Занятие по познанию в детском саду для старших дошкольников
Тема: Общаемся друг с другом
Цель: Уточнить знания о средствах общения людей; развивать фантазию, любознательность; воспитывать добрые чувства к сверстникам, желание общаться; наладить новые контакты в мире детей.
Ход занятия
- Давным-давно жил-был человек, была у него семья. Дружно жили они семьей, ходили на охоту, ловили рыбу, собирали ягоды.
И вот однажды на дороге повстречал человек еще одного человека. Они так обрадовались друг другу, им так захотелось рассказать о многом, спросить о чем-нибудь. Подумайте, ребята, как общались люди? (Улыбнулись друг другу, спросили по-своему; может быть, не поняли сначала друг друга, показывали жестами, мимикой и т. д.)
- Правильно, есть средства общения, когда люди понимают друг друга даже без слов. Мимика и жесты помогают выразить те чувства, которые вы испытываете.
Но людям иногда хотелось сохранить в памяти интересные истории, легенды, рассказать их своим детям, внукам. Так люди придумали рисунки. Рисовали не так, как мы - карандашами на бумаге. Рисовали острыми камнями на скалах. Такие рисунки сохранились на века. Их не стерли дождь и ветер, солнце и снег. По рисункам можно догадаться об образе жизни этих людей: на кого они охотились, как одевались, какие растения любили и т.д.
А еще через много лет люди придумали вот такие значки. Что это? (Буквы.) Правильно, это буквы. Египтяне изобрели письмо 4000 лет тому назад. Египетские знаки называются иероглифами. Люди пишут по-разному: мы пишем слева направо, а китайцы пишут сверху вниз. Сначала писали углем или мелом на камнях, потом палочкой на глиняных табличках, затем изобрели письмо на папирусных листьях чернилами. Чернила делали из древесного угля, смешанного с водой и клеем. Позже люди стали делать пергамент из шкур животных.
Так зарождалась письменность, появились первые книги. Книги были очень дорогие. Первые книги на Руси переписывали монахи в монастырях. Они выводили каждую букву, разрисовывали страницы. Требовалось много времени и труда, чтобы создавать такие книги вручную. Основатели слявянской письменности были Кирилл и Мефодий. 550 лет назад был изобретен печатный станок, который усовершенствовался, и сейчас печатать книги намного легче.
К сожалению, на свете есть слепые люди, которые не видят букв, не умеют читать глазами. Но зато они умеют читать пальцами рук. Книги для слепых печатаются рельефными точками, которые называются шрифтом Брайля.
Сейчас все люди грамотные, умеют читать и писать, поэтому им легко общаться при помощи письма. Человек может написать на бумаге всё, что он хочет.
- А вы, ребята, можете общаться друг с другом? Расскажите, кому писали письма ваши мамы или папы?
- Но иногда бывает так, что какое-то сообщение надо срочно передать. Какие средства связи и общения придумали люди? (Телефон, телеграф.) Какие еще средства связи и общения существуют в наше время? (Письмо, радио, телефакс, телетайп, телевидение, сотовая связь и т.д., газеты, журналы...)
- Правильно, все это - средства связи и общения между людьми.
Благодаря связи людям стало легче общаться, передавать необходимую информацию.
- Представьте себе, что было бы без связи на железнодорожном вокзале или в аэропорту, как могли бы работать скорая помощь или служба спасения. Всё средства связи придумали люди, такие же, как и мы с вами. Но мысль человеческую нельзя остановить. Человек всегда находит правильное, умное решение в трудных ситуациях. Может, в будущем появятся новые средства связи для общения людей. Что это будут за средства связи, предстоит придумать вам, когда вы вырастете. Но сегодня мы можем немного помечтать и пофантазировать. (Рассказы детей о средствах связи XXI века.)
Похожие статьи:
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Молочная продукция»
Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные промыслы»
Конспект НОД в старшей группе детского сада на тему «Отдых»
Занятие в старшей группе на тему: Спорт - это здоровье
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Строительные профессии»