Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Осенняя экскурсия в лес, 2 класс. Окружающий мир. Конспект

Конспект экскурсии по окружающему миру в начальной школе. Тема: В лесу
Цели: расширить представления о лесе как растительном сообществе; закрепить понятия «растение», «животное», «кустарник», «дерево», «трава», «лес»; учить находить признаки отличия неживой и живой природы осенью по сравнению с летом; провести наблюдения за поведением лесных животных; продолжить эстетическое и экологическое воспитание.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход экскурсии
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний (работа в классе).
1. Наблюдения за растениями (деревьями).
Учитель. Мы попали в удивительный природный мир, который называется лесом. Что же необычного вы видите?

Учащиеся. Много деревьев и кустарников, в разноцветной окраске листья.
Учитель. Кто из вас уже бывал в лесу? Я вижу, что лишь несколько детей посещали лес. Как много он таит загадок, но мы будем стараться их отгадывать. Лес - это дом для живых существ, многоэтажное здание. На каждом этаже размещаются свои растения, насекомые, птицы, звери; между ними устанавливаются взаимосвязи, которые помогают им существовать. И вот мы пришли к лесу в гости. Поэтому мы должны выполнять правила, чтобы не разрушить ту связь, которая установилась в лесном доме. Внимательно посмотрите на внешний вид леса. Опишите его. (Ответы детей.)
Учитель. Найдите главный признак леса, назовите его.
Учащиеся. В лесу произрастает много деревьев. Их признак - один толстый стебель, который называется стволом.
Учитель. Я назову два дерева. Кто знает эти растения? Дуб и осина.


Первый ученик расскажет о признаках дуба, какого цвета ствол, какой формы листья, есть ли плоды на дереве и кто ими питается. Второй ученик расскажет по этому плану об осине. Третий ученик проведет сравнение, какое растение выше, чей ствол толще, чьи листочки больше по длине и ширине. Чтобы провести сравнение размеров, необходимо знать толщину ствола, ветвей, листьев, плодов. Эту работу лучше выполнять, записывая результаты в небольшой блокнот.

2. Наблюдения за растениями (кустарниками).
Учитель. Посмотрите на окраску плодов-крылаток. (Учащиеся выполняют.) Какому растению принадлежит это чудо? Подобные плоды вы видели на дереве около школы.
Учащиеся. Это клен.
Учитель. Правильно, но только он называется - клен татарский.

Присмотритесь, у растения много ветвей отходит от земли, значит - это кустарник. Какой кустарник вы видите рядом?
Учащиеся. Это - шиповник.

Учитель. На его веточках выросты-шипы, которые больно колют кожу, но плоды очень полезны. В них много витамина С. Видите интересный кустарник? Обратите внимание на его стебли. Посмотрите, что заметно?
Учащиеся. На стеблях белые образования и красные плоды висят на ножке.
Учитель. Это растение называется - бересклет бородавчатый, именно за выросты ему дали такое название.

3. Наблюдения за насекомыми.
Учитель
. Среди его нежных веточек любят скрываться прожорливые хищники. Кто они, отгадайте? Восемь ног, как восемь рук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк.
Учащиеся. Это паук.
Учитель. У него четыре пары ног и он умеет плести паутину, куда попадают разные насекомые, и пауки их съедают.

Учитель. Какие насекомые летают в лесу? Постарайтесь отметить видимые признаки.
Учащиеся. Вот очень красивая бабочка, у нее четыре крыла, шесть лапок. Хорошо видна толстенькая грудка, вытянутое брюшко и голова с двумя усиками. По этим признакам она отличается от паука. Крылышки по краям со светлой полоской, а все тело черного цвета.
Учитель. Очень хорошо описали признаки отличия насекомых от пауков, теперь вы не перепутаете их. А бабочку зовут траурницей.

Она легко переносит зиму, погружаясь в глубокий сон, а весной вновь возвращается к жизни.

4. Наблюдения за птицами.
Учитель.
Каких животных было много летом, а сейчас не только не видно, но и не слышно?
Учащиеся. Летом в лесу много птиц. Они выхаживают птенцов, носят им корм. А осенью птицы собираются к отлету, песен никто не поет.
Учитель. Кто стучит по дереву?

Учащиеся. Это дятел.
Учитель. Почему он стучит по стволу?
Учащиеся. Дятел пробивает кору и длинным языком вытаскивает насекомых - вредителей дерева.
5. Наблюдения за животными.
Учитель. Какого зверя мы можем с вами увидеть? Послушайте загадку.
Сердитый недотрога живет в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки ни одной.
Учащиеся. Загадка про ежа.

Учитель. Расскажите, чем питается еж.
Учащиеся. Еж питается в основном насекомыми и их личинками, слизнями, улитками, дождевыми червями. Особое лакомство для него представляют личинки комаров, многоножки. Могут есть лягушек, змей, ящериц, птенцов, мышей, а также плоды и ягоды.
Учитель. Как еж защищается от хищников?
Учащиеся. Большое количество игл на спине и способность сворачиваться в колючий шар помогает ежу защищаться.
Учитель. Опишите внешний вид животного.
Учащиеся. Ежи мелкие животные. Спина и верхняя часть боков покрыта короткими твердыми иглами, поверхность которых гладкая, окраска двух-трехцветная, а концы сильно заострены. Брюхо и нижняя часть боковых сторон покрыты довольно длинной и жесткой шерстью. Морда у ежа вытянутая, на ее конце находятся ноздри. Ноги и хвост короткие, пальцы с когтями.
Учитель. Опишите поведение ежа.
Учащиеся. Ежи активны в сумерки и ночью. На поиски пищи еж выходит после заката и возвращается в убежище с рассветом. При поиске пищи еж использует слух и чутье. Гнездо зверька помещается под кустом, в углублении почвы, под корягой. Ложе гнезда выстлано прошлогодним листом, мхом и стеблями злаков. В этом убежище он зимует в спячке, которая продолжается до тех пор, пока не стает снег и не прекратятся сильные ночные заморозки. Врагами ежа являются волк, лисица, дикие кошки, филин.

III. Организация и проведение наблюдений в природе.
(Групповая работа.)
Разбив класс на группы, можно предложить выполнить следующую работу.
Задания.
1. Проведите сравнение окраски листьев у растений, растущих во дворе школы.
2. Определите, где больше желтых, оранжевых или красных листьев - на верхушке, в середине или в низу дерева.
3. Найдите цветущие растения у здания школы и в затемненном месте, определите, сколько видов цветет в разных условиях.
4. Определите, где больше плодов у одного вида растения, произрастающего в разных условиях.
5. Соберите листья с разных растений и сложите в гербарную папку, сделав соответствующие подписи.
Результаты работы записываются в блокнот. Обсуждение и выводы делаются в классе.
IV. Итог урока.
Учитель. Составьте рассказ об увиденном на экскурсии по плану:
1. Какие признаки осени в неживой природе можно наблюдать?
2 По каким признакам отличаются деревья, кустарники и травы?
3. С какими видами растений вы познакомились?
4 Какие изменения происходят с наступлением осени у птиц, с которыми вы познакомились на экскурсии?
Учитель. Вот и закончилось наше путешествие в волшебный, удивительный природный мир, название которому - лес. Интересно вам было? Скажем «спасибо» нашему другу-лесу и пожелаем ему спокойно перезимовать.
Домашнее задание.
Составьте рассказ о том, что сумели увидеть и за чем понаблюдать.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Время. УМК «Перспектива» Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Времена года. УМК «Перспектива» Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Красные дни календаря. УМК «Перспектива» Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Осенние месяцы. УМК «Перспектива»

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Шестиногие и восьминогие. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Как разные животные готовятся к зиме. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Осенний труд. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Зимние месяцы. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Звездное небо зимой. УМК «Перспектива»

Про Пасху для детей младшего школьного возраста | Праздник книги в библиотеке. Сценарий для младших школьников
Опубликовано: 1236 дней назад (4 августа 2021)
Просмотров: 2486
+3
Голосов: 3
Комментарии (1)
Вера Антоненко # 27 августа 2021 в 13:59 0
Как у Вас всё здесь интересно, познавательно и красиво.
Спасибо!