Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада. Дни недели
Интегрированное занятие в детском саду для детей старшего дошкольного возраста
Тема занятия: «Деля-неделя»
Скороговорка дня: «Делю-неделю на семь дней разделим».
Цели занятия: помочь детям запомнить названия дней недели; обсудить вопросы, связанные с активным отдыхом, интересными делами, которые можно делать в выходной всей семьей.
Оборудование и материалы: кукла Почемучкин, этимологический словарь или компьютер, имеющий доступ в Интернет.
Предварительная работа
Готовясь к обобщению знаний детей по данной теме, в беседах с ними будем делать акцент на понятиях «выходной», «будний день», «рабочие дни», названиях дней недели. Это станет также органичной частью знакомства с календарем. Если настенный календарь снабжен передвижным указателем дат, дети обычно с интересом и ответственностью относятся к поручению отмечать текущий день.
Творческая работа «Мой выходной». Особое внимание будем уделять обсуждению с детьми впечатлений, полученных ими за выходные. Обучение детей различным видам творчества, организации игр, поддержка естественных процессов развития соответствующих способностей одной из задач имеют организацию накопления у детей опыта и формирование стремления продуктивно и интересно проводить досуг.
Предложим детям дома вместе с родителями или в детском саду (на занятии по рисованию или в свободное время) выполнить рисунок на тему «Мой выходной». На нем можно отобразить одно самое яркое впечатление или сделать серию картинок. Дети легко осваивают жанр комикса, отвечающий стремлению многих ребят собрать в одном рисунке несколько событий.
Важнейшее условие работы, которое должно стать для взрослых законом, — сюжет рисунка определяется ребенком.
Часть I. А какой сегодня день?
Цели: формирование умения выявлять смысловую основу слов; развитие навыков словотворчества; использование умения передавать понятия и настроение при помощи пантомимы.
В гости к детям приходит Почемучкин. Он подружился с Букой — героем книги А. Усачева. Почемучкина волнуют те же вопросы, что и любопытного инопланетянина с планеты Бук.
Почемучкин. Здравствуйте, ребята! Сегодня я снова был в гостях у своей подруги Ани и беседовал с нашим новым знакомым с планеты Бук. Ас Бука рассказал нам, как называются дни недели на его планете, объяснил, почему они носят такие названия. А вот мы с Аней не смогли рассказать Ас Буке о названиях дней недели, принятых у нас.
Педагог. Ребята, чем мы можем помочь Ане и Почемучкину?
Учебная задача (по результатам обсуждения): вместе с Почемучкиным выяснить, откуда произошли названия дней недели, которыми мы пользуемся.
Что нам для этого понадобится? Наше умение вслушиваться в звучание слов, выделять их смысловую основу. Также понадобятся словари, которые могут рассказать о смысле слов, их происхождении.
Педагог предлагает Почемучкину рассказать об их беседе с Букой.
Чтение. А. Усачев «Ас Бука, или Пособие для маленьких детей и пожилых инопланетян», глава «День Д»:
«— Какой у нас сегодня день? — спросила Аня.
— Хороший, — сказал Бука.
— Я имею в виду день недели.
— Какой НЕДЕЛИ? — не понял Бука.
— Понимаешь, неделя делится на семь дней: понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу, субботу и воскресенье.
— Неправильно, — сказал Бука. — Это ДЕЛЯ делится на семь дней. А НЕДЕЛЯ не делится!
Аня решила не спорить.
— А у вас в неделе, то есть в ДЕЛЕ, тоже семь дней? — спросила она.
— А как же, — сказал Бука. — ДЕЛЬНИК, НЕДЕЛЬНИК, СИЛА, ЧИТВЕРГ, (ПЯТНИЦА, СУП БОГА, ВЫТРЯСЕНЬЕ».
Предложим детям догадаться, что делают буки в каждый из дней недели. При необходимости подсказкой послужат рисунки.
Проверим свои догадки — послушаем, что рассказал о днях дели Ас Бука: «В ДЕЛЬНИК буки делают дела, в НЕДЕЛЬНИК никто дел не делает, в СИДУ буки сидят дома, в ЧИТВЕРГ — читают, в СП ЯШИНУ - спят, в СУП БОТУ - варят суп и ходят в гости, а в ВЫТРЯС ЕНЬЕ вытрясают ковры и гостей и убирают в доме.
— А когда же они ходят на работу? — удивилась Аня.
— В ДЕЛЬНИК. У нас всего один выходной день, — зевая, сказал Бука.
— А у нас пять дней на работу ходят! — с завистью вздохнула Аня и подумала, что хорошо бы было, если бы папа и мама, как буки, ходили на работу один день в неделю.
— А праздники у вас есть? — спросила Аня. Но в ответ ей послышалось тихое похрапывание.
Тут Аня и без календаря догадалась, что наступает С ПЯТНИЦА».
Игра-разминка «Деля-неделя». Постараемся вспомнить и показать при помощи пантомимы, что делают буки в каждый из дней. Затем предложим детям по очереди «превращаться» в Буку и показывать, что он делал в дельник. Остальным детям нужно угадать, что же делал этот Бука? Все дети берутся помочь ему — выполняют аналогичные движения.
Еще одно задание в этой игре — показать, что дети умеют делать по дому, как помогают старшим.
Дидактическая игра «Кто это делает». Игроки получают карточки с изображениями людей, занятых различной деятельностью. По очереди они будут называть соответствующие действия, а остальные игроки говорить, кто обычно выполняет названное действие. Например: поет — певец, убирает снег — дворник, учит детей — воспитатель, учитель и т. д.
Часть II. Спроси слово
Цель: формирование умения выявлять смысловую основу слов, выделять в тексте необходимую информацию.
Выясняя, как и почему называются дни недели на планете Бук, мы научились работать со значением слов.
Педагог. Давайте вслушаемся в названия дней недели. Используя рисунки с изображением Буки в разные дни недели для ориентировки, будем рассуждать.
Понедельник — первый день недели, он ее начинает. Раньше говорили — «починает неделю», потому — понедельник. Есть и другое мнение о происхождении этого слова. Воскресенье раньше называли «неделя», а слово «понедельник» обозначало «после недели».
Вторник — второй день недели. Чтобы выяснить, откуда взялось название этого дня недели, достаточно посчитать дни по порядку.
Среда. Чтобы понять, что значит это слово в названии дней недели, подберем похожие слова: средний, средина (так раньше произносили слово «середина»). Среда — середина недели.
Четверг. Снова подберем похожие слова, ориентируясь на порядковый номер этого дня недели, получится «четвертый день».
Пятница. Рассуждаем по образцу — пятый день.
Суббота. Слово, обозначающее этот день недели, у многих народов звучит похоже и берет свое начало от слова «шаб- бат» — «отдых», «покой».
Воскресенье — седьмой день недели. Название имеет религиозное происхождение: день назван так в память о воскресении Христа.
Итог занятия. Общими усилиями составим рассказ о названиях дней недели. Почемучкин благодарит детей за помощь и отправляется к Ане, чтобы рассказать Ас Буке о том, как и почему называются дни недели у нас.
Последующая работа
Вслед за проектом «Наш календарь» может стартовать проект «Отличная неделя». Напротив названия дня недели вывешивается рисунок, фотография или записанная воспитателем информация о замечательных событиях, произошедших в этот день с детьми или в природе. В конце рабочей недели подводится итог.
Фестиваль идей «Мой выходной» и «Мы помогаем». С опорой на свои рисунки дети рассказывают о том, как они провели выходные. Почемучкин, воспитатель и дети обмениваются идеями о том, как интересно и с пользой для себя и других провести выходные дни.
Похожие статьи:
Занятие в средней группе детского сада. Деревенское подворье
Конспект занятия в средней группе на тему: Свойства стекла
Конспект занятия в средней группе: Безопасность в быту
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Правила поведения в цирке
Конспект занятия в детском саду «Приём гостей». Средняя группа
Нет комментариев. Ваш будет первым!