Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Славянский миф
Конспект урока литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой «Особенности славянского мифа»
Цели: познакомить с особенностями славянского мифа; учить находить аналогии с реальными историческими событиями; работать над содержанием мифа; обучать выразительному чтению; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: предметные: прогноз содержания, чтение вслух с постепенным переходом на чтение про себя; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ пословиц и поговорок, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,
— ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмысление понятий притчи, былины, мифы, пословицы (о дружбе, трудолюбии, добре). Оборудование: выставка книг по теме урока.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно отрывок из «Книги Коляды», которая являет собой свод древнейших славянских преданий о сотворении мира, о богах и героях.
Солнце вышло тогда из лица Его.
Месяц светлый — из груди Его.
Звезды частые — из очей Его.
Зори ясные — из бровей Его.
Ночи темные — да из дум Его.
Ветры буйные — из дыхания.
— Прочитайте способом «птичий базар».
— Прочитайте медленно.
— Прочитайте с ускорением.
— Прочитайте отрывок выразительно.
III. Работа по теме урока
1. Постановка учебной задачи
— Прочитайте текст речевой разминки еще раз. Подумайте, о чем в нем идет речь. (О сотворении мира.)
— Ребята, прочитайте название произведения, которое будем сегодня изучать. Рассмотрите иллюстрацию к нему. Предположите, о чем это произведение.
— Прочитайте название темы урока. Определите его задачи.
— Где мы будем искать ответы на поставленные вопросы? (Предположения детей.)
2. Знакомство со славянским мифом
(Чтение мифа учителем.)
— Следите за моим чтением, подчеркивайте непонятные слова и выражения.
— Расскажите о своих впечатлениях от прочитанного. Какие чувства вы испытывали, слушая миф?
— Какие слова и выражения вам были непонятны?
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
(Повторное чтение славянского мифа.)
— Мы прочитали миф. Какой предстает перед нами Мать Сыра Земля в начале повествования?
— С какими речами обращался Ярило к Земле? Зачитайте этот отрывок.
— Любы ли Земле речи бога Ярилы?
— Что же происходит на Земле после того, как солнечные лучи озаряют ее? Как изменяется Земля?
— Как появляется человек?
— Как приветствовал Ярило любимого сына? Чем он награждает свое дитя?
— Отчего же опечалилась Мать Сыра Земля?
— Как успокоил Ярило Землю? Какой подарок даровал Ярило человеку?
— Скажите, пожалуйста, о каких представлениях древних славян рассказывает миф? {О смене времен года, происхождении человека, сотворении мира.)
— Какой языческий бог представлен нам в этом мифе? (Ярило — бог Солнца, любви, весны.)
— Что такое миф? Прочитайте на с. 40 учебника.
— Кто такие древние славяне? (Далекие предки трех народов — русских, белорусов и украинцев.)
(Работа по вопросам и заданиям 1—3 на с. 40 учебника.)
— Какие предположения вы сделали о том, как миф может продолжаться?
(См. материал для учителя к уроку.)
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— Какие приемы используются для создания образов героев данного произведения?
— Выберем опорные слова, которые нам помогут при пересказе текста.
Домашнее задание
Подготовить подробный пересказ текста.
Материал для учителя
Затуманилась Мать Сыра Земля и с горя-печали оросила поблекшее лицо свое слезами горькими — дождями дробными.
Плачется Мать Сыра Земля: «О ветре ветрило!.. Зачем дышишь на меня постылою стужей?.. Око Ярилино — красное солнышко!.. Зачем греешь и светишь ты не по-прежнему?.. Разлюбил меня Ярило- бог — лишиться мне красоты своей, погибать моим детушкам, и опять мне во мраке и стуже лежать!.. И зачем узнавала я свет, зачем узнавала жизнь и любовь?.. Зачем спознавалась с лучами ясными, с поцелуями бога Ярилы горячими?..» Безмолвен Ярило.
«Не себя мне жаль, — плачется Мать Сыра Земля, сжимаясь от холода, — скорбит сердце матери по милым по детушкам».
Говорит Ярило: «Ты не плачь, не тоскуй, Мать Сыра Земля, покидаю тебя ненадолго. Не покинуть тебя на время — сгореть тебе дотла под моими поцелуями. Храня тебя и детей наших, убавлю я на время тепла и света, опадут на деревьях листья, завянут травы и злаки, оденешься ты снеговым покровом, будешь спать-почивать до моего прихода... Придет время, пошлю к тебе вестницу — весну-красну, следом за весною я сам приду».
Плачется Мать Сыра Земля: «Не жалеешь ты, Ярило, меня, бедную, не жалеешь, светлый боже, детей своих!.. Пожалей хоть любимое детище, что на речи твои громовые отвечал тебе вещим словом, речью крылатою... И наг он и слаб — сгинуть ему прежде всех, когда лишишь нас тепла и света...»
Брызнул Ярило на камни молоньей, облил палючим взором дерева дубравные. И сказал Матери Сырой Земле: «Вот я разлил огонь по камням и деревьям. Я сам в том огне. Своим умом-разумом человек дойдет, как из дерева и камня свет и тепло брать. Тот огонь — дар мой любимому сыну. Всей живой твари будет на страх и ужас, ему одному на службу».
И отошел от Земли бог Ярило... Понеслись ветры буйные, застилали темными тучами око Ярилино — красное солнышко, нанесли снега белые, ровно в саван окутали в них Мать Сыру Землю. Все застыло, все заснуло, не спал, не дремал один человек — у него был великий дар отца Ярилы, а с ним свет и тепло...
Автор: Кутявина С. В.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения в 4 классе. Проверка техники чтения
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Введение
Конспекты уроков литературного чтения для 4 класса по ФГОС. Сказки и притчи разных народов
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»
Урок литературного чтения в 4 классе. Пересказ текста «Удивительная находка»
Людмила Анатольевна Копытина
|
||
|