Конспект занятия в старшей группе на тему «Пустыня»
Интегрированное занятия в детском саду. Старший дошкольный возраст
Тема занятия «Пустыня»
Скороговорка дня: «Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали».
Цель занятия: знакомство с обитателями пустыни и характерными для них чертами приспособленности к обитанию в безводной местности.
Оборудование и материалы: персонаж — обезьянка Дуду, карточки с изображениями обитателей пустыни (верблюд, ящерица, верблюжья колючка), цветные карандаши.
Часть I. Пустыня — от слова «пусто»?
Цели: актуализация знаний детей о назначении и возможности использования в различных условиях предметов быта; развитие речи.
В гости к детям приходит Дуду.
Дуду. Я собираюсь ехать домой. Моя дорога пролегает через пустыню, и я хочу познакомить вас с ее обитателями. Я отправляюсь в путешествие на трех кораблях и приглашаю вас присоединиться.
Дидактическая игра «Что возьмем с собой в дорогу?» Рассмотрим рисунки, обсудим, какие предметы нам могут пригодиться в путешествии, что брать с собой нецелесообразно. Ответы необходимо аргументировать.
Дидактическая игра «Сравнение» (работа по рисунку «В пустыне»). Пустыни — очень необычные уголки Земли. Все в пустыне непривычно и непонятно. Для того чтобы лучше разобраться, попытаемся сравнить описание пустыни со знакомыми нам предметами и явлениями.
Пустыня — это желтое и голубое. Желтое — пески под ногами, вокруг, сколько видит глаз, и еще дальше — за горизонтом. Голубое — небо. Оно в пустыне такое же неоглядное, как и пески. Днем в пустыне жарко, как... (в печке), а ночью — холодно, как... (в холодильнике).
Горы золотистых песков — барханы. Барханы — похожи на морские... (волны). Белые болота, засыпанные солью, — солончаки. Рощицы кривых полузасохших деревьев — саксаульники. Такыры — глинистые лысины, гладкие и крепкие, как... (асфальт).
Ручьи и озера там без воды — летом вода пересыхает. Деревья без тени — на них нет листьев. Ветры не освежают — они горячие, как... (огонь). Дожди высыхают, не успев долететь до земли. Даже хорошей погодой в пустыне называют не сухую и солнечную, какая бывает у нас летом, а пасмурную и сырую, как погода... (осенью)! Только весной да осенью можно увидеть в пустыне зеленую травку. Кусты похожи на мотки колючей проволоки. Пусто в пустыне.
Но это только на первый взгляд. В пустыне много удивительных обитателей — птиц, зверей, ящериц и жуков. И происходят удивительные события... (По Н. Сладкову, «С севера на юг», «В песках».)
Настольный кукольный театр «Корабль пустыни».
Дуду. Вот и первый обитатель пустыни! Видите его? Кто это? (Верблюд.) Он-то нас и доставит к морю! А другого транспорта в пустыне нет и быть не может. Посмотрите внимательно и попробуйте догадаться, почему верблюда называют «кораблем пустыни».
Покажем детям, как верблюд движется среди барханов — как корабль по волнам. Обратим их внимание на спрятавшихся среди барханов обитателей пустыни: змею, тушканчика, ящерицу, белку, суслика, кактус, верблюжью колючку, перекати-поле.
Часть II. Золотые капли
Цели: знакомство с обитателями пустыни; формирование умения формулировать вопросы; развитие ловкости и координации движений.
Настольный кукольный театр «Среди барханов».
Дуду. В пустыне жарко. Солнце так и печет. А вокруг ни ручейка, ни даже лужицы. Верблюд, где ты берешь воду?
Верблюд. У меня она всегда с собой — в моих горбах. Отправляясь в дорогу, я хорошенько попил и теперь две недели могу обходиться без воды. А вообще мне достаточно той воды, что есть в верблюжьей колючке.
Дуду. Верблюжья колючка, а откуда ты воду берешь?
Верблюжья колючка. У меня очень длинные корни. Они уходят глубоко под песок, под землю и дотягиваются до подземных вод.
Дуду. Здорово! А ты, ящерица, как воду добываешь?
Ящерица. Я тоже воду из еды получаю и экономлю ее, зря не расходую, каждую капельку подбираю. Ведь вода у нас в пустыне ценнее золота!
Дуду. Мы тоже хотим научиться воду экономить, правда, ребята?
Обсудим с детьми, как можно экономить воду и почему нужно бережно к ней относиться.
Эстафета «Золотые капли». Дети делятся на три команды. Каждый участник должен будет добежать до ведерка, набрать воды в пластиковый стакан и двигаться обратно к старту. Игрокам нужно идти по прочерченной дорожке, стараясь не пролить воду.
Вся принесенная игроками вода сливается в банку или другие емкости. Победит команда, сумевшая набрать больше воды.
Дуду приглашает всех занять место на корабле, который отвезет ее домой. Вместе с детьми она прощается с обитателями пустыни.
Настольный кукольный театр «По морям, по волнам». Дети «плывут» на корабле. Желтые «волны» в настольном кукольном театре меняются на синие, педагог поднимает карточки с изображениями различных морских животных. Дети приветствуют их: «Здравствуй, кит (осьминог, акула, дельфин, медуза)!» Если дети не знают, кто перед ними, нового обитателя морских просторов называет Дуду.
Дуду. Вот я и дома! До свидания, ребята! Вас ждет еще один корабль — воздушный. Летите домой! До встречи!
Последующая работа
На занятии по развитию речи или в свободное время вернемся к рисунку «В пустыне». Постараемся найти на нем отгадки к загадкам.
Здесь песок один повсюду,
Дождик здесь подобен чуду.
Прямо с самого утра
Здесь ужасная жара.
И воды мы не найдем
Здесь, ребята, днем с огнем. (Пустыня)
От восхода до заката
В небе — яркая заплата.
Все мечтают об одном:
Чтоб заплата оторвалась,
А под нею оказалась
Туча с проливным дождем! (Солнце.)
Кто в составе каравана,
Выгнув шею гордо,
Вдаль идет через барханы,
Важный и двугорбый? (Верблюд.)
По пустыне гонит ветер
Горы желтого песка.
Как зовутся горы эти,
Вы подумайте пока. (Барханы.)
Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать —
Строить, сыпать и играть. (Песок.)
Мала и легка,
Под цвет песка.
Можно поймать,
Да за хвост не поднять! (Ящерица.)
Лента пестрая ползет.
Разбегается народ —
Яд в ее зубах таится.
Убегай и зверь, и птица! (Змея.)
От своей я норки старой
Далеко не ухожу.
Ног имею я две пары,
Но на двух ногах хожу. (Тушканчик.)
Если видишь ты в пустыне
Ручеек, деревья, дыни —
Помни сам, друзьям скажи:
Это только... (миражи).
Чистая — везде ценна,
А в пустыне знойной
На вес золота она.
Ты об этом помни! (Вода.)
В жарком лете я стою,
Шапкой зиму достаю! (Гора.)
Столб, наполненный водой,
Ах, колючий он какой! (Кактус.)
Жаркий день, а вот она
Так в пустыне холодна!
Как от нее укрыться?
В сухой песок зарыться! (Ночь.)
Сухие на диво, колючие ветки,
В пустыне они на барханах растут.
Их любят верблюды и даже их детки,
Они эти ветки охотно жуют. (Верблюжья колючка.)
Интересное явление, которое можно наблюдать в пустыне, — миражи. Можно не только рассказать детям о необычных картинах, которые путники иногда видят в небе над пустыней и среди песков, но и предложить их вниманию увлекательные задания по данной теме.
Дидактическая игра «Бывает — не бывает». Вниманию детей предлагаются изображения различных предметов и явлений. Нужно сказать, можно ли с этим встретиться в пустыне или это мираж.
Дидактическая игра «Угадай и дорисуй». Рассмотрим рисунки, выполненные на бумаге в клетку. Дети видят лишь часть изображения (миража), остальное скрыто «за линией горизонта» или «за барханами». Нужно дорисовать изображение по клеткам и догадаться, что перед ними. Возможно, сначала дети угадают, а потом будут рисовать.
Творческая работа «Миражи». Дети рисуют акварелью по сырому листу, под музыку. Готовому рисунку дается название.
Чтение. Р. Киплинг «Откуда у верблюда горб», А. Усачев «Верблюды». Обсудим, что общего в двух историях о верблюдах. Откуда взялся горб у верблюдов, если верить каждой из историй?
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе детского сада на тему «Отдых»
Конспект НОД в старшей группе на тему «Общение»
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Строительные профессии»
Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные промыслы»
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Молочная продукция»
Нет комментариев. Ваш будет первым!