Конспект интегрированного занятия в детском саду в старшей группе. Русская ложка
Конспект этого интегрированного занятия будет интересен музыкальным руководителям, педагогам по изо деятельности, воспитателям. Знакомство с музыкальным инструментом – деревянной ложкой проходит через интеграцию областей – художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное, социально – коммуникативное развитие. Через изучение истории русского народа, его быта, экспериментирование, сравнение, выполнение творческого задания, освоения основных приемов игры на ложках, веселую игру, дети изучают традиции и обычаи русского народа, осваивают такой непростой музыкальный инструмент, как деревянные ложки, учатся сами делать роспись на ложках.
Цель: Познакомить детей с историей русской деревянной ложки
Задачи: ---обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
---воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
---развивать художественно-творческие способности детей;
----обогащать духовную культуру детей через игру на народных инструментах;
----обучить детей простым приемам игры на ложках;
----осваивать технику росписи ложек
* * *
Дети входят в музыкальный зал
Воспитатель: Ребята! Я хочу спросить вас, любите ли вы чудеса и сюрпризы? Давайте мы с вами попробуем сотворить маленькое чудо. Для того чтобы оно произошло…
– Ты три раза должен хлопнуть
И пять раз ногами топнуть,
Рядом другу улыбнись:
«Чудо, чудо появись!»
Дети выполняют задание. Чуда не происходит...
Воспитатель: Я поняла, чего нам не хватает. Музыки! Попробуем ещё раз.
Звучит музыка, дети топают, хлопают, улыбаются друг другу, в зал входят Василисы Премудрые. (В роли Василис педагог по изо и муз.руководитель)
Василисы: Здравствуйте, люди хорошие! Здравствуйте, красны девицы да добры молодцы. Веселья вам да радости. Хорошего подворья да доброго здоровья!
Воспитатель: Спасибо, и вам не хворать! Проходите – не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь. Кто вы гостьи дорогие, откуда к нам пожаловали?
Василисы: Мы – Василисы Премудрые , а пожаловали к вам из русских народных сказок. Боимся, только не тесновато ли нам будет?
Воспитатель: Как, дети, в русской пословице говорится? В тесноте да не в обиде. В нашей светлице найдётся тёплое местечко, да доброе словечко. Зачем вы к нам пожаловали?
Василисы: У нас слёт Василис по обмену премудростями!
Воспитатель: Чем, чем?
Василисы: Премудростями!
Воспитатель: Мы бы тоже хотели обменяться премудростями
Василисы: Тогда сядем все рядком, да поговорим ладком.
(Дети и Василисы садятся)
Василиса (муз руководитель): Пришли мы к вам не с пустыми руками. Есть у меня корзинка, а ней кое-что спрятано. Я вам загадаю загадку, а вы отгадаете.
– Деревянная подружка,
Без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка,
И накормит всех вокруг.
Кашу прямо носит в рот,
И обжечься не даёт. (Ложка)
(Дети отгадывают загадку).
Василиса: Верно! А вот и ответ на мою загадку. (Показывает деревянные ложки)
Я ложкой люблю есть пирожное.
Варенье, повидло, мороженое,
Рассольник и кашу, бульон и окрошку,
Вот сколько всего можно выхлебать ложкой!!!
Ложка - очень важный предмет в нашей жизни, и без него невозможно обойтись. За завтраком или за обедом вы берете в руку ложку, и никто не задумывается, когда впервые появилась ложка и какой она была. А Вы, дети, хотели бы узнать что-то интересное о ложках?
Дети: Да.
Василиса (муз руководитель): Когда-то древнему человеку пришла в голову мысль, что горячую еду брать удобнее не руками, а каким-нибудь предметом - так они изобрели ложку. Как вы думаете, из чего древние люди сделали первую ложку? Самая первая ложка была сделана из камня. Подумайте и скажите, удобно ли было есть такой ложкой? Почему? (была тяжелая, неудобная). Да, она была очень тяжелая, края были неровные, и во время еды такая каменная ложка обжигала рот. Потом ложки стали делать из бронзы, серебра и даже золота. Русский народ стал изготавливать ложки из древесины. Ложки вырезали из дерева - липы. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. А делали их с выдумкой: расписные, вырезные, непохожие на другие. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!». Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.
Вот вам и первая премудрость.
Воспитатель: Ребята такими ложками, как у наших Василис удобно есть кашу, щи. А у меня есть ещё другие ложки. (обращает внимание детей на разновидности других ложек). Вот эта ложка, смотрите, поменьше. Ей удобно будет есть ребёнку. Эта ложка побольше, у неё длинная ручка. Такой ложкой хорошо раскладывать по тарелкам кашу, разливать по тарелкам щи, суп, уху. Это половник.
Воспитатель: Василисушки, но ведь ваши ложки сделаны из дерева. А меня есть ещё другие ложки. Посмотрите какие. (Воспитатель обращает внимание детей на железные ложки) Давайте, ребята, рассмотрим с вами на две ложки (показывает деревянную и железную) Какие это ложки? Чем отличаются?
Дети. (Ответы детей)
Воспитатель. Ребята, а эти две ложки сделаны из одинакового материала?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, давайте убедимся с вами, что эти ложки сделаны из разного материала. Для этого возьмите в одну руку ложку, которую принесли Василисушки, а в другую ту которой мы едим. Какие они на ощупь? Что вы чувствуете, когда вы держите их в руках?
Дети: Одна теплая, другая холодная.
Воспитатель: Если мы испытываем разные ощущения, мы можем сказать, что ложки сделаны из разного материала?
Дети: Да! Ложки сделаны из разного материала.
Воспитатель: А теперь возьмите в руку ложку, которой мы едим, и ударьте ими друг о друга несколько раз (дети выполняют задание в паре). А теперь возьмите в руку ложку, которую принесли Василисушки и тоже ударьте ими несколько раз. Ребята, одинаковые звуки от удара мы слышим?
Дети: Звуки отличаются друг от друга.
Воспитатель: Если мы слышим разные звуки от удара, то мы можем предположить, что ложки сделаны из разного материала.
Дети: Да! Ложки сделаны из разного материала.
Воспитатель: Правильно ложки сделаны из разного материала. А теперь убедимся с вами, что одна ложка сделана из металла, а другая из дерева. Возьмём с подноса железную ложку и опустим её в ёмкость с водой. Что произошло?
Дети: Ложка утонула.
Воспитатель: Ребята, ложка, которой мы едим, сделана из какого материала?
Дети: Ложка сделана из металла.
Воспитатель: А теперь опустим в воду ложку, которую принесли наши гости. Что произошло с ложкой?
Дети: Она плавает. Ложка не утонула.
Воспитатель: Деревянная ложка не утонула. Какой сделаем вывод?
Дети: Ложка сделана из дерева.
Воспитатель: Молодцы! А теперь с вами обобщим наши знания. Ложка, которая утонула, сделана из металла. Металл материал тяжёлый, поэтому он тонет. Ложка, которая плавает, сделана из дерева. Дерево материал лёгкий, поэтому он не тонет.
Воспитатель: Вот вам и вторая премудрость.
Воспитатель: А сейчас давайте с вами немного отдохнём, выходите в кружок, берите ложки
Физминутка «Весёлые ложкари»
Василисушка (педагог по изо): Ребята, а сейчас послушайте меня. Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали их. Их часто украшали, рисовали диковинные цветы, веточки, ягоды. Красота! Глаз не отвести от таких ложек!!! Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга. Геометрической резьбой украшены хотьковские ложки, росписью – хохломские; выжиганием – вятские. (показывает образцы росписи ложек). Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи. Мы с вами сегодня будет расписывать нашими ложки хохломской росписью. Основные элементы этой росписи - красные, сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, птицы, рыбы и звери… Традиционные цвета: чёрный, иногда зелёный, и красный на золотом фоне. Давайте попробуем расписать наши образцы ложек.
(Дети вместе с педагогом по изо расписывают нарисованные на листах бумаги ложки)
Василиса (педагог по изо) (по окончании работы): Вот вам и третья премудрость.
Василиса (муз.руководитель): В старину русские люди носили ложку при себе, за поясом или за голенищем сапога. Без своей ложки в гости не ходили. Если же в дом приходил гость, то хозяин ложки ему не подавал, а ждал, когда тот достанет свою ложку. Народ придумал и сложил много пословиц и поговорок о ложках.
Воспитатель: А мы знаем пословицы про ложки, давайте, ребята, вспомним их
• Дорога ложка к обеду
• Один с сошкой, а семеро с ложкой
• Ложка дегтя бочку меда испортит
• На незваного гостя не припасена и ложка
• Красна ложечка с похлёбочкой, а не сухая.
• В один рот двух ложек не впихнешь.
• Дорога ложка к обеду
• Каши мало, зато ложка большая
• Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, нам по лепешкам
• Ложка дегтя в бочке меда
• Не клади свою ложку туда, где нет твоей миски
• Пустая ложка рот царапает
• Что положишь в котел, то и попадет в ложку
• Что себе в миску накрошишь, то и в ложке у себя найдешь
• Красна ложка едоком, лошадь ездоком
• Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама
Василиса (педагог по изо): А в старину на ложках на Руси гадали. К примеру в кадку с водой клали ложки по числу родственников, заметив, которая – чья. Затем взбалтывали воду. Утром смотрели: если все ложки в груде, значит, в течении года все останутся в семье, если чья-нибудь отстала, значит, именно этот член семьи в этот год покинет её (выйдет замуж, женится, переедет или умрёт и т. д.) В качестве ритуального предмета русские крестьяне использовали ложку во время святочных гаданий – замораживали к Новому году воду в ложке: пузыри – к долгой жизни, ямка сверху к смерти.
Воспитатель: А мы знаем приметы про ложки
Дети:
• Если уронишь ложку – придёт женщина, если нож – мужчина.
• Две ложки в одной чашки – к свадьбе.
• Ложку на столе после обеда забыть – к гостю.
• Пролить соус из ложки – накликать семейную ссору
• Нельзя стучать ложками – от этого лукавый радуется, скликаются на обед злыдни.
• Нельзя оставлять ложку так, чтобы она опиралась ложкой о стол, а другим концом на миску: по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила.
Василиса (педагог по изо): Вот вам четвёртая премудрость.
Василиса (муз.руководитель): Ложки, ложки,
Расписные ложки,
Ложки золоченые,
Узоры крученые.
Хоть щи хлебай,
А хоть музыку играй!!!
Вот теперь, когда мы узнали историю ложки, настало время познакомиться с ними ближе. Давайте рассмотрим с вами ложки. Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Давайте попробуем (Держат ложки за ручки и ударяют друг о друга тыльными сторонами черпаков – «щеками»).
(Музыкальный руководитель исполняет на ложках прием «Лошадка»)
Угадайте, на что похож этот звук. А какой это звук?
Чтобы получился такой звук надо спрятать черпачок в ладошке, и постучать. Этот прием так и называется «Лошадка».
А если мы попробует стукнуть ложками, как бы скользя, представьте, что отряхиваем снег с варежек, получиться совсем другой звук. А называется такой приём игры «Маятник» (это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном)
«Мячики» – обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена.
«Плечики» – ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева.
«Линеечка» – ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу.
(дети повторяют приёмы игры на ложках)
Людей, которые играют на ложках, называют ложкари. Давайте и мы с вами поиграем на ложках под весёлую музыку.
(Звучит музыка и дети вместе с муз.руководителем играют на ложках, используя разные приёмы игры)
Василиса (муз.руководитель): Вот вам и пятая премудрость.
Воспитатель: Василисушки, а ведь ложки используются человеком не только, чтобы есть или как музыкальный инструмент, ещё в кулинарии пользуются мерными ложками (Чайные, десертные и столовые ложки)..
В медицине тоже используется мерная ложка (в сиропе от кашля).
Василиса (педагог по изо): Ребята, а ведь в старину на праздниках среди маленьких детей устраивались игры-забавы с яйцами и ложками: «Пронеси воду в ложке». «Пронеси яйцо в ложке». Давайте тоже с вами поиграем в игру «Пронеси – не урони»
(дети разделяются в команды, по сигналу бегут и проносят в ложке какой-либо предмет, стараясь его не уронить по пути).
Василиса (по изо): Вот сколько премудростей мы вам поведали, да и вы сами нам рассказали.
Василиса (муз.руководитель): Ну раз мы с вами разучили приёмы игры на ложках, то пора и песню про ложки спеть да на ложках сыграть. Но сначала последняя премудрость – «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось». Настоящие чудеса помогает нам творить дружба и сплоченность. Кто очень старается, у того и чудеса получаются. Давайте споём о наших ложках песню.
Песня «Наши ложки» З.Роот (дети поют и играют)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие?
- Что нового вы узнали о ложках?
- Из чего была сделана первая ложка?
- А каким приёмам игры на ложках мы научились?
(и другие вопросы)
Василисы (вместе): За старание, ребятки, получайте шоколадки. Надолго с вами не прощаемся. (Василисы прощаются с детьми)
Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы "ЗНАКОМСТВО С РУССКОЙ ЛОЖКОЙ"
Игра на ложках исправляет кривой детский почерк. Лечит малышей от рассеянности, невнимательности, заторможенности или гиперактивности, а также других «болезней», которые могут перейти в хронические. А лекарство – это игра на ложках! У детей развивается мелкая моторика рук, и, как следствие, решаются многие проблемы.Цель: Познакомить детей с историей русской деревянной ложки
Задачи: ---обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
---воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
---развивать художественно-творческие способности детей;
----обогащать духовную культуру детей через игру на народных инструментах;
----обучить детей простым приемам игры на ложках;
----осваивать технику росписи ложек
* * *
Дети входят в музыкальный зал
Воспитатель: Ребята! Я хочу спросить вас, любите ли вы чудеса и сюрпризы? Давайте мы с вами попробуем сотворить маленькое чудо. Для того чтобы оно произошло…
– Ты три раза должен хлопнуть
И пять раз ногами топнуть,
Рядом другу улыбнись:
«Чудо, чудо появись!»
Дети выполняют задание. Чуда не происходит...
Воспитатель: Я поняла, чего нам не хватает. Музыки! Попробуем ещё раз.
Звучит музыка, дети топают, хлопают, улыбаются друг другу, в зал входят Василисы Премудрые. (В роли Василис педагог по изо и муз.руководитель)
Василисы: Здравствуйте, люди хорошие! Здравствуйте, красны девицы да добры молодцы. Веселья вам да радости. Хорошего подворья да доброго здоровья!
Воспитатель: Спасибо, и вам не хворать! Проходите – не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь. Кто вы гостьи дорогие, откуда к нам пожаловали?
Василисы: Мы – Василисы Премудрые , а пожаловали к вам из русских народных сказок. Боимся, только не тесновато ли нам будет?
Воспитатель: Как, дети, в русской пословице говорится? В тесноте да не в обиде. В нашей светлице найдётся тёплое местечко, да доброе словечко. Зачем вы к нам пожаловали?
Василисы: У нас слёт Василис по обмену премудростями!
Воспитатель: Чем, чем?
Василисы: Премудростями!
Воспитатель: Мы бы тоже хотели обменяться премудростями
Василисы: Тогда сядем все рядком, да поговорим ладком.
(Дети и Василисы садятся)
Василиса (муз руководитель): Пришли мы к вам не с пустыми руками. Есть у меня корзинка, а ней кое-что спрятано. Я вам загадаю загадку, а вы отгадаете.
– Деревянная подружка,
Без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка,
И накормит всех вокруг.
Кашу прямо носит в рот,
И обжечься не даёт. (Ложка)
(Дети отгадывают загадку).
Василиса: Верно! А вот и ответ на мою загадку. (Показывает деревянные ложки)
Я ложкой люблю есть пирожное.
Варенье, повидло, мороженое,
Рассольник и кашу, бульон и окрошку,
Вот сколько всего можно выхлебать ложкой!!!
Ложка - очень важный предмет в нашей жизни, и без него невозможно обойтись. За завтраком или за обедом вы берете в руку ложку, и никто не задумывается, когда впервые появилась ложка и какой она была. А Вы, дети, хотели бы узнать что-то интересное о ложках?
Дети: Да.
Василиса (муз руководитель): Когда-то древнему человеку пришла в голову мысль, что горячую еду брать удобнее не руками, а каким-нибудь предметом - так они изобрели ложку. Как вы думаете, из чего древние люди сделали первую ложку? Самая первая ложка была сделана из камня. Подумайте и скажите, удобно ли было есть такой ложкой? Почему? (была тяжелая, неудобная). Да, она была очень тяжелая, края были неровные, и во время еды такая каменная ложка обжигала рот. Потом ложки стали делать из бронзы, серебра и даже золота. Русский народ стал изготавливать ложки из древесины. Ложки вырезали из дерева - липы. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. А делали их с выдумкой: расписные, вырезные, непохожие на другие. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!». Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.
Вот вам и первая премудрость.
Воспитатель: Ребята такими ложками, как у наших Василис удобно есть кашу, щи. А у меня есть ещё другие ложки. (обращает внимание детей на разновидности других ложек). Вот эта ложка, смотрите, поменьше. Ей удобно будет есть ребёнку. Эта ложка побольше, у неё длинная ручка. Такой ложкой хорошо раскладывать по тарелкам кашу, разливать по тарелкам щи, суп, уху. Это половник.
Воспитатель: Василисушки, но ведь ваши ложки сделаны из дерева. А меня есть ещё другие ложки. Посмотрите какие. (Воспитатель обращает внимание детей на железные ложки) Давайте, ребята, рассмотрим с вами на две ложки (показывает деревянную и железную) Какие это ложки? Чем отличаются?
Дети. (Ответы детей)
Воспитатель. Ребята, а эти две ложки сделаны из одинакового материала?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, давайте убедимся с вами, что эти ложки сделаны из разного материала. Для этого возьмите в одну руку ложку, которую принесли Василисушки, а в другую ту которой мы едим. Какие они на ощупь? Что вы чувствуете, когда вы держите их в руках?
Дети: Одна теплая, другая холодная.
Воспитатель: Если мы испытываем разные ощущения, мы можем сказать, что ложки сделаны из разного материала?
Дети: Да! Ложки сделаны из разного материала.
Воспитатель: А теперь возьмите в руку ложку, которой мы едим, и ударьте ими друг о друга несколько раз (дети выполняют задание в паре). А теперь возьмите в руку ложку, которую принесли Василисушки и тоже ударьте ими несколько раз. Ребята, одинаковые звуки от удара мы слышим?
Дети: Звуки отличаются друг от друга.
Воспитатель: Если мы слышим разные звуки от удара, то мы можем предположить, что ложки сделаны из разного материала.
Дети: Да! Ложки сделаны из разного материала.
Воспитатель: Правильно ложки сделаны из разного материала. А теперь убедимся с вами, что одна ложка сделана из металла, а другая из дерева. Возьмём с подноса железную ложку и опустим её в ёмкость с водой. Что произошло?
Дети: Ложка утонула.
Воспитатель: Ребята, ложка, которой мы едим, сделана из какого материала?
Дети: Ложка сделана из металла.
Воспитатель: А теперь опустим в воду ложку, которую принесли наши гости. Что произошло с ложкой?
Дети: Она плавает. Ложка не утонула.
Воспитатель: Деревянная ложка не утонула. Какой сделаем вывод?
Дети: Ложка сделана из дерева.
Воспитатель: Молодцы! А теперь с вами обобщим наши знания. Ложка, которая утонула, сделана из металла. Металл материал тяжёлый, поэтому он тонет. Ложка, которая плавает, сделана из дерева. Дерево материал лёгкий, поэтому он не тонет.
Воспитатель: Вот вам и вторая премудрость.
Воспитатель: А сейчас давайте с вами немного отдохнём, выходите в кружок, берите ложки
Физминутка «Весёлые ложкари»
Василисушка (педагог по изо): Ребята, а сейчас послушайте меня. Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали их. Их часто украшали, рисовали диковинные цветы, веточки, ягоды. Красота! Глаз не отвести от таких ложек!!! Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга. Геометрической резьбой украшены хотьковские ложки, росписью – хохломские; выжиганием – вятские. (показывает образцы росписи ложек). Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи. Мы с вами сегодня будет расписывать нашими ложки хохломской росписью. Основные элементы этой росписи - красные, сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, птицы, рыбы и звери… Традиционные цвета: чёрный, иногда зелёный, и красный на золотом фоне. Давайте попробуем расписать наши образцы ложек.
(Дети вместе с педагогом по изо расписывают нарисованные на листах бумаги ложки)
Василиса (педагог по изо) (по окончании работы): Вот вам и третья премудрость.
Василиса (муз.руководитель): В старину русские люди носили ложку при себе, за поясом или за голенищем сапога. Без своей ложки в гости не ходили. Если же в дом приходил гость, то хозяин ложки ему не подавал, а ждал, когда тот достанет свою ложку. Народ придумал и сложил много пословиц и поговорок о ложках.
Воспитатель: А мы знаем пословицы про ложки, давайте, ребята, вспомним их
• Дорога ложка к обеду
• Один с сошкой, а семеро с ложкой
• Ложка дегтя бочку меда испортит
• На незваного гостя не припасена и ложка
• Красна ложечка с похлёбочкой, а не сухая.
• В один рот двух ложек не впихнешь.
• Дорога ложка к обеду
• Каши мало, зато ложка большая
• Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, нам по лепешкам
• Ложка дегтя в бочке меда
• Не клади свою ложку туда, где нет твоей миски
• Пустая ложка рот царапает
• Что положишь в котел, то и попадет в ложку
• Что себе в миску накрошишь, то и в ложке у себя найдешь
• Красна ложка едоком, лошадь ездоком
• Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама
Василиса (педагог по изо): А в старину на ложках на Руси гадали. К примеру в кадку с водой клали ложки по числу родственников, заметив, которая – чья. Затем взбалтывали воду. Утром смотрели: если все ложки в груде, значит, в течении года все останутся в семье, если чья-нибудь отстала, значит, именно этот член семьи в этот год покинет её (выйдет замуж, женится, переедет или умрёт и т. д.) В качестве ритуального предмета русские крестьяне использовали ложку во время святочных гаданий – замораживали к Новому году воду в ложке: пузыри – к долгой жизни, ямка сверху к смерти.
Воспитатель: А мы знаем приметы про ложки
Дети:
• Если уронишь ложку – придёт женщина, если нож – мужчина.
• Две ложки в одной чашки – к свадьбе.
• Ложку на столе после обеда забыть – к гостю.
• Пролить соус из ложки – накликать семейную ссору
• Нельзя стучать ложками – от этого лукавый радуется, скликаются на обед злыдни.
• Нельзя оставлять ложку так, чтобы она опиралась ложкой о стол, а другим концом на миску: по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила.
Василиса (педагог по изо): Вот вам четвёртая премудрость.
Василиса (муз.руководитель): Ложки, ложки,
Расписные ложки,
Ложки золоченые,
Узоры крученые.
Хоть щи хлебай,
А хоть музыку играй!!!
Вот теперь, когда мы узнали историю ложки, настало время познакомиться с ними ближе. Давайте рассмотрим с вами ложки. Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Давайте попробуем (Держат ложки за ручки и ударяют друг о друга тыльными сторонами черпаков – «щеками»).
(Музыкальный руководитель исполняет на ложках прием «Лошадка»)
Угадайте, на что похож этот звук. А какой это звук?
Чтобы получился такой звук надо спрятать черпачок в ладошке, и постучать. Этот прием так и называется «Лошадка».
А если мы попробует стукнуть ложками, как бы скользя, представьте, что отряхиваем снег с варежек, получиться совсем другой звук. А называется такой приём игры «Маятник» (это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном)
«Мячики» – обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена.
«Плечики» – ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева.
«Линеечка» – ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу.
(дети повторяют приёмы игры на ложках)
Людей, которые играют на ложках, называют ложкари. Давайте и мы с вами поиграем на ложках под весёлую музыку.
(Звучит музыка и дети вместе с муз.руководителем играют на ложках, используя разные приёмы игры)
Василиса (муз.руководитель): Вот вам и пятая премудрость.
Воспитатель: Василисушки, а ведь ложки используются человеком не только, чтобы есть или как музыкальный инструмент, ещё в кулинарии пользуются мерными ложками (Чайные, десертные и столовые ложки)..
В медицине тоже используется мерная ложка (в сиропе от кашля).
Василиса (педагог по изо): Ребята, а ведь в старину на праздниках среди маленьких детей устраивались игры-забавы с яйцами и ложками: «Пронеси воду в ложке». «Пронеси яйцо в ложке». Давайте тоже с вами поиграем в игру «Пронеси – не урони»
(дети разделяются в команды, по сигналу бегут и проносят в ложке какой-либо предмет, стараясь его не уронить по пути).
Василиса (по изо): Вот сколько премудростей мы вам поведали, да и вы сами нам рассказали.
Василиса (муз.руководитель): Ну раз мы с вами разучили приёмы игры на ложках, то пора и песню про ложки спеть да на ложках сыграть. Но сначала последняя премудрость – «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось». Настоящие чудеса помогает нам творить дружба и сплоченность. Кто очень старается, у того и чудеса получаются. Давайте споём о наших ложках песню.
Песня «Наши ложки» З.Роот (дети поют и играют)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие?
- Что нового вы узнали о ложках?
- Из чего была сделана первая ложка?
- А каким приёмам игры на ложках мы научились?
(и другие вопросы)
Василисы (вместе): За старание, ребятки, получайте шоколадки. Надолго с вами не прощаемся. (Василисы прощаются с детьми)
Рекомендуем посмотреть:
Интегрированное занятие для детей старшей группы Конспект занятия по безопасности в старшей группе Интегрированное занятие с презентацией для детей старшей группы на тему: Осень Интегрированное занятие по развитию творческих способностей с использованием сказки в старшей группеПохожие статьи:
Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада. Дни недели
Конспект занятия в старшей группе на тему «Пустыня»
Конспект НОД по математике в детском саду в старшей группе. Длина, высота, ширина предметов
Конспект интегрированного занятия на тему «Животные» в старшей группе
Конспект занятия – путешествия для детей старшей группы ДОУ на тему: Птицы
Участник №21 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Игры, развлечения, праздники и забавы для детей» с 1 февраля по 30 апреля 2019 года
← Масленица в детском саду. Сценарий для детей старшей - подготовительной группы | Конспект тематического занятия для детей старшей группы "Великий праздник - День Победы" →
Автор: Юлия Владимировна Козлова
Опубликовано: 2070 дней назад (24 апреля 2019)
Просмотров: 3758
Рубрика: Без рубрики
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!