Осенняя экскурсия в лес, 2 класс. Окружающий мир. Конспект
Конспект экскурсии по окружающему миру в начальной школе. Тема: В лесу
Цели: расширить представления о лесе как растительном сообществе; закрепить понятия «растение», «животное», «кустарник», «дерево», «трава», «лес»; учить находить признаки отличия неживой и живой природы осенью по сравнению с летом; провести наблюдения за поведением лесных животных; продолжить эстетическое и экологическое воспитание.Оборудование: компьютер, проектор.
Ход экскурсии
I. Организационный момент.II. Актуализация опорных знаний (работа в классе).
1. Наблюдения за растениями (деревьями).
Учитель. Мы попали в удивительный природный мир, который называется лесом. Что же необычного вы видите?
Учащиеся. Много деревьев и кустарников, в разноцветной окраске листья.
Учитель. Кто из вас уже бывал в лесу? Я вижу, что лишь несколько детей посещали лес. Как много он таит загадок, но мы будем стараться их отгадывать. Лес - это дом для живых существ, многоэтажное здание. На каждом этаже размещаются свои растения, насекомые, птицы, звери; между ними устанавливаются взаимосвязи, которые помогают им существовать. И вот мы пришли к лесу в гости. Поэтому мы должны выполнять правила, чтобы не разрушить ту связь, которая установилась в лесном доме. Внимательно посмотрите на внешний вид леса. Опишите его. (Ответы детей.)
Учитель. Найдите главный признак леса, назовите его.
Учащиеся. В лесу произрастает много деревьев. Их признак - один толстый стебель, который называется стволом.
Учитель. Я назову два дерева. Кто знает эти растения? Дуб и осина.
Первый ученик расскажет о признаках дуба, какого цвета ствол, какой формы листья, есть ли плоды на дереве и кто ими питается. Второй ученик расскажет по этому плану об осине. Третий ученик проведет сравнение, какое растение выше, чей ствол толще, чьи листочки больше по длине и ширине. Чтобы провести сравнение размеров, необходимо знать толщину ствола, ветвей, листьев, плодов. Эту работу лучше выполнять, записывая результаты в небольшой блокнот.
2. Наблюдения за растениями (кустарниками).
Учитель. Посмотрите на окраску плодов-крылаток. (Учащиеся выполняют.) Какому растению принадлежит это чудо? Подобные плоды вы видели на дереве около школы.
Учащиеся. Это клен.
Учитель. Правильно, но только он называется - клен татарский.
Присмотритесь, у растения много ветвей отходит от земли, значит - это кустарник. Какой кустарник вы видите рядом?
Учащиеся. Это - шиповник.
Учитель. На его веточках выросты-шипы, которые больно колют кожу, но плоды очень полезны. В них много витамина С. Видите интересный кустарник? Обратите внимание на его стебли. Посмотрите, что заметно?
Учащиеся. На стеблях белые образования и красные плоды висят на ножке.
Учитель. Это растение называется - бересклет бородавчатый, именно за выросты ему дали такое название.
3. Наблюдения за насекомыми.
Учитель. Среди его нежных веточек любят скрываться прожорливые хищники. Кто они, отгадайте? Восемь ног, как восемь рук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк.
Учащиеся. Это паук.
Учитель. У него четыре пары ног и он умеет плести паутину, куда попадают разные насекомые, и пауки их съедают.
Учитель. Какие насекомые летают в лесу? Постарайтесь отметить видимые признаки.
Учащиеся. Вот очень красивая бабочка, у нее четыре крыла, шесть лапок. Хорошо видна толстенькая грудка, вытянутое брюшко и голова с двумя усиками. По этим признакам она отличается от паука. Крылышки по краям со светлой полоской, а все тело черного цвета.
Учитель. Очень хорошо описали признаки отличия насекомых от пауков, теперь вы не перепутаете их. А бабочку зовут траурницей.
Она легко переносит зиму, погружаясь в глубокий сон, а весной вновь возвращается к жизни.
4. Наблюдения за птицами.
Учитель. Каких животных было много летом, а сейчас не только не видно, но и не слышно?
Учащиеся. Летом в лесу много птиц. Они выхаживают птенцов, носят им корм. А осенью птицы собираются к отлету, песен никто не поет.
Учитель. Кто стучит по дереву?
Учащиеся. Это дятел.
Учитель. Почему он стучит по стволу?
Учащиеся. Дятел пробивает кору и длинным языком вытаскивает насекомых - вредителей дерева.
5. Наблюдения за животными.
Учитель. Какого зверя мы можем с вами увидеть? Послушайте загадку.
Сердитый недотрога живет в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки ни одной.
Учащиеся. Загадка про ежа.
Учитель. Расскажите, чем питается еж.
Учащиеся. Еж питается в основном насекомыми и их личинками, слизнями, улитками, дождевыми червями. Особое лакомство для него представляют личинки комаров, многоножки. Могут есть лягушек, змей, ящериц, птенцов, мышей, а также плоды и ягоды.
Учитель. Как еж защищается от хищников?
Учащиеся. Большое количество игл на спине и способность сворачиваться в колючий шар помогает ежу защищаться.
Учитель. Опишите внешний вид животного.
Учащиеся. Ежи мелкие животные. Спина и верхняя часть боков покрыта короткими твердыми иглами, поверхность которых гладкая, окраска двух-трехцветная, а концы сильно заострены. Брюхо и нижняя часть боковых сторон покрыты довольно длинной и жесткой шерстью. Морда у ежа вытянутая, на ее конце находятся ноздри. Ноги и хвост короткие, пальцы с когтями.
Учитель. Опишите поведение ежа.
Учащиеся. Ежи активны в сумерки и ночью. На поиски пищи еж выходит после заката и возвращается в убежище с рассветом. При поиске пищи еж использует слух и чутье. Гнездо зверька помещается под кустом, в углублении почвы, под корягой. Ложе гнезда выстлано прошлогодним листом, мхом и стеблями злаков. В этом убежище он зимует в спячке, которая продолжается до тех пор, пока не стает снег и не прекратятся сильные ночные заморозки. Врагами ежа являются волк, лисица, дикие кошки, филин.
III. Организация и проведение наблюдений в природе.
(Групповая работа.)
Разбив класс на группы, можно предложить выполнить следующую работу.
Задания.
1. Проведите сравнение окраски листьев у растений, растущих во дворе школы.
2. Определите, где больше желтых, оранжевых или красных листьев - на верхушке, в середине или в низу дерева.
3. Найдите цветущие растения у здания школы и в затемненном месте, определите, сколько видов цветет в разных условиях.
4. Определите, где больше плодов у одного вида растения, произрастающего в разных условиях.
5. Соберите листья с разных растений и сложите в гербарную папку, сделав соответствующие подписи.
Результаты работы записываются в блокнот. Обсуждение и выводы делаются в классе.
IV. Итог урока.
Учитель. Составьте рассказ об увиденном на экскурсии по плану:
1. Какие признаки осени в неживой природе можно наблюдать?
2 По каким признакам отличаются деревья, кустарники и травы?
3. С какими видами растений вы познакомились?
4 Какие изменения происходят с наступлением осени у птиц, с которыми вы познакомились на экскурсии?
Учитель. Вот и закончилось наше путешествие в волшебный, удивительный природный мир, название которому - лес. Интересно вам было? Скажем «спасибо» нашему другу-лесу и пожелаем ему спокойно перезимовать.
Домашнее задание.
Составьте рассказ о том, что сумели увидеть и за чем понаблюдать.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Время. УМК «Перспектива» Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Времена года. УМК «Перспектива» Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Красные дни календаря. УМК «Перспектива» Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Осенние месяцы. УМК «Перспектива»Похожие статьи:
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Шестиногие и восьминогие. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Как разные животные готовятся к зиме. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Осенний труд. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Зимние месяцы. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Звездное небо зимой. УМК «Перспектива»
← Про Пасху для детей младшего школьного возраста | Праздник книги в библиотеке. Сценарий для младших школьников →
Опубликовано: 1236 дней назад (4 августа 2021)
Просмотров: 2486
Рубрика: Конспекты уроков в начальной школе
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (1)
|
||
|