Денис!
Пишут птицы и зверюшки:
«Сделай нам, Денис, кормушки!»
И. Галиновская
— Прочитайте способом «птичий базар» (еще: медленно, с ускорением, выразительно).
III. Актуализация знаний
— Перечитайте стихотворение И. Галиновской еще раз.
— Понравилось оно вам?
— О чем хотел нам рассказать автор?
— Расскажите, как вы относитесь к птицам. Какие из них вам хорошо знакомы? О каких хотелось бы узнать побольше?
— Прочитайте название сказки, с которой сегодня будем знакомиться. («Болтливая птичка».)
— Как вы думаете, о чем может рассказать сказка с таким названием?
(Дети прогнозируют содержание сказки по ее названию.)
— Что вы знаете о тайском народе?
Народы тайской языковой семьи живут на юге Китая, в Индокитае, где они основали два государства — Таиланд и Лаос, и на северо-востоке Индии. Традиционные занятия тайцев — сельское хозяйство, основная культура — рис, еще выращивают злаковые, овощи, чай. Развито огородничество и садоводство, выращивают бананы, цитрусовые, рамбутаны, манго, яблоки, персики и др. Разводят скот — буйволов и лошадей (как рабочую силу), коз, коров, свиней, кур, уток. Рыболовство у тайцев развито речное и морское. Основные промысловые рыбы (и прочие морепродукты): форель, камбала, минога, карп, окунь, сом, налим, креветки, трепанг, морская капуста. Традиционное жилище тайцев — свайный дом (спасает от наводнений).
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока
Знакомство со сказкой «Болтливая птичка»
(Чтение сказки учителем.)
— Ваши впечатления от прочитанного?
— Какие слова и выражения были непонятны?
— Перечитайте сказку еще раз.
— Как звали птичку? Почему?
— Чего больше всего боялась птичка, когда нашла дерево?
— Почему произошло то, чего она так боялась?
— В чем смысл сказки? Выберите подходящие по смыслу пословицы и запишите их в творческую тетрадь.
• Злой плачет от зависти, а добрый от радости (от жалости).
• В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.
• В чужих руках ломоть (пирог) велик; а как нам достанется, мал покажется.
• В чужих руках ноготок с локоток.
• На чужую кучу нечего глаза пучить.
• Не зарься на чужое, свое береги!
• Глаза (очи) завидущи, руки загребущи.
(Самостоятельная работа обучающихся.)
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— Сказку какого народа читали на уроке?
— Почему сказка так называется?
— Как ее можно назвать по-другому?
Домашнее задание
Составить текст, похожий по сюжету, заменив героиню тайской сказки на птичку наших краев. Включить в сказку описание пейзажа.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
Бабочка
Я у желтой бабочки
Тихо-тихо спрашивал:
— Бабочка, скажи мне,
Кто тебя раскрашивал?
Может, это лютик?
Может, одуванчик?
Может, желтой краской
Тот соседский мальчик?
Или это солнышко
После скуки зимней?
Кто тебя раскрашивал?
Бабочка, скажи мне!
Прошептала бабочка,
В золото одета:
— Всю меня раскрасило
Лето, лето, лето!
А. Павлова
— Прочитайте стихотворение медленно.
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Прочитайте скороговоркой.
— Прочитайте выразительно.
III. Работа по теме урока
Знакомство со сказкой «Три бабочки»
— Ребята, какие чувства возникли у вас при чтении этого стихотворения?
— Что вы знаете о бабочках? Чем они вам нравятся?
— Прочитайте название сказки. («Три бабочки». Немецкая народная сказка.)
— Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чем эта сказка? (Предположения детей.)
— Определите задачи урока, прочитав название темы. (Чтение сказки учителем.)
— Ребята, какие чувства возникли у вас при чтении этого произведения?
— Что было непонятно?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
(Повторное чтение и работа над содержанием сказки по вопросам и заданиям 1—3 на с. 51 учебника.)
— Проверим, как вы выполнили домашнее задание. Расскажите сказки, которые вы сочинили дома.
(Выступления обучающихся.)
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— Что нового узнали на уроке? Что вам особенно запомнилось?
Домашнее задание
Придумать сценарий сказки, чтобы ее можно было поставить на сцене.
Ход урока 3
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно отрывок из стихотворения С. Есенина.
Душно в кузнице угрюмой,
И тяжел несносный жар,
И от визга и от шума
В голове стоит угар.
К наковальне наклоняясь,
Машут руки кузнеца,
Сетью красной рассыпаясь,
Вьются искры у лица.
Взор отважный и суровый
Блещет радугой огней,
Словно взмах орла, готовый
Унестись за даль морей...
— Прочитайте стихотворение медленно.
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Прочитайте скороговоркой.
— Прочитайте выразительно.
III. Работа по теме урока
Знакомство с притчей «Царь и кузнец»
— Ребята, прочитайте строчки Сергея Есенина еще раз. Как бы вы назвали стихотворение? (Стихотворение называется «Кузнец».)
— Кто такой кузнец? (Кузнец — мастер, занимающийся ручной ковкой металла.)
— Как вы думаете, почему наш урок мы начали с разговора о кузнеце?
— Прочитайте название произведения, которое будем сегодня изучать. (Притча «Царь и кузнец».)
— Вспомните, что такое притча. (Притча - краткий иносказательный поучительный рассказ.)
— Определите задачи урока. (Чтение притчи учителем.)
— Ребята, какие чувства возникли у вас при чтении этого произведения?
— Что было непонятно?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
(Выразительное чтение притчи учащимися.)
— На что жаловался кузнец царю?
— Как ответил на эти слова царь?
— О каких качествах, мешающих кузнецу, он говорил? (Словарная работа.)
Тщеславие — высокомерное стремление к славе, к почитанию.
— Понял ли кузнец слова царя? Докажите. (Подготовка обучающихся к выразительному чтению по ролям. Проверка и обсуждение сценария сказки, готовящейся к постановке детьми.)
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— Что нового узнали на уроке? Что вам особенно запомнилось?
Домашнее задание
Прочитать другие притчи.
Ход урока 4
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Расскажите, какие притчи вы нашли и прочитали к уроку.
III. Работа по теме урока
— Прочитайте и отгадайте загадку.
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (Сердце.)
— Прочитайте медленно (еще: скороговоркой, с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, выразительно).
— Как вы догадались, что эта загадка про сердце?
— Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите выражение шрамы на сердце? (Ответы детей.)
— Так называется притча, которую мы будем сегодня читать. Определите тему и цели урока.
— Как вы думаете, о чем это произведение?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Знакомство с притчей «Шрамы на сердце»
(Чтение притчи учителем.)
— Что вы испытали, когда слушали притчу?
— Прочитайте притчу самостоятельно. Приготовьтесь читать ее без ошибок, выразительно.
(Самостоятельная работа обучающихся.)
— Прочитайте те строчки притчи, которые вас особенно тронули.
— Часто ли вы раздражаетесь и гневаетесь?
— Как вы стараетесь сдерживать себя? (Словарная работа.)
— Как вы понимаете слова гнев и самообладание?
Гнев — чувство сильного возмущения, негодования, состояние раздражения, озлобления.
Самообладание — способность владеть собой, выдержка и хладнокровие.
(Выразительное чтение произведения учащимися.)
— Какое настроение передадите при чтении? Почему?
— Послушайте эту же притчу в поэтическом варианте.
Жил человек, гневливый до предела.
Он молод был, и вот отец его
Сказал, чтоб он, когда не сдержит гнева,
Вбивал бы в столб забора длинный гвоздь.
Сначала столб пронизывали гвозди
По нескольку десятков каждый день,
Потом все меньше, и однажды вовсе
Он молотком забора не задел.
Отец его заданье дал другое:
Когда он сможет снова гнев сдержать,
За каждую победу над собою –
По одному теперь их выдирать.
И вот настал тот день, когда в заборе
Он не нашел гвоздя ни одного,
И сын сказал, довольный сам собою:
— Смотри, отец, я победил его!
Гнев побежден, что для отца важнее,
Чем столб, дырявым ставший от гвоздей,
И молвил он, что сказанное в гневе
Гвоздей железных может быть острей.
И как забор уже не будет новым,
Так в сердце шрамы, словно от гвоздей,
От грубого презрительного слова
Навеки остаются у людей...
С. Копылова
— Понравилось вам стихотворение?
— Прочитайте строки притчи, в которых заключена основная мысль. Выучите их.
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— Какой урок преподносит нам притча?
Домашнее задание
Найти и прочитать сказки о лисе.
Автор: Кутявина С. В.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»
Урок литературного чтения в 4 классе. Проверка техники чтения
Урок литературного чтения в 4 классе. Пересказ текста «Удивительная находка»
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Введение
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Славянский миф
Нет комментариев. Ваш будет первым!