Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект занятия в старшей группе на тему «Пустыня»

Интегрированное занятия в детском саду. Старший дошкольный возраст

Тема занятия «Пустыня»

Скороговорка дня: «Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали».

Цель занятия: знакомство с обитателями пустыни и характерными для них чертами приспособленности к обитанию в безводной местности.

Оборудование и материалы: персонаж — обезьянка Дуду, карточки с изображениями обитателей пустыни (верблюд, ящерица, верблюжья колючка), цветные карандаши.

Часть I. Пустыня — от слова «пусто»?

Цели: актуализация знаний детей о назначении и возможности использования в различных условиях предметов быта; развитие речи.

В гости к детям приходит Дуду.

Дуду. Я собираюсь ехать домой. Моя дорога пролегает через пустыню, и я хочу познакомить вас с ее обитателями. Я отправляюсь в путешествие на трех кораблях и приглашаю вас присоединиться.

Дидактическая игра «Что возьмем с собой в дорогу?» Рассмотрим рисунки, обсудим, какие предметы нам могут пригодиться в путешествии, что брать с собой нецелесообразно. Ответы необходимо аргументировать.

Дидактическая игра «Сравнение» (работа по рисунку «В пустыне»). Пустыни — очень необычные уголки Земли. Все в пустыне непривычно и непонятно. Для того чтобы лучше разобраться, попытаемся сравнить описание пустыни со знакомыми нам предметами и явлениями.

Пустыня — это желтое и голубое. Желтое — пески под ногами, вокруг, сколько видит глаз, и еще дальше — за горизонтом. Голубое — небо. Оно в пустыне такое же неоглядное, как и пески. Днем в пустыне жарко, как... (в печке), а ночью — холодно, как... (в холодильнике).

Горы золотистых песков — барханы. Барханы — похожи на морские... (волны). Белые болота, засыпанные солью, — солончаки. Рощицы кривых полузасохших деревьев — саксаульники. Такыры — глинистые лысины, гладкие и крепкие, как... (асфальт).

Ручьи и озера там без воды — летом вода пересыхает. Деревья без тени — на них нет листьев. Ветры не освежают — они горячие, как... (огонь). Дожди высыхают, не успев долететь до земли. Даже хорошей погодой в пустыне называют не сухую и солнечную, какая бывает у нас летом, а пасмурную и сырую, как погода... (осенью)! Только весной да осенью можно увидеть в пустыне зеленую травку. Кусты похожи на мотки колючей проволоки. Пусто в пустыне.

Но это только на первый взгляд. В пустыне много удивительных обитателей — птиц, зверей, ящериц и жуков. И происходят удивительные события... (По Н. Сладкову, «С севера на юг», «В песках».)

Настольный кукольный театр «Корабль пустыни».

Дуду. Вот и первый обитатель пустыни! Видите его? Кто это? (Верблюд.) Он-то нас и доставит к морю! А другого транспорта в пустыне нет и быть не может. Посмотрите внимательно и попробуйте догадаться, почему верблюда называют «кораблем пустыни».

Покажем детям, как верблюд движется среди барханов — как корабль по волнам. Обратим их внимание на спрятавшихся среди барханов обитателей пустыни: змею, тушканчика, ящерицу, белку, суслика, кактус, верблюжью колючку, перекати-поле.

Часть II. Золотые капли

Цели: знакомство с обитателями пустыни; формирование умения формулировать вопросы; развитие ловкости и координации движений.

Настольный кукольный театр «Среди барханов».

Дуду. В пустыне жарко. Солнце так и печет. А вокруг ни ручейка, ни даже лужицы. Верблюд, где ты берешь воду?

Верблюд. У меня она всегда с собой — в моих горбах. Отправляясь в дорогу, я хорошенько попил и теперь две недели могу обходиться без воды. А вообще мне достаточно той воды, что есть в верблюжьей колючке.

Дуду. Верблюжья колючка, а откуда ты воду берешь?

Верблюжья колючка. У меня очень длинные корни. Они уходят глубоко под песок, под землю и дотягиваются до подземных вод.

Дуду. Здорово! А ты, ящерица, как воду добываешь?

Ящерица. Я тоже воду из еды получаю и экономлю ее, зря не расходую, каждую капельку подбираю. Ведь вода у нас в пустыне ценнее золота!

Дуду. Мы тоже хотим научиться воду экономить, правда, ребята?

Обсудим с детьми, как можно экономить воду и почему нужно бережно к ней относиться.

Эстафета «Золотые капли». Дети делятся на три команды. Каждый участник должен будет добежать до ведерка, набрать воды в пластиковый стакан и двигаться обратно к старту. Игрокам нужно идти по прочерченной дорожке, стараясь не пролить воду.

Вся принесенная игроками вода сливается в банку или другие емкости. Победит команда, сумевшая набрать больше воды.

Дуду приглашает всех занять место на корабле, который отвезет ее домой. Вместе с детьми она прощается с обитателями пустыни.

Настольный кукольный театр «По морям, по волнам». Дети «плывут» на корабле. Желтые «волны» в настольном кукольном театре меняются на синие, педагог поднимает карточки с изображениями различных морских животных. Дети приветствуют их: «Здравствуй, кит (осьминог, акула, дельфин, медуза)!» Если дети не знают, кто перед ними, нового обитателя морских просторов называет Дуду.

Дуду. Вот я и дома! До свидания, ребята! Вас ждет еще один корабль — воздушный. Летите домой! До встречи!

Последующая работа

На занятии по развитию речи или в свободное время вернемся к рисунку «В пустыне». Постараемся найти на нем отгадки к загадкам.

Здесь песок один повсюду,

Дождик здесь подобен чуду.

Прямо с самого утра

Здесь ужасная жара.

И воды мы не найдем

Здесь, ребята, днем с огнем.    (Пустыня)

 

От восхода до заката

В небе — яркая заплата.

Все мечтают об одном:

Чтоб заплата оторвалась,

А под нею оказалась

Туча с проливным дождем!    (Солнце.)

 

Кто в составе каравана,

Выгнув шею гордо,

Вдаль идет через барханы,

Важный и двугорбый?    (Верблюд.)

 

По пустыне гонит ветер

Горы желтого песка.

Как зовутся горы эти,

Вы подумайте пока.   (Барханы.)

 

Он и желтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать —

Строить, сыпать и играть.    (Песок.)

 

Мала и легка,

Под цвет песка.

Можно поймать,

Да за хвост не поднять!    (Ящерица.)

 

Лента пестрая ползет.

Разбегается народ —

Яд в ее зубах таится.

Убегай и зверь, и птица!    (Змея.)

 

От своей я норки старой

Далеко не ухожу.

Ног имею я две пары,

Но на двух ногах хожу.    (Тушканчик.)

 

Если видишь ты в пустыне

Ручеек, деревья, дыни —

Помни сам, друзьям скажи:

Это только... (миражи).

 

Чистая — везде ценна,

А в пустыне знойной

На вес золота она.

Ты об этом помни!   (Вода.)

 

В жарком лете я стою,

Шапкой зиму достаю!   (Гора.)

 

Столб, наполненный водой,

Ах, колючий он какой!    (Кактус.)

 

Жаркий день, а вот она

Так в пустыне холодна!

Как от нее укрыться?

В сухой песок зарыться!   (Ночь.)

 

Сухие на диво, колючие ветки,

В пустыне они на барханах растут.

Их любят верблюды и даже их детки,

Они эти ветки охотно жуют.   (Верблюжья колючка.)

Интересное явление, которое можно наблюдать в пустыне, — миражи. Можно не только рассказать детям о необычных картинах, которые путники иногда видят в небе над пустыней и среди песков, но и предложить их вниманию увлекательные задания по данной теме.

Дидактическая игра «Бывает — не бывает». Вниманию детей предлагаются изображения различных предметов и явлений. Нужно сказать, можно ли с этим встретиться в пустыне или это мираж.

Дидактическая игра «Угадай и дорисуй». Рассмотрим рисунки, выполненные на бумаге в клетку. Дети видят лишь часть изображения (миража), остальное скрыто «за линией горизонта» или «за барханами». Нужно дорисовать изображение по клеткам и догадаться, что перед ними. Возможно, сначала дети угадают, а потом будут рисовать.

Творческая работа «Миражи». Дети рисуют акварелью по сырому листу, под музыку. Готовому рисунку дается название.

Чтение. Р. Киплинг «Откуда у верблюда горб», А. Усачев «Верблюды». Обсудим, что общего в двух историях о верблюдах. Откуда взялся горб у верблюдов, если верить каждой из историй?

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе детского сада на тему «Отдых»

Конспект НОД в старшей группе на тему «Общение»

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Строительные профессии»

Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные промыслы»

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Молочная продукция»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!